Реферат: Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществ - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществ

Темы по английскому языку » Мифы древности и происхождение мира и людей. Особенности мифологических представлений об обществ

(1-2)

2МИФЫ ДРЕВНОСТИ О ПРОИСХОЖДЕНИИ МИРА И ЛЮДЕЙ.

2ОСОБЕННОСТИ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

2ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ.


 _ 2ПЛАН . 0: 1) Что такое миф? Происхождение мифа. 2) Основные тематические циклы мифов и их содержание. 3) Особенности мифологического сознания.


 11) Что такое миф? Происхождение мифа. Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные,библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека,рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе,Апполоне,Дионисе,Геракле,аргонавтах,искавших "золотое руно",Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание","сказание".Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы,позже им стало известно об арабских,индейских,германских,славянских,индийских сказаниях и их героях.Со временем сначала ученым,а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии,Океании,Африки.Выяснилось,что в основе священных книг христиан,мусульман,буддистов также лежат различные,подвергшиеся переработке мифологические предания. Что удивительно: обнаружилось,что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов,что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов. Так встал вопрос о  _происхождении мифа ..Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению,что секрет происхождения мифа следует искать в том,что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира,понимания природы,общества и человека.Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии,сущности человека. Об особенностях этого способа осмысления мира будет сказано ниже,после того,как мы рассмотрим вопрос о содержании мифических сказаний. 2) Основные тематические циклы мифов и их содержание.


Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов.Назовем их: * космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной, * антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества, * мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ, * эсхатологические мифы - мифы о "конце света",конце времен. Остановимся подробнее на характеристике этих мифических циклов. 2Космогонические мифы 0,как правило делятся на две группы:


 1мифы развития  0 |  1мифы творения

| В мифах развития происхождениях ми-|В мифах творения акцент делается на ра и Вселенной объясняется эволю- |утверждении о том, что мир сотворен цией,превращением некоего бесфор- |из каких-то первоначальных элеменменного первоначального состояния, |тов (огня,воды,воздуха,земли) предшествующего миру и Вселенной. |сверхестественным существом -богом, Это могут быть хаос (древнегречес- |колдуном,творцом (творец может кая мифология),небытие (древнееги- |иметь облик человека или животногопетская,скандинавская и др. мифоло-|гагары,вороны,койота).Самый известгия)."...все было в состоянии неиз-|ный пример мифов творения-библейский вестности,все холодное,все в молча-|рассказ о семи днях творения:"И скании:все бездвижное,тихое,и прост- |зал Бог:да будет свет...и отделил ранство неба было пусто..." - из |Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет мифов Центральной Америки. |днем,а тьму ночью..."


Очень часто эти мотивы сочетаются в одном мифе:подробное описание первоначального состояния завершается подробным рассказом об обстоятельствах творения Вселенной.


 2Антропогонические мифы 0 являются составной частью мифов космогонических.Согласно многим мифам,человек сотворяется и самых разнообразных материалов: орехов,дерева,праха,глины.Чаще всего,творец создает сначала мужчину,потом женщину.Первый человек обычно наделен даром бессмертия,но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам,вкусивший плодов с древа познания добра и зла).У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны,медведя,ворона,лебедя).


 2Мифы о культурных героях 0 повествую о том,как человечество овладевало секретами ремесла,земледелия,оседлой жизни,пользования огнем - иначе говоря,как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага.Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее,двоюродном брате Зевса.Прометей (в дословном переводе - "мыслящий прежде","предвидящий") наделил разумом жалких людей,научил их строить дома,корабли,заниматься ремеслами,носить одежды,считать,писать и читать,различать времена года,приносить жертвы богам,гадать,внедрил государственные начала и правила совместной жизни.Прометей дал человеку огонь,за что и был покаран Зевсом:прикованный к горам Кавказа,он терпит страшные мучения - орел выклевывает ему печень,ежедневно вырастающую вновь.


 2Эсхатологические мифы 0 повествуют о судьбе человечества,о пришествии "конца света" и наступлении "конца времен".Наибольшее значение в культурно-историческом процессе сыграли эсхатологические представления,сформулированные в знаменитом библейском "Апокалипсисе":грядет второе пришествие Христа - Он придет не как жертва,а как Страшный Судия,подвергающий Суду живых и мертвых.Наступит "конец времен",и праведники будут предопределены к жизни вечной,грешники же к вечным мучениям.


 13) Особенности мифологического сознания 0.


Сказанного достаточно,чтобы подтвердить сформулированную выше мысль:мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения,природа,людей,устройство мира,предсказать судьбу человечества.Сам способ объяснения имеет специфический характер и коренным образом отличается от научной формы объяснения и анализа мира.Какие же особенности отличают мифологическое сознание? * В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии:природа,общество и человек слиты в единое целое,неразрывное,единое, * В мифе нет абстрактных понятий,в нем все - очень конкретно,персонифицировано,одушевлено, * Мифологическое сознание мыслит символами:каждый образ,герой,действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие, * Миф живет в своем ,особенном времени - времени "первоначало","первотворения",к которому неприложимы человеческие представления о течении времени, * Миф мыслит образами,живет эмоциями,ему чужды доводы рассудка,он объясняет мир,исходя не из знания,а из веры.


Какую же роль играли мифы и мифотворчество в истории человеческого общества и человеческой культуры? * Они по своему объясняли мир,природу,общество,человека, * Они в своеобразной,очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым,настоящим и будущем человечества, * Они являлись каналом,по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт,знания,ценности,культурные блага,знания.


 _Основные понятия .: миф,группы мифов:космогонические,антропогонические,эсхатологические,мифы о культурном герое.


 _Вопросы и задания .: 1) Дайте определение основным понятиям. 2) Какие тематические группы мифов принято выделять науке?Чем объяснить близость мифов,существовавших у народов,не вступавших в контакты друг с другом? 3) Расскажите известные вам космогонические,антропогонические,эсхатологические мифы,мифы о культурном герое. 4) Верно ли утверждение,что мифотворчество является фактом далекого прошлого.Что вам известно о мифах,возникших в современную эпоху?