Реферат: ГИА литература 2010 - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

ГИА литература 2010

ЕГЭ » ГИА литература 2010
Литература. 9 класс
Государственная (итоговая) аттестация 2010 года (в новой форме)
по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные
программы
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего
образования
подготовлен Федеральным государственным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»
1
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Демонстрационный вариант
экзаменационной работы для проведения в 2010 году
государственной (итоговой) аттестации (в новой форме)
по ЛИТЕРАТУРЕ обучающихся, освоивших основные
общеобразовательные программы основного общего образования
Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы
При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2010 года следует
иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех элементов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2010 году. Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2010 года, приведен в кодификаторе, размещенном на сайте www.fipi.
Демонстрационный вариант предназначен для того, чтобы дать
возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Эти сведения дают выпускникам возможность выработать стратегию
подготовки к сдаче экзамена по литературе.
2
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Литература. 9 класс Литература. 9 класс
Часть 1
Демонстрационный вариант 2010 года
Просмотрите художественные тексты, предложенные в варианте 1 и варианте 2 экзаменационной работы, и выберите, какой из вариантов вы будете выполнять. Оценивается выполнение только ОДНОГО варианта экзаменационной работы.
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из двух частей. В первой частиработы предполагается анализ художественного
произведения. Вам необходимо выбрать ОДИН из двух вариантов: или анализ
фрагмента эпического (драматического, лиро-эпического) Вариант 1
произведения, или анализ лирического стихотворения (или басни). Будьте внимательны: экзаменационная работа не предусматривает выполнение обоих вариантов.
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1.1.1–1.1.4
Выбрав для работы один из вариантов, прочитайте предложенный 11-го июня. Наконец, они приехали. Я сидел у окна, когда услышал стук их кареты:
текст и последовательно выполните 4 задания, которые требуют написания развернутого ответа ограниченного объема. Выполняя первые три задания (1.1.1 – 1.1.3 или 1.2.1–1.2.3), постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос (примерный объем – 3–5 предложений) с опорой на текст. Избегайте пространных вступлений и характеристик. Четвертое задание (1.1.4 или 1.2.4) предполагает не только размышление над предложенным текстом, но и сопоставление его с другим произведением или фрагментом, текст которого также приведен в экзаменационной работе (примерный объем – 5–8 предложений).
у меня сердце вздрогнуло... Что же это такое? Неужто я влюблен?.. Я так глупо создан, что этого можно от меня ожидать.
Я у них обедал. Княгиня на меня смотрит очень нежно и не отходит от
дочери... плохо! Зато Вера ревнует меня к княжне: добился же я этого благополучия! Чего женщина не сделает, чтоб огорчить соперницу! Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума; женщин трудно убедить в чем-нибудь, надо их довести до того, чтоб они убедили себя сами; порядок доказательств, которыми они уничтожают свои предубеждения, очень оригинален; чтоб выучиться их диалектике, надо опрокинуть в уме своем все школьные правила логики. Например, способ обыкновенный:
Вторая часть работы состоит из пяти заданий (2.1 – 2.5),
сформулированных в виде вопросов. Вы выбираете одно из предложенных вам заданий и пишете в жанре сочинения развернутый ответ (в объеме не менее 200 слов), аргументируя свои рассуждения, ссылаясь на текст художественного
Этот человек любит меня, но я замужем: следовательно, не должна его
произведения. При выполнении обоих частей любить.
экзаменационной работы разрешается пользоваться полными текстами художественных произведений, а также сборниками лирики. Способ женский: Я не должна его любить, ибо я замужем; но он меня любит, –
На выполнение работы дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так следовательно...
распределить время: на выполнение первой части (4 задания к тексту) – 90 минут, на выполнение второй части (сочинение) – 150 минут. Тут несколько точек, ибо рассудок уже ничего не говорит, а говорят
большею частью: язык, глаза и вслед за ними сердце, если оное имеется.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Что, если когда-нибудь эти записки попадут на глаза женщине?
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. "Клевета!" – закричит она с негодованием.
С тех пор, как поэты пишут и женщины их читают (за что им
глубочайшая благодарность), их столько раз называли ангелами, что они в самом деле, в простоте душевной, поверили этому комплименту, забывая, что те же поэты за деньги величали Нерона полубогом...
Желаем успеха!
Не кстати было бы мне говорить о них с такою злостью, – мне,
который, кроме их, на свете ничего не любил, – мне, который всегда готов был им жертвовать спокойствием, честолюбием, жизнию... Но ведь я не в припадке досады и оскорбленного самолюбия стараюсь сдернуть с них то волшебное покрывало, сквозь которое лишь привычный взор проникает. Нет, все, что я говорю о них, есть только следствие
3 4
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Ума холодных наблюдений И сердца горестных замет. Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо И, признаюсь, от них бежал, И, мнится, с ужасом читал Над их бровями надпись ада: Оставь надежду навсегда
1 .
знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости. Внушать любовь для них беда, Пугать людей для них отрада. Быть может, на брегах Невы Подобных дам видали вы.
Кстати: Вернер намедни сравнил женщин с заколдованным лесом, о
котором рассказывает Тасс в своем "Освобожденном Иерусалиме". "Только приступи, – говорил он, – на тебя полетят со всех сторон такие страхи, что боже упаси: долг, гордость, приличие... Надо только не смотреть, а идти прямо, – мало-помалу чудовища исчезают, и открывается пред тобой тихая и светлая поляна, среди которой цветет зеленый мирт. Зато беда, если на первых шагах сердце дрогнет и обернешься назад!"
XXIII……. ХХIV Кокетка судит хладнокровно, Татьяна любит не шутя И предается безусловно Любви, как милое дитя. Не говорит она: отложим – Любви мы цену тем умножим, Вернее в сети заведем; Сперва тщеславие кольнем Надеждой, там недоуменьем Измучим сердце, а потом Ревнивым оживим огнем; А то, скучая наслажденьем, Невольник хитрый из оков Всечасно вырваться готов.
(М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»)
Для выполнения заданий 1.1.1–1.1.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 3–5 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
Почему предположение о своей влюбленности Печорин объясняет тем, что «глупо создан»? Какую роль в данном фрагменте играет цитата из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? Как во фрагменте раскрываются особенности характера Печорина, которые проявляются и в другие моменты жизни героя?
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3. ХХV Среди поклонников послушных Других причудниц я видал, Самолюбиво равнодушных Для вздохов страстных и похвал. И что ж нашел я с изумленьем? Они, суровым повеленьем Пугая робкую любовь, Ее привлечь умели вновь По крайней мере сожаленьем, По крайней мере звук речей Казался иногда нежней, И с легковерным ослепленьем Опять любовник молодой Бежал за милой суетой.
Для выполнения задания 1.1.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5–8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенный фрагмент (допускается обращение к другим эпизодам произведения).
Сопоставьте приведенный фрагмент с фрагментом романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». К каким выводам привело вас это сопоставление?
1.1.4.
XXII Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума; Дивился я их спеси модной, Их добродетели природной,
(А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
1 «Оставь надежду навсегда» – Выражение возникло из "Божественной комедии" Данте ("Ад",3,9), в которой
рассказывается, что над вратами ада написано: "Оставьте всякую надежду, входящие сюда".
5 6
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Вариант 2 Для выполнения задания 1.2.4 запишите сначала номер задания, а затем дайте развернутый связный ответ (примерный объем 5–8 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на приведенные художественные тексты.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания 1.2.1–1.2.4
Что сближает стихотворение С.А. Есенина «Береза» с приведенным ниже стихотворением Ф.И. Тютчева «Чародейкою зимою…»?
БЕРЕЗА Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. 1.2.4.
***
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит – И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован, – Не мертвец и не живой – Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Солнце зимнее ли мещет* На него свой луч косой – В нем ничто не затрепещет, Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
(Ф.И. Тютчев)
(С.А. Есенин) Мещет*(устар.) – мечет.
Для выполнения заданий 1.2.1–1.2.3 запишите сначала номер задания, а затем на каждый вопрос дайте развернутый связный ответ (примерный объем 35 предложений). Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на текст произведения.
Часть 2
Для выполнения задания части 2 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1–2.5). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые
Каким настроением проникнуто стихотворение С.А. Есенина «Береза»? Какова роль слов со значением цвета в данном стихотворении? Почему для создания картины зимней природы автор стихотворения использует олицетворения?
1.2.1.
1.2.2. теоретико-литературные знания, опираясь на
литературные произведения, позицию автора и, по возможности, раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).
1.2.3.
7 8
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается Копирование не допускается
Литература. 9 класс
Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Грушницким? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2.1.
2.2. Какой предстает родная природа в лирике С.А. Есенина? Против чего и во имя чего борется Чацкий? (По комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».) В чем своеобразие жанра «Мертвых душ» Н.В. Гоголя? Какие черты народного характера воплощены в образе Василия Тёркина, героя одноимённой поэмы А.Т. Твардовского?
2.3.
2.4.
2.5.
9
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается
Литература. 9 класс Литература. 9 класс
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.1–1.1.3; Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (1.1.4 и 1.2.4),
1.2.1.–1.2.3), требующих написания развёрнутого ответа ограниченного требующих написания развёрнутого ответа ограниченного объема с
объема (3–5 предложений) выходом в литературный контекст (5-8 предложений)
Максимальный балл – 4 Максимальный балл – 6
Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию Если при проверке задания указанной группы эксперт по первому критерию
ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по второму критерию не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов). ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).
Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы Глубина и самостоятельность понимания проблемы, Баллы
а) экзаменуемый понимает суть вопроса, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом; не подменяет рассуждения пересказом текста; при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия; фактические ошибки и неточности отсутствуют; предложенной в вопросе
а) экзаменуемый понимает проблему, предложенную в вопросе, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений, подтверждая свои мысли текстом; не подменяет рассуждения пересказом текста; при необходимости уместно использует теоретико-литературные понятия; фактические ошибки и неточности отсутствуют;
3
3
б) экзаменуемый понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не всегда корректно использует теоретико-литературные понятия; и (или) допускает одну негрубую фактическую ошибку;
б) экзаменуемый понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не всегда корректно использует теоретико-литературные понятия; и (или) допускает одну негрубую фактическую ошибку;
2
2
в) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не показывает навыка уместного использования теоретико- литературных понятий при анализе литературного материала; и (или) допускает две фактические ошибки
1 в) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения, не подтверждая свои мысли текстом; и (или) отчасти подменяет рассуждения пересказом текста; и (или) не показывает навыка уместного использования теоретико- литературных понятий при анализе литературного материала; и (или) допускает две фактические ошибки;
1
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе; и (или) не знает проблематики произведения; подменяет анализ пересказом текста; и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретико- литературные понятия; и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.
0 г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе; и (или) не знает проблематики произведения; и (или) подменяет анализ пересказом текста; и (или) не демонстрирует умения уместно использовать теоретико- литературные понятия; и (или) допускает более двух грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.
0
2. Следование нормам речи
а) допущено не более 2-х речевых ошибок; 1
б) допущено более 2-х речевых ошибок. 0
1. Умение сопоставлять художественные произведения
11 12
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
а) экзаменуемый умеет: находить важнейшие основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, давать сравнительную характеристику литературным явлениям, строить аргументированные суждения, приводя убедительные доказательства и формулируя обоснованные выводы; 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
2 а) экзаменуемый понимает проблему, предложенную в вопросе, объясняет позицию автора и формулирует свою позицию, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы; демонстрирует обоснованность суждений; фактические ошибки и неточности отсутствуют;
3
б) экзаменуемый частично выявляет основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа, опуская важный(ые) аспект(ы) анализа; и (или) допускает явные нарушения в построении сравнительной характеристики литературных явлений; и (или) его суждения недостаточно аргументированы, выводы не в полной мере убедительны;
б) экзаменуемый понимает суть проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается только собственным видением проблематики произведения, не подкрепляя своих тезисов необходимыми доводами; и (или) допускает одну–две фактические ошибки;
1 2
в) экзаменуемый упрощенно понимает проблему, предложенную в вопросе, и объясняет её смысл поверхностно, не выходя на общую проблематику произведения; и (или) допускает три–четыре фактические ошибки;
в) экзаменуемый не выявляет основания для сравнения художественных произведений по указанному в задании направлению анализа; и (или) не демонстрирует умения строить сравнительную характеристику литературных явлений; и (или) его суждения не аргументированы, выводы не убедительны.
1
0
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и (или) даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей; и (или) допускает более четырех грубых фактических ошибок, связанных с пониманием содержания художественного текста.
2. Следование нормам речи 0
а) допущено не более 2-х речевых ошибок; 1
б) допущено более 2-х речевых ошибок. 0
2. Уровень владения теоретико-литературными понятиями
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий (2.1–2.5), а) экзаменуемый показывает знание теоретико-литературных понятий и уместно использует их при самостоятельном анализе литературного материала;
требующих написания полного развернутого ответа на проблемный 2
вопрос (в объеме не менее 200 слов)
Максимальный балл – 12 б) экзаменуемый показывает знание теоретико-литературных понятий, но не демонстрирует умения уместно использовать их при анализе литературного материала, допускает отдельные неточности в их употреблении;
Среди пяти критериев, по которым оценивается выполненное задание 1
(сочинение), первый критерий (содержательный аспект) является главным. Если при проверке сочинения эксперт по первому критерию ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и по другим четырем критериям не оценивается (в протокол проверки ответов выставляется «0» баллов).
в) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными понятиями, не использует в работе ни одного термина; и (или) допускает грубые ошибки в их использовании.
0
При оценке выполнения заданий части 2 следует учитывать объем 3. Обоснованность привлечения текста произведения Баллы
написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов (подсчет слов включает все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов. а) текст рассматриваемого произведения привлекается разно- сторонне и логически обоснованно (цитаты с комментариями к ним, пересказ фрагментов текста с их оценкой, ссылки на текст произведения);
2
При объеме работы от 150 до 200 слов предельное количество ошибок для б) текст привлекается и комментируется, но не всегда обоснованно и вне прямой связи с выдвинутым тезисом;
каждого балльного уровня не меняется. 1
в) текст не привлекается и не комментируется, суждения текстом не обосновываются.
0
13 14
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации © 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается Копирование не допускается
Литература. 9 класс
4. Последовательность и логичность изложения
а) части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается, нет необоснованных повторов и нарушений логической последовательности;
2
б) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется, есть нарушения в последовательности изложения (в том числе, внутри смысловых частей высказывания), отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе;
1
в) допущены грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения; отсутствует общая логика высказывания.
0
5. Следование нормам речи
а) допущена 1 речевая ошибка; 3
б) допущены 2–3 речевые ошибки; 2
в) допущены 4 речевые ошибки; 1
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок).
0
15
© 2010 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации
Копирование не допускается