Подведомственность дел и принципы арбитражного судопроизводства

Рефераты по арбитражным процессам » Подведомственность дел и принципы арбитражного судопроизводства

Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации

Северо-Западная академия государственной службы

Реферат

По курсу: “Судебное право Российской Федерации”

Тема: “Подведомственность дел и принципы арбитражного судопроизводства”

Работа выполнена:

студенткой 6 курса

заочного отделения

Орловой Ольгой гр.№

Работа проверена:

Санкт-Петербург 1998 г.


Содержание работы:

1) Введение.

2) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система арбитражных судов: состав задачи и функции.

3) Подведомственность и подсудность дел арбитражному суду.

4) Принципы арбитражного судопроизводства:

- Принцип законности в арбитражном процессе

- Принципы организации системы арбитражных судов

- Функциональные принципы арбитражного процесса

5) Заключение

1. Введение.

Система арбитражных судов Российской Федерации пришла на смену государственному и ведомственному арбитражу. Точкой отсчета процесса постепенной замены арбитражей судами является принятие Закона “Об арбитражном суде” введенного в действие в РФ с 1 октября 1991 г.

Понятие “государственный арбитраж” применявшееся в нашей правовой системе длительное время не идентично принятому в иных системах права понятию “арбитраж”. Под “арбитражем” в практике других государств понимается процесс разрешения споров судами которым стороны по соглашению передают свои правовые споры и принимают обязательства добровольно подчиниться решению арбитров т.е. третейскими судами.

Арбитражный суд в России осуществляет судебную власть при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления. Арбитражные суды разрешают споры если они вытекают из отношений организаций и граждан-предпринимателей между собой а также из отношений организаций и граждан с государственными или иными органами.

Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды рассматривавшие торговые и вексельные дела дела о торговой несостоятельности.

В первые годы после октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались. Возникающие же разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.

Однако с развитием хозяйственных отношений возникла необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. С этой целью в 1922 г. в России были созданы арбитражные комиссии.

В мае 1931 г. в системе органов государственного управления был образован государственный арбитраж призванный разрешать имущественные споры между учреждениями предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении обеспечивающем укрепление договорной и плановой дисциплины и хозяйственного расчета.

С момента образования арбитраж существовал в двух видах - государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения в ведомственном - подчинения одному ведомству (министерству комитету и т.д.)

Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем после принятия Конституции СССР 1977 г. Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов государственного арбитража впервые определялись Законом “О государственном арбитраже в СССР” принятым Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 г.

Система арбитражей была упразднена с 1 октября 1991 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР “Об арбитражном суде”. Органы государственного арбитража в отдельных областях России исполняли свои функции и сохраняли свои полномочия до избрания арбитражных судов в соответствии с законом РСФСР “об арбитражном суде” принятым 4 июля 1991 г. с изменениями и дополнениями внесенными Законом РФ от 24 июня 1992 г.

Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям существования нескольких форм собственности.

Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции РФ первой части нового Гражданского кодекса РФ вступившего в действие с 1 января 1995 г. другого законодательства а также внутренние потребности дальнейшего совершенствования арбитражной судебной системы и ее функционирования вызвали потребность принятия нового Закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации” и нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации которые в настоящее время и определяют систему состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.

2. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система арбитражных судов: состав задачи и функции.

Арбитражные суды в РФ составляют единую систему определяемую Законом “Об арбитражных судах в Российской Федерации”. Согласно этому закону в России действует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации десять федеральных арбитражных судов округов арбитражные суды субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел рассматриваемых арбитражными судами осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:

- Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;

- Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;

- судебной коллегии по рассмотрению споров возникающих из гражданских и иных правоотношений;

- судебной коллегии по рассмотрению споров возникающих из административных правоотношений.

Для подготовки и прохождения материалов судебных дел изучения практики применения законодательства разработки предложений по совершенствованию законодательства выполнению иных функций арбитражных судов создается аппарат арбитражного суда включающий отделы и другие подразделения. Аппарат арбитражного суда организует предварительный досудебный прием лиц участвующих в деле принимает и выдает документы удостоверяет копии документов арбитражного суда производит рассылку и вручение документов проверяет уплату государственной пошлины судебных расходов и т.п.

Судьи - члены арбитражного суда являются носителями судебной власти. Судья организует разрешение дел способствуя достижению мирового соглашения между спорящими сторонами; участвует в рассмотрении жалоб (протестов) на решение арбитражных судов изучает и обобщает практику применения законодательства арбитражными судами разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства осуществляет другие функции возложенные на него законом.

Что касается состава арбитражных судов первой инстанции дела в них как правило рассматриваются судьей единолично. В подобных случаях судья действует от имени арбитражного суда. Дела о признании недействительными актов государственных органов органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.

В апелляционной кассационной и надзорной инстанциях все дела рассматриваются коллегиально (т.е. в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей).

Существуют две категории задач стоящих перед арбитражными судами:

1. Свойственные всем арбитражным судам (защита охраняемых законом прав и интересов граждан и организаций единообразное и правильное применение законодательства содействие правовыми средствами укреплению законности в экономических отношениях)

2. Возложенные только на Высший Арбитражный Суд РФ (изучать и обобщать практику применения законодательства арбитражными судами подготавливать и осуществлять предложения по ее совершенствованию и унификации; на основе изучения и с учетом предложений арбитражных судов разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию законодательства в порядке законодательной инициативы)

Для решения задач арбитражные суды выполняют органично связанные между собой функции:

- разрешают возникающие в процессе предпринимательской деятельности споры;

- предупреждают нарушения законодательства;

- ведут статистический учет и осуществляют анализ статистических данных о своей деятельности;

- осуществляют международные связи в установленном порядке.

3. подведомственность и подсудность дел арбитражному суду.

Подведомственность - это круг дел отнесенных законодательством к рассмотрению и разрешению системы арбитражных судов РФ. Критерии подведомственности: субъектный состав участников спора и характер спорного правоотношения.

1. Арбитражный суд рассматривает споры между юридическими лицами гражданами осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя. Арбитражный суд рассматривает дела с участием организаций не являющихся юридическими лицами и граждан не имеющих статуса предпринимателя в случает обжалования отказа в государственной регистрации в положенный срок когда такая регистрация предусмотрена законом и т.п. Участниками спора в арбитражном суде могут быть государственные органы органы местного самоуправления и т.п. (в качестве ответчиков по делам о признании недействительными изданных ими ненормативных актов об обжаловании отказа в государственной регистрации и т.п. и в качестве истцов по делам о взыскании с организаций и граждан-предпринимателей различного рода штрафов)

2. Арбитражный суд осуществляет правосудие путем разрешения экономических споров и иных дел отнесенных к его компетенции Кодексом и др. федеральными законами. К экономическим спорам в частности относятся:

1) экономические споры возникающие из гражданских правоотношений:

- о разногласиях по договору заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

- об изменении условий или о расторжении договоров;

- о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

- о признании права собственности;

- об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

- о возмещении убытков;

- о защите чести достоинства и деловой репутации;

2) экономические споры возникающие из административных правоотношений:

- о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов органов местного самоуправления и иных органов не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

- о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного другого документа по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

- об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях когда такая регистрация предусмотрена законом;

- о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами органами местного самоуправления и иными органами осуществляющими контрольные функции если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

- о возврате из бюджета денежных средств списанных органами осуществляющими контрольные функции в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Институт подсудности в арбитражном процессе позволяет распределить дела подведомственные арбитражным судам между различными элементами арбитражно-судебной системы. Подсудность делится на родовую и территориальную.

1) Арбитражное процессуальное законодательство разграничивает предметную компетенцию Высшего Арбитражного Суда РФ и арбитражных судов субъектов РФ. Высшему Арбитражному Суду подсудны:

- экономические споры между РФ и субъектами РФ между субъектами РФ;

- дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ Совета Федерации И Государственной Думы Федерального Собрания РФ Правительства РФ не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан.

В отличие от системы судов общей юрисдикции Высший Арбитражный Суд РФ не может принять к производству и разрешить любое конкретное дело подсудное нижестоящему суду и находящееся в производстве последнего.

2) Территориальная подсудность позволяет разграничить предметную компетенцию арбитражных судов одного уровня в зависимости от места рассмотрения спора; ее виды:

- общая территориальная подсудность (иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика);

- альтернативная подсудность (истцу предоставляется возможность выбора арбитражного суда в который будет предъявлен иск);

- исключительная подсудность “исключает” возможность выбора истцом подсудности иной чем та которая установлена арбитражным процессуальным законом для рассмотрения данной категории споров;

- подсудность по связи дел имеет место в случае тесной связи последних наличие которой позволяет рассмотреть все требования в одном процессе;

- специальные правила территориальной подсудности установлены арбитражным законодательством в отношении дел об установлении фактов имеющих юридическое значение и дел о несостоятельности (1 - по месту нахождения заявителя 2 - по месту нахождения должника);

- договорная подсудность (стороны определяют место рассмотрения спора по соглашению).

Арбитражное процессуальное законодательство регулирует также вопросы связанные с передачей дел из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд. Дело принятое арбитражным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности должно быть рассмотрено им по существу хотя бы в дальнейшем оно стало подсудным другому арбитражному суду. Дело направленное из одного арбитражного суда в другой должно быть принято к рассмотрению судом которому оно направлено. Споры о подсудности между арбитражными судами в Российской Федерации не допускаются.

4. Принципы арбитражного судопроизводства:

Принципами арбитражного процессуального права называют фундаментальные его положения основополагающие правовые идеи пронизывающие все арбитражные процессуальные нормы и институты определяющие такое построение арбитражного процесса который обеспечивал бы вынесение законных и обоснованных решений

В принципах арбитражного процессуального права концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание современного судопроизводства по рассмотрению и разрешению арбитражными судами экономических и иных отнесенных к их ведению споров.

Принципы арбитражного процессуального права выражаются как в отдельных нормах наиболее общего содержания так и в целом ряде процессуальных норм в которых содержатся гарантии реализации на практике общих правовых предписаний.

Арбитражный процесс имеет тенденцию сближения его процессуальной формы с гражданским процессом. Поэтому состав принципов и арбитражного и гражданского процесса аналогичен. Однако это не означает что полностью совпадает содержание каждого принципа их проявление в процессе защиты права и гарантии.

4.1. Принцип законности в арбитражном процессе

Арбитражный процесс является одной из форм защиты права. Законность в деятельности арбитражных судов означает полное соответствие всех постановлений арбитражных судов и процессуальных действий судов и участников процесса совершаемых при рассмотрении и разрешении экономических и иных споров нормам материального и процессуального права т.е. закону.

Принцип законности провозглашен в качестве основного принципа деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. По своему содержанию он включает в себя требование к судам правильно применять нормы материального (регулятивного) права и совершать процессуальные действия руководствуясь законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах. Арбитражные суды разрешают споры на основании Конституции Российской Федерации федеральных законов нормативных указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации.

Реализация принципа законности в арбитражном процессе обеспечивается целым рядом процессуальных гарантий (гарантия независимости судей арбитражного суда и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону равенства сторон перед законом и судом состязательности процесса и равноправия сторон гласности разбирательства в арбитражных судах непосредственности и непрерывности судебного разбирательства).

Законодатель детально регламентируя арбитражный процесс все же допускает возможность судебных ошибок. Поэтому для их устранения и восстановления законности предусмотрены стадии пересмотра арбитражных судебных постановлений (апелляционная кассационная и надзорная инстанции и пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам).

4.2. Принципы организации системы арбитражных судов

В арбитражном судопроизводстве различают шесть принципов организации системы арбитражных судов:

1. Принцип назначаемости судей арбитражных судов на должность

2. Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении дел

3. Принцип независимости судей арбитражного суда.

4. Принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом.

5. Принцип гласности.

6. Государственный язык судопроизводства в арбитражном суде.

1. Изначальным организационным принципом арбитражного процесса являлся принцип выборности судей арбитражных судов. В настоящее время арбитражные суды формируются иначе и судьи арбитражных судов не избираются а назначаются на должность.

Существуют два пути назначения:

- Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

- Президентом Российской Федерации

Полномочия судей арбитражных судов не ограничены каким-либо сроком. Прекращение полномочий судьи допускается только по решению соответствующей квалификационной коллегии судей.

2. Дела в первой инстанции рассматриваются судьями арбитражного суда единолично. При этом они действуют от имени суда. По решению председателя суда любое дело может быть рассмотрено в суде первой инстанции коллегиально. При коллегиальном рассмотрении и разрешении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.

Обязательный коллегиальный состав суда предусмотрен при рассмотрении в суде первой инстанции дел о признании недействительными актов государственных органов органов местного самоуправления и иных органов а также дел о несостоятельности (банкротстве). Все дела апелляционной кассационной и надзорной инстанции рассматриваются только коллегиальным составом суда.

3. Этот принцип отнесен к числу основных принципов деятельности арбитражных судов в РФ. Он означает что при осуществлении правосудия судьи арбитражного суда независимы подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Страницы: 1 2