Реферат: ГИА химия 2010 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА химия 2010

ЕГЭ » ГИА химия 2010
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего
образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1
Химия. 9 класс Используется с бланками ответов
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ
обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы
основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2010 года следует
иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, приведен в кодификаторе, размещенном на сайте www.fipi.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать
возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию
подготовки к сдаче экзамена по химии.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
Копирование не допускается
Химия. 9 класс Используется с бланками ответов Химия. 9 класс Используется с бланками ответов
Демонстрационный вариант 2010 года Часть 1
При выполнении заданий этой части из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. В бланке ответов № 1 справа от номера выполняемого вами задания (А1–А19) поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 2 часа (120 минут). Работа состоит из
3 частей, включающих 25 заданий.
Часть 1 содержит 19 заданий (А1 – А19). К каждому заданию дается
4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 4 заданий (В1 – В4), на которые нужно дать краткий A1 Число электронов во внешнем электронном слое атома, ядро которого содержит 8 протонов, равно
ответ в виде набора цифр. Ответы на задания частей 1 и 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.
1) 8 2) 2 3) 6 4) 4
Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким
ответом используйте поля бланка № 1 в области «Замена ошибочных ответов».
A2 Неметаллические свойства фосфора выражены сильнее, чем
Часть 3 включает 2 задания (С1 и С2), выполнение которых неметаллические свойства
предполагает написание полного, развернутого ответа с необходимыми уравнениями реакций и расчетами. Ответы на задания части 3 записываются на бланке № 2. 1) кислорода 2) азота 3) алюминия 4) хлора
При выполнении работы вы можете пользоваться периодической
системой химических элементов Д.И. Менделеева, таблицей растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимическим рядом напряжений металлов и непрограммируемым калькулятором.
A3 Ковалентная полярная связь образуется между атомами
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для 1) натрия и брома 2) серы и кислорода 3) водорода 4) калия и хлора
экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания и
полноты ответа дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.
A4 Атомы азота и углерода имеют одинаковую степень окисления в соединениях
1) NH 3 и CO
Желаем успеха! 2) NO 2 и ССl 4
3) N 2 O 3 и СО 2
4) Na 3 N и CH 4
A5 Сложным является каждое из двух веществ:
1) аммиак и серная кислота 2) медь и гидроксид натрия 3) сульфат бария и водород 4) вода и алмаз
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4
Копирование не допускается Копирование не допускается
Химия. 9 класс Используется с бланками ответов
A6 К химическим явлениям относится процесс
1) образования инея 2) плавления парафиновой свечи 3) горения древесины 4) распространения запаха духов
A7 Какая из записей соответствует уравнению окислительно-восстановительной реакции?
1) CO 2 + Ca(OH) 2 = CaCO 3 + H 2 O
2) 2HBr + Na 2 O = 2NаBr + H 2 O
3) H 2 SО 4 + BаO = BаSО 4 + H 2 O
4) 2NO 2 + H 2 O = HNO 3 + HNO 2
A8 Вещество, при диссоциации которого образуется сульфид-ион, имеет формулу
1) Na 2 S
2) S 3) K
2 SO 3
4) CuSO 4
A9 3 моль катионов образуется при полной диссоциации 1 моль
1) фосфата натрия 2) нитрата алюминия 3) хлорида железа(III) 4) гидроксида кальция
A10 Выделение газа происходит при нагревании раствора, содержащего ионы
1) NH 4 + и SO 4 2–
2) H + и SiO 3 2–
3) H + и OH –
4) NH 4 + и OH –
A11 И кислород, и водород вступают в реакцию с
1) FeO 2) CaO 3) NH
3
4) H 2 S
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5
A12 Оксид магния реагирует с
1) KCl 2) NaOH 3) SO
3
4) BaSO 4
A13 При взаимодействии гидроксида железа(II) с раствором серной кислоты образуются
1) FeSO 4 и H 2 O
2) Fe 2 (SO 4 ) 3 и H 2 O
3) FeSO 4 и H 2
4) Fe 2 (SO 4 ) 3 и H 2
A14 В реакцию с соляной кислотой вступает
1) хлорид натрия 2) карбонат натрия 3) нитрат натрия 4) сульфат натрия
A15 С раствором сульфата меди (II) реагирует
1) Fe(OH) 3
2) Zn 3) H
2 SiO 3
4) MgO
A16 Какое из органических веществ вступает в реакцию с водородом?
1) метан 2) этан 3) этанол 4) этилен
A17 Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного оборудования и правилах хранения препаратов бытовой химии?
А. Для отбора определенного объема жидкости используют мерный
цилиндр.
Б. Средства бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов
питания.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6
A18 В лаборатории имеются следующие растворы реактивов
А) лакмус Б) K 2 SO 4 В) фенолфталеин Г) Ca(OH) 2
Д) метилоранж Е) AgNO 3 Ж) NaOH З) Ba(NO 3 ) 2
Для установления качественного состава соляной кислоты необходимо воспользоваться реактивами, указанными под буквами:
1) А и Б 2) В и Г 3) Д и Е 4) Ж и З
A19 Массовая доля хлора в оксиде хлора(VII) равна
1) 19,4% 2) 24,0% 3) 30,5% 4) 38,8%
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр, которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. При переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
При выполнении заданий В1 и В2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и запишите цифры, под которыми они указаны. 4
B1 В ряду химических элементов As – P – N
1) увеличиваются радиусы атомов 2) увеличивается электроотрицательность 3) усиливаются кислотные свойства их высших оксидов 4) возрастает значение высшей степени окисления 5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
атомов
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7
B2 Оксид меди (II) реагирует с
1) водой 2) азотной кислотой 3) фосфатом калия 4) водородом 5) хлором
При выполнении заданий B3 и В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите под соответствующими буквами таблицы.
B3 Установите соответствие между схемами превращения веществ и изменениями степени окисления серы.
СХЕМЫ ПРЕВРАЩЕНИЙ ИЗМЕНЕНИЯ СТЕПЕНИ
ОКИСЛЕНИЯ СЕРЫ
A) H 2 S + O 2 → SO 2 + H 2 O 1) Э +4 → Э +6
Б) H 2 SO 4 + Na → Na 2 SO 4 + H 2 S + H 2 O 2) Э +6 → Э -2
В) SO 2 + Br 2 + H 2 O → H 2 SO 4 + HBr 3) Э +6 → Э +4
4) Э -2 → Э +6
5) Э -2 → Э +4
Ответ: А Б В
B4 Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ
A) Fe(OH) 2 → t 1) Fe(OH) 3 ↓ + NaCl
Б) FeCl 3 + NaOH → 2) Fe + H 2 O
В) H 2 SO 4(р-р) + Fe → 3) FeSO 4 + H 2 ↑
4) FeO + H 2 O
5) Fe 2 (SO 4 ) 3 + H 2 ↑
6) Fe 2 O 3 + H 2 O
Ответ: А Б В
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
Часть 3
Для ответов на задания этой части (С1 и С2) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2), затем развернутый ответ к нему.
C1 Дана схема превращений:
Cu → CuCl → Cu OH ( ) → t X .
2 2 1
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
C2 Через 40 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 6% пропустили углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н. у.)
вступившего в реакцию газа.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 9
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Система оценивания экзаменационной работы по химии
Части 1 и 2
Верное выполнение каждого задания Части 1 (А1–А19) оценивается 1
баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если указан только один номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
В Части 2 задание с кратким ответом считается выполненным верно,
если в заданиях В1–В4 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задания В1–В4 ставится 2 балла, если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
№ задания Ответ № задания Ответ
А1 3 А12 3
А2 3 А13 1
А3 2 А14 2
А4 2 А15 2
А5 1 А16 4
А6 3 А17 3
А7 4 А18 3
А8 1 А19 4
А9 1 В1 23
А10 4 В2 24
А11 1 В3 521
В4 413
Часть 3
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом
C1 Дана схема превращений:
Cu → CuCl 2 → Cu OH ( ) 2 → t X 1 .
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращенное ионное уравнение реакции.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 11
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Написаны уравнения реакций, соответствующие схеме превращений: 1) Cu + Cl
2 = CuCl 2
2) CuCl 2 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + 2NaNO 3
3) Cu(OH) 2 → t CuO + H 2 O
Составлено сокращенное ионное уравнение второго превращения: 4) 2OH
- + Cu 2+ = Cu(OH) 2
Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы. 4 Правильно записаны 3 уравнения реакций. 3 Правильно записаны 2 уравнения реакций. 2 Правильно записано 1 уравнение реакции. 1 Все элементы ответа записаны неверно. 0
Максимальный балл 4
C2 Через 40 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 6% пропустили углекислый газ до образования карбоната натрия. Вычислите объем (н. у.)
вступившего в реакцию газа.
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) 1) Составлено уравнение реакции: 2NaOH + CO
2 = Na 2 CO 3 + H 2 O
2) Рассчитана масса и количество вещества гидроксида натрия, содержащегося в растворе: m (NaOH) = m
(p-pа) • ω/100 = 40 • 0,06 = 2,4 г
n (NaOH) = m (NaOH)/ M (NaOH) = 2,4 : 40 = 0,06 моль 3) Определен объем газообразного вещества, вступившего в реакцию: по уравнению реакции n (CO
2 ) = 1/2n (NaOH) = 0,03 моль
V (CO 2 ) = n (CO 2 ) • V m = 0,03 • 22,4 = 0,67 л
Критерии оценивания Баллы
Ответ правильный и полный, включает все названные элементы. 3 Правильно записаны 1-й и 2-й элементы из названных выше. 2 Правильно записан один из названных выше элементов (1-й или 2-й).
1
Все элементы ответа записаны неверно. 0
Максимальный балл 3
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 12
Копирование не допускается