Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru"

Рефераты по журналистике » Своеобразие жанров интернет-журналистики на примере газет "Lenta.ru", "Ytro.ru", "Территория" и журнала "Beautytime.ru" Скачать

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

Кафедра журналистики

Своеобразие жанров интернет-журналистики (на примере газет «Lenta» «Ytro» «Территория» и журнала «Beautytime»).

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ВЫПОЛНИЛ

студент группы Ж-031

Федоров Илья Иванович

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

Заведующий кафедрой к.ф.н.

Млечко Александр Владимирович

РЕЦЕНЗЕНТ

Доцент кафедры литературы

ВГПУ к.ф.н.

Баранов Сергей Валерьевич

ДОПУЩЕН К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой к.ф.н.

Млечко Александр Владимирович

Волгоград 2008


Содержание

Введение

Глава 1. Жанры в арсенале современной журналистики

1.1. Понятие жанра и жанрообразующие факторы

1.2. Типология жанров в науке о журналистике

Глава 2. Жанровая структура сетевых публикаций

2.1. Интернет как новое информационное пространство. Роль компьютерных сетей в распространении газетно-журнальной периодики

2.2 Специфика сетевых средств массовой информации

2.3 Характеристика жанровой структуры массовых Веб – изданий

(на примере он-лайн газет Ytro . ru и Lenta . ru )

2.4 Особенности функционирования системы жанров в специализированных Интернет-изданий (на примере молодежной газеты «Территория» и сетевого журнала «Beautytime») Феномен «Живого Журнала»

Заключение

Использованная литература


Введение

Проблема жанровой структуры в широком смысле остается одним из самых актуальных направлений научной мысли в современной российской журналистике. Теория жанров и сегодня задается все теми же вопросами: что такое жанр в чем его функция и насколько тот или иной жанр устойчив. Но если в традиционной печатной журналистике исследователи смогли найти какие-либо общие параметры для характеристики жанра то электронные СМИ и в первую очередь интернет-издания в этом отношении остаются мене всего изученными.

С развитием глобальной сети и доступа к ней Интернет занял особое место среди средств массовой информации. Если еще десятилетие назад всемирную паутину рассматривали и вовсе только как источник информации то сегодня мы может констатировать факт рождения нового вида СМИ – сетевых медиа средой распространения которых стала компьютерная сеть Интернет.

С каждым годом а в последнее время и с каждым месяцем количество сетевых изданий увеличивается в сотни раз. Наряду с аналогом печатных газет и журналов в Интернете то и дело появляются исключительно сетевые публикации. Они имеют свои типологические признаки и жанровые особенности. Но в тоже время исследователь всемирной паутины столкнется с проблемой что в практически каждой веб-публикации можно выявить черты всех знакомых традиционной журналистике жанров. А вот найти оригинальный веб-репортаж достаточно трудно.

Именно своеобразие сетевых изданий и особенности жанров интернет–публикаций станут объектом исследования моей работы. Это популярные интернет - газеты и журналы такие как: Ytro Lenta молодежная газета «Территория» и женский интернет – журнал «Beautytime».

Предметом исследования является жанровая разновидность он-лайн публикаций.

Цель моей работы – охарактеризовать жанровую структуру периодических изданий в сети Интернет и выявить оригинальные жанры сетевой публицистики. Для этого предлагается решение частных задач:

1. Дать теоретическое обоснование жанрообразующим факторам в современной журналистике.

2. Обосновать специфику жанровой структуры интернет-изданий.

3. Выявить жанровые особенности веб-публикаций.

4. Определить специфику подачи информации в сетевых изданиях различной жанровой направленности.

Соответственно поставленной цели и обозначенным задачам были выбраны и методы исследования: типологический метод и метод контент – анализа. Поскольку как известно любой текст характеризуется как минимум двумя параметрами: содержанием (контентом) и формой (дизайном) а выражение типологии форм и является жанр.

Исследования жанров в сфере газетно-журнальной периодики подготовили теоретическую базу для дальнейшего их изучения. Были рассмотрены работы: А.А. Тертычного «Жанры периодической печати»; Л.Е. Кройчик «Система журналистских жанров»; Л.В. Шибаевой «Жанры в теории и практике журналистики»; М.Н. Ким «Жанры современной журналистики»; Горохова В.М. «Основы журналистского мастерства».

В своем исследовании мы будем опираться на три базовых способа отображения в медийном пространстве которые были обоснованны в книге А.А. Тертычного и использованы при анализе интернет-публикаций Л.В. Кохановой. Именно они и формируют определенные уровни проникновения познающего субъекта в объект: от первоначального чув­ственного созерцания к абстрагированию теоретическому освоению его и далее — к созданию обогащенного более полного конкретного образа предмета (в том числе — его художественного образа).

Фактография фиксирует события и преобразует их в факты ко­торые отвечают на вопросы: где что и когда произошло т.е. отража­ют свойства предметности (где и что) и актуальности (когда) дейст­вительности. Факт — это явление действительности.

Аналитика фиксирует связи между фактами с целью выявления и представления закономерностей разного уровня обобщения а также прогнозирования возможных событий (фактов).

Образотворчество создает максимально емкое обобщенное пред­ставление в форме художественного образа целых классов и катего­рий явлений действительности. Нередко это обобщение достигает такого уровня который называется публицистической (или даже ху­дожественной) типизацией что сближает журналистику с художест­венной литературой.

Изучение способов отображения важно для идентификации жанра – задача которая постоянно ставится в журналистской среде.

Другое измерение жанрового пространства определяется тем что жанровая форма предполагает определенный способ организации материала с изображением жизненных явлений. Жанр определяется совокупностью структурно-композиционных средств особенностя­ми языка и стиля. Каждому жанру свойствен свой объем информатив­ности свой уровень обобщения фактов. Жанр — исторически склады­вающийся вид произведения. В литературоведении — тип художест­венного произведения (в единстве специфических свойств его формы и содержания) принадлежащий к разным литературным родам (эпос лирика драма). В жанре обобщаются черты принадлежащие обширной группе произведений.

Это позволяет рассматривать жанр как типологическое явление исторически устойчивое свойственное произведениям разных эпох и направлений.

К жанрообразующим факторам относят:

• содержание произведения (тематика проблематика);

• способ повествования описания воспроизведения событий явлений системы образов героев;

• отношение автора к изображаемому;

• способы и приемы изображения изобразительно-выразительные средства;

• стилевая манера (сравним дружеское или любовное послание и оду эпиграмму и элегию драму и комедию);

• пафос произведения;

• характер конфликтов и их развитие в сюжете.

В журналистике жанр сочетает все перечисленные факторы и выступает в качестве элемента метаязыка интегрированных социальных коммуникаций это своего рода современный код с помощью которого шифруется массовая информация СМИ и дешифруется аудиторией. В интернет – изданиях этот код играет особую роль. Качества которые отличает он-лайн журналистику от традиционной - это интерактивность и постоянное обновление. Интернет позволяет оставаться актуальным оперативно реагируя на события. Новость может быть вставлена в быстро подготовленный аналитиче­ский обзор который посредством гипертекстовых ссылок связывает­ся с другими материалами. Новость таким образом автоматически порождает смысловой контекст и становится центром кристаллиза­ции новой темы. Это стирает какие-либо жанровые границы в сетевых изданиях и является важной особенностью интернет-журналистики.

Но даже в общепринятой науке о журналистике единого мнения относитель­но понятия «жанр» в настоящее время не сложилось. Одни выделяют новостную журналистику интервью оперативное комментирование репортерское расследование а также аналитическую художествен­ную (эссе очерк) и сатирическую (фельетон памфлет пародия са­тирическая реплика сатирический комментарий) публицистику.

Другие включают в информационные жанры заметку отчет ин­тервью информационную корреспонденцию блиц-опрос вопрос-от­вет репортаж некролог; к аналитическим относят аналитические отчет корреспонденцию интервью беседу комментарий социологическое резюме анкету мониторинг рейтинг рецензию статью журналист­ское расследование обозрение обзор СМИ прогноз версию экспери­мент письмо исповедь рекомендацию (совет) аналитический пресс-релиз; а к художественно-публицистическим — очерк фельетон пам­флет пародию сатирический комментарий житейскую историю ле­генду эпиграф эпитафию анекдот шутку игру.

Подобная несогласованность говорит о том что в теории жанров пока не найдено общих системных оснований для описания многообразия жанров и кроме того это свидетельствует в пользу жанра как практического инструмента журналиста. А сетевые издания как новый вид средств массовой информации до сих пор остаются подробно не исследованными. Причина тому не только то что в России существует небольшое количество интернет-изданий но и тот факт что изучение Интернета требует специальных профессиональных навыков работы в виртуальном пространстве. До сих пор не существует определенного метода для описания сетевых публикаций тем более типологии жанров интернет-изданий. Этим и определяется актуальность исследования .

Степень изученность проблемы определяется лишь попытками дать описания зарождающимся жанрам интернет-журналистики предпринятый А.А. Калмыковой и Л.А. Кохановой в учебном пособии «Интернет–журналистика». Но даже в ней авторы отмечают что «первое с чем сталкивается исследователь Интернета взявшийся выявить жанровую типологию публикаций в сети это присутст­вие всего во всем и в каждом и везде. Черты традиционных журналистских жанров — репортажа очерка фельетона корреспонденции и других — можно найти если поискать в любой сетевой публикации. А вот типичный веб-репортаж или ти­пичный веб-фельетон оказывается отыскать весьма проблематично. Подобные чистые жанровые формы можно встретить только в изда­ниях-клонах но как мы уже договорились к веб-изданиям копии несе­тевых публикаций имеют такое же отношение как показ по телевизору фотографии газетной полосы к телевизионной новостной передаче»[1] .

Немалый вклад в типологизации сетевых изданий принадлежит профессору тольяттинского университета А.И. Акопову. Этой проблеме у него посвящено множество работ и статей опубликованных в различных бумажных и сетевых газетах и журналах. Еще в 1997 году в «Журналисте» вышла его статья «Электронная курилка компьютерное казино или новый вид СМИ» Обмен новостями и мнениями в сети». В ней автор попытался выявить суть зарождающейся тогда сетевой прессы проанализировать проблемы и перспективы развития нового сектора СМИ. А в 1998 году он в «Филологическом вестнике РГУ» была опубликованная его статья «Электронные сети как новый вид СМИ». Эта работа была посвящена электронным сетям вообще поэтому наряду с Интернетом описывается и сеть Фидо-нет. Много говорилось о появлении нового информационного пространства и нового сектора СМИ. В заключении автор говорит: «Новому поколению исследователей журналистики предстоит разобраться в типологии электронных СМИ определить их содержательные и функциональные признаки детально проанализировать их место и роль в общественном развитии структуру жанры язык и другие составляющие электронной журналистики».

Кроме того в 1998 году Акопов становится главным редактором и издателем Ростовской электронной газеты (www.relga) одной из целей которой является изучение сетевой пресса. На страницах этого веб-издания в 2004 году Александр Иванович публикует статью «Текст как сущность и форма сетевой публикации» где предпринял попытку кратко охарактеризовать и сформулировать вопросы и проблемы связанные с функционированием русской речи в сети. «Конечно не только в Сети но и в реальной действительности существует все разнообразие устной и письменной речи текстов различных жанров и форм но только в Сети многочисленные аспекты языкового функционирования объединены в причудливый конгломерат переплетенных и перемешенных тем проблем и вопросов»[2] .

Но все эти исследования проводились для изучения сетевой прессы как единого целого акцентировалось внимание лишь на видах интернет-изданий изучались публикации на соответствие аудиторным потребностям а также в поле зрения ученых был язык написания материалов.

Я же в своем исследовании попытаюсь обозначить жанровую структуру веб-публикаций охарактеризовать жанры которые используются в сетевых изданиях будь то веб-репортаж или веб-фельетон а также проанализировать как особенности всемирной паутины влияют на формирование жанра публикаций.


ГЛАВА 1

Жанры в арсенале современной журналистики

1.1 Понятие жанра и жанрообразующие факторы

Понятие жанр происходит от французского слово «genre» что означает в дословном переводе – род вид. Жанр – эта форма в которой читателю (зрителю слушателю) представляется подготовленный материал. Впрочем исходное значение термина нам вовсе не помогает прояснить что такое жанр. Проблема заключается в том что не существует единого определения понятия жанр как и единой системы жанрового деления. Причин этому несколько: жанр вид и род являются смежными понятиями в результате чего их путают (то что в одном источнике называют жанром в другом относят к видам и наоборот); жанры менялись исчезали и появлялись в процессе исторического развития искусства литературы и журналистики поэтому границы между ними порой весьма расплывчаты; некоторые ученые выделяют несколько плоскостей жанровой дифференциации каждая из которых отвечает какой-либо грани сложного строения и функционирования художественного произведения.

«Жанр – особая форма организации жизненного материала представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт а с системой элементов формы»[3] .

В искусстве и литературе жанр – общность художественных произведений складывающаяся в процессе исторического развития на основе их самоопределения по предметному смыслу – в результате взаимодействия гносеологической (познавательной) и аксиологической (оценочной) функций художественной деятельности. Другая онтологическая сторона творчества (обуславливающая существование произведений искусства в их материальной форме) составляет основу разделения искусства по видам; аксиологическая в единстве с синергетической преобразующей человека - по творческому методу и стилю. Жанр – подразделение каждого вида искусства обусловленное многообразием конкретных возможностей художественного освоения действительности. Жанр отражает свойство избирательности искусства его прагматическую утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам жиз­ни. Художник как правило вынужден для реализации своих идей выбирать из множества путей решений способов какой-то один наиболее реальный дос­тижимый; в большинстве случаев имен­но тот который требуют заказчики или за который можно получить вознаграж­дение. Поэтому жанровая определенность — в значительной степени функция мастер­ства нежели таланта.

«Жанры с трудом поддаются систематизации и классификации (в отличие от родов литературы) упорно сопротивляются им. Прежде всего потому что их очень много: в каждой художественной культуре жанры специфичны (хокку танка газель в литературах стран Востока). К тому же жанры имеют разный исторический объем. Одни бытуют на протяжении всей истории словесного искусства (какова например вечно живая от Эзопа до С.В. Михалкова басня); другие же соотнесены с определенными эпохами (такова к примеру литургическая драма в составе европейского средневековья). Говоря иначе жанры являются либо универсальными либо исторически локальными»[4] .

В отличие от других близких понятий жанр точнее всего отражает актуальность искусства от­клик творческих усилий художников на запросы времени исторической об­становки. Сначала появляется потреб­ность в некоторых идеях затем форми­руется функция а потом подыскивается нужный предмет. Поэтому жанр явля­ется предметно-функциональным поня­тием.

Сам термин «жанр» возник в эстетике французского Классицизма середины XVII в. хотя жанровое самоопределение суще­ствовало много раньше. В XVI в. теорети­ки академического искусства раздели­ли его на «высокий» и «низкий» жанр в зависимости от предмета изоб­ражения темы сюжета. Это деление укрепилось в практике европейских ху­дожественных академий XVII-XIX вв. В живописи «высоким» считались исторический (ге­роический) и мифологический жанры «низким» — портрет (за исключением парадного церемониального статуар­ного) пейзаж натюрморт. В литературе существовало противопоставление трагедии и комедии Церковь со своей стороны канонизировала иконо­графию иконописи алтарной живопис­ной и скульптурной композиции карти­ны на библейские сюжеты. В протестан­тской Голландии XVII в. напротив «низкие» жанры — пейзаж портрет на­тюрморт бытовые сценки — оказались ведущими именно они обеспечивали художнику успех. Разделение на «высо­кие» и «низкие» жанры существовало уже в античном искусстве. По сообще­ниям Плиния Старшего наряду с худож­никами выполнявшими ответственные «официальные» заказы существовали рипарографы (греч. «грязнописцы»; Пли­ний называет их жанр «minorispicturae» — лат. «малая живопись») и «гриллы» (греч. grylos — свинья поросенок) представители комического жанра. Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано прежде всего тем что общественные социальные интересы сосредоточены на тех сторонах действительности которые могут быть наилучшим образом отражены посредством этого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и трагедии в античности романа и лирики в русской и западноевропейской литературе XIX века портрета в эпоху Возрождения и в русском искусстве XVIII - XIX веков оперы и симфонии в русской музыке 19 века. Эстетика современного искусства утверждает необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых возникающих жанровых структур. Без какого-либо иерархического соотнесения поскольку оно ориентировано на художественное воссоздание всей полноты человеческой жизни современной прошлой и будущей - природы мира вещей практических деяний человека и его внутренней духовной жизни.

Если считать жанр условной категорией внутривидовой дифференциацией искусства то жанры журналистики являются жанрами искусства а значит всё вышеизложенное можно отнести и к журналистике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7