Реферат: Электронные СМИ и элитарное общество - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Электронные СМИ и элитарное общество

Рефераты по издательскому делу и полиграфии » Электронные СМИ и элитарное общество

Натаван (Н. Атамогланова) Дамирчиоглу

На сегодняшний день СМИ являются трибуной для каждого, начиная от простого гражданина и заканчивая аристократом. Сложившаяся на постсоветском пространстве журналистика обновила свою форму и функционирует параллельно с современными технологиями и частными СМИ. Попытки создания здоровой конкуренции и рекламного рынка придают СМИ новые качества и форму.

СМИ, считающие приоритетом честную, беспристрастную и оперативную работу, функционально развиваются с каждым днем. Журналисты ежедневно стараются донести новости мира до аудитории своей страны, а новости своего государства до мировой аудитории.

Здесь одной из основных целей является создание элитарного общества.

«Если сравнивать с прошлым, то на данный момент СМИ имеют большее влияние на общество, благодаря чему они играют важную роль в демократических процессах» [2, 165]. Это высказывание относительно СМИ из Декларации и Рекомендаций ЕС уже утвердилось в мире.

Многие из бывших советских республик, получив независимость, столкнулись с беспощадными правилами современных электронных СМИ.

Международная формула электронных медиа – «Журналисты должны выдавать информацию верной, представлять ее как свое собственное понимание, основанное на совести» – является путем развития процесса демократизации [7, 9].

«Информированное общество – это общество, получающее достаточно информации высокого качества» [9, 14].

Азербайджанской прессе уже более 100 лет. Она, начав действовать в 1875 г. с издания газеты «Акинчи» («Пахарь»), 22 июля 2010 г. отметила свое 135-летие. Появление же электронной журналистики относится к 1918 г. Правда, считающаяся первым образцом электронных СМИ в Азербайджане радиопередача, датируется 26 ноября 1926 г. Но исторические факты доказывают, что в Азербайджане через некоторое время после образования первой демократической республики на Востоке появилось радио. Долгие годы советские республики вынуждены были приписывать все свои достижения периоду образования Советского Союза. По этой причине годом появления радио в Азербайджане считается 1926 г.

 В самой России радио стало функционировать с 1924 г., а по всему СССР – в 1926 г. Поэтому и в Азербайджане дата появления радио берется как единая для всех советских республик.

«Поскольку, Азербайджанская Республика, получившая суверенитет в 1991 г., считается наследницей Азербайджанской Народной Демократической республики, годом появления радио в Азербайджане принимается 1918 г. Ни в коем случае нельзя терять эти 8 лет между 1918 и 1926 гг. Ведь эта дата выделяет Азербайджан среди стран Кавказа и Ближнего Востока» [8, 79]. Это исторический факт: «В ноябре 1919 года А. М. Топчубашев послал телеграмму с радиостанции на Эйфелевой башне на радиостанцию в Гяндже. В телеграмме было поздравление с началом функционирования радио в Азербайджане. В ней говорилось: «Дорогие соотечественники, поздравляю вас с началом функционирования станции. Это повлияет на прогресс в экономике и культуре страны» [5, 72]. Еще с тех пор радио, играющее роль в прогрессе, и сегодня не остается в стороне.

Какова сегодняшняя ситуация в Азербайджане? Азербайджан развивается во всех отношениях. Это и сбалансированная внешняя и внутренняя политика, и успехи в экономике, сельском хозяйстве, спорте, культуре, продуманная нефтяная стратегия, развитее инфраструктуры районов и т. д. В Азербайджане постепенно формируется элитарное общество.

«Радио и телевидение играют важную роль в сохранении и распространении национальных моральных ценностей, идей азербайджанизма, азербайджанского языка, культуры и истории» [3]. Именно на основе этих требований национальные СМИ строят свою деятельность. Естественно, что при этом они играют исключительную роль в формировании элиты.

Понятие «элита» опирается на определенные законы. Они не дают возможности всякому вступить в ее ряды. И это вполне понятно, так как они соответствуют социальным законам. Электронные СМИ выделяют деятелей элиты, широко представляя их вниманию общественности. Они рассказывают об их деятельности, мировоззрении, характере в теле- и радиоочерках, репортажах. Однако получает ли аудитория исчерпывающую информацию из этих передач и насколько они отвечают предъявляемым требованиям? На наш взгляд, представитель элиты должен обладать качествами: быть интеллигентом в третьем поколении со знанием языков, высшим образованием, желательно полученным за границей, быть креативным, обладать высокой культурой и мировоззрением. Интеллигенты – образованные люди, но не каждый получивший образование – интеллигент. Интеллигенты составляют основу элиты, но не каждый интеллигент может входить в нее. Элита – база для аристократии, но не каждый представитель элиты может считаться аристократом.

Помимо общего утвержденного правила существуют такие понятия, как «национальные и божественные явления». Они предполагают обладание индивидом энергетики этноса и предположительной удачи со стороны Творца. Этнос выращивает в себе время от времени тех, кто спообствует и содействует его выживанию и прогрессу. Они же становятся защитниками национальных ценностей.

Национальный фактор играет важную роль в формировании и развитии этноса. Нация всегда бережет своих избранников.

«Мы азербайджанскую науку бережем от устаревших понятий и движем ее на уровень международного» – эти мысли из статьи академика Рамиза Мехтиева «Общественные и гуманитарные науки: взгляд в контексте времени» говорят о том, что наука является носителем национального разума, интеллектуального потенциала, современного мировоззрения. В современном мире наука видоизменяется и приобретает новые качества. Раньше начитанный человек уже считался знающим. Сегодня знающим можно считать лишь того, кто ежедневно пополняет свои знания, разбирается в инновационных технологиях и умеет ими пользоваться.

Для достижения этой цели, по словам академика, человек должен идти в ногу со временем.

Сегодня электронные СМИ представляют вниманию среднестатистического зрителя и слушателя то, что раньше ему было не доступно. Если два десятилетия назад про СМИ писали, что «именно благодаря их вмешательству, многие политические вопросы в период после Второй мировой войны оставались под грифом «секретно» [10, 5], то сегодня электронные СМИ знакомят нас с жизнью и деятельностью элиты. Ясное представление об аристократической прослойке в обществе помогает в формировании элиты. Элитарная система может пользоваться СМИ для достижения политической стабильности, экономического успеха и материального развития. Академик Рамиз Мехтиев в своей статье «Азербайджанское эфирное пространство: проблемы и задачи» пишет: «В ХХ веке Азербайджан, обретя независимость во второй раз, сделал демократизацию важным фактором национального развития, стратегическим выбором и приоритетом в государственной политике» [3].

После президентских выборов 2008 г. демократизация, организованность и развитие перешли на новый уровень. Азербайджанское правительство широко использует поддержку СМИ для проведения свободных демократических выборов, которые являются одним из показателей демократизации. «Неоспоримым является то, что СМИ играют решающую роль в предвыборной кампании. …СМИ играет в выборах чрезвычайную роль» [1, 5]. Специалисты, которые пишут о роли телевидения и радио в государственных демократических выборах придерживаются такого мнения: «Исследователи, занимающиеся проблемами СМИ доказывают, что значение СМИ возрастает во время предвыборной кампании» [1, 5].

2010 г. – год выборов в Азербайджане. В один год с парламентскими выборами в стране отмечается 135-летие прессы. Этот факт тоже можно считать выражением того, что СМИ отводится особая роль. «В Азербайджане сразу после обретения независимости стал прослеживаться большой прогресс в СМИ, – с этими вступительными словами выступил президент страны Ильхам Алиев на встрече с журналистами. – Упразднение цензуры в 1998 г. было знаковым шагом. Сегодня это было бы не так важно, но в свое время Азербайджан был первой страной на территории СНГ, упразднившей цензуру». В продолжение этой мысли глава государства добавил: «Свобода слова, развитие демократии, создание правового государства являются очень актуальными вопросами в Азербайджане. Я полагаю, что наша страна прошла в этом плане очень удачный путь. Существует множество фактов доказывающих это. В стране функционируют сотни СМИ. С целью усиления поддержки СМИ государством проводятся очередные мероприятия» [6, 306].

СМИ c усиленной материально-технической базой отражают действительность Азербайджана, активно участвуют в формировании элитарного общества.

«Сегодня электронная журналистика включает в себя функционирующие независимо друг от друга радио, кино, телевидение, Интернет [6, 306–307]. Являющийся новейшим из электронных СМИ Интернет дает такие возможности, как быстрая реакция на глобализацию культур, признание национальной элиты, распространение национального аристократизма.

Являясь здоровым и демократическим государством, Азербайджану осталось лишь завоевать звание элитарного общества.

Азербайджанская культура, объединяя в себе рациональную западную и эмоциональную восточную, может создать качественно новое положительное явление. Она может действовать как система единого мышления. Морально-интеллектуальные возможности народа, который создал первую на Востоке оперу, поставил на сцене первый балет, основал первое демократическое государство, первым признал избирательные права женщин, создал первый оркестр, первым среди мусульманских народов, проживавших на территории России, издал газету, бесконечны.

«Сегодня азербайджанское общество переживает качественно новый период развития, все области общественной жизни обновляются, идет применение новых отвечающих мировым стандартам информационно-коммуникативных технологий, улучшается благосостояние людей» [3].

Журналистика, являясь зеркалом общества, выполняет свою задачу, которая заключается в том, чтобы донести до аудитории действительность такой, какая она есть.

Положение электронных медиа в системе СМИ укрепляется с каждым днем. С этой точки зрения особенно нужно отметить положение азербайджанского радио, которое играет особую роль в формировании элитарного общества.

Предок современной on-line-журналистики – радио навечно прославил имена английского физика Джеймса Максвелла, немецкого ученого Генриха Герца, итальянского инженера-радиотехника Гульельмо Маркони и русского инженера Александра Попова.

В 1917 г. в Петрограде русский радиоинженер Александр Углов, выступая на собрании специалистов военного радио, сказал: «Представьте, у вас в квартире стоит радиоприемник. …радиосвязь будет играть большую роль в культуре всего мира и оно объединит человечество, как одну большую семью» [11, 27]. Слова дальновидного ученого стали явью в ХХI в.

Электронные СМИ при помощи Интернета способствуют глобализации культур и созданию элитарного общества в отдельных странах.

Список литературы

1. Demokratik dövlətlərin seçki prosesində Televiziya və Radionun rolu. Bakı, 2004.

2. Mediaya aid Avropa Şurasının Bəyannamə və Tövsiyyələri. Bakı, 2004.

3. Mehtiyev Ramiz: «Azərbaycanın efir məkanı: problemlər və vəzifələr», «Azərbaycan» qazeti, 2 oktyabr. 2009.

4. Mehtiyev Ramiz: «İctimai və nhumanitar elmlər: Zaman kontakstində baxış», «Azərbaycan» qazeti, 2009.

5. Məhərəmli Qulu: «Radio dalğalarında». Bakı, 1999.

6. Məmmədli Cahangir: «Jurnalistikanın müasir inkişaf meyyilləri». Bakı, 2006.

7. «Mətbuatın özünü tənzimləmə mexanizmi», Bakı. 2003.

8. Natəvan Dəmirçioğlu ( N.Atamoğlanova): «Kardeş Kalemler». Ankara, 2009

9. Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1985.

10. «International politics». Новые средства массовой информации. № 11. Ноябрь. М., 1989.

11. В диапазоне современности. М., 1985.