Реферат: ГИА информатика 2009 спецификация - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА информатика 2009 спецификация

ЕГЭ » ГИА информатика 2009 спецификация
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов об-
щеобразовательных учреждений 2009 г.
(в новой форме) по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
СПЕЦИФИКАЦИЯ
экзаменационной работы по информатике и ИКТ
государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов об-
щеобразовательных учреждений (в новой форме) 2009 г.
подготовлена Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
Спецификация экзаменационной работы
для проведения государственной итоговой аттестации
выпускников IX классов общеобразовательных учреждений
2009 года (в новой форме)
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
1. Назначение работы Назначение работы — государственная (итоговая) аттестация по информа-
тике и ИКТ выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений на основе оценки уровня овладения обучающимися содержания учебного пред- мета.
Работа рассчитана на выпускников 9-х классов общеобразовательных уч-
реждений (школ, гимназий, лицеев). Результаты экзамена могут быть использо- ваны при комплектовании профильных десятых классов, а также при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.
2. Документы, определяющие содержание работы Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих
документов:
Приказ Министерства образования России «Об утверждении федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 1089 от 05.03.2004 г.
Содержание экзаменационной работы рассчитано на выпускников 9 клас-
сов общеобразовательных учреждений, изучавших курс информатики, отве- чающий обязательному минимуму содержания основного общего образования по информатике, по учебникам и учебно-методическим комплектам к ним, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации.
3. Структура экзаменационной работы Экзаменационная работа состоит из трёх частей. Часть 1 содержит 9 заданий базового и повышенного уровня сложности.
В этой части собраны задания с выбором ответа, подразумевающие выбор од- ного правильного ответа из четырех предложенных.
Часть 2 содержит 11 заданий базового и повышенного уровней сложности.
В этой части собраны задания с краткой формой ответа, подразумевающие са- мостоятельное формулирование и запись ответа в виде последовательности символов.
Часть 3 содержит 1 задание повышенной сложности и 2 задания высокого
уровня сложности. Задания этой части подразумевают практическую работу учащихся за компьютером с использованием специального программного обес- печения. Результатом исполнения каждого задания является отдельный файл.
2
Содержание заданий разработано по основным темам курса информатики
и информационно-коммуникационных технологий, объединенным в следую- щие тематические блоки: «Представление и передача информации» (разделы 1.1 и 1.2 кодификатора), «Обработка информации» (разделы 1.3 и 1.4 кодифи- катора), «Основные устройства ИКТ» (раздел 2.1 кодификатора), «Запись сред- ствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и обработка ин- формационных объектов» (разделы 2.2 и 2.3 кодификатора), «Проектирование и моделирование» (раздел 2.5 кодификатора), «Математические инструменты, электронные таблицы» (раздел 2.6 кодификатора), «Организация информаци- онной среды, поиск информации» (разделы 2.7 и 2.4 кодификатора).
Содержанием экзаменационной работы охватывается основное содержа-
ние курса информатики и ИКТ, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе ва- риантов курса информатики.
Часть 1 содержит задания из всех тематических блоков, кроме заданий по
тематическому блоку «Организация информационной среды, поиск информа- ции».
Часть 2 включает задания по всем темам, кроме блока «Проектирование и
моделирование».
Задания части 3 направлены на проверку практических навыков по работе
с текстовой и табличной информацией, а также на умение реализовать сложный алгоритм.
Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в
таблице 1.
Таблица 1
Распределение заданий по частям экзаменационной работы
Части Число Максималь- Процент максималь- Тип заданий
работы заданий ный первич- ного первичного бал-
ный балл ла за задания данной
части от максималь-
ного балла за всю ра-
боту (26)
Часть 1 9 9 35% С выбором ответа
Часть 2 11 11 42% С кратким ответом
Часть 3 3 6 С развернутым от-
23% ветом
Итого: 23 26 100%
3
4. Распределение заданий по содержанию и видам деятельности В работу включены задания из всех разделов, изучаемых в курсе информа-
тики.
Распределение заданий по разделам приведено в таблице 2.
Таблица 2
№ п/п Название раздела Число Макси- Процент макси-
зада- мальны мального пер-
ний й пер- вичного балла за
вичный задания данного
балл вида деятельно-
сти от макси-
мального балла
за всю работу
(26)
1. Представление и передача информации 4 4 15 %
2. Обработка информации 7 8 31 %
3. Основные устройства ИКТ 1 1 4 %
4. Запись средствами ИКТ ин- формации об объектах и про- цессах, создание и обработка информационных объектов 5 6 23 %
5. Проектирование и моделиро- вание 1 1 4 %
6. Математические инструмен- ты, электронные таблицы 3 4 15 %
7. Организация информацион- ной среды, поиск информа- ции 2 2 8 %
Итого: 23 26 100%
В работу не включены задания, требующие простого воспроизведения зна-
ния терминов, понятий, величин, правил (такие задания слишком просты для выполнения). При выполнении любого из заданий от экзаменующегося требу- ется решить какую-либо задачу: либо прямо использовать известное правило, алгоритм, умение, либо выбрать из общего количества изученных понятий и алгоритмов наиболее подходящий и применить его в известной либо новой си- туации.
На уровне воспроизведения знаний проверяется такой фундаментальный
теоретический материал, как:
единицы измерения информации;
принципы кодирования информации;
4
моделирование;
понятие алгоритма, его свойств, способов записи;
основные алгоритмические конструкции (ветвление и циклы);
основные элементы математической логики;
основные понятия, используемые в информационных и коммуникацион- ных технологиях;
принципы организации файловой системы.
Материал для проверки сформированности умений применять свои знания
в стандартной ситуации входит в первые две части работы. Это следующие умения:
подсчитывать информационный объём сообщения;
использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
формально исполнять алгоритмы, записанные на естественном и алго- ритмическом языках;
создавать и преобразовывать логические выражения;
оценивать результат работы известного программного обеспечения;
формулировать запросы к базам данных и поисковым системам.
Материал для проверки сформированности умений применять свои знания
в новой ситуации входит в третью часть работы. Это следующие сложные уме- ния:
Создание текста с использованием базовых средств текстовых редакторов и включением в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
Разработка технологии обработки информационного массива с использо- ванием средств электронной таблицы или базы данных.
Разработка алгоритма для формального исполнителя с использованием условных инструкций и циклов, а также логических связок при задании условий.
Распределение заданий по видам проверяемой деятельности представлено
в таблице 3.
5
Таблица 3
Распределение заданий по видам проверяемой деятельности
Код Виды деятельности Число Макси- Процент максималь-
зада- мальный ного первичного бал-
ний первичный ла за задания данного
балл вида деятельности от
максимального балла
за всю работу (26)
1 Воспроизведение представлений 9 9 35%
или
знаний
2 Применение знаний и умений в стандарт- ной ситуации 12 13 50%
3 Применение знаний и умений в новой си- туации 2 4 15%
Итого: 23 26 100%
5. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню слож-
ности
Часть 1 экзаменационной работы содержит 6 заданий базового уровня
сложности и 3 задания повышенного уровня сложности.
Часть 2 содержит 7 заданий базового уровня сложности и 4 задания повы-
шенного уровня сложности.
Часть 3 содержит 1 задание повышенного уровня сложности и 2 задания
высокого уровня сложности.
Предполагаемый процент выполнения заданий базового уровня — 60—
90%. Предполагаемый процент выполнения заданий повышенного уровня — 40—60%. Предполагаемый процент выполнения заданий третьей части — ме- нее 40%.
Для оценки достижения базового уровня используются задания с выбором
ответа и кратким ответом. Достижение уровня повышенной подготовки прове- ряется с помощью заданий с выбором ответа, кратким и развернутым ответом. Для проверки достижения высокого уровня подготовки в экзаменационной ра- боте используются задания с развернутым ответом. Распределение заданий по уровням сложности представлено в таблице 4.
6
Распределение заданий по уровням сложности
Уровень Число Максимальный Процент максимального пер-
сложности заданий первичный вичного балла за задания дан-
заданий балл ного вида деятельности от мак-
симального балла за всю рабо-
ту (26)
Базовый 13 13 50%
Повышенный 8 9 35%
Высокий 2 4 15%
Итого: 23 26 100%
6. Время выполнения работы На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа (120 минут). После решения частей 1 и 2 учащийся сдает бланк для записи ответов и
переходит к решению части 3.
Время, отводимое на решение частей 1 и 2, не ограничивается, но реко-
мендуется на выполнение заданий части 1 и части 2 отводить 1 час (60 минут). На выполнение заданий части 3 рекомендуется отводить 1 час (60 минут).
7. Система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы
в целом
Задания в экзаменационной работе оцениваются разным числом баллов в
зависимости от их типа и уровня сложности.
Выполнение каждого задания части 1 и части 2 оценивается в один балл. Задание части 1 считается выполненным, если экзаменуемый дал ответ,
соответствующий коду верного ответа. За выполнение каждого задания при- сваивается (в дихотомической системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»).
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение
заданий части 1, равно 19.
За выполнение каждого задания части 2 присваивается (в дихотомической
системе оценивания) либо ноль баллов («задание не выполнено»), либо один балл («задание выполнено»).
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение
заданий части 2, равно 11.
Выполнение заданий части 3 оценивается от нуля до двух баллов. Ответы на задания части 3 проверяются и оцениваются экспертами (уста-
навливается соответствие ответов определенному перечню критериев).
Максимальное количество баллов, которое можно получить за выполнение
заданий части 3, равно 6.
Максимальное количество первичных баллов, которое можно получить за
выполнение всех заданий экзаменационной работы, равно 26.
7
8. Дополнительные материалы и оборудование Задания части 1 и части 2 выполняются учащимися без использования
компьютеров и других технических средств. Вычислительная сложность зада- ний не требует использования калькуляторов, поэтому в целях обеспечения ра- венства всех участников экзамена использование калькуляторов на экзаменах не разрешается.
Задания части 3 выполняются учащимися на компьютере. На компьютере
должны быть установлены знакомые учащимся программы.
Для выполнения задания 21 учащимся необходим текстовый редактор, по-
зволяющий набирать текст с различными атрибутами символов и абзацев, вставлять в текст изображения, графики, формулы, списки и таблицы.
Для выполнения учащимися задания 22 необходима программа для работы
с электронными таблицами.
Для выполнения задания 23 учащимся необходим простейший текстовый
редактор. Для выполнения задания 23 также допускается использование учеб- ной среды исполнителя «РОБОТ». В случае, если синтаксис команд исполните- ля в используемой среде отличается от того, который дан в задании (например, для записи циклов используются инструкции «нц пока.. кц»), допускается вне- сение изменений в текст задания в части описания исполнителя «РОБОТ».
Рекомендуется проводить экзамен в двух аудиториях. В первой (обычной)
аудитории учащиеся выполняют задания частей 1 и 2 на специальных бланках. После выполнения заданий частей 1 и 2 учащиеся сдают бланки работ и пере- ходят в другую аудиторию (компьютерный класс), для выполнения заданий части 3.
Решением каждого задания части 3 является отдельный файл, подготов-
ленный в соответствующей программе (текстовом редакторе или электронной таблице). Учащиеся сохраняют данные файлы в каталог под именами, указан- ными организаторами экзамена.
9. Условия проведения экзамена (требования к специалистам) На экзамене в аудиторию не допускаются преподаватели информатики,
которые работали с данными учащимися. В компьютерном классе должен при- сутствовать специалист, способный оказать учащимся помощь в запуске необ- ходимого программного обеспечения и в сохранении файлов в необходимом формате, каталоге и с необходимым именем.
Соблюдение единой инструкции по проведению экзамена позволяет обес-
печить соблюдение единых условий без привлечения лиц с профильным обра- зованием по информатике.
Проверку ответов на задания части 3 осуществляют эксперты, прошедшие
специальную подготовку в соответствии с «Методическими рекомендациями по оцениванию заданий с развернутыми ответами», подготовленными ФИПИ.
10. Рекомендации по подготовке к экзамену К экзамену можно готовиться по учебникам, включенным в «Федеральный
перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образо-
8
ФИПИ рекомендует также использовать пособия, имеющие гриф ФИПИ, и
пособия, подготовленные авторскими коллективами ФИПИ в рамках совмест- ных проектов с издательствами. Информация об этих изданиях оперативно размещается на сайте www.fipi в разделе «Экспертный совет ФИПИ».
11. План экзаменационной работы
План экзаменационной работы представлен в приложении 1.
9
Приложение 1
План
экзаменационной работы для государственной итоговой аттестации выпускников
IХ классов по информатике и ИКТ
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: В – задания с выбором ответа,
К – задания с кратким ответом, Р – задания с развернутым ответом.
Уровни сложности задания: Б – базовый (60%—90%), П – повышенный (40%—
60%), В – высокий (менее 40%).
Порядок следования заданий в КИМ может быть изменен в разных вариантах.
Проверяемые Коды Коды Уро- вень Макс. При-
элементы содержания прове- видов балл мер-
ряемых элемен- дея- слож- ности за вы- ное
тель- пол- время
тов со- держа- ности зада- нение вы-
(п.4 ния зада- пол-
ния специ ния нения
по коди- фика- зада-
фикато- ции) ния
ру (мин.)
Часть 1
1 Умение оценивать количественные параметры информационных объек- тов 1.3.5/ 1 Б 1 2
2.1.3
2 Умение определять значение логи- ческого выражения 1.3.3 2 Б 1 3
3 Знание основных принципов созда- ния текста в текстовом редакторе 2.3.1 1 Б 1 2
4 Умение читать диаграммы, планы, карты 2.5.1/ 2 Б 1 2
2.5.2
5 Умение кодировать и декодировать информацию 1.2.2 1 Б 1 2
6 Знание о файловой системе органи- зации данных 2.1.2 1 Б 1 2
7 Знание технологии записи изобра- жений и звука 2.2.1 2.3.3 1 П 1 3
8 Умение представлять формульную зависимость в графическом виде 2.6.3. 2 П 1 3
9 Умение исполнить алгоритм для конкретного исполнителя с фикси- рованным набором команд 1.3.1 2 П 1 5
Часть 2
10 Умение переводить единицы изме- рения количества информации 1.1.3 1 Б 1 2
11 Знание основы алгоритмических конструкций: следование, ветвле- ние, цикл — и умение их использо- вать. 1.3.1/ 2 Б 1 2
1.3.2
12 Умение исполнить линейный алго- ритм, записанный на простейшем 1.3.1/ 2 Б 1 2
1.3.2
10
алгоритмическом языке
13 Умение осуществлять поиск в гото- вой базе данных по сформулирован- ному условию 2.3.2 2 Б 1 2
14 Умение использовать формулы для вычислений в электронных табли- цах 2.6.1/ 1 Б 1 2
2.6.2
15 Знание основных принципов созда- ния текстов в текстовых редакторах 2.3.1 1 Б 1 3
16 Умение записать простой линейный алгоритм для формального испол- нителя 1.3.1 2 П 1 5
17 Умение определять скорость пере- дачи информации 1.2.1/ 1 П 1 3
2.1.4
18 Умение исполнить алгоритм, запи- санный на естественном языке, об- рабатывающий цепочки символов или списки 1.3.5 2 П 1 7
19 Умение использовать информаци- онно-коммуникационные техноло- гии 2.7.2 2.7.3 2 Б 1 3
20 Умение осуществлять поиск инфор- мации в Интернете 2.4.1 2 П 1 5
Часть 3
21 Создание текста посредством ква- лифицированного 2.3.1 2 П 2 10
клавиатурного
письма с использованием базовых средств
текстовых редакторов.
Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул.
22 Умение проводить обработку боль- шого массива данных с использова- нием средств электронной таблицы или базы данных 2.3.2/ 2.6.1/ 2.6.2/ 3 В 2 25
2.6.3
23 Умение написать короткий алго- ритм в среде формального исполни- теля 1.3.1/ 1.3.2/ 1.3.3/ 1.3.4/ 3 В 2 25
1.3.5
Итого Всего заданий – 23, из них по типу заданий: В – 9, К – 11, Р – 3; по уровню сложности: Б – 13, П – 8, В – 2. Общее время выполнения работы – 120 мин.
11