Изобразительная информация

Рефераты по журналистике » Изобразительная информация Скачать

Оглавление

1. Изобразительная информация. Типы изобразительных оригиналов. Технические требования к изобразительным оригиналам

2. Системы электронного растрирования и растровые структуры

3. Изготовление форм высокой печати на основе фотополимерных композиций

4. Характерные особенности оттисков при плоской офсетной печати и требования к их качеству

5. Применение способов отделки в книжном производстве

Список литературы


1. Изобразительная информация. Типы изобразительных оригиналов. Технические требования к изобразительным оригиналам

Оригинал для полиграфических изданий - это текстовый или графический материал прошедший редакционно-издательскую обработку и являющийся основой для создания любого печатного издания средствами полиграфического производства[1] .

Авторский оригинал – это текстовый и изобразительный материал подготовленный автором (коллективом авторов) для передачи в издательство для последующей редакционно-издательской обработки.
Издательский оригинал – текстовый или изобразительный материал прошедший редакционно-издательской обработки подписанный в набор (в печать) ответственными лицами издательства для изготовления печатной формы на полиграфическом предприятии.

Оригинал-макет – это издательский оригинал каждая страница которого совпадает со страницей будущей книги по числу строк и в частности по строкам. Оригинал-макет может быть машинописным (напечатанным на обычной конторской пишущей машинке) подписанным в набор и печать и отсылаемым в типографию для набора и печати.

Репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) – это оригинал подготовленный для изготовления фотоформы или печатной формы фотомеханическим способом или сканированием как изображение. В последнее время с распространением компьютерного набора и компьютерных издательских систем этот вид оригиналов широко применяют для печати оперативных малотиражных однокрасочных изданий (авторефератов материалов конференций листовок).

Качество оригинала определяют качество изобразительной репродукции. Только безукоризненный оригинал создает предпосылки для хорошего конечного результата. Небольшие недостатки оригинала могут быть устранены ретушью; любое значительное вмешательство чревато опасностью искажения изображения. Поэтому к качеству оригиналов для репродуцирования предъявляются очень высокие требования.

При классификации оригиналов исходят из трех главных критериев:

1. Полутоновый или штриховой оригинал - характер сигнала создающий изображение аналоговый или двоичный (бинарный). Примечание: к штриховым оригиналам следует отнести все текстовые оригиналы.

2. Непрозрачный или прозрачный оригинал - принцип образования и передачи сигнала. Изображение воспринимается в отраженном или проходящем свете. 3. Черно-белый или цветной оригинал - особенности спектра сигнала создающего изображения.

4. Изобразительный или текстовый оригинал – воспринимаемая информация изображения образная или логическая (текстовая).

Каждый оригинал издания в соответствии с этими критериями относят к определенной группе[2] .

Наиболее общие ограничения которые накладывает полиграфический технологический процесс изложены в нормативной документации в виде требований к оригиналам предназначенным для репродуцирования в полиграфии (см. ОСТ 29.106-90). Несоблюдение требований предъявляемых к оригиналам предназначенным для воспроизведения полиграфическими средствами приводит к резкому увеличению работ по ретуши промежуточных изображений до получения оттиска в печатной машине.

При классификации оригиналов в группы по технологической сложности для ретуши были учтены качественные и количественные показатели оригиналов изложенные в ОСТ 29.106-90 в виде требований. Классификация проведена только для работ с плоскими изобразительными оригиналами изготовленными фотографическим способом или рисованием и предназначенными для полиграфического репродуцирования.
Классификация не распространяется на произведения живописи и графики не созданные специально для полиграфического репродуцирования на уникальные документы имеющие историческую или научную ценность а также на оригиналы с растровой структурой и созданные компьютерной графикой. Требования к качеству готовых полиграфических репродукций с указанных оригиналов определяются издательством художником и полиграфическим предприятием.

Классификация не распространяется также на оригиналы не соответствующие требованиям ОСТ 29.106-90. Некоторые особые требования ОСТа сильно увеличивающие объем ретуши при их несоблюдении приведены ниже. Не допускаются выворотные тексты с шириной штриха менее 0 5 мм для которых в многокрасочных репродукциях необходимо оставлять пробелы более чем в одной печатной форме.

Штриховые элементы должны быть интенсивно черными иметь резкие края и быть выполненными на бумаге или картоне оптическая плотность которых не более 0 15. Оптическая плотность штриховых элементов должна быть не менее 1 5. Масштаб воспроизведения штриховых оригиналов должен быть не менее 33% и не более 100%. Увеличение выходящее за пределы 100% должно быть согласовано с типографией. Оно не должно привести к ухудшению резкости краев штрихового элемента изображения.

Ширина штриховых элементов на оригинале в зависимости от масштаба воспроизведения на оттиске должна быть такой чтобы на репродукции она была не менее 0 1 мм. Расстояние между штриховыми элементами на оригинале должно быть такого размера чтобы на репродукции это расстояние было не менее 0 2 мм. Штриховые непрозрачные многоцветные оригиналы для многокрасочных репродукций на которых элементы цветного изображения в виде заливок или контурных линий и штрихов соприкасаются или частично совмещаются должны быть выполнены цветами хорошо отделяемыми при стандартном процессе цветоделения с конкретным указанием печатных красок для всех элементов.

Если цвета на оригинале при стандартном процессе цветоделения четко не отделяются то оригинал должен быть изготовлен в виде отдельных черно-белых рисунков для каждой краски. Они должны быть снабжены приводочными крестами и образцами (эталонами) красок (цвета).

Полутоновые одноцветные непрозрачные оригиналы изготовленные фотографическим способом должны быть выполнены в виде черно-белого (без цветного оттенка) изображения на гладкой белой фотобумаге. Оригиналы должны иметь резкое изображение в необходимых деталях с зоной размытого перехода в масштабе репродукции не более 100 мкм если нерезкое изображение не требуется специально. На оригиналах не должна быть визуально заметна зернистость если это не предусмотрено заказчиком.

Желательно чтобы полутоновые оригиналы как одноцветные так и многоцветные имели хорошее градационное качество т.е. содержали максимум деталей в средних тонах изображения. Наилучшими по градационному содержанию следует считать оригиналы которые по отношению содержания деталей изображения имеют оценку «мало» (или «средне») в светах «много» в средних тонах «мало» («средне») в тенях. При этом не допускаются фотоотпечатки с явной потерей сюжетно-важных деталей в светах и тенях изображения[3] .

На многоцветных оригиналах изготовленных фотографическим способом должны обеспечивать нейтральность серых цветов и отсутствие цветной вуали. Допускается отклонение от нейтральности (или вуаль) в виде цветного тона соответствующего цветному тону коррекционного светофильтра с зональной оптической плотностью не более 0 2. Не допускаются оригиналы с явной потерей сюжетно важных деталей в светах и тенях изображения (если это не уникальные экземпляры).

Глянцевые фотоотпечатки должны иметь равномерный глянец по всей поверхности. Классификация в зависимости от технологии применяемой при репродуцировании. В полиграфии широко применяют технологию минимизации цветных красок и замена черной (технологии МЦК UCR GCR ICR UCA CCI) при воспроизведении цветных оригиналов. Рассмотрим как требования этой технологии определяют по классам отдельные оригиналы.

Классификация проведена только для работ с плоскими (двумерными) изобразительными оригиналами изготовленными фотографическим способом или рисованием и предназначенными для полиграфического репродуцирования. Классификация не распространяется на оригиналы не соответствующие требованиям изложенным в ОСТ 29.106-90.

Цветные полутоновые оригиналы - это картины эскизы электронные изображения или фотографии: 1) живописные оригиналы; 2) цветные изображения на фотобумаге; 3) цветные фотографические диапозитивы (слайды) и 4) электронные изображения созданные на компьютере или полученные с использованием цифровых камер. Оригиналы содержащие светлые изображения состоящие из чистых и ярких спектральных тонов такие как желтые оранжевые зеленые голубые синие пурпурные фиолетовые и красные не требуют применения технологии МЦК так как все цветные элементы входящие в структуру изображения могут быть созданы одной или двумя красками применяемыми в триадной печати. Присутствие в изображении в небольшом количестве темных пятен не предопределяет применение технологии МЦК. Изображения выполненные в темных тональностях с участием зачерненных цветов с наличием в большом количестве темных пятен и особенно фоновых участков черных темно-коричневых и оливковых тонов рационально записывать с применением технологии МЦК. При репродуцировании такого типа изображений технология МЦК проявляет свои достоинства в полной мере.


2. Системы электронного растрирования и растровые структуры

В первые годы распространения языка программирования PostScript (начиная с 1985 г.) основные критические замечания в его адрес касались непосредственно процесса растрирования. Обнаруженные проблемы были связаны в первую очередь с возникновением нежелательных муаровых картин ухудшавших изображение в системах вывода высокого уровня. Муар возникал из-за неподходящего сочетания частоты и угла поворота растровой структуры – явления уже хорошо известного в полиграфии.

В то время когда в технологии фоторепродукционных процессов во избежание появления легко обнаруживаемых глазом муаровых узоров были определены и стандартизированы углы поворота и частоты растровых структур (в соответствии со стандартом DIN 16547 технологии электронного растрирования еще не существовало. Стандарт базируется на углах поворота 0 15 45 и 75° для желтой голубой черной и пурпурной красок соответственно. Эти углы можно установить без каких-либо трудностей в процессе проекционного или контактного растрирования. Опыт показал что стандарт DIN имеет свои недостатки. Так например угол поворота для черной краски не всегда устанавливается на 45° а интервал 15° между растровыми структурами для желтой и голубой красок является не идеальным а скорее всего компромиссным. Ситуация может быть улучшена посредством структур с эллиптической формой растровой точки.

Наконец проблема электронного растрирования заключается в необходимости реализации особой системы растрирования (углы поворота и частоты растровых структур) посредством пиксельной матрицы используемой в фотовыводных (экспонирующих) устройствах. Как известно любой из способов перевода исходного аналогового сигнала в цифровую форму сопровождается возникновением ошибок квантования. Цифровое значение сигнала в пределах интервала квантования может приобретать единственное наперед заданное значение соответствующее уровню квантования (но только не величину находящуюся внутри интервала квантования). В результате квантования возникают отклонения которые могут оказаться незаметными для невооруженного глаза однако могут стать причиной муара в четырехкрасочной печати[4] .

RT (Rational-Tangent)-растрирование (растрирование по методу рациональных тангенсов)

Суть данного метода может быть легко объяснена. До сих пор мы рассматривали элементарную растровую ячейку как простой квадрат который может быть повернут на произвольный угол. Тем не менее при цифровом растрировании элементарная растровая ячейка в действительности должна рассматриваться как двухмерная пиксельная сетка поскольку частично урезанные пиксельные ячейки получить невозможно. Даже правильная квадратная форма элементарной растровой ячейки получается только в отдельных случаях таких например как использование угла поворота 0° (рис.1). При любом повороте элементарной растровой ячейки ее углы оказываются "занятыми" соседними пикселями. Таким образом допустимыми являются лишь такие углы для которых края повернутой растровой ячейки имеют как по вертикали так и по горизонтали целочисленное пиксельное расстояние (рис. 2). Поскольку отношение этих расстояний описывается тангенсом и в данном случае является числом рациональным процесс растрирования называется растрированием с рациональными тангенсами (RT-растрированием). Отличительной особенностью данного типа растрирования является то что все растровые ячейки имеют одну и ту же форму при этом доступно только несколько углов поворота и значений частот растровых структур (рис. 3).

Рис. 1 Растровая ячейка из 14х14 = 196 пикселей с площадью растровой точки в 52 пикселя (примерно 26 5%) расположенная под углом 0_. Такой угол легко воспроизводится в матрице ФВУ

Рис. 2 Растровая ячейка под углом 45о. Её контур отличается от идеального (ширина ячейки wR > wl)


Рис. 3 Геометрия растровой ячейки повернутой на угол с рациональным тангенсом: 18 4 и 71 6о вместо стандартных углов 15 и 75о

На рис. 4 приведена схема расположения элементарных растровых ячеек в записывающей системе ФВУ (рис.3). Становится очевидным что последовательность из трех пикселей по вертикали и одного пикселя по горизонтали образует угол наклона 18 4° (в то время как последовательность из одного пикселя по вертикали и трех по горизонтали дает угол 71 6°).

Рис. 4 Отклонения углов поворота и частот растровых структур с рациональным тангенсом от идеальных (угол 18 4о вместо идеального угла 15о и угол 71 6о вместо идеального угла 75о частоты растрирования см. табл. 1)

Таблица 1

Пример различий в линиатурах растрирования при использовании углов поворота с рациональными тангенсами (RT- растрирование)

Соединение узловых точек в пределах четверти круга показывает что точки пересечения для углов 0 и 45° смещены относительно углов 18 4 и 71 6°. Это приводит к различным частотам растровых структур цветоделенных изображений что показано в табл. 1.

Суперячейки

Чем больше растровая ячейка тем точнее можно устанавливать углы поворота. Однако применение ячеек увеличенных размеров нежелательно так как снижение линиатуры приводит к растровой структуре которая обнаруживается невооруженным глазом и более того ячейка больших размеров является причиной потери разрешения при воспроизведении мелких деталей. Поэтому суперячейка – это не просто увеличенная ячейка её следует рассматривать исключительно как объединение нескольких отдельных ячеек в одну увеличенную площадку (рис.5). Отдельные ячейки могут принимать в суперячейке различные размеры и форму. Эти отличия компенсируются в пределах суперячейки. В целом растрирование с суперячейками обеспечивает более точную аппроксимацию стандартных углов поворота (рис. 6).

Рис. 5 Несколько растровых ячеек (3х3) объединенных в суперячейку. Цифры указывают на число пикселей в ячейке

Рис. 6 Расчетом суперячеек можно приблизиться к идеальным углам поворота при применяемых линиатурах

В то время как растровый процессор обработки изображений в процессе растрирования по типу RT рассчитывает форму растровой точки только один раз (все точки имеют одну и ту же форму) расчеты суперячеек являются более сложными. Каждая ячейка в пределах суперячейки имеет свою форму что приводит к необходимости расчета каждой элементарной ячейки посредством интерпретатора. Такие операции требуют увеличения как времени обработки так и объемов памяти. Фирма Adobe ввела технологию суперячейки в интерпретатор PostScript (1-го уровня) и во все интерпретаторы PostScript (2-го уровня) под названием Accurate Screens (точное растрирование). Но поскольку этот метод сильно увеличивает время обработки а повышенная точность пользователями не всегда востребована данная функция не является установкой по умолчанию[5] .

Технология Accurate Screening активизируется посредством специальных указаний PostScript которые генерируются программой приложения. Кроме большого увеличения времени обработки растрирование по методу Accurate Screening также требует больших объемов памяти. Фирма Adobe обходит трудности связанные со сложностью расчетов суперячейки посредством использования специального аппаратного обеспечения. Сопроцессор PixelBurst разгружает основной процессор RIP и выполняет наряду с растрированием еще и другие специальные задачи например связанные с повышением скорости.

Рис. 7 Сравнение структур аналогового растрирования с получаемыми методами цифрового «рационального» и «иррационального» растрирования

Другие производители программных продуктов предложили варианты растрирования также основанные на идее суперячейки: фирма Linotype-Hell (в настоящее время Heidelberg) назвала свое решение HQS Screening а фирма Agfa назвала свою систему Balanced Screening.

Растрирование по методу иррациональных тангенсов

Фирма Linotype-Hell развила принцип суперячейки и назвала его "иррациональным" растрированием. Данная технология использует те углы поворота и линиатуры растров которые уже доказали оптимальное качество для ранних моделей фирменных репросканеров Hell. Главное отличие методов "рационального" и "иррационального" растрирования заключается в разнице между рациональными и иррациональными числами. Основой "иррационального" растрирования служит матрица в которой расстояние между центрами растровых точек точно соответствует некоторому определенному значению например 166 66 мкм при линиатуре 60 лин/см. Метод "иррационального" растрирования удовлетворяет также требованиям установки идеальных углов поворота но при этом форма растровой точки периодически изменяется из-за изменения порядка чередования пикселей. Например через три или четыре пикселя по вертикали и один пиксель по горизонтали (рис. 8).

Частотно-модулированное растрирование

Рис. 8 Частотно-модулированное растрирование (FM) в сравнении с амплитудно-модулированным растрированием (АМ) с цифровой структурой растровой точки

В то время как процессы базирующиеся на идее суперячейки подчинены приведению углов поворота растровых структур как можно ближе к стандартным частотно-модулированное растрирование (FM-растрирование) в принципе не имеет углов поворота. Данная технология была уже рассмотрена в разделе 1.4.3 где пояснялось что в отличие от обычных периодических растровых структур передача тонов здесь осуществляется за счет создания средней плотности при полностью случайном распределении растровых точек малых размеров. Таким образом метод частотно-модулированного растрирования можно отнести также к способам случайного или стохастического растрирования.

3. Изготовление форм высокой печати на основе фотополимерных композиций

Существенным фактором развития флексографской печати стало внедрение фотополимерных печатных форм.

Страницы: 1 2 3