Реферат: ГИА русский язык 2010 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА русский язык 2010

ЕГЭ » ГИА русский язык 2010
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного
общего образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1
Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2010 года следует
иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, приведен в кодификаторе элементов содержания экзаменационной работы для выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку, размещенном на сайте www.fipi.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать
возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию
подготовки к сдаче экзамена по русскому языку.
Текст для прослушивания в части 1 экзаменационной работы приведен
в разделе «Система оценивания экзаменационной работы».
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
Копирование не допускается
Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов
Демонстрационный вариант 2010 года
Инструкция по выполнению работы Часть 1
Прослушайте текст и выполните задание C1. Для ответа к заданию используйте бланк ответов № 2. Напишите сначала номер задания С1, а затем текст сжатого изложения.
На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся
4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей.
Часть 1включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую
письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на бланке № 2. Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой
С1
Часть 2выполняется на основе прочитанноготекста. Она состоит из 6 микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
заданий с выбором ответа (А1—А6) и 14 заданий с кратким ответом (В1— В14). К каждому заданию с выбором ответа (А1—А6) даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания части 2 укажите сначала на листах с заданиями экзаменационной работы, а затем перенесите в бланк № 1. Если в задании в качестве ответа требуется записать последовательность букв или цифр, при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания А1—А6 и В1—B14.
Для исправления ответов к заданиям с выбором ответа и кратким (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа,
ответом используйте поля бланка № 1 в области «Замена ошибочных ответов».
когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.
Часть 3выполняется на основе того же текста, который вы читали,
работая над заданиями второй части.
Приступая к третьей части работы, выберите одноиз двух
предложенных заданий (С2.1 или С2.2) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на бланке № 2. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у
мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
Через 70 минут после начала экзамена разрешено пользоваться
орфографическими словарями. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку». (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.
экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания
оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.
Желаем успеха!
(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже
немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые
можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4
(22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... А3 Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях 20—21?
1) Кинтель был человеком рациональным и расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.
(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и 2) Кинтель был ответственным, трезвомыслящим человеком, но при этом был способен на душевные порывы.
щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...
(По В. Крапивину) 1 3) Кинтель умел находить себе удобное оправдание в затруднительной ситуации.
1 Крапивин Владислав Петрович – современный писатель, журналист. Автор более чем 4) Кинтель слабо разбирался в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.
двухсот произведений, переведённых на многие языки во всём мире. Его книги были включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей».
Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).
Задания А1–А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. В бланке ответов № 1 справа от номера выполняемого вами задания поставьте знак «×» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа. А4
1) очарованность
2) колдовство
3) любовь
4) неподвижность
Какое из приведённых ниже предложений противопоставлено в тексте по содержанию предложению (№17): «И ещё была в девочке доверчивая
А1 На какой вопрос в тексте нет ответа? А5
1) Зачем девочка играла на скрипке на улице? беззащитность и одиночество»?
2) Как отнеслись прохожие к игре маленькой скрипачки?
3) Как рождаются классические музыкальные произведения? 1) (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка.
4) Как искусство может воздействовать на человека? 2) (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.
В каких предложениях содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой считал, что «девочка играла 3) (18)А вокруг стояли люди.
4) (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
А2
восхитительно»?»
1) (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и А6 Укажите предложение, в котором содержится метафора.
взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
2) (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, 2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка — тоже.
как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.
3) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не
очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.
4) (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в 4) А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
том, кто её играл, — в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6
Копирование не допускается Копирование не допускается
Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов
Задания В1–В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответом к заданиям этой части являются слова и наборы символов (букв или цифр), которые следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без запятых и пробелов. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.
Замените слово «бумажек» в предложении 19 синонимом официально- делового или научного стиля. Напишите этот синоним. Из предложений 6—7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. Из предложений 6—10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей
В1
В2
В3
после приставки буквой.
B4 В предложениях 24—25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от
глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.
B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
И она посмотрела бы — на неловкого, (1) стриженного арестантским
ёжиком, (2) в мятой (3) , узлом на пузе завязанной рубашке... Он и так уже
стоит здесь, (4) наверно, (5) полчаса, (6) поэтому все, (7) конечно, (8)
догадались о его заворожённости...
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
B6
сложносочинённого предложения. По крайней мере,
(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен
сразу же, (2) и сама девочка — тоже. Кинтель смотрел на юную
скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.
В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между
B7
частями сложноподчинённого предложения. Кинтель попятился,
(1) чувствуя, (2) как наливаются теплотой уши и
щёки. И пошёл, (3) пошёл, (4) не решаясь оглянуться.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7
Замените словосочетание «бумажный лист» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью
B8
управление. Напишите получившееся словосочетание.
Выпишите грамматическую основу предложения 11. Среди предложений 1—5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.
B9
B10
B11 Среди предложений 7—11 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.
Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Среди предложений 3—8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
B12
B13
Средипредложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
B14
Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
Часть 3
Используя прочитанный текст части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Для ответа к заданию используйте бланк ответов № 2. Напишите сначала номер задания С2.1 или С2.2, а затем текст сочинения.
Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания
С2.1 1 в
письменной речи.
На письме без знаков
препинания обойтись
невозможно…
Зачем нужны все эти абзацы, двоеточия, тире, запятые? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. А сейчас их столько! Попробуй раз- берись, где какой знак ставить!
Антон Кирилл
Помогите Антону доказать его точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужна пунктуация?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции пунктуационных знаков. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
1 В вариантах экзаменационной работы темы сочинения будут касаться разных языковых явлений.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 9
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой
С2.2
уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 10
Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку
Часть 1
Текст для прослушивания.
Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с
нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы
определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать
окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что
помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, — такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка — всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.
(По материалам периодической печати)
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 11
Проверка и оценивание задания С1
Таблица 1
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца Микротема
1 Не так давно считалось, что успех в жизни прямо
зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний и умений.
2 Сейчас учёные приходят к выводу, что
интеллектуальный багаж — это необходимое, но не достаточное условие достижения успеха.
3 Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего,
должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им.
4 Развить эту способность можно, в частности, через
восприятие искусства, потому что при этом развивается наш эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.
Внимание!
При написании изложения экзаменуемым может быть использована
лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.
Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 12
Таблица 2
Критерии оценивания сжатого изложения Баллы
ИК1 Содержание изложения(см. таблицу 1)
Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1. 2
Экзаменуемый передал основное содержание 1
прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.
Экзаменуемый передал основное содержание 0
прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.
ИК2 Сжатие исходного текста
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста. 3
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 3 микротем текста. 2
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 2 микротем текста. 1
Экзаменуемый применил 1 или несколько приёмов сжатия текста, использовав их для сжатия 1 микротемы текста, или экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста. 0
ИК3 Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность изложения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2
цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 1
цельностью, связностью и последовательностью
изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 13
В работе экзаменуемого просматривается 0
коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК1ИК3 7
Часть 2
Проверка заданий А1А6; В1В14
За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы
(А1–А6; В1–В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.
Максимальное количество баллов, которое может набрать
экзаменуемый, правильно выполнивший 20 тестовых заданий второй части работы, — 20 баллов.
За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при
условии, если в бланке №1 отмечен только номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, и ответ не исправлен в области «Замена ошибочных ответов», то ответ не засчитывается.
Таблица 3
№ задания Ответ
А1 3
А2 4
А3 2
А4 1
А5 3
А6 2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 14
Копирование не допускается
Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов
С 1 К2 Наличие примеров-аргументов
Таблица 4 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления. 2
Ответ Баллы
задания
В1 купюр <купюры> <купюра> <банковских билетов> <банковские билеты> <банковский билет> <банкнот> <банкнота> 1 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления, или экзаменуемый 1
В2 загорелых <загорелые> <загорелый> 1
В3 растрёпанными <растрёпанные> <растрёпанный> 1 привёл 2 примера-аргумента,
В4 стриженного ёжиком <стриженный ёжиком> 1 соответствующие обоснованию и иллюстрирующие 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста, или экзаменуемый привёл 1 пример-аргумент из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.
В5 4578 <4758; 4857; 4587; 4785…> 1
В6 23 <32> 1
В7 2 1
В8 лист бумаги <лист из бумаги> 1
В9 скрипка была чужая 1
В10 34 <43> 1 Экзаменуемый привёл 1–2 примера-аргумента из текста, не соответствующие обоснованиям, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста, или экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего функции языкового явления. 0
В11 78 <87> 1
В12 2 1
В13 8 1
В14 20 1
Часть 3 С 1 К3 Смысловая последовательность сочинения цельность, речевая связность и
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2
Проверка задания С2.1 цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение)оценивается по
следующим критериям.
Таблица 5
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 1
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на Баллы цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
лингвистическую тему (С2.1)
С 1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления. 2
В работе экзаменуемого просматривается коммуни- кативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0
Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления. 1
Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления. 0
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 15 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 16
Копирование не допускается Копирование не допускается
Русский язык. 9 класс Используется с бланками ответов
С 1 К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1
Работа лишена композиционной стройности, 0
продуманности и завершённости.
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 7
1 К1С 1 К4
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С
1 К1—С 1 К4; ГК1—ГК4, ФК1).
Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность
его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 7).
Проверка задания С2.2
Ответ на задание С2.2 (сочинение-рассуждение)оценивается по
следующим критериям.
Таблица 6
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2) Баллы
С 2 К1 Понимание смысла фрагмента текста Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет.
2
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил 1 ошибку в его интерпретации. 1
Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста, или экзаменуемый допустил 2 (или более) ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста, или объяснение 0
содержания фрагмента в работе
экзаменуемого отсутствует.
С 2 К2 Наличие примеров-аргументов
Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента. 2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 17
Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента. 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-аргумента данную в задании цитату или её часть, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста. 0
С 2 К3 последовательность сочинения Смысловая цельность, речевая связность и
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2
цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: - логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; - в работе нет нарушений абзацного членения текста.
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 1
цельностью, связностью и последовательностью
изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.
В работе экзаменуемого просматривается коммуникатив- ный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста. 0
С 2 К4 Композиционная стройность
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет. 1
Работа лишена композиционной стройности, продуман- ности и завершённости. 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С 7
2 К1—С 2 К4
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 18
Внимание!
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или
пересказанный текст, то оно оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С
2 К1—С 2 К4; ГК1—ГК4, ФК1).
Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его
письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).
Таблица 7
Критерии оценки грамотности и фактической Баллы
точности речи экзаменуемого
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки. 2
Допущены 2 ошибки. 1
Допущены 3 ошибки и более. 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. 2
Допущены 3 ошибки. 1
Допущены 4 ошибки и более. 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка. 2 Допущены 2 ошибки. 1
Допущены 3 ошибки и более. 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок. 2 Допущены 3 ошибки. 1
Допущены 4 ошибки и более. 0
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. 2
Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов. 1
Экзаменуемым допущены 2 (и более) ошибки в изложении материала или в употреблении терминов. 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1ГК4 10
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 19
При оценке грамотности (ГК1—ГК4) следует учитывать объём
изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки
изложения и сочинения,суммарный объём которых составляет 140—290 слов.
Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70—139
слов, то по каждому из критериев ГК1—ГК4 не ставится больше 1 балла:
ГК1 — 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет, или
допущена 1 негрубая ошибка;
ГК2 — 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет, или
допущена 1 негрубая ошибка;
ГК3 — 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 — 1 балл ставится, если речевых ошибок нет. Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов,
то такая работа по критериям ГК1—ГК4 оценивается нулём баллов.
Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или
изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1—ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
- если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по
таблице 7;
- если в работе 70—139 слов, то по каждому из критериев ГК1—ГК4 не
ставится больше 1 балла (см. выше);
- если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1—ГК4
оценивается нулём баллов.
Максимальное количество баллов, которое может получить
экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, — 44 балла.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 20
Копирование не допускается