Научно-познавательная журналистика

Рефераты по издательскому делу и полиграфии » Научно-познавательная журналистика Скачать

Маншук Мукашева к. фил. н. доцент председатель профкома КазНУ

Наука и общество

Сегодня журналистика является отражением не только бытовой и светской сторон жизни но и новейших достижений в науке и технике. Причиной этому служит распространение демократических принципов правления в большинстве цивилизованных стран вследствие чего население имеет право на получение любой информации. А государство соответственно обязано эту информацию предоставлять. Большинство ученых занимающихся изучением журналистики и сферы коммуникации сходятся во мнении что СМИ непосредственно влияют на познание человеком окружающего мира выработку человеческих ценностей социализацию личности просвещение и воспитание распространение культуры отмечают регулятивное и контрольное участие СМИ в управлении общественными процессами в социальной защите людей снабжении каждого индивидуума утилитарными сведениями указывают на гедонистическое значение журналистики.

Культурно-образовательная функция журналистики не имеет такой жесткой прагматической направленности как остальные хотя и является одной из главных. Ее цель - обогатить внутренний мир человека как самодостаточной личности. На первом месте из выбираемых обществом сфер культуры стоит чаще всего художественная культура. За ней следуют а иногда и опережают

разнообразные отрасли фундаментальных и прикладных наук техники и технологии. Вся эта высокая художественная и научно-техническая культура - предмет внимания художественных научно-популярных просветительских и образовательных разделов газет и журналов радио и телевидения а в последнее время и всемирной сети Интернет. Занимательно что в последнее время все большее внимание уделяется именно научной журналистике причиной чему может послужить тот факт что все человеческое общество с каждым днем потребляет все больше информации и зачастую эта информация носит научный характер.

В течение нескольких десятилетий в отечественной журналистике сформировалась особая специализация - научно-популярная направленная на популяризацию науки в СМИ.

Проблемы науки занимают немалый объем в продукции массовых коммуникаций. Причем сугубо научные проблемы порой обсуждаются на страницах не специализированных изданий а в популярной и общественно-политической печати что также является одним из факторов свидетельствующих о возрастающих потребностях общества в специализированной информации.

Нужно выделить приемы свойственные только научной журналистике: использование профессионализмов низкочастотное употребление эмоционально и экспрессивно окрашенных слов применение сложных синтаксических конструкций и параллельных синтаксических конструкций преобладание косвенной речи над прямой.

Необходимо констатировать особенности которые в настоящее время приобрела научно-популярная журналистика Казахстана. Определены приоритетные направления освещения

выработан научный стиль и стиль каждого СМИ освещающего проблемы научно-технического развития которые постоянно совершенствуются. В изданиях имеется большое количество узко специфических текстов. Основным фактором определяющим развитие научно-популярной журналистики сегодня выступает новая общественная и социально-экономическая реальность а также исторические и национальные особенности состояние научного потенциала образовательный уровень населения и заинтересованность редакций в развитии данного тематического направления.

Например в газете «Казахстанская правда» научно-популярной и познавательной тематике всегда уделялось большое внимание. Все отделы занимаются подготовкой подобных материалов.

Многие видные казахские журналисты писатели и общественные деятели периодически так или иначе обращались к научной журналистике: Букейханов А. Торайгыров С. Аймауытов Ж. Ауэзов М. Тынышбаев М. и многие другие.

Мотивы науки в устном творчестве

Многие привыкли воспринимать устное народное творчество как некий синтез культуры разных периодов времени. И очень немногие относятся к народному фольклору как к предшественнику научных материалов. А зря - ведь в казахской поэзии творчестве акынов жырау в народных сказках можно найти огромное количество примеров использования понятий из политологии философии и многих других основополагающих дисциплин.

Родоначальником собственно казахской литературы зарождение которой относится к XV веку явились Асан Кайгы и Казтуган-жырау. Асан Кайгы (Хасан Сабит-улы) был образованным человеком и поэтому смог дать трезвую оценку смутному периоду в истории тюркских народов предвидел крах Золотой Орды. Поэтому содержание произведений Асана политизировано и определяется идеями единства тюркских родов вошедших в состав казахского ханства.

Поэзия Казтугана-жырау дает представление об уровне сознания средневековых кочевников. Его творчеству свойственна образность точность наблюдений. Поэт-воин слагавший стихи о мужестве об отваге тонкий лирик Казтуган внес особый вклад в развития казахской поэзии. Строки его толгау превратились в пословицы и поговорки.

Особое место в истории казахской литературы занимает Шалнииз-жырау (1465-1560). Из его наследия до нас дошло всего около 600 строк. Его творчеству свойственно размышление о человеке об окружающей среде. В мире нет ничего постоянного вечного говорит жырау все изменчиво все преходяще. За недолгую жизнь надо постараться прожить жизнь в веселье постараться испытать все радости. Значительную роль в развитии казахской поэзии XVIII века сыграло творчество Бухара-жырау. Произведения Бухара создавались в форме философских и дидактических размышлений они богаты образами насыщены красками. Многие его афоризмы превратились в пословицы и поговорки и получили широкое распространение в народе.

После Бухара-жырау главенствующую роль перешла к акынам. Их объектом внимания стали события повседневной жизни быт обычаи и традиции.

В становлении и развитии акынской поэзии большую роль сыграло творчество Жал-акына. Произведения Жала – это размышления о смысле жизни о сущности добра и зла о морали. В казахской поэзии Жал-акын был поэтом нового типа предвестником века XIX.

Сказки

Сказкой называются рассказы имеющие установку на вымысел и повествующие о победе добра над злом; сохранившие следы мировоззрения образа жизни и обычаев древних эпох и заключающих в себе какое-либо назидание.

В казахской фольклористике сказковедение оформилось после Октябрьской революции. Первые публикации о казахской сказке появились в 20-е годы: это работы профессора Фалеева П. А. и Ауэзова М. Ауэзов М. предлагал такую классификацию сказок:

1. Сказки-легенды в которых в большей мере сохранились понятия древних людей;

2. Сказки об образе жизни древних людей их подвигах / сказки отражающие древний образ жизни борьбу добра и зла;

3. Сатирические сказки повествующие о борьбе правды и кривды добра и зла;

4. Сказки-побывальщины повествующие об эпических героях;

5. Небылицы рассказываемые для забавы и веселья.

Семейно-бытовая поэзия

Кроме свадебных и похоронных песен в казахскую семейно-бытовую поэзию входят:

Естирту коштасу свадебные жанры (жар-жар бет-ашар) похоронные (жоктау).

В составе свадебных обрядовых песен: той бастар жар-жар спису бет-ашар.

Той бастар – застольная песня начинающая той праздничное застолье. Той-бастар открывал свадебные праздники и все тои посвященные любому событию в семье.

Песня жар-жар получила название от припева которым сопровождался каждый стих подчеркивая тем самым обрядовость песни. Слова «жар-жар» выражают мысль о том что в новой жизни муж заменит девушке ее родной дом ее отца что отныне все ее помыслы все ее чаяния принадлежат супругу. Спису – импровизированный плач невест. Спису пелись при прощании невесты с родным домом аулом подругами близкими. В них слышатся грустные девичьи мотивы об уходящей девичьей воле о том что она была счастлива в родной доме невеста сравнивает себя с улетевшей с озера птицей с сорванным цветком.

Пелась спису тогда когда невеста по обычая прощалась с каждой юртой в своем родном ауле и аулах своего рода. Вечером в день ее приезда молодую под покрывалом приводили в юрту свекра где собирались все ее новые родственники и специально приглашенные акыны. Войдя она выливала в огонь очага ковш сала. Затем ее сажали близ дверей и акын начинал пение бет-ашар («открывание лица»). В шутливой форме давались советы и наставления как она должна себя держать: вставать поутру не быть капризной не бить скотину не сплетничать.

Песни скорби и утешения

Коштасу – в них раздумье о жизни и смерти привет тем кто остается жить.

В быту казахского народа существовал обычай постепенно в форме иносказаний подготавливать к горестному известию семью род к которому пришла беда смерть – естирту.

Естирту иносказательны насыщены символами: «лебедь полетел к озеру» «сокол улетел в пустыню» «белый сокол вылетел из гнезда» - в значении «умер».

В ауле умершего в его семье поется песня-спутник смерти – жоктау. Расплетая косы до крови расцарапав себе лицо оплакивают умершего женщины – жены сестры матери. Образ умершего идеализирован: «Отец ты был наше счастье и достояние». Жоктау завершались горестной жалобой на судьбу. Известны жоктау: «Плач по Куляш Байсеитовой» - «соловей на ветке» «одаренная с рожденья» «Плач по Мухтару Ауэзову» – «герой рожденный для народа».

Загадки

Загадки занимают значительное место в жизни казахского народа. Казахский термин «жумбак» (загадка) очень древний. Он происходт от глагола «жуму» – закрывать скрывать что-либо. Загадки возникли в глубокой древности в связи с трудовой деятельностью людей и отражают хозяйство быт и воззрения народа.

В собирании и публикаций казахский сказок сыграли большую роль Радлов В. Мелиоранский П. Алекторов П. Диваев А. и др. Публиковались они в «Киргизской степной газете» «Айкапе» публиковались отельные сборники.

Тематика казахских сказок разнообразна: флора и фауна природа географическая среда человек орудия труда. Многие загадки посвящены различным видам скота. Например: двое караулят четверо спят один тесто месит (верблюд); маленького роста бывает шубу наизнанку надевает (овца).

Один из популярных видов казахских загадок – это загадки о природе. Много загадок посвящено науке образованию и культуре. Это загадки о книгах. Например: Где положишь там и лежит возьмешь в руки – говорит (книга); души нет а идет рта нет а говорит (письмо); по белому полю черное просо кто посеет тот и пожнет (написанное на бумаге).

В начале XX появились загадки о телеграфе.

Отражение научных и просветительских идей в произведениях ученых писателей и просветителей Центрально-Азиатского региона

Абурайхан Бируни

К числу таких гениев естественных наук как Архимед Ньютон Ломоносов Циолковский можно отнести и славного сына узбекского народа Абурайхана Бируни. Великий ученый энциклопедист средневекового Востока астроном математик историк врач - Бируни А. родился 4 октября 973 года.

Бируни стал учителем для многих ученых Востока. Омар Хайям Насреддин Тусси Тарагай Улугбек и другие выдающиеся ученые жившие после Бируни считали его своим великим ученым.

В 70-80 гг. 19 века немецкий ученый Эдуард Захау перевел на европейские языки и издал «Памятники минувших поколений» и «Индию» Бируни. После этого весь ученый мир признал Бируни одним из величайших мыслителей прошлого.

В истории науки сложилась традиция по которой ученого открывавшего законы природы значительно продвинувшего науку и технику называют сыном своего времени. Иногда и век называют именем ученого. Так например 3 век до нашей эры - век Эвклида и Архимеда 17 век - век Ньютона и Лейбница 18 век - век Ломоносова и Эйлера. По этой традиции 11 век был назван веком Бируни и Омара Хайяма.

Хорошего человека каждый народ считает своим а от плохого все отказываются. Так персидские ученые считали Бируни выходцем из Ирана мотивируя это тем что он долгие годы жил и похоронен там а некоторые труды его написаны на персидском языке.

Книга «Индия» послужила поворотом в признании Бируни индийцами. Большинство трудов Бируни было написано на арабском; исходя из этого арабы видели в нем арабского ученого. Спор был окончательно разрешен советскими учеными. То что Бируни - уроженец Средней Азии было установлено и доказано русским ученым Академиком Бартольдом В. В. Академик Кражовский Ю. А. доказал что он родился в 973 году в г. Кят. Поэтому Институту Востоковедения в Узбекистане присвоено имя Бируни. Большинство трудов Бируни относится к астрономии в этой области наук он написал около 45 работ: «Кометы» «Исследования лунных фаз» «Времена года и климат» «Книга об основных началах астрономии» и др.

Для наблюдения небесных явлений Бируни конструирует различные инструменты и дает методические указания по их использованию. Большой вклад Бируни внес в исследование минералогии. Важнейшим трудом в этой отрасли наук является «Собрание сведений для познания драгоценностей» известное под кратным названием «Минералогия». Это произведение делится на 2 части: о минералах то есть драгоценных камнях и о металлах. Первая часть состоит из 36 глав каждая из которых посвящена отдельному виду драгоценного камня. Вторая часть содержит 12 глав из которых 4 посвящены сплавам. Из металлов рассматриваются олово медь ртуть золото серебро железо свинец.

В последний период своей жизни Бируни занимался ботаникой и медициной. Он изучил ряд лекарственных растений. В своих ботанических исследованиях Бируни близко подходит к теории естественного отбора выдвинутой в 19 веке великим английским ученым Дарвином Ч.

Бируни был выдающимся историком. В своих многочисленных произведений он сообщает интересные факты из истории народов Средней Азии Казахстана Индии Афганистана Ирана.

Вершиной творчества Бируни является книга «Памятники минувших дней» - подлинная энциклопедия наук средних веков. Книга состоит из 21 главы. В основу произведения взят календарь - система счисления времен всех народов.

Современная наука от науки средневековой отличается и качественно и количественно. Ныне человечество освоило энергию атомного ядра обуздало многие грозные силы природы. Но тем не менее наука 21 века не упала с неба и н возникла в один день. Она - результат развития научных знаний накопленных человечеством в течение многих веков. На этом пути многие ученые терпели лишения были гонимыми погибали.

Улукбек и его вклад в науку

Улукбек - один из величайших мыслителей просветителей ученых средневековья. Он родился 22 марта 1394 года в военном обозе во время похода Тимура у его третьего сына. Ребенку дали имя Мухамед-Тарагай. Впоследствии еще при жизни Тимура мальчика стали называть «великим князем» - Улукбеком. Одной из главных научных заслуг Улукбека следует считать создание большой астрономической школы при обсерватории. Из виднейших представителей школы Улукбека необходимо назвать Джамшида Каши. Он первоначально был учителем Улукбека а затем - одним из инициаторов создания обсерватории в Самарканде. Другим учителем Улукбека был Казы-Заде Руми который первым из ученых-астрономов переселился в Самарканд. Именно он привил Улукбеку любовь к науке. Ему принадлежат трактаты «Комментарии к сущности астрономии» «Комментарии к основным фигурам» «Трактат о синусе» и другие научные труды по астрономии и математике. К молодым представителям астрономической школы Улукбека следует отнести Аллаеддина Кушчи он также около 20 лет возглавлял научную работу в обсерватории. Таким образом вокруг Улукбека сплотилась большая группа молодых ученых. Главной своей задачей они считали генеральную проверку всех данных накопленных от Птолемея до Нассредина Туси.

Важнейшим итогом работ школы являются так называемые «Новые Гураганские астрономические таблицы». Этот труд был закончен в 1437 году но исследования по уточнению полученных результатов ввелись до убийства Улукбека. К таблицам предпослано обширное введение первый раздел которого посвящается календарям арабов греко-сирийцев персов китайцев и уйгуров а также сравниваются данные о различных календарях. Уже в этом разделе чувствуется большая осведомленность составителей в астрономических работах проводившихся в течение многих поколений на огромной территории от средиземноморья до Тихого океана. Погрешности допускаемые при вычислении обсерваторией Улукбека совершенно незначительны и составляют сотые и тысячные доли настолько совершенны оказались вычисления его соратников по науке.

Недруги Улукбека нашли опору в лице старшего сына Улукбека - Абдал Лятифа который не был в ладу с отцом. Шейхи всеми силами пытались внушить принцу мысль о том что его отец отступил от ислама и ему наследнику надлежит быть орудием праведной религии. Абдал Лятиф восстал против отца и осенью 1449 года его войска разбивают войска Улукбека. Улукбек добровольно отдается в руки сына. Он при этом рассчитывал на разрешение сына остаться в Самарканде и всецело заняться астрономией. Однако сын-победитель по совету духовенства предлагает отцу совершить хадж дабы замолить свои грехи. Улукбек вынужден согласиться на это предложение и не подозревает при этом что шейхи на тайном суде дали фетву на его убийство то есть обоснование убийства по шариату. Улукбек отправляется с небольшим караваном в Мекку. 27 октября 1449 года в небольшом кишлаке по дороге из Самарканда в Термез палачи убивают Улукбека. Так на 56 году жизни сошел в могилу великий ученый. Еще в 1941 году специальная комиссия узбекских исследователей вскрыла его гробницу и провела эксгумацию.

Страницы: 1 2 3