Реферат: ГИА история 2010 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА история 2010 спецификация

ЕГЭ » ГИА история 2010 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ИСТОРИИ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего
образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 1
Спецификация
экзаменационной работы для проведения в 2010 году государственной
(итоговой) аттестации (в новой форме) по ИСТОРИИ обучающихся,
освоивших основные общеобразовательные программы основного
общего образования
1. Назначение экзаменационной работы –оценить уровень общеобра- зовательной подготовки выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по истории с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзамена-
ционной работы
Содержание экзаменационной работы определяется на основе
Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
3. Связь экзаменационной работы за курс основной школы с ЕГЭ
Государственный образовательный стандарт позволяет обеспечить
преемственность в проведении экзаменов по итогам обучения в основной и старшей школе. Преемственность с ЕГЭ по истории прослеживается как в формах заданий и структуре экзаменационной работы в целом, так и в подходах
к отбору проверяемых содержательных элементов и
познавательных умений.
Вместе с тем, учитываются возрастные познавательные возможности
учеников и специфика курса истории основной школы, ограничивающие содержательное пространство и уровень требований к знаниям и умениям.
4. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы
Работа охватывает содержание курса истории с древности до
современности. Содержание предмета «история» включает изучение двух курсов: истории России, занимающей приоритетное место в учебном процессе по объему учебного материала, и всеобщей истории. В экзаменационной
работе представлены задания в основном
ориентированные на проверку знаний по истории России с включением элементов всеобщей истории (темы по истории международных отношений и внешней политике России, по истории мировых войн, отдельные вопросы истории культуры и др.).
Общее число заданий – 31. Работа состоит из 3 частей. Часть 1 содержит 20 заданий с выбором ответа (один верный ответ из
четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 2
Копирование не допускается
истории
Разделы Часть 1 Число заданий Часть 2 Часть 3
Часть 2 состоит из 7 заданий повышенного уровня сложности с Древность – XVIII в. 5 2
кратким ответом в виде слова (двух кратких слов), сочетания букв или цифр. За выполнение заданий этой части выставляется 1 или 2 балла. XIX в. 5 1
1900–1945 гг. 5 2
Часть 3 включает 4 задания высокого уровня сложности. Задания этой 1945–1991 гг., 1991–2009 гг. 5 2
части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений. Проверка выполнения заданий части 3 проводится экспертами на основе специально разработанных критериев. Комплекс заданий, 2
предусматривающих анализ
источника (относится к разным разделам курса)
Задания развернутым ответом (относятся к разным разделам курса) 2
Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части Количество Максимальный Уровень Тип заданий Итого: 20 7 4
работы заданий первичный балл сложности 1 В соответствии с названными выше нормативными документами в
Часть 1 20 20 Б С выбором ответа экзаменационной работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки пор истории учащихся основной школы: 1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией. 2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами. 3. Работа с источниками:
Часть 2 7 11 П С кратким ответом
Часть 3 4 7 В С развернутым ответом
Итого: 31 38
5. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Содержание материалов представлено в работе по разделам, 3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий,
определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок отдельных школьных курсов. Это разделы: 1) с древности по XVIII в., 2) XIX в., 3) 1900–1945 гг., 4) 1945 г.–2009 г. При этом рассматриваются разные аспекты истории – экономика и социальные отношения, внутренняя и внешняя политика государства, история материальной и духовной культуры. личностей, о которых идет речь).
3.2 Контекстный анализ источника (раскрытие сущности описываемых
событий, явлений с привлечением знаний из курса истории). 4. Описание исторических событий. 5. Объяснение, анализ исторических событий:
Число и характер заданий по отдельным разделам курса истории 5.1 Объяснение исторических понятий, терминов. 5.2 Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий. 5.3 Указание характерных, существенных признаков событий, явлений. 5.4 Объяснение причин и следствий событий. 5.5 Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по
определены с учетом того, что ранние периоды отечественной истории изучаются в основной школе в 6–7 классах, т.е. за 2–3 года до экзамена. Соответственно, по этим периодам проверяются опорные, базисные знания. Более 50% заданий относятся к изучаемой в 9 классе истории XX – начала XXI в.
указанному признаку.
5.6 Изложение и объяснение оценок исторических событий, явлений,
личностей.
1 Б – базовый уровень; П – повышенный уровень; В – высокий уровень.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 3 © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 4
Копирование не допускается Копирование не допускается
Таблица 3. Распределение заданий демонстрационного варианта по
умениям и видам познавательной деятельности
Элементы подготовки Часть 1 Число заданий Часть 2 Часть 3
1. Знание дат, работа с хронологией 4 1 2. Знание фактов, работа с фактами 4 3.1 Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь)
3 2
3.2 Контекстный анализ источника 2
(раскрытие сущности описываемых
событий, явлений с привлечением знаний из курса истории)
5.1 Объяснение исторических понятий, терминов 3
5.2 Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий 1
5.3 Указание характерных существенных признаков событий, явлений 1
5.4 Объяснение причин и следствий событий 4
5.5 Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку 4 2
Итого: 20 7 4
6. Время выполнения работы
На выполнение экзаменационной работы отводится 2,5 часа
(150 минут).
7. Дополнительные материалы и оборудованиена экзамене не используются.
8. Условия проведения и проверки экзамена (требования
к специалистам)
На экзамене в аудиторию не допускаются специалисты в области
гуманитарных дисциплин. Использование единой инструкции по проведению экзамена позволяет обеспечить соблюдение единых условий без привлечения лиц со специальным образованием по истории.
Проверку экзаменационных работ (заданий с развернутыми ответами)
осуществляют специалисты-предметники.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 5
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом
За верное выполнение заданий А1–А20 выставляется 1 балл. Задание с
выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал только номер правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным. Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр. За верный ответ на каждое из заданий В1, B4, B6 выставляется 1 балл. За полный правильный ответ на каждое из заданий В2, В3, В5 и В7 ставится 2 балла. Если допущена одна ошибка, то ответ оценивается в 1 балл. Если допущены 2 и более ошибок или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов.
Задания части 3 оцениваются в зависимости от полноты и
правильности ответа. За выполнение заданий С1–С2 ставится от 0 до 2 баллов. За задание С3 ставится от 0 до 2 баллов, задание С4 оценивается от 0 до 1 балла.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы – 38.
10. Рекомендации по подготовке к экзамену
К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы,
включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu) в разделе «Документы министерства». 11. План экзаменационной работы
Содержание экзаменационной работы 2010 года по истории отражено в
плане демонстрационного варианта, приведенном в Приложении.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 6
Приложение
План демонстрационного варианта экзаменационной работы
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А– задания с
выбором ответа. В - задания с кратким ответом, С– задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал %
выполнения 60% – 90%), П – повышенный (40% – 60%), В – высокий (менее
40%).
Обоз- Проверяемое Проверяемые виды Коды Уровень Пример-
наче- содержание - раздел курса деятельности проверя- сложнос ное время
ние емых ти выполне-
зада- умений задания ния
ния в задания
работе (мин.)
1 А1 древность XVIII в. – Знание дат 1.0 Б 1 – 2
2 А2 древность XVIII в. – Знание фактов 2.0 Б 1 – 2
3 A3 древность XVIII в. – Знание понятий, терминов 3.0 Б 1 – 2
4 А4 древность XVIII в. – Знание причин и следствий 4.0 Б 1 – 2
5 А5 древность XVIII в. – Поиск информации в источнике 6.1 Б 1 – 2
6 А6 XIX в. Знание дат 1.0 Б 1 – 2
7 А7 XIX в. Знание фактов 2.0 Б 1 – 2
8 А8 XIX в. Знание понятий, терминов 3.0 Б 1 – 2
9 А9 XIX в. Знание причин и следствий
4.0 Б 1 – 2
10 А10 XIX в. Поиск информации в источнике
6.1 Б 1 – 2
11 АН 1900 – 1945 гг. Знание дат 1.0 Б 1 – 2
12 А12 1900 – 1945 гг. Знание фактов 2.0 Б 1 – 2
13 А13 1900 – 1945 гг. Знание понятий, терминов 3.0 Б 1 – 2
14 А14 1900 – 1945 гг. Знание причин и следствий 4.0 Б 1 – 2
15 А15 1900 – 1945 гг. Поиск информации в источнике 6.1 Б 1 – 2
16 А16 1945 – 2009 гг. Знание дат 1.0 Б 1 – 2
17 А17 1945 – 2009 гг. Знание фактов 2.0 Б 1 – 2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 7
18 А18 1945 – 2009 гг. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений
5.2 Б 1 – 2
19 А19 1945 – 2009 гг. Соотнесение единичных фактов и общих явлений; указание характерных признаков событий и явлений
5.2 Б 1 – 2
20 А20 1945 – 2009 гг. Знание причин и следствий 4.0 Б 1 – 2
21 В1 VIII – XVIII вв. Установление
последовательности событий 5.1 П 2 – 3
22 В2 VIII – XVIII вв. Систематизация фактов, понятий 5.4 П 2 – 3
23 ВЗ XIX в. Группировка фактов 5.3 П 2 – 3
24 В4 XIX в. Поиск информации в источнике 6.1 П 2 – 3
25 В5 1900 – 1945 гг. Группировка фактов 5.3 П 2 – 3
26 В6 1945 – 2009 гг. Поиск информации в источнике 6.1 П 2 – 3
27 В7 1945 – 2009 гг. Систематизация фактов, понятий 5.4 П 2 – 3
28 С1 VIII – XXI вв. Анализ источника 6.1 – 6.2 В 4 – 5
29 С2 VIII – XXI вв. Анализ источника 6.1 – 6.2 В 4 – 5
30 С3 VIII – XXI вв. Обобщенная характеристика, систематизация фактов
5.1, 5.4, 5.5 В 5 – 7
31 С4 VIII – XXI вв. Обобщенная характеристика, систематизация фактов
5.1, 5.4,
5.5 В 5 – 7
Всего заданий – 31, из них по типу заданий: А – 20, В – 7, С – 4; по уровню сложности: Б – 20, П – 7, В – 4. Общее время выполнения работы – 150 минут.
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации 8
Копирование не допускается