Реферат: ГИА химия 2009 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА химия 2009 спецификация

ЕГЭ » ГИА химия 2009 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 г.
(в новой форме) по ХИМИИ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по химии
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация экзаменационной работы для проведения
государственной итоговой аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)
по ХИМИИ
1.
Назначение экзаменационной работы– оценить общеобразователь-
ную подготовку по химии выпускников IХ класса общеобразовательных уч- реждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в про- фильные классы средней (полной) школы. 2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменацион- ной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе следую-
щих документов: 1)
Обязательный минимум содержания основного общего образования
по химии (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1236 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»). 2)
Федеральный компонент государственного стандарта основного об-
щего образования по химии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образо- вательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) обще- го образования»).
3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной ра-
боты Каждый вариант итоговой работы состоит из трех частей и включает 25 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы.
Часть 1 содержит 19 заданий с выбором ответа (базового уровня
сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3;…; А19.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня
сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3, В4.
Часть 3 содержит 2 задания с развернутым ответом (высокого уровня
сложности). Их обозначения в работе: С1 и С2.
Все задания в работе расположены в порядке нарастающей сложности.
Доля заданий базового, повышенного и высокого уровней сложности соста- вила в работе 76, 16 и 8 процентов (соответственно).
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей экзаме-
национной работы дает таблица 1.
2
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
% максимального
№ Части Число Максималь- первичного балла Тип заданий
п/п работы заданий ный первич- за данную часть рабо-
ный балл ты от общего
максимального пер-
вичного балла - 33
1 Часть 1 19 19 58% Задания с выбором от- вета
2 Часть 2 4 8 24% Задания с кратким от- ветом
3 Часть 3 2 6 18% Задания с развернутым ответом
4 Итого 25 33 100% Все типы
Каждая группа заданий итоговой работы имеет свое предназначение. Задания с выбором ответапроверяют на базовом уровне усвоение
значительного количества элементов содержания (23 из 28) из всех четырех содержательных блоков курса: знание языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа.
В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из 4-х вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания.
Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений,
верность которых следует оценить. Отличие предложенных разновидностей таких заданий состоит в алгоритмах поиска правильных ответов.
Задания с кратким ответом направлены как на проверку усвоения то-
го же материала, что и задания с выбором ответа, так и наиболее трудно ус- ваиваемых элементов содержания курса химии основной школы.
В экзаменационной работе 2008 г. предложены задания на выбор не-
скольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и одно задание на установление соответствия позиций, представлен- ных в двух множествах. Правильный ответ записывается в виде набора цифр.
При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа
требуется осуществить большее число учебных действий (операций). Напри- мер, необходимо определить, с какими из указанных в условии реагентами
3
будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.
Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволит осуще-
ствить последующую дифференциацию учащихся по уровню химической подготовки и на этой основе выставить им более высокие отметки («4» и «5»).
Задания с развернутым ответомнаиболее сложные в экзаменацион-
ной работе. Эти задания проверяют усвоение учащимися следующих элемен- тов содержания: способы получения и химические свойства различных клас- сов неорганических соединений, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у учащихся ком-
плексных умений: - объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их со- ставом и строением; взаимосвязь неорганических веществ; - проводитькомбинированные расчеты по химическим уравнениям.
В первом задании учащимся необходимо составить уравнения реакций,
отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ.
Второе задание – комбинированная задача, в основе которой два типа
расчетов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Включенные в работу задания распределены по содержательным бло-
кам: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неоргани- ческой химии. Представления об органических веществах», «Методы позна- ния веществ и химических явлений».
При составлении вариантов учитывалось соотношение элементов со-
держания каждого из блоков в структуре курса химии основной школы. На- пример, учтено, что в системе знаний, определяющей уровень подготовки выпускников, особенно важными являются элементы содержания блоков «Вещество» и «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах». По этой причине доля заданий по каждому из этих блоков составила соответственно 28% и 36% от общего числа всех зада- ний.
4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и
видам деятельности
4.1. При определении содержания проверочных заданий экзаменацион-
ной работы по каждому блоку учебного материала учитывалось, прежде все- го, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подго- товки выпускников основной школы по химии, наиболее значительный объ-
4
Таблица 2
Распределение заданий экзаменационной работы по содержательным блокам
(темам, разделам) курса химии
№ Содержательные Число Максималь- % от общего % элементов
п/п блоки заданий ный балл за максимального данного
выполнение балла – 33 блока в ко-
заданий ка- дификаторе
ждого блока
1 Вещество 7 8 24 25
2 Химическая реак- ция 6 7 22 21
3 Элементарные основы неоргани- ческой химии. Представления об органических ве- ществах 9 13 39 32
4 Методы познания веществ и хими- ческих явлений 3 5 15 22
5 ИТОГО 25 33 100% 100%
4.2. В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с об-
щими целями обучения химии в основной школе предлагаемые в итоговой работе задания ориентированы на проверку овладения определенными вида- ми умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпу- скников основной школы по химии.
Представление о распределении заданий по видам проверяемых уме-
ний дает таблица 3.
5
Таблица 3
Распределение заданий по видам проверяемых умений
Максимальный % от
№ Виды Число балл за выпол- общего
п/п проверяемых умений заданий нение заданий макси-
по каждому мального
виду умений балла – 33
1. Называть: 3 3 9
1.1 вещества по их химическим
формулам;
1.2 соединения изученных клас-
сов;
1.3 типы химических реакций.
2. Составлять: 3 3 9
2.1 формулы неорганических со-
единений изученных классов;
2.2 схемы, строения атомов пер- вых 20 элементов периодиче- ской системы Д.И. Менделее- ва;
2.3 уравнения химических реак-
ций.
3. Характеризовать: 9 11 33
3.1 химические элементы (от во-
дорода до кальция) на основе их положения в периодиче- ской системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
3.2 химические свойства веществ
различных классов неоргани- ческих и органических соеди- нений.
4. Объяснять: 4 8 25
4.1 физический смысл порядково-
го номера химического эле- мента, номеров группы и пе- риода, к которым принадлежит элемент в периодической сис- теме;
4.2 закономерности в изменении
свойств химических элементов и их соединений;
6
4.3 сущность химических реакций
(окислительно- восстановительных и ионного обмена);
4.4 взаимосвязь веществ.
5. Определять: 4 4 12
5.1 принадлежность веществ к оп-
ределенному классу;
5.2 типы химических реакций; 5.3 вид химической связи и сте-
пень окисления элементов;
5.4 возможность протекания реак-
ций ионного обмена.
6. Вычислять: 2 4 12
6.1 массовую долю химического
элемента в веществе;
6.2 массовую долю растворенного
вещества в растворе;
6.3 количество вещества, объем
или массу по количеству ве- щества, объему или массе реа- гентов или продуктов реакции.
Итого 25 33 100
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню слож-
ности
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня
сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 4).
Таблица 4
Распределение заданий по уровню сложности
Максимальный
Уровень слож- Число за- балл за выполнение % от общего макси-
ности даний заданий каждого мального
заданий уровня сложности балла (33)
Базовый 19 19 57,6%
Повышенный 4 8 24,2%
Высокий 2 6 18,2%
Итого 25 33 100%
7
6. Время выполнения работы
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, со-
ставляет:
1) для каждого задания части 1 – 3-4 минуты;
2) для каждого задания части 2 – 6-8 минут; 3) для каждого задания части 3 – до 10-14 минут.
Общая продолжительность работы составляет2 ч (120 минут).
7. Дополнительные материалы и оборудование
В аудитории во время экзамена у каждого экзаменующегося должны
быть следующие материалы и оборудование: - периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; - таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; - электрохимический ряд напряжений металлов; - непрограммируемый калькулятор.
8. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специа-
листам)
На экзамен в аудиторию не допускаются специалисты по химии. Ис-
пользование инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить со- блюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образовани- ем по данному предмету.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами)
осуществляют специалисты-предметники.
9. Рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзаменационной работе можно использовать все
комплекты учебников по химии для основной школы, имеющие гриф Мини- стерства образования и науки РФ.
10. Изменения в экзаменационной работе 2009 г. по сравнению с
2008 г.
Экзаменационная работа 2009 г. по своей структуре аналогична работе
2008 г. В ней сохранено общее количество заданий – 25, их распределение по частям работы и система оценивания заданий.
Незначительные изменения в работе произошли только в части 2: одно
задание с кратким ответом на множественный выбор заменено заданием на установление соответствия между позициями, представленными двумя мно- жествами. Эта форма заданий встречается в экзаменационной работе 11 клас- са и все активнее применяется в школьной практике.
12. План экзаменационной работыприведен в приложении 1.
8
Приложение 1
План демонстрационного варианта экзаменационной работы по химии
для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
Обозначе- Проверяемые элементы со- Прове- Коды про- Уровень Максималь- Примерное
зада- ние задания держания ряемые веряемых сложности ный балл за время вы-
ния в работе умения элементов задания выполнение полнения
содержа- задания задания
ния
1 А1 Строение атома. Строение электронных 2.2 1.1 Б 1 3
оболочек
атомов первых 20 элемен- тов периодической систе- мы Д.И.Менделеева.
2 А2 Периодический закон и периодическая 4.1 1.2 Б 1 3
система
химических элементов
Д.И.Менделеева.
3 А3 Строение молекул. Хими- ческая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. 5.2 1.3 Б 1 3
4 А4 Валентность химических элементов. Степень окис- ления химических эле- ментов. 5.3 1.4 Б 1 3
5 А5 Простые и сложные веще- ства. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неоргани- ческих соединений. 1.1 1.2 1.6 Б 1 3
6 А6 Химическая реакция. Ус- ловия и признаки проте- кания химических реак- ций. Химические уравне- ния. Сохранение массы веществ при химических реакциях. 2.3 5.1 2.1 Б 1 3
7 А7 Классификация химиче- ских реакций по различ- ным признакам: числу и составу исходных и полу- ченных веществ, измене- нию степеней окисления химических 1.3 2.2 Б 1 3
элементов,
поглощению и выделению энергии.
8 А8 Электролиты и неэлектро- литы. Катионы и анионы. 5.1 2.3 Б 1 3
9 А9 Электролитическая дис- 2.3 2.4 Б 1 3
социация кислот, щелочей
9
и солей (средних).
А10 Реакции ионного обмена и условия их осуществле- ния. 5.4 2.5 Б 1 4
А11 Химические свойства про- стых веществ: металлов и неметаллов. 3.2 3.1 Б 1 4
А12 Химические свойства ок- 3.2 3.2.1 Б 1 4
сидов: основных, амфотер- ных, кислотных.
А13 Химические свойства ос- нований. 3.2 3.2.2 Б 1 4
А14 Химические свойства ки- слот. 3.2 3.2.3 Б 1 4
А15 Химические свойства со- лей (средних). 3.2 3.2.4 Б 1 4
А16 Первоначальные сведения об органических вещест- вах: предельных и непре- дельных 1.1 3.4 Б 1 4
углеводородах
(метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсо- держащих
веществах:
спиртах (метаноле, этано- ле, глицерине), карбоно- вых кислотах (уксусной и стеариновой).
А17 Чистые вещества и смеси. Правила безопасной рабо- ты в школьной лаборато- рии. Лабораторная посуда и оборудование. Разделе- ние смесей и очистка ве- ществ. 3.2 1.5, Б 1 3
4.1
Приготовление
растворов.
А18 Определение характера 3.2 4.2, Б 1 3
среды растворов кислот и щелочей с помощью ин- дикаторов. Качественные реакции на ионы в раство- ре (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы). Качест- венные реакции на газо- образные вещества (ки- слород, водород, углекис- лый газ, аммиак). Получе- ние 4.3
газообразных ве-
ществ.
А19 Вычисления массовой до- ли химического элемента в веществе. 6.1 4.4.1 Б 1 4
В1 Периодический закон 4.2 1.2.1 П 2 7
Д.И.Менделеева. Законо- мерности 3.1
изменения
свойств элементов и их соединений в связи с по- ложением в периодиче- ской системе химических элементов.
21 В2 Химические свойства про- стых веществ и оксидов. 3.2 3.1, П 2 7
3.2.1
22 В3 Окислительно- восстановительные реак- ции. Окислитель и восста- новитель. 4.3 2.6 П 2 7
23 В4 Химические свойства ки- слот, оснований и солей (средних). 3.2 3.2.2, П 2 8
3.2.3,
3.2.4
24 С1 Взаимосвязь различных 4.4 3.3 В 3 12
классов неорганических
веществ.
25 С2 Вычисления массовой до- ли растворенного вещест- ва в растворе. Вычисление количества вещества, мас- сы или объема по количе- ству вещества, массе или объему одного из реаген- тов или продуктов реак- ции. 6.2 6.3 4.4.2, В 3 14
4.4.3
А – 19 Б – 19
В – 4 С – 2 П – 4
В - 2
Всего 25