Рубрики и публикации для детей в районной прессе: жанрово-тематический обзор

Рефераты по журналистике » Рубрики и публикации для детей в районной прессе: жанрово-тематический обзор

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Филологический факультет

Кафедра журналистики

Рубрики и публикации для детей в районной прессе: жанрово-тематический обзор

Курсовую работу выполнила

студентка 4 курса

специальности «Журналистика»

Москаленко Юлия Игоревна

Научный руководитель:

Пивоварчик Тамара Анатольевна

к.ф.н. доцент

Гродно 2010


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Анализ научных материалов посвященных детской и молодежной тематике

ГЛАВА 2. Рубрики и публикации для детей и молодежи в районных изданиях

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА


ВВЕДЕНИЕ

Основная тенденция развития средств массовой информации в мире – движение к информационному обществу что связано прежде всего с внедрением новых революционных технологий таких как цифровое телевидение и интернет. В журналистике наблюдается дифференциация и расширение многообразия печатных изданий и электронных СМИ а также интеграция средств массовой информации.

Молодое поколение легче всего поддается влиянию современных информационных ресурсов мира. Периодическая печать телевидение радио интернет прочно вошли в жизнь молодежи. Она желает не только ежедневно узнавать о происходящих в стране и мире событиях но и активно участвовать в процессе создания и распространения новостей. Именно поэтому районная пресса уделяет значительное внимание вопросам детства и юношества.

Целью курсовой работы является определение и анализ жанрово-тематического многообразия материалов представленных на детских и молодежных страницах в районных газетах.

Выполняя работу мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить материалы детских и молодежных страниц и рубрик.

2. Проанализировать их названия и авторский состав.

3. Осуществить жанрово-тематический обзор.

4. Выявить основную проблематику материалов.

Объектом исследования являются детские и молодежные страницы и рубрики в районных печатных СМИ Гродненской области. Предметом исследования выступают тематика и проблематика детских и молодежных страниц и рубрик а также жанры соответствующих публикаций.

Во время выполнения работы мы использовали следующий материал: статьи исследователей занимающихся проблемами молодежи районные газеты Гродненской области за январь-март 2009 года и за аналогичный период 2010 года.

В первой главе работы проведен анализ публикаций посвященных проблемам подрастающего поколения. В них рассматриваются понятия касающиеся молодежи: социализация патриотизм нравственное воспитание эстетическое воспитание влияние СМИ на развитие человека информационное насилие над личностью. Рассматриваются также факторы влияющие на формирование внутренних качеств молодежи: семья общеобразовательные учреждения средства массовой информации.

В основу второй главы положен анализ публикаций для детей и молодежи в районных газетах Гродненской области и сопоставление номеров за январь-март 2009 года и за аналогичный период 2010 года. Сопоставляются названия детских и молодежных страниц и рубрик авторский состав тематика жанры.


ГЛАВА 1. Анализ научных материалов посвященных детской и молодежной тематике

Совершенствование системы образования поддержка патриотизма и активной гражданской позиции молодежи формирование уважительных отношений к личности и ее правам – приоритеты современной Беларуси. Претворение в жизнь идеалов государства осуществляется в семье и в общеобразовательных учреждениях а также при помощи средств массовой информации и сопровождается определенной ответственностью. Семья школа и СМИ создают условия для всестороннего развития молодого человека раскрытия его творческого потенциала содействуют установлению в государстве гражданского общества основанного на патриотических и духовно-нравственных ценностях белорусского народа.

Рассмотрим роль каждого из данных факторов в воспитании и образовании подрастающего поколения.

О.Л. Крук дает следующее определение понятия «семья»: «Семья – это группа людей объединенная брачными или родственными отношениями на основе взаимной любви чувства долга единства духовных интересов и стремлений нравственной ответственности ее членов по отношению друг к другу их взаимной помощи и поддержки» [8 с.38]. Родители – это самые близкие люди для ребенка. В зависимости от того какие отношения складываются в семье будет зависеть каким образом ребенок воспримет окружающий мир общество и себя в нем. Именно в семье начинается процесс социализации личности т.е. усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний норм ценностей позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

И.Н. Малиновский выделяет следующие условия влияния семьи на социализацию ребенка:

– социально-экономическое положение жилищные условия;

– стиль семейного воспитания (авторитетный авторитарный или либеральный);

– полнота семьи;

– особенности функционирования семьи как отдельной системы [10 с.28-29].

В семье развиваются основные черты характера человека складывается определенный взгляд на мир. Семья является первым небольшим социальным окружением ребенка.

Обучение в школе – это не только приобретение и систематизация жизненно важных знаний но и патриотическое нравственное эстетическое воспитание. Молодежь как известно представляет собой будущее государства. Нигилизм нежелание служить в армии отсутствие интереса к историческому прошлому неверие в завтрашний день и другие недостатки молодого поколения могут пагубно отразиться на состоянии страны в будущем. Именно поэтому подчеркивается исключительная важность патриотического воспитания в современном обществе: «Никто не будет отрицать что решение проблем в жизни Беларуси будет зависеть от уровня сформированности у подрастающего поколения гражданской позиции уважения к историко-культурному наследию. Вот почему приоритетным направлением общеобразовательного процесса является гражданско-патриотическое воспитание учащихся» [9 с.34]. Оно осуществляется посредством участия детей в работе ученического самоуправления детских и молодежных клубов организаций и инициативных групп.

Л.Ф. Косинова считает что «нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков которые закрепляются в его сознании и это отражается в нравственной культуре личности» [6 с.38]. Формирование нравственной личности признается главной задачей всех социальных институтов воспитания образовательных учреждений и общественных организаций.

Эстетическое воспитание включает в себя развитие способностей к эстетическому восприятию мира и к творчеству по законам красоты формирование эстетического идеала молодого человека а также демонстрирование примеров моральности героизма добра уважения. Важность эстетического воспитания в том что оно «открывает нам не только отдельные объекты но прежде всего способ видения чувствования и понимания который устанавливает новое отношение ко всем первичным вещам к первичному миру выливающееся в эстетическое отношение к жизни» [7 с.7].

Современное общество является обществом знаний а его главный капитал – это информация. В настоящее время возрастает скорость передачи различных сведений увеличиваются объемы информации усложняется ее структура и тематика. В данных условиях весьма сложно молодому поколению у которого еще не сформировался ценностный мир сохранить свои нравственные и культурные принципы и идеалы. К.В. Рубчевский пишет: «Человек живет сегодня в информационном пространстве ежедневно черпая сведения из прессы радио- и телепередач. Он получает самую свежую информацию со всех концов планеты но только ту которую сознательно поставляют ему представители СМИ. Средства массовой информации и коммуникации формируют «массового» человека нашей эпохи. Влияние посредством СМИ направлено на разобщение личностей (появление своего маленького «мирка») на вытеснение непосредственных живых контактов и замену их телевизором и компьютером» [12 с.118-119]. Это влияние можно назвать информационным насилием над личностью. Противостоять негативному влиянию возможно развивая у детей и подростков культуру восприятия обучая их смотреть и слушать выбирать и оценивать полученные сведения. Педагоги должны культивировать у детей известную толику скептицизма. Однако роль общеобразовательной школы в борьбе с информационным насилием над личностью затрудняется тем что сегодня доверие к учителю со стороны подрастающего поколения уже не то: «В силу того что современные старшеклассники и студенты более восприимчивы к информации как правило больше времени затрачивают на просмотр кино- теле- и видеопродукции и лучше чем старшее поколение работают в Интернете у них складывается мнение что знают они о жизни уж никак не меньше а в некоторых областях гораздо больше нежели их педагоги» [12 с.124-125]. В данной ситуации необходимо создать все условия для взаимодействия средств массовой информации и системы образования. «Это может задать учащимся определенные установки на дальнейший поиск позитивной информации что в свою очередь способствует выработке конструктивных ориентаций» [12 с.124].

В современном мире детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Исследования детской периодики актуальны и в аспекте формирования культуры чтения личности («читательской грамотности») так как юные читатели нередко предпочитают журнал книге значит на детскую периодику возлагается особая ответственность изменяются ее роль функции модели. Издания для детей и молодежи являются сегодня надежными помощниками родителей и учителей в воспитании подрастающего поколения.

Специфика детской периодики как типа издания определяется в первую очередь возрастными характеристиками аудитории: психофизическими способностями особенностями восприятия. Сотрудникам редакции необходимы знания из педагогики возрастной психологии коммуникативистики. В зависимости от того на какой возраст рассчитано издание редакция определяет тематико-жанровые приоритеты применяет специфические приемы отображения действительности собственные выразительные средства формы и способы контакта с читателем.


ГЛАВА 2. Рубрики и публикации для детей и молодежи в районных изданиях

Названия детских и молодежных страниц и рубрик

В ходе работы были проанализированы номера 17-ти районных газет Гродненской области за январь-март 2009 года и за аналогичный период 2010 года. Нами было замечено что возрастные границы изданий намеренно размыты чтобы привлечь внимание более широкой аудитории читателей сразу нескольких возрастных групп. Поэтому изучению подверглись не только детские но и молодежные страницы и рубрики (см. таблицу 1).

Таблица 1. Названия детских и молодежных страниц и рубрик

п/п

Название газеты Название страниц Название рубрик
1. «Астравецкая праўда» (Островец) «Маладзёжны востраў», «Парасткі» «Школьная Дошка гонару»
2. «Ашмянскі веснік» (Ошмяны) «Голас юнацтва» «Будущее – за молодыми»
3. «Бераставіцкая газета»(Большая Берестовица)

«Молодежный калейдоскоп»,

«Пионерский меридиан»

«Школьная жизнь», «Пазакласная дзейнасць», «Абитуриенту-2010»,

«Малады кіраўнік»,

«Мода и здоровье»

4. «Воранаўская газета» (Вороново)

«Молодежный вестник»,

«Пионерский меридиан»

5. «Дзянніца»(Щучин) «Светач» «Школьны мерыдыян», «Дарослыя – дзецям»
6. «Зара над Нёманам» (Мосты) «Час маладосці»

«Наш малады сучаснік»

7. «Іўеўскі край»(Ивье)

«Отражение»,

«Проспект»

«Пионеры»,

«Маладыя таленты Іўеўшчыны»,

«Школьные вести», «Молодежь Беларуси», «Школа молодого педагога», «Образование»,

«К сведению абитуриентов»

8. «Лідская газета»(Лида) «Молодежный трамвайчик» «Поддержка юных дарований»
9. «Наш час» (Волковыск) «До 16 и старше», «Классная страничка», «Почитайка»
10. «Новае жыццё» (Новогрудок)
11. «Перамога» (Дятлово) «Школьны мерыдыян», «Дзіцячая старонка» «Абітурыенту-2010», «Школьны мерыдыян»
12. «Перспектива» (Гродно) «Солнечный зайчик» «Образовательный портал»
13. «Полымя» (Кореличи) «Сучаснік»

«Мы – маладыя»,

«Время молодости»,

«Дзеці Беларусі»,

«Сто дорог – одна твоя»

14. «Праца»(Зельва) «Равеснік»

«Маладзёжная палітыка», «Детский православный календарь»,

«Маладзёжныя лідары», «Знаёмцеся. Маладыя асобы», «Адораныя дзеці»,

«Гурток маладога журналіста», «Юныя таленты»,

«Таленты Зэльвеншчыны», «Справы “ПАЗАшкольныя”»

15. «Светлы шлях»(Сморгонь) «Мы – маладыя»
16. «Свіслацкая газета» (Свислочь)

«На ветразях часу»,

«Теремок»,

«Наш край Белавежскі»

«В молодежных объединениях», «Профориентация»,

«Страна Пионерия»,

«Растим патриотов»

17. «Слонімскі веснік»(Слоним) «Слоним школьный» «Наша звездная тусовка», «Молодежные инициативы», «Школьный калейдоскоп», «Выбираем профессию», «Патриотическое воспитание»

Данная таблица свидетельствует о том что названия детских и молодежных страниц и рубрик соответствуют теме подобраны вполне удачно. Материалы имеют больше шансов быть прочитанными поскольку тематическая страница благодаря названию и логотипу становится более заметной. Однако к существенному недостатку мы отнесли нерегулярную периодичность обращения к детской и молодежной тематике. Данный тезис свидетельствует о том что вопросы интересующие современное подрастающее поколение являются второстепенными; детские и молодежные страницы и рубрики публикуются по мере накопления соответствующего материала. Это значит что молодежным проблемам в регионе не отводиться должное место.

Авторский состав

С точки зрения авторского состава все публикации можно разделить на журналистские и читательские (молодежный актив с участием редакции) (см. диаграмму 1).

Диаграмма 1. Соотношение штатных и внештатных авторов

Диаграмма показывает что наряду с журналистскими материалами на газетной полосе присутствуют и публикации внештатных авторов. Наличие значительного количества читательских материалов говорит о хорошо налаженной обратной связи редакции с потребителями информации.

В подготовке номеров принимают участие представителями различных профессий и сфер занятости: педагоги секретари первичных организаций Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации сотрудники милиции и отдела по чрезвычайным ситуациям врачи сотрудники районного исполнительного комитета библиотекари родители сотрудники музея (см. диаграмму 2). Из этого следует что достаточно широкий круг специалистов занят в процессе воспитания и образования подрастающего поколения. Редакции газет привлекают также и своих юных читателей к журналистскому творчеству предоставляя возможность рассказать об интересующих молодое поколение событиях и фактах: «Газета или Интернет?»[64] «Кем быть?» [67] и др.

Диаграмма 2. Внештатные авторы

Тематика детских и молодежных страниц и рубрик

Публикации встречающиеся на детских и молодежных страницах и в соответствующих рубриках подразделяются на множество тематических блоков: событие личность конкурс спорт деятельность Белорусского республиканского союза молодежи и Белорусской республиканской пионерской организации профессия размышление кумиры развлекательная информация здоровье увлечение образование природа социальная проблематика познавательная информация правовое воспитание духовное воспитание патриотизм и активная гражданская позиция подрастающего поколения (см. диаграмму 3). Преимущество имеют информационные материалы посвященные определенному событию. В данной категории статей можно выделить следующие подтемы:


Конкурсы и фестивали :

«Проба ума» [68]

«Фестиваль юных исследователей “КоллегиУМ”» [70]

«Урок мужества и чести» [105]

«Жыву тваім шчасцем і клопатам і ласкай тваёй зямля!» [106] и др.

Концерты и творческие вечера :

«Сердца открытые для любви» [21]

«Праздник которого ждали» [57]

«”Валентинка” с сюрпризом» [60]

«У войны не детское лицо!» [149]

«Поездка в Дубно» [171]

«”Холодное пламя” разогрело публику» [228] и др.

Спектакли и театрализованные представления :

«Вера і дабрыня выратуюць свет» [18]

«Па матывах славянскай міфалогіі» [40]

«Рождественский утренник в храме» [77]

«Порадовали подарками» [176] и др.

Акции :

«Весна начинается с подарков» [3]

«Свята – для ўсіх дзяцей» [20]

«На чырвоным аўтамабілі і ў чырвоным футры» [38]

«Раз Мароз … пяць Мароз – падарункі ўсім прынёс!» [44]

«Дабрачынная акцыя “Дзеці – дзецям”» [45]

«Сладости от милиции» [53]

«Падарункі конкурсы віктарыны» [122]

«Падарункі і добры настрой» [167]

«Праздник для малышей» [172] и др.

Встречи :

«Музей – месца сустрэчы пакаленняў» [19]

«Мечты сбываются» [78]

«Встретились друзья» [127]

«Урок мужества» [155]

«Пробудили чувства» [195] и др.

Награждение победителей и лауреатов конкурсов :

«Впереди – ответственный этап» [73]

«Таленавітая моладзь – багацце шчучынскай зямлі» [163] и др.

Экскурсии :

«Цікавая экскурсія» [169]

«Другое нараджэнне» [183] и др.

Выставки : «Мир фантазий» [26] и др.

Конференции : «Исследователи – это мы!» [156] и др.

Материалы посвященные талантливым молодым людям также довольно часто встречаются на детских и молодежных страницах: «Непобедимая Маргарита» [52] «Любіць Ганна польскую паэзію» [58] «Интеллектуалы “Реновацио” в тройке лучших» [66] «Юные романтики» [72] «Упрыгожвае не толькі знешнасць» [75] «Паруса ее мечты» [91] «Улыбайтесь почаще!» [92] «Остановись мгновение…» [93] «Спасают дети» [95] «В “современнице” видит себя…» [118] «Боди-арт стал “фишкой”» [150] «Группа “НГЛ”»[152] «Прекрасная художница» [154] «Дебют что надо» [160] «Девушка не промах» [161] «Спорыцца праца» [192] «Спартсмен з Левых Мастоў» [201] «В карточке воина – одни поощрения» [222]и др. Они рассказывают о достижениях молодежи в учебе спорте музыке изобразительном искусстве.

Количество публикаций информирующих о различных конкурсах свидетельствует о том что в Республике Беларусь созданы все условия для формирования всесторонне развитой и гармоничной личности: «Мы трапілі ў “Бухту капітанаў”» [2] «Молодежь поет о родине» [17] «“Юныя таленты” – творчае спаборніцтва здольных і натхнёных» [43] «Нам запавет – мір берагчы руплівай працаю праславіць» [59] «Возрождаем традиции» [63] «”Евровидение” в нашем городе» [83] «В рисунке – боль» [126] «…На безымянной высоте» [128] «Ледзяныя шэдэўры на плошчы» [133] «Фантазия и творчество рядом идут» [135] «Лед цветы фантазия» [139] «Замечательный вожатый» [174] «Веселыми тропинками» [187] «Спаборнічалі лідэры» [203] «Пою тебе земля родная» [229] и др.

Весьма активно в районных газетах освещается тема спорта: «Призовое место – у юных ивьевчан» [22] «В борьбе за Кубок – вторые» [23] «Серебро и бронза в копилке каратистов» [24] «У 9-летней девочки 1-й взрослый спортивный разряд!» [33] «Міжраённая матчавая сустрэча па хакею» [39] «Першынство па вольнай барацьбе ў Абухава» [41] «“Снежны снайпер” вызначыў самых спрытных і меткіх» [42] «Мороз и солнце – день для спорта!» [90] «Остались в лидерах» [129] «Встретились легкоатлеты» [143] «Лучшая в республике» [144] «Новогодняя проба сил» [147] «2 в 1: спорт и искусство» [173] «Быць здаровым – гэта здорава!» [199] «Лепшыя вызначаны» [202] «Старт з рэкордам» [220]и др. Журналисты рассказывают о спортивных достижениях молодых людей.

С темой спорта тесно связана тема здоровья: «Если хочешь быть здоров…» [1] «Каб здаровым быць не трэба піць і курыць» [28] «Как закаляется стать» [51] «Замест лекцый – “форум-тэатр”» [79] «Игры на воде» [153] и др. Основная задача подобных публикаций – пропаганда здорового образа жизни приобщение широких слоев населения к занятиям физкультурой сплочение семьи посредством спортивных упражнений профилактика вредных привычек.

Страницы: 1 2 3