Подведомственность арбитражных дел

Рефераты по арбитражным процессам » Подведомственность арбитражных дел Скачать

Введение


  1. Возникновения и становления арбитражных судов в России


  1. Подведомственность экономических споров возникающих из гражданских правоотношений


  1. Подведомственность экономических споров возникающих из административных правоотношений


  1. Подведомственность и подсудность споров с участием иностранных юридических лиц


  1. Практика рассмотрения споров возникающих по иным основаниям


Заключение


Список использованной литературы


Введение

В процессе правоприменительной деятельности в арбитражных судах России при определении подведомственности экономических споров возникает большое количество вопросов. Отсутствие четкого и однозначного правового регулирования в этой области права породило сегодня огромное количество ненормативных актов разъясняющих и тем или иным образом толкующих арбитражный процессуальный закон. Кроме того в условиях быстро меняющегося законодательства когда созданные лишь в 1992 году арбитражные суды в отличие от судов общей юрисдикции не имеют богатой исторически сложившейся практики по многим процессуальным вопросам. Возникает острая необходимость определения компетенции арбитражных судов как судов защищающих государственные интересы при разрешении экономических споров возникающих из административных правоотношений.

Значение правильного решения вопроса подведомственности экономических споров трудно переоценить. Необоснованный отказ в принятии к рассмотрению исковых материалов арбитражным судом практически означает отказ в правосудии что естественно противоречит 46 статье Конституции Российской Федерации. Вот почему так важно добиться предельной четкости и ясности толкования и применения законодательства определяющего подведомственность дел арбитражным судам.

Подведомственность являясь основой для определения места арбитражных судов в системе правосудия определяет уровень значимости последних подтверждая при этом саму необходимость их существования.


1. Возникновение и становление арбитражных судов России

В России о судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича в 1135 году. Торговый суд в этом документе понимается как указание на применение к Иванскому купечеству обычного общеизвестного установления. В сельской местности преобладало третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим способом рассмотрения споров служили сельские сходы на которых судили по обычаям.

Впоследствии действия суда определялись судными статьями и грамотами. Первая попытка создать постоянный специальный суд для купечества принадлежит царю Алексею Михайловичу (1667г.) который постановил "выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе дабы волокитою по разным приказам им купецким людям промыслов своих не отбывать". Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Великом (1721г.). Он создал Главный магистрат который судил торговые дела ввел сословную организацию купечества по европейскому образцу но не допускал применения в торговых судах обычаев признавая их чуждыми всему историческому прошлому России. Царь предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и Указами то есть нормами права.

Указом от 14 мая 1832 года в России были учреждены коммерческие суды просуществовавшие до 1917 года. Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав (о подсудности о призыве и явке в суд об отводах об отобрании показаний сторон и приведении дела в ясность и так далее) включавших в себя 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей. Судебная реформа 1864 года внесла изменения в судопроизводство: все споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Задолго до реформы 1864 года в России Уставом о судопроизводстве по делам торговым была определена подведомственность коммерческих судов. К их ведомству принадлежали все споры и иски по торговым оборотам векселям договорам и обязательствам письменным и словесным все дела о несостоятельности "независимо от звания лиц в оную впавших". Разбору коммерческого суда не подлежали как споры о покупке и продаже товаров за наличные деньги в рядах в лавках на рынках торгах и ярмарках так и дела ремесленников между собою и с другими за личную работу все споры по торговле не превышающие 150 рублей серебром. Была определена и подсудность: ведомство каждого коммерческого суда простиралась "не далее того города в котором он учрежден и уезда оного".

Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток. До начала разбирательства по существу проводилась словесная "расправа": явившись в суд ответчик мог заявить все отводы. Если отводы не были заявлены или не были уважены то он обязан был дать ответ по существу исковых требований. Состязание сторон велось в письменной форме составлялся протокол протоколистом под контролем секретаря.

Средствами доказывания в коммерческом суде служили собственное признание письменные акты и документы свидетели присяга. Решение дела присягой могло иметь место только при наличии доброй воли и согласия обеих сторон. По окончании возражений и проверке представленных доказательств дело направлялось в канцелярию для составления записки которая должна была содержать в себе все данные и законы разрешающие спор. Присутствующим сторонам "определение решительное" объявлялось немедленно лично при открытых дверях. Существовал только один порядок обжалования - апелляция. Подаче жалобы должно было предшествовать объявление неудовольствия состоявшимся решением суда до истечения 8 дней со дня объявления решения а по делам фрахтовым вексельным - в течение 3 дней.

Исполнение производилось по исполнительным листам через судебных приставов. Исполнение решений находилось вне юрисдикции коммерческих судов.

Декрет о суде № 2 от 7 марта (22 февраля) 1918 года в статье 15 содержал запрет на судебные иски между различными казенными учреждениями. Тем самым было проведено разграничение в компетенции органов хозяйственного управления и органов правосудия. С началом хозяйственной реформы 1921 года с переходом к коммерческому расчету и имущественной самостоятельности взаимоотношения между предприятиями стали строиться на договорных началах. Полную натурализацию эпохи военного коммунизма сменили товарно-денежные отношения.

В соответствии с Положением о разрешении имущественных споров между государственными учреждениями и организациями утвержденным постановлением ЦИК и СНК РСФСР 21 сентября 1922 года были образованы Высшая арбитражная комиссия при Совете Труда и Обороны (СТО) арбитражные комиссии при областных экономических Советах а впоследствии - при губернских экономических совещаниях.

Производство в арбитражных комиссиях осуществлялось по правилам предусмотренным ГПК союзных республик с некоторыми изъятиями. Дела рассматривались коллегиально. Один из арбитров в коллегии был юристом второй - хозяйственником. Эта организационная процедура и явилась истоком двойственной оценки природы арбитражных комиссий: и как органов правосудия и как органов хозяйственного управления. Постановлениями ЦИК и СНК СССР от 13 декабря 1929г. и 4 марта 1931г. были ликвидированы соответственно ведомственные и государственные арбитражные комиссии. Споры предприятий различных ведомств предлагалось передать на разрешение общих судов а споры между предприятиями одного ведомства передавались на рассмотрение вышестоящему в порядке подчиненности органу. Однако общие суды были не в состоянии справиться с возложенной на них задачей из-за слабого знания специфики хозяйственных споров отсутствия возможностей оперативного разрешения заявленных требований. Через 16 дней после ликвидации арбитражной системы произошел возврат к ней в несколько преобразованном виде. С момента образования арбитраж существовал в двух видах – государственный ему были подведомственны споры предприятий и организаций различного подчинения и ведомственный - подчинения одному ведомству (министерству).

Новые Правила рассмотрения хозяйственных споров принимались в 1963 1976г. и после их утверждения постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980г. стали едиными для ведомственных и государственных арбитражей. Правила обогатились новыми процессуальными институтами такими как оставление иска без рассмотрения упрощенный порядок разбирательства по ряду категорий дел коллегиальное рассмотрение споров и др. Особый интерес представляют Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами 1976г. В них содержатся нормы аналогичные правилам о судопроизводстве в коммерческих судах утвержденным Указом от 14 мая 1832г. Они не относили к подведомственности коммерческих судов споры на сумму меньшую 150 рублей серебром и не позволяли обжаловать решения на сумму меньшую трех тысяч рублей. Ряд норм из Правил 1976г. перешли в Арбитражный процессуальный кодекс 1992г. который в частности не предусматривал ведение протокола судебного заседания позволял рассмотрение спора по материалам дела без участия сторон. Наконец некоторые нормы из Правил 1976 года мы обнаруживаем в Арбитражном процессуальном кодексе 1995 года который не устанавливает порядка ведения заседания при рассмотрении спора. К концу 80-х годов назрела необходимость создания специальных арбитражных судов что было вызвано крушением монополии государственной собственности активизацией хозяйственной деятельности различных негосударственных субъектов предпринимательской деятельности попыткой привлечения в РФ иностранных инвестиций.

2. Подведомственность экономических споров возникающих из гражданских правоотношений


Процессуальные нормы о подведомственности дел арбитражному суду в современном законодательстве в совокупности составляют институт арбитражного процессуального права. Они содержатся в основном в Арбитражном процессуальном кодексе а также в других нормативных актах таких как Гражданский кодекс Российской Федерации Закон РФ "Об охране окружающей природной среды" и других. Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены статьями 4 и 22 АПК РФ. Положения содержащиеся в этих статьях представляют собой конкретизацию ст. 127 Конституции Российской Федерации то есть арбитражным судам подведомственны лишь те дела и споры которые законом изъяты из подведомственности судов общей юрисдикции и прямо отнесены к подведомственности арбитражных судов. Если подведомственность судов общей юрисдикции обозначена через указание на то что к судам общей юрисдикции относятся гражданские уголовные административные и иные дела то подведомственность споров и иных дел арбитражным судам определена ст. 127 Конституции РФ через понятие экономических споров.

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам возникающие из гражданских административных и иных правоотношений. Понятие экономического спора означает что арбитражным судам подведомственны споры имеющие определенное имущественное содержание. Это может быть либо прямое имущественное требование либо требование о защите определенного имущественного права. Данный критерий является основным поэтому споры не имеющие какого-либо экономического имущественного содержания не затрагивающие экономических прав и интересов арбитражным судам не подведомственны.

Другими критериями определяющими подведомственность дел арбитражному суду являются субъектный состав и характер деятельности субъекта. Субъектами споров подведомственных арбитражному суду могут быть:

  1. юридические лица в том числе и некоммерческие организации;

  2. граждане осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

  3. Российская Федерация субъекты Российской Федерации;

  4. согласно АПК РФ и федеральными законами - образования не являющиеся юридическими лицами граждане не имеющие статуса индивидуального предпринимателя;

  5. иностранные организации организации с иностранными инвестициями международные организации иностранные граждане лица без гражданства.

Однако само по себе наличие статуса юридического лица или гражданина-предпринимателя еще не дает оснований для рассмотрения спора с их участием в арбитражном суде необходимо чтобы спор носил экономический характер и возник в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности допускаемой законодательством.

Таким образом для решения вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие совокупности названных критериев то есть сочетание характера правоотношений и состава участников. Экономические споры возникающие из гражданских правоотношений представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел рассматриваемых арбитражным судом.

Споры о разногласиях по договору (преддоговорные споры) подведомственны арбитражному суду в двух случаях. Во-первых когда законом или иными правовыми актами предусмотрены обязанность одной из сторон заключить договор либо право на передачу спора возникшего при заключении договора арбитражному суду. Во-вторых если стороны заключили соглашение о передаче преддоговорного спора на рассмотрение арбитражного суда. Арбитражному суду в силу соглашения сторон подведомственны также споры о разрешении разногласий по отдельным условиям договора возникшие при его заключении.

Споры об изменении условий и расторжении договоров подведомственны арбитражным судам во всех случаях независимо от вида договора. По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут на основании решения суда: если другая сторона существенно нарушает договор; в иных случаях предусмотренных Гражданским кодексом другими законами или договором.

Арбитражный суд рассматривает споры связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.

Споры о признании права собственности а также связанные с истребованием имущества из чужого незаконного владения либо с нарушением прав собственника или титульного владельца без лишения владения подведомственны арбитражному суду.

С июля 1995 года к подведомственности арбитражного суда впервые отнесена новая категория дел по спорам связанных с защитой чести достоинства и деловой репутации. Честь достоинство и деловая репутация рассматриваются гражданским законодательством в качестве нематериальных благ и защищаются им (ст. ст. 2 150 152 ГК). В частности ст. 152 ГК предусматривает право гражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь достоинство или деловую репутацию сведений если распространивший сведения не докажет что они соответствуют действительности. Также новой для арбитражного процессуального законодательства является категория споров о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа по которому взыскание производится в бесспорном порядке. При этом отнесение этой категории дел к группе споров возникающих из гражданских правоотношений представляется весьма условным так как в действительности это определяется характером отношений и видом документа.

Как указывалось одним из основных признаков который позволяет правильно ориентироваться во всем многообразии экономических исков возникающих из гражданских административных и иных правоотношений подведомственных арбитражным судам является отнесение споров к области предпринимательской деятельности. В отличие от них споры носящие экономический характер но связанные со сферой потребления входят в компетенцию судов общей юрисдикции.

В связи с тем что ст. 22 АПК не содержит исчерпывающего перечня экономических споров связанных с предпринимательской деятельностью которые могут быть предметом рассмотрения в арбитражных судах из ее части 2 следует что к таковым относятся отнюдь не все перечисленные в этой статье споры а лишь какая-то их часть.

Статья 23 АПК предоставляет участникам гражданских правоотношений возможность выбирать в какой орган обратиться за разрешением спора подведомственного арбитражному суду - к нему или к третейскому. Эта возможность ограничена однако двумя обстоятельствами которые необходимо иметь в виду. Во-первых речь должна идти о споре вытекающем только из гражданских а не из административных или каких-либо иных правоотношений. И во-вторых соглашение возможно лишь по спору подведомственному арбитражному суду. Причем оно может быть реализовано сторонами не на любой стадии процесса а лишь до того как арбитражный суд принял решение по существу спора.


3. Подведомственность экономических споров возникающих из административных правоотношений

Арбитражному суду подведомственны экономические споры возникающие из административных правоотношений то есть отношений основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой. Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления выполняющие по отношению к другим лицам управленческие контрольные или основанные на ином властном подчинении функции. В таких отношениях могут находиться непосредственно государственный орган с одной стороны и орган местного самоуправления - с другой.

На практике нередко возникает вопрос о возможности рассматривать в качестве участников административных отношений иные органы не охватываемые понятием государственных органов и органов местного самоуправления. Ответ на этот вопрос можно дать если попытаться определить что понимается под «иными органами». К их числу можно отнести органы различных объединений граждан например исполнительные органы общественных организаций решения которых могут быть обжалованы в суд органы других юридических лиц в том числе и коммерческих организаций. Такое понимание «иных органов» тем не менее не делает их участниками административных правоотношений поскольку между ними и лицами чьи права и интересы могут нарушаться издаваемыми этими органами актами не существует административного или иного властного подчинения. Поэтому можно сказать что экономические споры с участием «иных органов» возможны но возникают они из гражданских а не из административных правоотношений.

В контексте изложенного арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными ненормативных актов государственных органов органов местного самоуправления и иных органов не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан. В этом случае результатом рассмотрения спора арбитражным судом может быть решение о признании акта недействительным. Однако арбитражный суд не может отменить этот акт. Последствием признания акта недействительным может быть восстановление либо защита нарушенного права в соответствии со ст. 13 ГК.

Арбитражный суд рассматривает споры об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях когда такая регистрация предусмотрена законом. Суд не должен осуществлять административные функции свойственные государственным органам он защищает нарушенное или оспариваемое право через реализацию полномочий судебной власти.

Страницы: 1 2 3