Русская журналистика начала XX века

Рефераты по журналистике » Русская журналистика начала XX века Скачать

Реферат

Русская журналистика начала XX века

Содержание

1. С чего всё начиналось

2. Представители новой журналистики

2.1 Влас Михайлович Дорошевич

2.2 Александр Валентинович Амфитеатров

2.3 Владимир Алексеевич Гиляровский

Заключение

Список используемой литературы


1. С чего всё начиналось

Временные рамки понятия «русская журналистика начала XX века» гораздо шире чем само понятие. Этот период начался ещё в 90-е годы XIX века. Именно тогда в России на почве народнических идей и волнений на почве недовольства самодержавием начала зарождаться новая культура. В литературе появились новые направления новые лица новые идеалы. Всё это не могло не сказаться на журналистике ведь во все времена литература и журналистика были связаны между собой пусть и невидимыми неощутимыми но в тоже время неразрывными нитями.

В 1890-е годы большое влияние на Россию оказал капиталистический путь развития Западной Европы. И наша страна тоже избрала этот путь и быстро шла по нему догоняя Европу. В это время основой для создания нового мировоззрения русская интеллигенция обратилась к учению Карла Маркса. И на фоне новых революционных идей социальных проблем столкновений различных слоёв общества внутри страны образовался лагерь «революционных марксистов» который возглавили Георгий Плеханов и Владимир Ленин (Ульянов). Точку зрения «революционных марксистов» разделяли также Пётр Струве Николай Бердяев Сергей Булгаков Михаил Туган-Барановский и многие другие. Все эти люди активно работали в российской журналистике.

2. Представители новой журналистики

Пётр Струве в 90-е годы редактировал журналы «Новое слово» и «Начало». Эти журналы вошли в историю прессы как издания «легального марксизма». Также он активно сотрудничал с изданиями «Жизнь» и «Мир божий». А в 1902 году под его руководством был создан заграничный журнал «Освобождение» который объединил вокруг себя будущих кадетов. Заслугой Струве является и появление первого в своём роде российского политического еженедельника «Полярная звезда». А в 1908 году он стал во главе солидного толстого ежемесячника «Русская мысль».

Еще одним из людей «нового времени» говоривших о необходимости переосмыслить наследство предков изменить отношение к религиозным проблемам был Василий Васильевич Розанов русский публицист философ и писатель. Поле творческой деятельности этого человека было чрезвычайно широким. Он публиковался в газетах и журналах самого разного толка. По данным «Словаря псевдонимов» И.Ф. Масанова он печатался под 47-ю псевдонимами самый известный среди них – В. Варварин. «Сотрудничал я - вспоминает В. В. Розанов - в очень многих газетах и журналах - всегда без малейшего внимания к тому какого они направления и кто их издаёт. Все относились ко мне очень хорошо.»[1] Этим Розанов нарушал принцип строго соблюдавшийся в журналистике XIX века - писатель сотрудничавший в одном наиболее близком ему по идейному направлению органе прессы не мог переходить в другой журнал или газету так как это означало смену идейной ориентации автора. Но уже в XX веке этот принцип утратил свою актуальность.

Но Струве и Розанов были ещё в какой-то мере под влиянием старых устоев и традиций хотя и активно пропагандировали новые идеалы открывали «новый мир» на рубеже веков. Они и их единомышленники лишь подготавливали почву для своих последователей а новая литература и журналистика полностью развернулась уже в 1910-20 годах. Новый век дал России множество талантливых писателей и публицистов если говорить обо всех то это займёт слишком много времени. Поэтому я остановлюсь лишь на самых ярких и знаменитых личностях того времени.

2.1 Влас Михайлович Дорошевич

Влас Дорошевич работу в газетах начал ещё будучи учеником московской гимназии. В 17 лет он был репортером «Московского листка» «Петербургской газеты» писал юмористические статейки в «Будильнике». Широкая известность пришла к нему во время работы в 1890-х годах в одесских газетах. Молодой журналист обратил на себя внимание остроумными хлесткими фельетонами. «Изюминкой» его статей была так называемая «короткая строчка». Он ввел в дореволюционную печать стиль короткой не знающей дополнительных предложений афористической фразы. Нападая на провинциальные власти Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов власти смотрели на него как на опасного публициста и побаивались его обличительных правдивых статей. За его умение писать чётко верно с юмором Дорошевича «короновали» и присвоили звание «король русского фельетона».

В 1901 году Влас Михайлович заключил договор о сотрудничестве с «Русским словом» куда его пригласили на должность редактора. Но к работе в этой московской газете он приступил только в январе 1902 года. До этого Дорошевич был занят в газете «Россия». При подписании договора с И. Д. Сытиным владельцем «Русского слова» «король русского фельетона» выдвинул три условия: 1-е – удалить всех сотрудников известных своими редакционными взглядами; 2-е – газета «Русское слово» не должна напоминать журнал «Русское слово» Д.И. Писарева и других нигилистов 60-х годов; 3-е – предоставить редактору полную автономию. На последнем пункте Дорошевич настаивал особо. И уже занимая должность редактора он никому даже Сытину не позволял вмешиваться в дела издания. Владимир Гиляровский в своей книге «Москва газетная» пишет о Дорошевиче как о прекрасном и талантливом редакторе говорит о том что в период его работы газета не только ожила но и засверкала. Нужно сказать что до этого «Русское слово» было абсолютно неинтересным и неприбыльным так как всерьёз им никто не занимался и Сытин даже хотел его продать но не находилось покупателей. Но с приходом Власа Дорошевича всё изменилось. «Он увеличил до небывалых размеров гонорары сотрудникам ввёл строжайшую дисциплину в редакции и положительно неслыханные в Москве порядки должно быть по примеру парижских и лондонских изданий которые он осматривал во время своих частых поездок за границу. Дом для редакции был выстроен на манер большой парижской газеты: всюду коридорная система у каждого из крупных сотрудников – свой кабинет в вестибюле и приёмной торчат мальчуганы для посылок и служащие для докладов; ни к одному сотруднику без доклада войти нельзя.»[2]

Гиляровский и сам работал в «Русском слове» но лишь по просьбе Власа Михайловича так как они были близкими друзьями. По воспоминаниям современника Дорошевича как начальник тот был очень строг но и самому себе он не делал поблажек. Если нужно то оставался в редакции до поздней ночи и не уходил оттуда: лично просматривал все гранки и ждал выхода номера. «Гордый и самолюбивый всевластный диктатор «Русского слова» он привык благодаря слишком подчёркнутому «уважению» окружающих лиц к своей особе требовать почти молчания в своём присутствии. Его даже побаивались.»[3] Но несмотря на всю его суровость в рабочей обстановке в жизни Дорошевич был милым и весёлым собеседником. Его рассказы всегда были полны блестящего остроумия.

2.2 Александр Валентинович Амфитеатров

Александр Амфитеатров окончил юридический факультет Московского университета в 1885 году. С 1882 г. сотрудничал в журналах «Будильник» «Осколки» газете «Русские ведомости». Ещё одним интересны фактом его биографии является то что Александр Валентинович был оперным певцом и его даже зачислили в труппу Мариинского театра. Но карьеру тенора он оставил и полностью посвятил себя журналистике и литературе.

Амфитеатров сотрудничал с газетой «Новое время» с 1892 по 1899 год. А в 1899 году вместе с Власом Дорошевичем он создал газету «Россия». Эта газета стала настоящей сенсацией своего времени. О её появлении до самого дня выпуска ничего не было слышно но это не помешало газете снискать любовь читателя. Это издание создавалось как альтернатива суворинскому «Новому времени». Надо сказать что в период создания газеты отношения между Амфитеатровым и А. С. Сувориным были испорчены что тоже повлияло на характер «России». Отчасти целью редакции была задача сделать газету которая бы ни в чем не уступала «Новому времени» и даже превосходила его. Официально редактором-издателем «России» был Г. П. Сазонов но фактически всем заправлял Амфитеатров. Также Александр Валентинович заведовал литературным политическим и общественным отделами. Для того чтобы найти удачную тему ему не требовалось много времени достаточно было случайно услышанной беседы какого-нибудь незначительного но интересного происшествия.

Работа в «России» стала одним из самых ярких и плодотворных периодов в жизни Амфитеатрова. Его фельетоны привлекали внимание читателей газета шла нарасхват. Но не менее популярны были и фельетоны Дорошевича. Благодаря уникальному составу редакции куда входили В. А. Гиляровский В. М. Дорошевич Г. П. Сазонов Ю. Д. Беляев и многие другие газета была очень интересной и явила собой «тип новый для русской журналистики»[4] . От журналистики прошлых лет этот «новый тип» отличался двумя основными чертами: своеобразием аудитории (газета была направлена на широкие «уличные» массы людей) и совершенно особой манерой подачи материала (живые бойкие фельетоны-сенсации в основе всех публикаций). Благодаря всему этому «Россия» имела огромный успех перед первой русской революцией так как в этот период повысился интерес к общественным проблемам. Театральный критик и журналист А. Р. Кугель так сказал о «России»: «Она была ещё развязнее чем «Новое время» ещё бойчее и в то же время будто бы была газета либеральная»[5] . Надо отдать должное Амфитеатрову: он достиг своей цели – он превзошёл «Новое время».

Но за свою излишнюю смелость Александру Валентиновичу пришлось поплатиться не только своей свободой но и существованием газеты. В один из номеров «России» цензура пропустила по невнимательности фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Это была злая язвительная но очень остроумная и блестящая пародия на царскую семью. И несмотря на то что цензоры не заметили в этом фельетоне ничего запретного (хотя трудно не заметить одного сходства фамилий: Романовы – Обмановы не говоря уже о содержании фельетона) сам император Николай II понял о чём идёт речь и это привело его в крайнее негодование. В 1902 году «Россия» была закрыта а Амфитеатров отправлен в ссылку в Минусинск.

Но и в ссылке публицист продолжал работать. Под различными псевдонимами он печатался в «Санкт-Петербургских ведомостях» «Руси» «Русском слове» и других газетах. Практически сразу после ссылки ему пришлось уехать во Францию но и там он не оставлял журналистского дела. Под его руководством в 1906-07 годах выходил журнал «Красное Знамя» кроме этого он редактировал журнал «Современник» и работал над историческими романами. В 1916 г. Амфитеатров вернулся в Россию возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля» сотрудничал в газете «Петербургский Листок» журналах «Нива» «Огонёк» редактировал журнал «Бич». В начале 1917 г. в административном порядке его выслали казалось бы что в Россию ему в скором времени вернуться не удастся. Но благодаря Февральской революции Александр Валентинович не доехал до места назначения и вернулся в Петроград. И до конца своих дней он посвятил себя журналистике и писательству а также с ликвидацией свободной печати преподавал литературу в Педагогическом институте в женской гимназии.

2.3 Владимир Алексеевич Гиляровский

Владимир Алексеевич Гиляровский – один из самый интереснейших людей не только в русской но и в мировой журналистике. Его творчество его книги поражают и удивляют читателя своей яркостью живостью насыщенностью. Они интересны и сегодняшнему читателю. Но не менее интересна биография и самого Владимира Алексеевича. Этот человек – легенда в среде журналистики.

Родился Гиляровский в глухих Сямских лесах Вологодской губернии. Любовь к литературе была привита ему с самого детства. Мать Владимира долгими зимними вечерами иногда читала вслух Лермонтова и Пушкина да и сама писала стихи. Отец тоже часто читал вслух стихи а бабушка сидя по вечерам за работой пела казачьи песни.

В 1871 году Гиляровский ушёл из домапосле неудачного экзамена и началась его жизнь полная приключений и скитаний. Позднее он напишет книгу о своей жизни и так и назовёт её – «Мои скитания». А писать ему действительно было о чём ведь чего он только не видел в своей жизни! Был и бурлаком и циркачом и актёром работал на белильном заводе объезжал диких лошадей в степях… Но во всю эту насыщенную событиями жизнь Гиляровский смог уместить и профессию журналиста.

Вплотную он занялся писательством в 1881 году после того как забросил театральное поприще. Сначала он печатался в «Русской газете». Но вскоре ушёл оттуда так как работы там практически никакой не было. И вот что пишет сам Гиляровский об этом издании: « «Русская газета» - было весьма убогое провинциального вида издание почти не имевшее подписки не имевшее розницы и выплакивавшее у фирм через своих голодных агентов объявления номинальная цена которых была гривенник за строку а фирмы получали до 70 процентов скидки»[6] . Сразу после «Русской газеты» Владимир Алексеевич перешёл на работу в «Московский листок». Эта газета относилась к разряду изданий с сомнительной репутацией серьёзная публика такого не читала. Но недостатка читателей у неё не было. Главной причиной этого были репортажи и заметки которые появлялись на страницах газеты сразу же после происшествий. «Уже в первый год издания «Московский листок» заинтересовал Москву обилием и подробным описанием множества городских происшествий как бы чудом на другой день попадавших на страницы газеты»[7] - пишет об этом в своей книге Гиляровский. И опытный хотя и безграмотный редактор Н. И. Пастухов в скором времени вывел газету на нужный уровень и поставил её выше прочих бульварных изданий. Газету любили ей доверяли хотя основной аудиторией и оставались охотнорядцы лавочники извозчики и прочий люд. Репортажи Гиляровского неизменно производили фурор. Он зачастую писал о том о чём не осмеливались упоминать в других газетах. Поэтому после серии репортажей о пожаре на фабрике Морозовых редактор газеты был вынужден скрывать настоящее имя автора все материалы печатались лишь под псевдонимами. В конце концов Владимир Алексеевич был вынужден покинуть газету и в 1884 году начал работать в «Русских ведомостях».

«Русские ведомости» была газетой особого типа она не принадлежала к бульварным изданиям и абсолютно не была похожа на них.

« – Наша профессорская газета - называла её либеральная интеллигенция.

- Крамольники! – шипели черносотенцы.

- Орган революционеров - определил департамент полиции.»[8]

Единого мнения об этой газете не было но она и не принадлежала для широкого круга читателей в отличие от того же «Московского листка». Её создателями и читателями была интеллигенция. Основал газету писатель Н. Ф. Павлов но после смерти основателя она перешла к секретарю редакции Н. С. Скворцову который с достоинством продолжил начатое. «Русские ведомости» с самого начала была идейной газетой а не случайным рекламным коммерческим проектом. Газета являлась противовесом правительственным «Московским ведомостям». И поэтому цензура просто наседала на неё преследовала и следила за каждой буквой за каждым напечатанным словом. Зачастую запрещали розничную продажу безо всяких на то причин и объяснений.

Но несмотря на все гонения и невзгоды «Русские ведомости» были любимы своими читателями. И в 80-е годы газета переживала свой расцвет в газете работали самые известные люди русской литературы в том числе пригласили и Гиляровского чтобы оживить московский отдел газеты. «Счастливое время моей работы было тогда в «Русских ведомостях» которое я вспоминаю с удовольствием»[9] - говорил сам репортёр. Гиляровский весь отдавался этой газете его репортажи были всегда интересны и на шаг вперёд других поэтому зачастую «Русские ведомости» были вне конкуренции. Владимира Алексеевича не зря прозвали московским королём репортажей. Он всегда знал все последние городские новости что и где произошло. И это неудивительно ведь с кем он только не водил знакомств и ото всех умел получать нужную информацию. В трущобах в том числе и на Хитровом рынке среди его знакомцев были самые отчаянные бродяги которые сообщали ему сенсации преступного мира. О пожарах по приказанию брандмайора С. А. Потехина он узнавал из повесток да и среди работников железной дороги у Гиляровского тоже были свои агенты которые сообщали обо всех происшествиях и крушениях поездов. Зачастую репортажи Гиляровского пытались оспаривать подавали в суд но из обвинителей так ни одного дела никто и не выиграл так как все публикации были основаны на одной лишь правде без малейшего вымысла. Один из самых известных его репортажей «Ходынская катастрофа» вызвал множество кривотолков и пересудов. Никто не мог поверить что человек побывавший в самом центре этого кошмара вышел оттуда живым и невредимым да ещё и написал об этом.

Страницы: 1 2