Современные газетные жанры

Рефераты по издательскому делу и полиграфии » Современные газетные жанры

Информационные жанры журналистики

Жанр - исторически сложившийся тип вид журналистского произведения. Жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью адресностью фактов.

Основой всех журналистских произведений является факт. Факт - это свершившееся событие. Факты являются основой информации. Факт обладает следующими свойствами: достоверностью свежестью правдивостью общественной значимостью он не должен быть банальным.

Из фактов компонуется информация.

Существует три ступени стереотипа восприятия информации:

1. Первая ступень - информация особо не затрагивая сознания только на краткий миг будоражит воображение реципиента.

2. Вторая ступень - информация слегка затрагивая сознание и подсознание только привлекает внимание реципиента.

3. Третья ступень - информация запечатлевшись и в сознании и в подсознании вызывает у реципиента активный творческий отклик завершающийся реальным действием меняющим облик действительности в позитивную сторону.

Информационные жанры отличаются особыми методами и приемами передачи информации состоящей в повествовании в так называемом "телеграфном стиле" реальных фактов в контексте реального времени. К информационным жанрам относятся: хроникальная информация расширенная информация заметка реплика отчет эпистолярные жанры интервью и репортаж.

Хроникальная информация - отвечает на вопросы: Что? Где? Когда? и имеет объем в 2 - 15 строк. Печатается на первых - вторых полосах официальных и неофициальных газет. Язык хроникальной информации - книжный стиль - сухой отстраненный официальный.

Расширенная информация имеет объем в 30-150 строк. В отличие от хроникальной информации в нем может присутствовать комментарий. Комментарий - это широкое разъяснение факта толкование его непонятных или не конкретизированных сторон. Виды комментария:

1. Расширенный комментарий - пространное разъяснение факта.

2. Комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом более компетентным человеком.

3. Полярный комментарий - толкование разъяснение факта различными специалистами компетентными в этой области.

4. Синхронный комментарий - разъяснение текста журналистом по ходу высказывания.

5. Подробный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших деталей.

Также в расширенной информации могут присутствовать дополнительные детали герои и т.д.

Заметка - самый древний жанр в журналистике. От хроникальной и расширенной информации заметка отличается авторской подписью так как основой ее является письмо читателя. Если в информации важен фактор времени то в заметке сам факт в различных временных измерениях.

Реплика - это краткий эмоциональный отклик на какое-либо выступление. Основной чертой реплики является настроение.

Эпистолярные жанры - это письма читателей основа основ журналистики. Письма во все времена и эпохи с первых дней возникновения журналистики как составляли основу всех материалов. Виды эпистолярных жанров: письмо-предложение письмо-отклик письмо - жалоба письмо-вопрос письмо-ответ.

Отчет - концентрированная подача какого-либо прошедшего события мероприятия. Отчет отличается от других жанров сухостью и последовательностью изложения. Виды отчетов: прямой отчет - непосредственная передача с места события без излишних комментариев; отчет - коммюнике - рассказ о прошедшей политической встрече; отчет-размышление с элементами комментирования; пространный отчет - передача события сопровождающаяся расширенными комментариями. Язык и стиль отчета - официально-деловой.

Интервью - некоторые специалисты причисляют этот жанр к самостоятельному но большинство специалистов считают что он имеет черты информационного жанра. "Интервью - это представляющие общественный интерес ответы конкретного лица (группы лиц) на вопросы журналиста беседа когда журналист не ограничивается лаконичными вопросами а спорит с собеседником комментирует его ответы."

По исследованиям профессора Барманкулова М. К. интервью делится на две группы: по характеру опрашивающего- интервьюера - журналиста и по характеру опрашиваемого - интервьюируемого- героя. К первой группе он относит: интервью- информацию интервью-мнение; ко второй - интервью-эмоцию и интервью - социологический опрос.

Виды интервью: интервью-монолог интервью-диалог (классическое интервью) эксклюзивное интервью интервью-сообщение интервью-зарисовка и др.; также малые формы интервью - интервью-экспресс блиц-интервью.

Также бывают виды массового интервью: пресс-конференции брифинги. К жанру интервью относятся: анкеты беседы за "круглым столом" и др.

Репортаж - жанр оперативно и ярко "передающий" с места событий. Самая основная и специфическая черта жанра - "эффект присутствия" - это когда читатель слушатель зритель видит и слышит случившееся событие глазами репортера. Автор сам непосредственный участник события приобщает к нему всех читателей слушателей и зрителей.

Виды репортажа: событийный - событие передается хронологически ( также различают до событийный и после событийные репортажи) тематический - событие может передаваться начиная с любого места тут позволительны расширенные и подробные комментарии и постановочный - ситуационный когда репортаж передается с не запланированного события.

В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность они должны быть в идеальном балансе если будет преобладать художественность то репортаж получится беллетристикой а если документальность - то сухим и неинтересным.

Аналитические жанры журналистики

Аналитические жанры журналистики основаны на методе индукции и дедукции анализе и синтезе. Индукция или анализ это когда какая-то проблема рассматривается путем разложения на части от общего - к частному. Дедукция или синтез - это когда сначала рассматриваются части проблемы по отдельности а затем в общем плане.

По сравнению с информационными жанрами аналитические шире по фактическому материалу масштабнее по мысли по исследованию жизненно-важных явлений.

К аналитическим жанрам относятся: статья корреспонденция обзор рецензия.

Статья - это локальное отображение жизненно-важных явлений проблемы или актуальной ситуации. Масштабные выводы предваряются характеристикой фактических данных и ситуаций рассмотренных в совокупности. Факты в статье играют иллюстративную роль в статье важны проблема и явление. В статье в полной мере используются аргументация мотивация действий используются все виды текстов: повествование описание и размышление. Виды статей:

1. Передовая - в ней основа директивность;

2. Пропагандистская - важным методом в ней является пропаганда;

3. Научная и научно-популярная статья;

4. Проблемная требующая от автора всестороннего глубокого изучения вопроса компетентности инициативы смелости.

По данным Ворошилова В. В. "К особому подвиду статьи можно отнести публицистический комментарий позволяющий оперативно откликнуться на различные события прокомментировать и оценить их".

Корреспонденция - отображение "кусочка жизни" жанр построенный на конкретном материале в котором в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема решается определенная проблема. В корреспонденции в отличие от статьи применяется метод дедукции - синтеза то есть проблема решается от частного к общему.

Виды корреспонденции:

1. Информационная. Она отличается широтой охвата материала обстоятельным развитием темы.

2. Аналитическая корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Она критического плана.

3. Постановочная корреспонденция - такой вид отражает злободневную актуальную ситуацию на основе анализа и синтеза фатов.

4. Корреспонденция - раздумье. Журналист совместно с читателем анализирует сопоставляет сравнивает оценивает целый ряд фактов. Если в статье структура произвольная то в корреспонденции - специфичная. Она имеет: рубрику заголовок головные строки зачин основную часть и концовку. По рубрике можно определить характер корреспонденции. Зачины разных видов этого жанра бывают разными: сюжетный информационный проблемный. Концовки тоже отличаются характерными чертами.

Рецензия - жанр в котором критикуется дается оценка художественного или научного произведения общественно-политической или технической литературы театральных постановок кинофильмов телевизионных передач художественных выставок музыкальных концертов и даже бытовых ситуаций. Рецензию также определяют как критику "отраженной действительности".

Рецензент обычно оперирует вторичными фактами. Также в рецензии присутствует фактоидный материал и тезисы. Адресатами к которым обращается рецензент являются реципиент то есть читатель слушатель и зритель а также автор оцениваемого или критикуемого произведения. Из этого вытекают непосредственные задачи рецензии - это воспитательная и эстетическая. Характерная черта рецензии - позиция рецензента - современность. При рецензии могут поэтому решаться и ретроспективные задачи.

Виды рецензии:

1. Литературная.

2. Научная.

3. Театральная.

4. Кино рецензия и т. д.

Обозрение или обзор - жанр знакомящий аудиторию с определенными событиями с использованием аналитического комментария. Иначе обозрение можно назвать "панорамой событий".

Виды обозрений:

1. Внутренние - о событиях жизни внутри страны.

2. Международные - о международной жизни; различают по времени: ежедневные еженедельные месячные годичные также бывают: информационные проблемные.

По тематике:

1. Политические

2. Экономические

3. Спортивные

4. Сельскохозяйственные

5. Культурные и т. д.

Особым подвидом обозрения являются обзор печати и обзор писем.

Аналитические жанры за последнее десятилетие наряду с информационными жанрами стали занимать основную нишу журналистских выступлений в информационно пространстве. Появились газеты в которых присутствуют в основном только аналитические жанры это такие как: "Панорама" "Деловая неделя" и другие.

Художественно-публицистические жанры журналистики

Художественно-публицистические жанры отличаются од других тем что в них присутствуют художественность и публицистичность Художественность - это образное отображение действительности моделирование ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Публицистичность же выражается прежде всего в присутствии документальности в пафосе и тенденциозности повествования в допустимости только домысла но не вымысла.

Конкретный документальный факт в этих жанрах как бы отходит на задний план уступая место впечатлению автора от факта его оценке авторской мысли. К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк зарисовка эссе политический портрет. В рамках это жанра можно рассматривать и документальный рассказ.

Очерк - это небольшой рассказ о действительном событии человеке или явлении. Журналистский очерк отличается от литературного достоверностью и адресностью фактов. В журналистике очерк - самый объемный жанр тогда ка в литературе - самый небольшой.

Очерки делятся на:

1. Описательные:

а) путевые;

б) событийные.

2. Сюжетные:

а) портретные;

б) проблемные.

Описательные очерки отличаются в основном одно линейностью повествования подчиненностью хронологии события а сюжетные - постановкой проблемы требующих решения сложностью отображения жизненных коллизий.

Повествование в очерке может вестись от первого третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события героем; он может "за кадром" его повествование может быть просто "фоном" на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем - главным "оценщиком".

В очерке используются два вида прозы: коммуникативно-классическая и эстетическая. Логичность изложения соблюдение классических языковых норм - присущи коммуникативно-классической прозе. Такая проза присутствует в основном в очерках Пескова В. Голованова Я. Эстетическая проза отличается высокой эмоциональностью изложения присутствием в тексте ярких описаний. Такова проза очерков Алимжанова А. В очерке используются также три вида сюжетов:

1. Простой сюжет - соответствующий естественному ходу события.

2. Пространственно-временной сюжет - это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве но в разных временных измерениях.

Например в очерке Алимжанова А. "Трон Рудаки". Ассоциативный З. - когда сюжет произвольно меняется соответственно ассоциативным настроениям героев или автора. В очерке также важны такие элементы как пейзаж портрет и другие детали. Известны знаменитые очерки Уалиханова Ш. "Аблай" - портретный очерк "Очерки о Джунгарии" - путевые очерки.

Зарисовка - небольшой по объему жанр он отличается от очерка тем что в нем отсутствует сюжет. Виды зарисовок:

1. Пейзажная.

2. Ассоциативная - построенная на ассоциациях.

3. Портретная - портрет человека или местности явления.

В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В. которые публикуются в каждом пятничном номере газеты "Комсомольская правда".

Эссе - жанр который пишется на одном дыхании в нем присутствует высокий эмоциональный накал наряду с философскими размышлениями.

Виды эссе по тематике:

1. Политические

2. Экономические

3. Литературные

4. Публицистические. и др.

В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный "поток информации". Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Эссе как жанр появился еще в средневековье. Известны эссе Стефана Цвейга. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.

Новое слово в современную эссеистику внес известный казахстанский писатель и публицист Г. К. Бельгер пишущий свои эссе на трех языках: казахском русском и немецком. Его эссе - виртуальные беседы с сынами казахской земли "Тихие беседы на шумных перекрестках" уникальны по своему содержанию и проблематике. Публицист рассуждает о проблемах казахского народа устами великих предков эти эссе достойны серьезного изучения.

Политический портрет - жанр в котором в основном отображается психологический портрет действия и имидж реальных личностей. Политический портрет отличается от других жанров тем что в нем в равных количествах должны быть представлены публицистичность и художественность. Задача журналиста в написании этого жанра - угадать за имиджем реальную личность и дать его истинную психологическую характеристику прогнозировать возможные действия этой личности в будущем предсказать общественную значимость и роль этой личности в общественном развитии.

Художественно-публицистические жанры в современности отошли на задний план уступив место информационным и аналитическим так как последние обладают большой оперативностью и информация обрела в настоящее время небывалую актуальность. Такой объемный жанр как очерк совсем исчез со страниц печати.

Сатирические жанры журналистики

Сатира - в переводе с греческого "смесь" это критика реальной действительности с целью ее улучшения совершенствования. Сатира появилась в древности с появлением социального строя в человеческом обществе поэтому считается социальным явлением. Сатирические жанры журналистики отличаются от литературных достоверностью описания адресностью фактов.

Исследователи теории журналистики различают следующие виды сатирических жанров: фельетон памфлет пародия эпиграмма басня шарж карикатура анекдот. От других жанров журналистики сатирические жанры отличаются критикой сатирой юмором использованием таких приемов как ирония сарказм гротеск гипербола и других.

Фельетон - это объемный сатирический жанр "синтез трех начал: публицистического ( факт не только конкретен злободневен актуален но и оперативен) сатирического (выявляется комическое содержание факта оценка которого предполагает сатирический анализ) и художественного ( создание сатирического образа что и отличает фельетон от сатирической заметки)" Слово фельетон - в переводе с французского означает "листок" - в 1800 году 27 января в журнале "Де Пари" был вложен листок с театральными афишками с мелкими объявлениями. Жанр фельетона и получил свое название от этого листка так как позднее на таких листках и печатались сатирические произведения осмеивающие смешные и нелепые явления жизни препятствующие нормальному развитию.

Виды фельетонов: фельетон-статья фельетон корреспонденция фельетон-очерк фельетон - зарисовка; фельетон в стиле деловых бумаг: фельетон - жалоба фельетон - заявление ; драматические фельетоны: фельетон-пьеса фельетон -скетч и т.д.

Главная задача фельетона - осмеять. Но не обязательно вызвать смех. В оном случае сатирик стремится вызвать презрение к людям определенной нравственной категории в других - возбудить гнев ненависть в-третьих - показать ничтожность носителей зла обреченность и никчемность их методов действий. Одно из главных условий успеха фельетона - верное определение социальной сущности рассматриваемых фактов правильная позиция автора.

В настоящее время фельетоны почти исчезли со страниц печати. В газете "Время" печатаются фельетоны Сапы Мекебаева из страны "Азиопия" в которых он критикует политическую ситуацию в нашей стране политических и общественных деятелей. В газете "Казахстанская правда" печатаются под рубрикой "На взгляд фельетониста" сатирические произведения С. Ковалева но в тех и в других не развиты художественные части что мешает им подняться до совершенства жанра.

Памфлет - поисходит от греческого "ран" - все "рфлего" - жгу произведение обличительного характера в котором сатирическое начало составляет сарказм патетика и гневная экспрессивность а публицистическое - злободневность оперативность документальность и крупномасштабный объект разоблачения ( крупное социальное явление государственные или общественные деятели) Памфлет - редкое событие в литературе и журналистике. Он ведет родословную от Эразма Роттердамского ("Письма темных людей" 1515 г.) Франсуа Рабле ( "Гаргантюа и Пантагрюэль" 1534 г) . Даниэль Дефо за памфлет "Кратчайший путь расправы с диссертерами" выстоял у позорного столба. "Философские мысли " Дени Дидро были осуждены на сожжение. За "Философские письма Чаадаев А. был объявлен сумасшедшим. "Письмо к Гоголю" Белинского В.

Страницы: 1 2