Реферат: ГИА химия 2010 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА химия 2010 спецификация

ЕГЭ » ГИА химия 2010 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ХИМИИ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего
образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ХИМИИ обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы основного
общего образования
1. Назначение экзаменационной работы– оценить общеобразовательную
подготовку по химии выпускников IХ класса образовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.
Результаты экзамена могут быть приняты во внимание при приеме
учащихся в профильные классы средней (полной) школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу
экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
следующих документов:
1) Обязательный минимум содержания основного общего образования
по химии (Приказ Минобразования России от 19.05.1998 г. № 1236).
2) Федеральный компонент государственного образовательного
стандарта основного общего образования по химии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Преемственность содержания экзаменационных материалов ГИА-9 и ЕГЭ
При разработке содержания экзаменационной работы принято во
внимание то, что основная масса выпускников девятых классов, выбравших экзамен по химии, в перспективе планирует продолжить изучение химии в средней (полной) школе на профильном уровне. Согласно этому при отборе содержания для проведения ГИА за курс основной школы учитывалась значимость отбираемых элементов содержания в общей системе химических знаний, формируемых на этапе основной школы. С другой стороны, принималось во внимание то, какие из проверяемых элементов содержания получат свое дальнейшее развитие в курсе химии X
– XI классов.
4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Каждый вариант итоговой работы состоит из трех частей и включает
25 заданий. Одинаковые по форме представления и уровню сложности задания сгруппированы в определенных частях работы.
Часть 1 содержит 19 заданий с выбором ответа (базового уровня
сложности). Их обозначение в работе: А1; А2; А3;…; А19.
Часть 2 содержит 4 задания с кратким ответом (повышенного уровня
сложности). Их обозначение в работе: В1; В2; В3, В4.
Часть 3 содержит 2 задания с развернутым ответом (высокого уровня
сложности). Их обозначения в работе: С1 и С2.
Задания в работе расположены по принципу постепенного нарастания
уровня их сложности. Доля заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности составила в работе 76, 16 и 8 процентов (соответственно).
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
Общее представление о количестве заданий в каждой из частей
экзаменационной работы дает таблица 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части Число Максималь- Процент Типы заданий
п/п работы заданий ный максимального
первичный первичного балла за
балл за данную часть работы
выполнение (от общего
заданий максимального
первичного балла –
34)
1 Часть 1 19 19 55,9% Задания с выбором ответа
2 Часть 2 4 8 23,5% Задания с кратким ответом
3 Часть 3 2 7 20,6% Задания с развернутым ответом
4 Итого: 25 34 100% Все типы
Каждая группа заданий итоговой работы имеет свое предназначение. Задания с выбором ответапроверяют на базовом уровне усвоение
значительного количества элементов содержания (23 из 28) из всех четырех содержательных блоков курса – знание: языка науки, основных химических понятий, общих свойств классов неорганических и органических соединений, металлов, неметаллов; признаков классификации элементов, неорганических и органических веществ, химических реакций; знания о видах химических связей и др.
В работе представлены две разновидности заданий с выбором ответа.
В первом случае учащимся для выполнения задания необходимо выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа.
Другая разновидность заданий предполагает наличие двух суждений,
верность которых следует оценить. Различие предложенных разновидностей таких заданий состоит в алгоритмах поиска правильных ответов.
Задания с кратким ответом наряду с элементами содержания,
проверяемыми заданиями с выбором ответа, проверяют на повышенном уровне усвоение следующего учебного материала: «закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с их положением в периодической
системе химических элементов Д. И. Менделеева»;
«химические свойства изученных классов неорганических веществ», «окислительно-восстановительные реакции».
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3
В экзаменационной работе 2010 года предложены три задания на выбор
нескольких правильных ответов из предложенного перечня (множественный выбор) и одно задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах. Правильный ответ записывается в виде набора цифр.
Выполнение заданий данного вида предусматривает осуществление
большего числа учебных действий (операций). Например, необходимо определить, с какими реагентами будет взаимодействовать то или иное вещество; определить окислитель и восстановитель в химических реакциях и др.
Выполнение заданий повышенного уровня сложности позволяет
осуществлять дифференциацию учащихся по уровню их подготовки и на этой основе выставлять им более высокие отметки («4» и «5»).
Задания с развернутым ответом – наиболее сложные в
экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.
Выполнение заданий этого вида предполагает наличие у учащихся
комплексных умений:
- объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их
составом и строением; взаимосвязь неорганических веществ;
- проводитькомбинированные расчеты по химическим уравнениям. Всего в работе предложено два задания с развернутым ответом. При
выполнении первого задания необходимо составить уравнения реакций, отражающих взаимосвязь между веществами, принадлежащими к различным классам (группам) неорганических веществ.
Второе задание представляет собой комбинированную задачу, в основе
которой два типа расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Включенные в работу задания распределены по содержательным
блокам: «Вещество», «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах», «Методы познания веществ и химических явлений».
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию,
проверяемым умениям и видам деятельности
При определении содержания проверочных заданий экзаменационной
работы учитывалось, какой объем каждый из содержательных блоков занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников основной школы по химии, наиболее значительный объем занимают элементы содержания блока
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4
Таблица 2.1. Распределение заданий экзаменационной работы по
содержательным блокам (темам, разделам) курса химии
Содержательные Число Максималь- Процент от Процент
п/п блоки заданий ный максималь- элементов
первичный ного данного блока в
балл за первичного кодификаторе
выполнение балла – 34
заданий
каждого
блока
1 Вещество 7 8 23,5% 25%
2 Химическая реакция 6 8 23,5% 21%
3 Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах 9 13 38% 32%
4 Методы познания веществ и химических явлений 3 5 15% 22%
5 Итого: 25 34 100% 100%
В целях соотнесения содержания экзаменационной работы с общими
целями обучения химии в основной школе предлагаемые в итоговой работе задания ориентированы на проверку овладения определенными видами умений, которые соответствуют требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы по химии.
Представление о распределении заданий по видам проверяемых умений
дает таблица 2.2.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5
Таблица 2.2. Распределение заданий по проверяемым
умениям и видам деятельности
Виды проверяемых умений Число Макси- Процент
п/п заданий мальный максимального
первич- первичного балла за
ный балл задания данного вида
за учебной
выполне- деятельности от
ние максимального
заданий первичного балла за
всю работу – 34
1. Называть: 3 3 8,5%
1.1 вещества по их химическим
формулам;
1.2 типы химических реакций.
2. Составлять: 3 4 12%
2.1 формулы важнейших неорга-
нических соединений изученных классов;
2.2 схемы, строения атомов пер- вых 20 элементов периоди- ческой системы Д.И. Менде- леева;
2.3 уравнения химических реак-
ций.
3. Характеризовать: 9 11 32%
3.1 химические элементы (от
водорода до кальция) на основе их положения в периодической
системе
Д.И. Менделеева и особен- ностей строения их атомов;
3.2 химические свойства ве-
ществ – представителей раз-
личных классов неоргани- ческих
и органических
соединений.
4. Объяснять: 4 8 23,5%
4.1 физический смысл поряд-
кового номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым принад- лежит элемент в периоди- ческой системе;
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6
Копирование не допускается
4.2 закономерности в изменении 7. Время выполнения работы
свойств химических элемен- тов и их соединений;
На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа – 120 минут. Примерное распределение времени, отводимого на выполнение
4.3 сущность химических реак-
ций (окислительно-восстано- вительных и ионного обме- на); отдельных заданий составляет:
1) для каждого задания части 1 – 2 – 3 минуты;
2) для каждого задания части 2 – 5 – 7 минут;
4.4 взаимосвязь веществ. 5. 3) для каждого задания части 3 – до 10 – 12 минут.
Определять: 4 4 12% 8. Дополнительные материалы и оборудование
5.1 принадлежность веществ к В аудитории во время экзамена у каждого экзаменуемого должны быть
определенному классу; следующие материалы и оборудование:
5.2 тип химической реакции по - периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева; - таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде; - электрохимический ряд напряжений металлов; - непрограммируемый калькулятор.
известным классификацион- ным признакам;
5.3 вид химической связи и
степень окисления элемен- тов; 9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
Верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом. В части 2 верное выполнение заданий В1–В4 оценивается максимально
5.4 возможность протекания
реакций ионного обмена. 2 баллами. Задания В1–В3 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно назван 1 из 2-х ответов, или названы 3 ответа, из которых два верные – 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются в 0 баллов.
6. Вычислять: 2 4 12%
6.1 массовую долю химического
элемента в веществе;
6.2 массовую долю растворен- Задание В4 считается выполненным верно, если правильно установлено
ного вещества в растворе; 3 соответствия; частично верным, если установлено 2 соответствия из 3. Остальные варианты считаются неверным ответом.
6.3 количество вещества, объем
или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Ответы к заданиям части 3 проверяются экспертной комиссией. При
оценивании каждого из двух заданий части 3, эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается в 1 балл. Таким образом, максимальная оценка верно выполненного задания С1 составляет 4 балла, а С2 – 3 балла. Проверка заданий части 3 осуществляется на основе сравнения ответа выпускника с поэлементным анализом приведенного образца ответа.
Итого: 25 34 100%
6. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности
В экзаменационную работу включаются задания различного уровня Задания с развернутым ответом могут быть выполнены учащимися
сложности (базового – Б, повышенного – П, высокого – В) (см. таблицу 3). разными способами. Поэтому ответы, приведенные в инструкции для объяснения критериев их оценки, следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.
Таблица 3. Распределение заданий по уровню сложности
Уровень Число Максимальный Процент максимального
сложности заданий заданий первичный балл первичного балла за задания
данного уровня сложности от Полученные учащимся баллы за выполнение всех заданий
максимального первичного суммируются. Итоговая отметка выпускника основной школы определяется по 5-балльной шкале.
балла за всю работу – 34
Базовый (Б) 19 19 55,9%
Повышенный (П) 4 8 23,5% 10. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)
Высокий (В) 2 7 20,6%
Итого: 25 34 100% На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты по химии.
Использование инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
Копирование не допускается Копирование не допускается
соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по данному предмету.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутым ответом)
осуществляют специалисты-предметники.
11. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам, рекомендованным и
допущеннымМинистерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2009/2010 учебном году (используемым в школах в последние два-три года). Перечень учебников размещен на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu) в разделе «Документы министерства».
12. Изменения в экзаменационной работе 2010 года по сравнению с 2009 годом
Экзаменационная работа 2010 году по своей структуре и содержанию
аналогична работе 2009 года. В ней сохранено общее количество заданий – 25, их распределение по частям работы и сохранены подходы к оцениванию заданий.
Незначительные изменения произошли в частях 2 и 3 экзаменационной
работы. Изменена форма задания В3, проверяющего умение определять степени окисления химических элементов, а также окислитель и восстановитель в реакции. Выполнение данного задания предполагает владение умением установить соответствие между схемой окислительно- восстановительной реакции и изменением степеней окисления участвующих в ней атомов.
С учетом системообразующего значения для курса химии основной
школы темы «Реакции в водных растворах электролитов» изменена функциональная ориентация задания С1. Его выполнение предполагает проверку умения составлять и записывать сокращенное ионное уравнение реакции. Введение дополнительного проверяемого элемента содержания обусловило увеличение максимального количества баллов за выполнение этого задания с 3 до 4 баллов. Это привело к увеличению суммарного числа баллов за выполнение всей работы в целом с 33 до 34 баллов. 13. План экзаменационной работы 2010 года
Содержание экзаменационной работы 2010 года по химии отражено в
плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении 1.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 9
Приложение 1.
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с
выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом. Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения 60
– 90%), П – повышенный (40 – 60%), В – высокий (менее
40%).
Обозна- Проверяемые элементы Коды Коды Уро- вень Макс. При-
чение содержания прове- прове- балл за мер-
задания ряемых элемен- ряемых слож- ности вы- ное
в работе умений пол- время
тов зада- нение вы-
содер- ния зада- пол-
жания ния нения
зада-
ния
1 А1 Строение атома. Строе- ние электронных оболо- чек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделее- ва. 1.1 2.2 Б 1 3
2 А2 Периодический закон и периодическая 1.2 4.1 Б 1 3
система
химических элементов
Д.И. Менделеева.
3 А3 Строение молекул. Хими- ческая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. 1.3 5.2 Б 1 3
4 А4 Валентность химических элементов. Степень окис- ления химических эле- ментов. 1.4 5.3 Б 1 3
5 А5 Простые и сложные ве- щества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неоргани- ческих соединений. 1.6 1.1 1.2 Б 1 3
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 10
6 А6 Химическая реакция. 2.1 2.3 Б 1 3
Условия и признаки 5.1
протекания химических реакций.
Химические
уравнения. Сохранение
массы веществ при
химических реакциях.
7 А7 Классификация химичес- ких реакций по различ- ным признакам: числу и составу 2.2 1.3 Б 1 3
исходных и
полученных веществ, из- менению степеней окис- ления химических эле- ментов, поглощению и выделению энергии.
8 А8 Электролиты и неэлект- ролиты. Катионы и анио- ны. 2.3 5.1 Б 1 3
9 А9 Электролитическая дис- социация кислот, щело- чей и солей (средних). 2.4 2.3 Б 1 3
10 А10 Реакции ионного обмена 2.5 5.4 Б 1 3
и условия их осуществ- ления.
11 А11 Химические свойства 3.1 3.2 Б 1 3
простых веществ: метал- лов и неметаллов.
12 А12 Химические свойства ок- 3.2.1 3.2 Б 1 3
сидов: основных, амфо- терных, кислотных.
13 А13 Химические свойства 3.2.2 3.2 Б 1 3
оснований.
14 А14 Химические свойства 3.2.3 3.2 Б 1 3
кислот.
15 А15 Химические свойства 3.2.4 3.2 Б 1 3
солей (средних).
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
16 А16 Первоначальные сведе- 3.4 1.1 Б 1 3
ния об органических ве- ществах: предельных и непредельных углеводо- родах (метане, этане, этилене, ацетилене) и кислородсодержащих веществах: спиртах (ме- таноле, этаноле, глице- рине), карбоновых кисло- тах (уксусной и стеари- новой).
Биологически
важные вещества: белки, жиры, углеводы.
17 А17 Чистые вещества и смеси. 1.5, 3.2 Б 1 3
Правила безопасной Ра- боты 4.1 5.1 5.2
в школьной
лаборатории. Лаборатор- ная посуда и оборудо- вание. Человек в мире веществ, материалов и химических
реакций.
Проблемы безопасного
использования веществ и химических реакций в повседневной
жизни.
Разделение смесей и
очистка веществ. Приго- товление растворов. Хи- мическое загрязнение ок- ружающей среды и его последствия.
18 А18 Определение характера 4.2, 3.2 Б 1 3
среды раствора кислот и щелочей 4.3
с помощью
индикаторов. Качествен- ные реакции на ионы в растворе (хлорид-, суль- фат-, карбонат-ионы). По- лучение газообразных ве- ществ.
Качественные
реакции на газообразные вещества (кислород, во- дород, углекислый газ, аммиак).
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
19 А19 Вычисления массовой 4.4.1 6.1 Б 1 3
доли химического
элемента в веществе.
20 В1 Периодический закон 1.2.1 4.2 П 2 7
Д.И. Менделеева. Законо- мерности 3.1
изменения
свойств элементов и их соединений в связи с положением в периоди- ческой системе химичес- ких элементов.
21 В2 Химические свойства 3.1, 3.2 П 2 7
простых веществ и 3.2.1
оксидов.
22 В3 Степень окисления хими- ческих элементов. Окислительно-восстано- вительные 1.4 2.6 4.3 П 2 7
реакции.
Окислитель и восста- новитель.
23 В4 Химические свойства 3.2.2, 3.2.3, 3.2.4. 3.2 П 2 7
кислот, оснований и со- лей (средних).
24 С1 Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции ионно- го обмена и условия их осуществления. 3.3 4.4 В 4 14
2.5
25 С2 Вычисления массовой 4.4.2, 6.2 6.3 В 3 12
доли растворенного ве- щества в растворе. Вы- числение количества ве- щества, массы или объе- ма по количеству вещес- тва, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. 4.4.3
Всего заданий – 25, из них по типу заданий: А – 19 ,В – 4,С – 2; по уровню сложности: Б – 19, П – 4, В – 2. Общее время выполнения работы – 120 минут.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 13
Копирование не допускается