Реферат: ЕГЭ по биологии 2012 спецификация PDF - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ЕГЭ по биологии 2012 спецификация PDF

ЕГЭ » ЕГЭ по биологии 2012 спецификация PDF
СПЕЦИФИКАЦИЯ
контрольных измерительных материалов
единого государственного экзамена 2012 года по БИОЛОГИИ
1. Назначение КИМ ЕГЭ
Определение уровня биологической подготовки выпускников средней
(полной) общеобразовательной школы в целях отбора для поступления в высшие учебные заведения.
Создание условий, обеспечивающих эквивалентность результатов
вступительных экзаменов на всем образовательном пространстве Российской Федерации. Результаты единого государственного экзамена по биологии признаются
общеобразовательными учреждениями среднего
профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования и засчитываются при поступлении в вузы.
Экзамен по биологии ориентирован как на профильный, так и на
базовый уровень Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии 2004 г. и является экзаменом по выбору.
2. Документы, определяющие содержание КИМ Содержание контрольных измерительных материалов определяется на
основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ ЕГЭ
Основу разработки КИМ ЕГЭ составляет инвариантное ядро
содержания биологического образования, которое находит отражение в стандарте 2004 г. для базового и профильного уровня, различных учебных программах по биологии, рекомендованных Минобрнауки России для использования в общеобразовательных учреждениях.
БИОЛОГИЯ, 11 класс 2
Контрольные измерительные материалы проверяют усвоение
школьниками знаний и умений основных разделов курса биологии: «Растения», «Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и его здоровье», «Общая биология». Это позволяет охватить проверкой основное содержание курса, обеспечить валидность контрольных измерительных материалов. Содержание КИМ ЕГЭ не выходит за пределы курса биологии средней школы и не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ведется преподавание в школе.
В экзаменационной работе преобладают задания по разделу «Общая
биология», поскольку в нем интегрируются и обобщаются фактические знания, полученные в основной школе, рассматриваются общебиологические закономерности, проявляющиеся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести: клеточную, хромосомную, эволюционную теории; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы.
Задания, контролирующие степень овладения знаниями и умениями,
охватывают наиболее существенные вопросы содержания курса биологии и проверяют сформированность у школьников научного мировоззрения и биологическую компетентность.
4. Структура КИМ ЕГЭ Экзаменационная работа состоит из трех частей. Часть 1 (А) содержит 36 заданий с выбором одного верного ответа из
четырех, из них 26 – базового и 10 – повышенного уровня.
Часть 2 (В) включает 8 заданий повышенного уровня: 3 – с выбором
нескольких верных ответов из шести; 4 – на соответствие между биологическими объектами, процессами и явлениями; 1 – на определение последовательности явлений и процессов.
Часть 3 (С) включает 6 заданий со свободным развернутым ответом:
1 – повышенного и 5 – высокого уровня.
5. Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений
и способам деятельности
Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков,
представленных в кодификаторе. Содержание этих блоков направлено на проверку знания экзаменуемым основных положений биологических законов, теорий, закономерностей, правил, гипотез; строения и признаков биологических объектов; сущности биологических процессов и явлений; особенностей строения и жизнедеятельности организма человека; современной биологической терминологии и символики.
В экзаменационной работе контролируется сформированность у
школьников различных общеучебных умений: использовать биологическую терминологию; узнавать объекты живой природы; обосновывать процессы и явления; устанавливать причинно-следственные связи; проводить анализ,
обобщение, формулировать выводы; решать биологические задачи; использовать теоретические знания в практической деятельности.
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»
включает материал о достижениях биологии; методах исследования; роли ученых в познании окружающего мира; об общих признаках биологических систем; основных уровнях организации живой природы; о роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.
Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит
задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.
Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует
усвоение знаний о вирусах; об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях; о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки; защите среды от загрязнения мутагенами; наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике; селекции организмов и биотехнологии; выявляет уровень овладения умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления; применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.
В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира»
проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно- следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.
Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень
усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать
вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов
жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.
В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания,
направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволюции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений характеризовать критерии вида, причины и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания.
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»
составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, о цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы.
В экзаменационной работе, кроме того, предусматривается проверка
различных видов умений и способов действий: объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Варианты КИМ разрабатываются на основе кодификатора элементов
содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2012 года по биологии (см. кодификатор).
6. Распределение заданий КИМ по уровню сложности
Экзаменационная работа по биологии предусматривает проверку
содержания биологического образования и различных видов умений и способов деятельности учащихся на разных уровнях сложности (таблица
).
Таблица
Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности Число заданий Интервал
заданий Всего Часть 1 Часть 2 Часть 3 выполнения заданий
Базовый 26 26 – – 60–90%
Повышенный 19 10 8 1 30%–60%
Высокий 5 – – 5 5%–30%
Итого 50 36 8 6
На базовом уровне проверяются наиболее существенные элементы
содержания курса биологии основной и средней (полной) школы, сформированность у школьников научного мировоззрения и биологической компетентности:
- владение биологической терминологией и символикой;
- знание основных методов изучения живой природы, наиболее важных
признаков биологических объектов, особенностей
организма человека, гигиенических норм и правил здорового образа жизни, экологических основ охраны окружающей среды;
- понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущности биологических процессов и явлений;
- умение распознавать биологические объекты по их описанию и рисункам, решать простейшие биологические задачи, использовать биологические знания в практической деятельности.
Основным критерием для отбора заданий базового уровня являются
статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их трудности (более 65%).
На повышенном уровне проверяется овладение учащимися более
сложными и разнообразными видами учебной деятельности:
- знание сущности биологических процессов, явлений,
общебиологических закономерностей;
- умения определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
- умения устанавливать взаимосвязи организмов, процессов, явлений; выявлять общие и отличительные признаки; составлять схемы пищевых цепей; применять знания в измененной ситуации.
Основным критерием для отбора заданий повышенного уровня
являются статистические характеристики выполнения каждого задания и мера их трудности (3060%).
Задания высокого уровня предусматривают развернутый свободный
ответ и направлены на проверку:
- умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
- умений применять знания в новой ситуации; устанавливать причинно-следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания; обобщать и формулировать выводы;
- умений решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Основным критерием для отбора заданий высокого уровня являются
статистические характеристики выполнения заданий с развернутым свободным ответом и мера их трудности (10–30%).
7. Система оценивания выполнения отдельных заданий и
экзаменационной работы в целом
Верное выполнение каждого задания базового и повышенного уровня
части 1 (А) оценивается 1 баллом. Задания части 2 (В) оцениваются от 0 до 2 баллов. Задание части 3 С1 повышенного уровня оценивается от 0 до 2 баллов, С2–С6 высокого уровня – от 0 до 3 баллов в зависимости от полноты и правильности ответа.
Максимальное число баллов за всю работу – 69. Ответы на задания части 1(А) и части 2(В) автоматически
обрабатываются после сканирования бланков ответов № 1.
Ответы на задания части 3(С) проверяются экспертной комиссией, в
состав которой входят методисты, опытные учителя биологии,
преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа.
В соответствии с Порядком проведения единого государственного
экзамена, утверждаемым приказом Минобрнауки России (п.53), «баллы за ответы участника ЕГЭ на задания экзаменационной работы с развернутым ответом определяются, исходя из следующих положений:
• если баллы двух экспертов совпали, то полученный балл является окончательным;
• если установлено несущественное расхождение в баллах,
выставленных двумя экспертами, то окончательный балл определяется как среднее арифметическое баллов двух экспертов с округлением в большую сторону;
• если установлено существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, то назначается проверка ответа участника ЕГЭ… третьим экспертом.»
Существенным считается расхождение в 2 и более баллов оценки за
выполнение любого задания.
Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для
поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при
условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального.
8. Продолжительность ЕГЭ по биологии На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:
1) для каждого задания части 1 (А) – 1–2 минуты;
2) для каждого задания части 2 (В) – до 5 минут;
3) для каждого задания части 3 (С) – 10–20 минут.
9. Изменения в КИМ 2012 г. в сравнении с КИМ 2011 г.
В целом сохранена структура экзаменационной работы 2011 г. Внесены следующие изменения. 1. В линии А36 вводится новый формат заданий повышенного уровня
сложности с выбором верного (неверного) суждения. Эти задания контролируют знания общебиологических закономерностей и умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения.
2. Знания об эволюции органического мира и экологических
закономерностях на повышенном уровне контролируются в одной линии А35, поскольку линия А36 выделена под новый формат задания.
3. В части 2 (В) увеличено число заданий на сопоставление
биологических объектов, явлений, процессов. Это вызвано необходимостью разграничить содержание проверки знаний и умений учащихся на клеточно- организменном и надорганизменных уровнях организации жизни, что позволит более полно оценить качество освоения материала за старшую школу.
4. В части 2 (В) уменьшено число заданий на определение
последовательности биологических объектов, явлений, процессов. Это обусловлено спецификой содержания биологического материала, не позволяющего разнообразить задания данного типа, поскольку многие биологические процессы протекают параллельно и не поддаются четкому разграничению.
© 2012 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
8 -
за
балл
ответом примерный ( Максималь ный выполнение задания
Приложение с кратким Уровень сложности задания Б 1 1 Б Б 1 Б 1 1 Б 1 Б Б 1 1 Б Б 1 Б 1 Б 1
биологии за дания – В П – повышенный к ов г .) 2011 Федер а ции
по ),
года 2012 ВО ( ответа – 60–90%), – 10–30%). Коды требований уровню подготовки скник выпу ( по кодификатору 1.4, 2.1.1, 2.6.1 1.1.1, 1.2.1 1.2.1, 2.5.1, 2.5.3 1.2.2, 1.3.2, 1.4 1.2.3. 1.4, 1.3.2, 1.3.3 1.1.1, 1.1.3, 1.1.4, 1.1.5, 1.4 1.1.3, 1.1.4, 2.3 1.1.4, 2.1.4, 2.1.8 1.2.3, 1.3.1, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 1.3.1, 1.3.3, 2.5.3 и нау к и Российской
работы й с выбором выполнения выполнения ряемых г .) 1 2.7 3.1 3.4 3.5 4.4 образования
– задания процент процент Коды прове элементов содержания ( по кодификатору 2011 Часть 1.1, 1.2 2.1, 2.2 2.3, 2.4 3.2, 3.3 3.6, 3.7 4.1, 4.2, 4.3 р у в сфере
экзаменационно план Обобщенный ответов А и бланке : в работе ( РО ответом ). ( : базовый – Б примерный задания высокий примерный – – 30–60%), ( В элемент содержания ы тод как к а . Ме ы нау нау ч ного . Признаки организации и у ровни прир оды теория . Многообразие клеток , строение состав : химический , органоидов – единица . генетическая живого клеток . Виру сы организмов . Онтогенез орган измов , ее задачи , основные ие понятия ости наследственности . че ловека изменчивости ости организмов . . Бактерии ь ность , , жизнедеятел . Строение и е цветковых растений ба по надзо Федеральная сл уж © 2012
с развернутым Проверяемые нкции
Биология познания живой Клеточная Клетка фу Клетка Деление Разнообразие Воспроизведение Генетика генетическ Закономерн Генетика Закономерн Многообразие Грибы Растения размножен
класс заданий -
, 11 С задания – сложности выполнения Обозна чение задания в работе А 1 2 А 3 А 4 А 5 А 6 А А 7 8 А А 9 10 А 11 А
ОГИЯ ), - -
БИОЛ Обозначения ( КО Уровни процент Поряд ковый номер зада ния 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
9 10
1 Б Б 1 1 Б 1 Б 1 Б 1 Б 1 Б 1 Б Б 1 1 Б 1 Б 1 Б Б 1 1 Б Б 1 1 П П 1 П 1 1 П П 1 1 П П 1 П 1 П 1 1 П 2 П П 2 2 П
а ции а ции
Федер Федер
2.7.2 2.6.2 2.6.3 2.5.4 3.1.1 2.7.1 1.1.5 2.8 2.9.2
2.1.6, 2.1.7 1.5, 2.7.2 2.9.1, 2.9.2
1.2.3, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 2.5.3, 2.8 1.2.3, 1.3.1, 1.5, 2.5.3 1.2.3, 1.3.1, 1.5, 2.5.3 1.2.3, 1.5, 2.1.8 3.1.2, 3.1.3, 2.1.3, 2.1.8 1.2.4, 1.3.5, 2.5.2 1.1.1, 1.3.5, 2.1.1 1.1.1, 1.1.2, 1.1.5, 2.1.2, 1.1.4, 1.2.4, 1.3.6, 2.4, к и Российской 1.1.2, 2.1.5, 2.1.7, 2.9.2, 1.3.1, 2.2.1, 2.7.2 1.3.2, 1.3.3, 2.7.3 2.1.3, 2.1.4, 2.3, 2.6.4, 1.1.2, 1.3.4, 1.4, 3.1.4 2.5.3, 2.7.1, 2.8 1.5, 2.1.7, 2.1.8, 2.7.2 1.2.4, 1.3.6, 2.1.5, 2.1.6, 2.2.2, 2.6.3, 2.7.1, 2.7.4, 2.1, 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.9 2.5.2, 2.6.1, 2.7.1, 2.7.3, 2.5.1, 2.6.1, 2.7.1, 2.7.2, 2.1.2, 2.1.5, 2.1.6, 2.2.2, 2.6.3, 2.7.2, 2.7.4, 2.9.1, к и Российской
и нау и нау
4.5 4.6 4.7 5.1 5.2 5.3 5.4 1.5, 5.6 6.1 6.2 6.3 1.3.5, 7.1 2.1.5, образования 3.1–3.7, 2 образования
6.4, 6.5 7.2, 7.3 7.4, 7.5 2.2.–2.4 2.2.1, 2.5, 2.6 3.4–3.7 3.8, 3.9 5.1–5.3 5.4, 5.5 6.1 –6.5 7.1–7.5
2.7, 3.2, 3.3 3.1, 4.1–4.7
6.1–6.5, 7.1–7.5 Часть 2.1.– 2.7, 3.1– 3.8 4.1–4.7, 5.1–5.6 6.1–6.5, 7.1–7.5
р у в сфере р у в сфере
: . .
е отделы растений . Основны покрытосеменных . Классы г оклеточные и мно типы . Основные , их характеристика . членистоногих животные . Основные , их классы . Органы . Ткани органов , системы , дыхания , выделения : органов , системы . Органы - двигательная , покровная , , лимфообращен и я . и развитие человека среда организма . чело т ренняя века нитет веществ . Обмен и эндокринная ловека системы че ляция о р альная у м регу ловека че . Факторы здоровья живой оды . прир . Вид ляция . Видообразование . Движу силы ие теория щ эволюции льтаты . Доказательства о р ганизмов и пу ти . Напр авления ка челове . Происхождение . факторы организмов Цепи , ее . компоненты . Разнообразие и развитие . Агроэкосистемы сл © 2012 по ба уж Федеральная надзо в биосфере г оворот . Кру веществ е в биосфер е изменения рно и химическая нкциональная к ту - фу клетки . Энергетический клетки м обмен . Реакции матричного синтеза клетки . Воспроизведение ие . Влияние закономерности на аппарат генетический тагенов клетки . Биотехнология организмов жизнедеятельности организма . Нейрог регу ляция уморальная . нервная . Высшая . мира органическ ого ие щ и прису им ости 2.2–2.7, закономерности знаний о и применение - организменном у ровне жизни о и применение знаний организмов и человеке и применение о знаний и эволюции сис т емах ого мира Федеральная уж по © 2012 надзо ба сл
Многообразие растений Одноклеточные животные беспозвоночных Классы Хордовые характеристика Человек пищеварения Человек опорно кровообращения Размножение Вну Имму Нервная Нейрог Гигиена и риска Эволюция Попу Эволюционная эволюции Резу эволюции Макроэволюция эволюции Экологические Взаимоотношения Экосистема питания экосистем Биосфера Глобальны Стру организация Метаболиз и фотосинтез Деление организмов Генетическ му и организма Селекция Многообразие Процессы человека Человек Анализаторы деятельность Эволюция Экосистемы закономерн Общебиологические Обобщение клеточно организации Обобщение многообразии Обобщение надорганизменных органическ
класс класс
, 11 А 12 А 13 А 14 15 А А 16 17 А 18 А 19 А А 20 21 А А 22 А 23 24 А А 25 , 11 А 26 27 А 28 А А 29 А 30 31 А 32 А А 33 34 А 35 А 36 А 1 В 2 В 3 В
ОГИЯ ОГИЯ
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39
БИОЛ БИОЛ
11
69
2 П П 2 П 2 П 2 2 П П 2 3 В В 3 3 В В 3 В 3 – 26 Б П – 19 – 5 В
а ции
Федер
2.7.3 2.9.2 2.9
2.7.4, 2.8
2.7.1, 2.7.3, 2.8 2.1.5, 2.1.6, 2.1.8, 1.5 2.1.2, 2.1.4, 2.1.6, 2.1.7, 2.2.1, 2.5.1, 2.7.1, 2.7.2, 2.1.2, 2.1.6, 2.2.2, 2.5.2, 2.5.4, 2.6.2, 2.6.3, 2.7.4, 2.1.1, 2.1.2, 2.6.1, 2.6.3, 2.7.1, 2.7.2, 2.4, 2.7.3, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 2.1.3, 2.1.5, 2.1.8, 1.3.6 2.2, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8 1.5, 2.1, 2.2, 2.6, 2.7, 2.8, 2.1, 2.2, 2.6, 2.7, 2.8, 2.9 к и Российской
и нау
4.2–4.7 5.1–5.6 3 7.1–7.5 2.1–7.5 4.1–4.7, 5.1–5.5 6.1–6.5, 7.1–7.5 2.1–2.7 2.3 3.5 2.3 – 36 ВО КО – 8 РО – 6 образования
2.1–2.7, 3.1–3.9 6.1–6.5, 7.1–7.6 2.2–2.7, 3.1–3.9, 4.2–4.7, 5.1–5.6, 6.1–6.5, 7.1–7.5 Часть 2.1–2.7, 3.1–3.9, 4.1–4.7, 5.1–5.6, Итого
р у в сфере
ностей и строения особен разных организмов строения особен и ностей человека организма объектов биолог ических , , проявляющихся , явлений на - организменном у ровне жизни , ических объектов биолог , явлений на , проявляющихся о в н я х жизни ур последо вательности объектов , , процессов в биологических знаний практико сит - я х ( у аци ие ) задан нком или рису знаний и применение о и многообразии организмов в новой знаний и применение мира органическ эволюции об ого закономерностях по дач цитологии на за ситуации в новой знаний дач на генетике по применение за ии ситуац уж Федеральная по надзо сл ба © 2012
с текстом в новой
нкционирования нкционирования у ации
Сопоставление фу царств Сопоставление фу Сопоставление процессов клеточно организации Сопоставление процессов надорганизменных Установление биологических явлений Применение практических ориентированное Работа Обобщение человеке Обобщение сит и экологических Решение применение Решение знаний
класс
, 11 В 4 В 5 В 6 В 7 8 В 1 С С 2 С 3 4 С 5 С 6 С А – 36 – 8 В – 6 С
ОГИЯ
40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 50
БИОЛ