Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения

Рефераты по журналистике » Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения

Курсовая работа

Тема работы

Роль журналистики в повышении общего уровня культуры населения


Содержание

Введение

1. "Функциижурналистики"

1.1 Общая характеристика функций СМИ

1.2 Культуроформирующие функции

1.3 Идеологические функции

1.4 Рекламно-справочные и рекреативные функции

2. "Роль "женскогожурнала" вповышенииуровнякультурынаселения"

2.1 Общая характеристика "Женского журнала"

2.2 Журнал и его роль в повышении культуры

2.3 Принципы работы культуроформирующих изданий

Выводы

Литература


Введение

В конце ХХ столетия культура стала самой модной темою для дискуссий как в научной среде так и в не её. Это произошло потому что культурой пронизаны все сферы нашего коллективного сознания подсознания памяти социальной деятельности. Она абстрактно существует в привычках группы морали традициях ценностях и идеях.

Значительную роль в повышении культуры населения играет журналистика.

Ежедневно миллионы газет попадают в руки читателей. Волны сотен радиостанций пронизывают эфир донося до слушателей новости из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати радио и телевидения в современном мире переоценить просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия охватывая своим влиянием огромное количество людей.

Целью нашего исследования является проследить на примере "Женского журнала" влияние журналистики на общество а именно её значение в повышении культуры.

Раскрытие данной темы будет проводиться в курсовой работе поэтапно. Работа состоит из следующих разделов: введения теоретического раздела 1 практического раздела 2 заключения и приложений. В разделе 1 "Функции журналистики" мы исследуем роль журналистики в современном обществе. При этом теоретическая часть исследования основывается на фундаментальных работах Ворошилова Корконосенко Михайлина Гуревича Прохорова а так же на актуальных исследования Мрочко Джеймса Лалла. Теоретические исследования воплощены на практике в разделе 2 "Роль "Женского журнала" в повышении уровня культуры населения". Данный предмет исследования был выбран для того чтоб установить как именно большинство женских журналов повышают культуру своих читателей.

В качестве основных целей нашего исследования выделим следующие:

– классифицировать функции журналистики;

– описать влияние СМИ на население;

– установить роль женских журналов в повышении уровня культуры читателей.

В разделе 1 "Функции журналистики" мы рассмотрим роль средств массовой информации в современном обществе. А так же функции СМИ как закономерные связи которые реализуются в форме тенденций степень их реализации и особенностей потребления информации аудиторией.

В разделе 2 "Роль "Женского журнала" в повышении уровня культуры населения" мы рассмотрим общую характеристику издания его влияние на аудиторию. Кроме этого мы проанализируем принципы которых должно придерживаться издание чтобы стать культуроформирующим.

Данная работа может быть полезна студентам факультета "Журналистики" начинающим журналистам.

Ключевые слова: функция цель журнал идеология культура рекреация коммуникация.


1. "Функциижурналистики"

1.1 Общая характеристика функций СМИ

Как любой социальный институт СМИ занимают определенное место в системе других социальных институтов и выполняют свои специфические задачи в общественно-политической жизни общества.

"Функции (лат. functio – "обязанность назначение характер деятельности исполнение обязанностей") журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач способ жизнедеятельности в обществе" [16 С. 53].

Для определения и выяснения функциональных задач СМИ в обществе необходимо определиться в категориях данной проблемы теории массовой информации которые можно свести к двум основным:

1) СМИ как социальный институт включающий в себя и совокупность других подсистем;

2) СМИ как сфера деятельности которая подразумевает совокупность результатов достигнутых в итоге этой деятельности.

В рассмотрении проблем связанных с функциями СМИ будут подразумеваться оба существующие определения системы СМИ хотя здесь более важен второй подход.

"СМИ являются подсистемой целостной системы общества состоящей из совокупности элементов выполняющих ряд функций как по отношению к системе так и по отношению друг к другу. Одним из таких элементов и являются СМИ как социальный институт выполняющий определенные виды деятельности которые характеризуются прежде всего совокупностью задач решаемых с помощью СМИ" [13 С. 186].

"Функция СМИ – это не что иное как ее предназначение в обществе на данном этапе общественного развития. Деятельность СМИ тем плодотворнее чем яснее осознаны социальные функции объективное социальное предназначение без навязывания им задач которые не отвечают природе журналистики" [13 С. 186].

Знание функций – это совокупность представлений о назначении средствах организации в свете ожидаемых необходимых результатов деятельности.

Поскольку любая деятельность человека всегда целенаправленна а для достижения целей нужны соответствующие средства журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом:

Цель – это предвидимый и желаемый результат добиться которого можно с помощью релевантных средств эффективно используемых. Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов.

Поскольку всякая человеческая деятельность предметна и многофункциональна то и деятельность СМИ конкретизируется в различных функциях. Эти функции связаны между собой дополняют друг друга и вместе образуют звенья целостной системы функций. Находясь в постоянном взаимодействии они реализуются в различных формах. Следовательно представление о реальной роли СМИ в обществе можно составить лишь тогда когда ее деятельность рассматривается как деятельность целеполагающая совокупная коллективная когда выводы делаются из общего содержания и результатов функционирования всех ее видов и форм.

"Отсюда исследователи СМИ делают вывод о необходимости системного анализа их функций. Более того анализ функций следует проводить одновременно с выявлением механизма их взаимопроникновения и взаимодействия форм и методов деятельности СМИ. Системный подход к определению функций полностью согласуется с методологическим положением о том что любая система имеет свои предпосылки и что в процесс развития она превращается в целостность" [13 С. 188].

Анализ сущности и системы функций СМИ их взаимосвязей взаимодействия с социальной средой и реализации в обществе позволяет сделать ряд обобщающих выводов крайне необходимых для понимания места роли и назначения СМИ:

1. Влияние СМИ на общество отражает такое положение вещей при котором с одной стороны оно обусловлено закономерностями функционирования и развития общества в целом условиями их деятельности. СМИ сами являются условиями обеспечения определенных системных качеств общества. С другой стороны влияние обусловлено свойствами самих СМИ – освоением предмета и интересами общества.

"Система СМИ как и любая другая система неразрывно связана с объективными условиями своего существования: материально-техническими экономическими социально-политическими условиями духовной жизни определяющими их функции и типологические признаки" [13 С. 190].

При помощи категории функции из множества функциональных связей СМИ на первый план выдвигаются те которые являются первоочередными на данный период времени с точки зрения участия СМИ в жизни общества. Они опосредуют и определяют другие функциональные связи СМИ как социального института.

2. Функции СМИ по отношению к обществу представляют собой аспект сознательной целесообразной журналистской деятельности. Категория функции выявляет олицетворяемую ими функциональную связь как объективную закономерную. Эта связь не реализуется сама собой вне человеческой деятельности.

По мнению специалистов изучающих журналистику роли ее как вида человеческой деятельности разнообразны. Говорят о роли журналистики в познании окружающего выработке человечеством ценностных ориентаций социализации личности просвещении и воспитании распространении культуры отмечают ее регулятивное и контрольное участие в управлении общественными процессами в социальной защите людей и снабжении каждого утилитарными сведениями указывают на гедонистическое значение журналистики участие ее в психической регуляции компенсаторной тонизирующей.

Предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с "контрагентом" т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами. Общеизвестно что исходнойфункцией журналистики является коммуникационнаяфункция (лат. communicatio – "путь сообщения") – функция общения налаживания контакта. Не случайно журналистику часто называют "средством массовой коммуникации" или mass media.

"Для взаимоотношений с массовой аудиторией первостепенное значение имеет информационное обслуживание массового сознания и прежде всего общественного мнения" [16 С. 56]. Эта группа функций может быть названа социально ориентирующей или идеологический.

Рядом и в прямой связи с идеологическими функциями "располагаются" культуроформирующиефункции СМИ. Притом если такие задачи как формирование политической культуры экономическое образование этическое и эстетическое воспитание и т.п. непосредственно связаны с идеологической деятельностью СМИ и едва ли не являются ее частью то формирование культуры поведения пропаганда медицинских знаний физической культуры культуры досуга и т.д. значительно слабее связаны с идеологической деятельностью.

Как бы на периферии системы функций находятся и такие области деятельности как рекламно-справочная удовлетворение утилитарных запросов в связи с миром увлечений разных слоев аудитории.

Наконец следует назвать такую "всепроникающую" функцию журналистики как рекреативная. Эта функция "всепроникающая" так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае если реализующие их материалы читаются смотрятся слушаются "с удовольствием" приносят интеллектуальное наслаждение радость познания нового интересного и т.д. Но есть и такие материалы в СМИ которые выполняют исключительно эту функцию. Обычно их называют "развлекательными".

Последовательность выполнения информационной политики издания и программы предполагает органическое единство в соотношении и способах реализации всех функций требует их взаимодействияна основе единой позиции.

Таким образом всем СМИ свойственны единыефункции обязанность выполнить объективное предназначение журналистики но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и их журналистов.

Мера и характер информированности зависит прежде всего от того как журналисты понимают и реализуют идеологическую функцию СМИ. А от этого зависит и выполнение по содержанию всех остальных функций журналистики.

1.2 Культуроформирующие функции

Культура как явление многозначно и ему сложно дать научное определение которое могло бы достаточно точно вскрыть его столь подвижную и труднофиксируемую сущность. "Культура (лат. cultura – "возделывание воспитание образование развитие") – это выраженный в созданных людьми материальных и духовных ценностях в характере и формах отношений между людьми уровень развития общества и составляющих его групп слоёв отдельного человекас его творческими силами и созидательными способностями" [16 С. 72]. Уровень культуры – это степень возвышения человека и общества над исходным состоянием. Усвоение культуры осуществляется с помощью обучения. Культура создается культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. В результате усвоения ценностей верований норм правил и идеалов происходят формирование личности и регулирование её поведения.

Культуроформирующая функция журналистики следовательно заключается в том чтобы будучи одним из институтов культуры общества участвовать в пропаганде и распространении в обществе высоких культурных ценностей воспитывать людей на образах общемировой культуры тем самым способствуя всестороннемуразвитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики направленная на формирование массового сознания также способствует формированию культуры личности группы народа общества в целом. "Но в силу специфики своей задачи она имеет ярко социализаторскийхарактер ее цель – введение человека в мир общественных отношений как активно действующей единицы массы на стороне той или иной силы – носителя идеологии. Поэтому культура формируемая в процессе идеологической деятельности – это культура нацеленная прежде всего на формирование определенно по отношения к современным явлениям и далее – на формирование мотивов и стимулов социальной активности поэтому иакцент в идеологической деятельности ставится на политическую экономическую правовую культуру в их прагматической направленности на формирование гражданской активности" [16 С. 73].

Культуроформирующая функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности ее цель – обогатить внутренний мир человека как само ценной личности.

Это обязывает журналиста знать сферы культурных пристрастий и увлечений своей аудитории чтобы снабжать ее соответствующей информацией.

Разумеется деятельность журналиста может быть направлена на расширение или преобразование интересов своей аудитории но главной его задачей все же остается высокопрофессиональное "обслуживание" предпочтений стремлений и увлечений сформировавшихся на базе ее собственного выбора.

На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит как правило художественная культура – литература изобразительное искусство архитектура музыка. За ней следуют а иногда и опережают разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура составляет предмет забот художественных и научно-популярных просветительских и образовательных разделов газет и журналов передач телевидения и радио. Для СМИ важной задачей является и формирование высокой культуры быта и досуга даже этикета и т.д.

Заботясь о духовном развитии личности журналистика способна противостоять разрушительному воздействию так называемой "массовой культуры" явлениям китча суррогатам искусства рассчитанным на неразвитый или извращенный вкус. При этом важнейшей задачей журналистики оказывается формирование действительно массовой культуры т.е. реальное приобщение самых широких масс к подлинной культуре.

1.3 Идеологические функции

В прямой связи с культуроформирующими функциями журналистики находятся функции идеологические. "Термин "идеология" (греч. idea – "мысль понятие" + logos – "слово учение") обозначает учение об идеях т.е. не несет ни положительных ни негативных коннотаций. Однако надо принять во внимание что понятие "идея" постепенно переосмыслялось и стало в конце концов обозначать с одной стороны знаниео каком-то предмете или явлении соединенное с другой со стремлением к действию" [16 С. 58]. Между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. Возникает и борьба вокруг самого термина "идеология" относительно места идеологии в жизни ее отношений с наукой и т.д.

"Идеология – это система взглядов в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу социальные проблемы и способы их разрешения опредёляются цели и средства социальной деятельности государственных образований и общественных объединений по поддержанию statиsquo или преобразованию социальных отношений в соответствии синтересами и потребностями носителей данной идеологии" [16 С. 59].

Столь важная роль идеологических представлений в массовом сознании издавна заставляла вмешиваться в стихийный процесс их формирования. И возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании "поля" для идеологической деятельности. При этом по мере расширения участия масс в политической жизни возрастала роль и расширялась область деятельности журналистики в сфере идеологии.

"Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательностикак единства сознания и самосознания" [16 С. 60].

Формирование сознательности выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентациилюдей так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов ставящих своей целью всестороннюю социальнуюориентациюбольших групп людей. Журналистика играет в этом процессе едва ли не самую важную роль так как имеет возможность действовать постоянно систематически учитывая перемены в жизни показывая все ее многообразие через совокупность множества различных по характеру произведений. Именно журналистика способна отслеживать быстро меняющуюся обстановку и тем самым способствовать в случае необходимости переориентациимассовой аудитории.

"Социальная ориентация – это умение разбираться в окружающей обстановке понимать и оценивать социальные явления вы являть их значимость для себя и влияние на протекающие процессы и в соответствии с этим определять свое к ним отношение вырабатывать позицию цели направления и характер деятельности" [16 С. 60].

Следовательно ориентированность включает во-первых осознание того что существует в реальной жизни. Поэтому журналистика используя все каналы гласности представляет аудитории широкую панораму действительности. Во-вторых ориентированность в исторической перспективе предполагает составление представления о ближайших и более далеких целях вытекающих из системы ценностей и идеалов. В-третьих в ходе ориентации при сопоставлении представлений о "желаемом будущем" с реалиями настоящей жизни возникают оценочные суждения "о том что есть". В-четвертых ориентация предполагает овладение представлениями о совокупности норм – тех способах методах средствах применение которых будет способствовать достижению ближайших и перспективных целей приблизит "желаемое будущее".

"Таким образом ориентирование осуществляется в том же русле что и информирование ведь информационный процесс и организуется ради достижения ориентированности а это требует передачи дескриптивной прескриптивной валюативной и нормативной информации" [16 С. 61].

Идеологическаяориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер т.е. охватывает все стороны духовного мира личности все компоненты массового сознания.

Массовое сознание формируется и как самоориентация групп и под влиянием различных идеологических сил. Средства массовойинформацииприродой своей предназначены быть важнейшей силой взаимодействия с массовым сознанием.

Чтобы решение задач стоящих перед журналистикой было четко целенаправленным важно ясно представлять структуру массового сознания и особенности каждого из его компонентов их значение в социальной ориентации людей.

Страницы: 1 2 3