Интердискурсивные взаимодействия в
художественном тексте
дискурс лингвистика
интердискурсивный
Изучения феномена
дискурса является одним из перспективных в современной лингвистике. Заняв место
среди таких явлений как текст, знак, смысл, жанр, дискурс представляет
исследователю обширное «поле» для работы, оставаясь явлением многогранным, и, в
определенной мере, противоречивым. Одним из интереснейших проявлений дискурса являются
интердискурсивные взаимодействия. Как правило, подобные взаимодействия
происходят двумя путями: путем вклинивания одного дискурса в другой или путем
наслаивания. В первом случае можно довольно-таки легко определить границы между
разными дискурсами, во втором же – взаимопереплетение может оказаться настолько
тесным, что дискурсы с трудом подлежат разделению при их анализе. Следует
отметить, что хотя пересекаться могут сразу несколько дискурсов, какой-либо
один из них будет являться доминантным.
Несмотря на то, что
интердискурсивность является функциональной категорией и представляет из себя
взаимодействие между дискурсами, а не текстами (в отличие от
интертекстуальности), наблюдать за этим взаимодействием можно в рамках
отдельных текстов, поскольку текст – это продукт дискурса. Весьма показательным
в данном случае является художественный текст, так как с одной стороны, одна из
целей его существования – моделирование реальности, в частности реальной
коммуникации, со всеми ее особенностями, в том числе и интердискурсивностью, а
с другой – сам текст, в момент его восприятия, является опорной точкой
коммуникации между читателем и автором, выполняя свою функцию «генератора»
смыслов [1, c. 243].
Следует отметить, что
базовым дискурсом художественного текста является художественный дискурс,
поэтому все прочие будут вступать во взаимодействие прежде всего с ним. В
произведении «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли встречаем примеры
взаимодействия различных дискурсов, а именно, художественного, поэтического,
религиозного, политического, научного и т.д.
Поэтические включения
можно разделить на две группы. Первая – это лирические отступления. По мнению
Н.В. Петровой «наиболее зримо подвижность границ между лирикой и прозой
проявляется в случае включения в ткань прозаических произведений лирических
текстов, обладающих всеми жанровыми признаками данной формы» [2, c. 163].
Функция подобных
включений – передача эмоционального состояния героя. В анализируемом
произведении все лирические отступления связаны с одним и тем же героем,
Дикарем, который попадает в антиутопическое технократическое общество. Автор использует отрывки из произведений Шекспира, вводя, таким образом,
поэтический дискурс: «…the blood rushed up into his cheeks; but at “defunctive music” he turned
pale and trembled with an unprecedented emotion. The Savage read on: «Property
was thus appall’d,/ that the
self was not the same;/ Single nature’s double name...”»
Второй тип поэтических
включений напоминает простотой своей формы и содержания стихи для детей, хотя и
адресованы они взрослым, или поговорки. Как правило, каждая из таких рифмовок
несет назидательную функцию и провозглашает какую-либо из ценностей
антиутопического общества, например «When the individual feels, the community reels», «civilization is sterilization» или «Streptocock-Gee to Banbury-T, to see a fine bathroom and W.C». Привлекает
внимание тот факт, что подобные рифмовки, являясь весьма простыми по форме,
представляют собой своеобразный свод законов данного общества.
Обращение к религиозному
дискурсу в данном произведении зачастую имеет искаженный и саркастический
характер. В речи героев постоянно появляется восклицание: «Oh, Ford!», (ср. Oh, Lord), так как Генри Форд почитается как Иисус Христос.
Собрание религиозного характера описывается следующим образом: «The President stood up, made the sign
of the T and, switching on the synthetic music…». Знак Т заменил традиционный христианский крест.
Религиозный и обыденный дискурсы смешиваются самым причудливым и абсурдным
образом; человек, являющийся священнослужителем проводит вечера с девушками, и
это является нормой данного общества: «And she had shown Bernard the little golden zipper-fastening in the form of a T which the Arch-Songster had given her as a memento of the week-end she had spent at Lambeth».
Вышеприведенные примеры
далеко не исчерпывают всего многообразия междискурсивных взаимодействий в
анализируемом произведении, но, даже судя по ним, можно сделать вывод о том,
что интердискурсивность может являться одним из средств построения и
организации художественного текста, а также о том, что границы художественного
дискурса являются легко проницаемыми для многих других дискурсов.
Литература
1.
Лотман Ю.М.
Избранные статьи. – Таллинн: Александра, 1992. – Т.1. – 450с.
2.
Петрова Н. В.
Интертекстуальность как общий механизм текстообразования англо-американского
короткого рассказа. – Иркутск: ИГЛУб 2004. – 243 с.
Другие работы по теме:
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Тема: Структура литературоведения как науки
Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы
Валерий Брюсов – поэт русского символизма
Валерий Яковлевич Брюсов - поэт и теоретик русского символизма. Будучи человеком большой культуры, он создал учение о художественном познании мира. По его мнению, произведения - это запечатленные мгновения прозрения и вдохновения.
Моя любимая песня
Сочинение-рассуждение в художественном стиле Я очень люблю как современную, так и классическую музыку, люблю петь песни. Трудно вообразить свою жизнь без них. Я долго думала, какую же из песен назвать любимейшей? И пришла к заключению, что это «Колыбельная» Моцарта. Так, именно это произведение я люблю превыше всего.
Николай Николаевич Носов
иколай Николаевич Носов, родился 10 ноября 1908 в Киеве — скончался 26 июля 1976 в Москве — русский прозаик, драматург. Родился в Киеве в семье актёра-эстрадника. В 1927—1929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932). В 1932—1951 — режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных фильмов.
Рецензия на текст Василия Белова про пробуждение природы
Автор: Белов В. Василий Белов – известный талантливый прозаик. Все его рассказы поражают языком и очевидной талантливостью их автора, завораживают пленительной, медвяной чистотой, пахучей вязью истинно народной речи. Они наполнены любовью к родной природе, к русской сельщине, к отчей деревне.
Интерпретация поэтического текста. Гумилёв Жираф
Автор: Гумилев Н.С. Поэт Н. Гумилёв в своём художественном воображении свободно перемещался в пространстве и во времени. Уже в ранних стихотворениях проявлялось романтическое и мужественное стремление к мечте не утопической, а вполне достижимой. Эту мечту и выразил автор в своём стихотворении «Жираф».
Особенности композиционного построения романа Герой нашего времени
Автор: Лермонтов М.Ю. В творчестве Лермонтова роман «Герой нашего времени» занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе.
Особенности научного стиля
Научный стиль обслуживает научную сферу общественной деятельности. Научный стиль в большей степени использует письменную форму речи, т.к. наука стремится зафиксировать свои достижения и передать их другим поколениям. Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека.
Смысл названия рассказа Шолохова Судьба человека
Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения.
Анализ рассказа Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев И.С. Рассказ «Хорь и Калиныч» начинает цикл «Записки охотника». Этот очерк был напечатан в обновленном журнале «Современник», и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. «Хорь и Калиныч» оказался поэтическим ядром антикрепостнической книги.
Модернизм
Если соцреализм наследует достижения реалистического искусства прошлого, то модернизм словно впитывает в себя реакционные моменты в предшествующем художественном развитии.
Тропинин В.А.
Среди русских живописцев XIX века Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) особенно дорог соотечественникам за то узнаваемое сердцем чувство национального, что пронизывает все его работы: превосходные в художественном отношении портреты.
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Адашев, Александр Иванович
Александр Иванович Ада́шев (наст. фам. — Платонов) (1871—1934?) — русский актёр и театральный педагог. Играл в театре с 1890 года в городах Рыбинске, Твери, Костроме и других. С 1898 по 1913 год в Московском художественном театре.
Волков, Александр Николаевич художник
Во́лков Алекса́ндр Никола́евич (19(31).08.1886, Фергана, −17.12. 1957, Ташкент), русский, советский художник, один из основоположников современного искусства Средней Азии. Народный художник Узбекской ССР.
Что такое текст
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
по Введение в языкознание
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Самарский государственный университет» Филологический факультет Кафедра русского языка Контрольная работа по курсу «Введение в языкознание»
Определение понятия "литературно-художественная книга
Литературно-художественная книга включена в сложную систему связей с различными сферами человеческой деятельности, в первую очередь, с. художественной и коммуникативной деятельностью. Система связей литературно-художественной книги аналогична системе связей родового для нее понятия ''книга": человеческая деятельность - коммуникативная деятельность (литература) - книга.
Экстралингвистические параметры текста и ПР-сообщение
Представим в контексте паблик рилейшнз (ПР) необходимые сведения о традиционных подходах к содержанию экстралингвистических понятий. Полагаем, что данный экскурс может быть полезен также и для более полного осмысления возможности использования гипертекста в паблик рилейшнз.
Артур Конан Дойл
Один из классиков криминального детектива. Медик по профессии, работал врачом во время англо-бурской войны. Знание медицины, химии, психологии помогли ему в художественном воплощении тематики, связанной с криминалистикой.