"..."
В. В. Эйдинова
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Огромность Пушкина, наверное, в том, что он, его образ, его мир, живут в каждом из нас - и в разных "возрастах", и в разных характерах, и в разных, совсем особых жизненных ситуациях. Ощущая эту поразительную людскую сближенность, рожденную самим именем Пушкин, испытываешь робость перед тем, чтобы решиться сказать Слово о нем, робость перед банальностью, расхожестью, избитостью, которая, я думаю, охватывает каждого, кто позволяет себе коснуться такой гениальной, такой великой фигуры, какой является Пушкин не только в мировой культуре, но и в частной судьбе любого человека...
Я попытаюсь сказать именно об этом - о своем, личном, человеческом состоянии, которое какими-то "толчками" чувствуешь в себе и которое, думается, можно назвать "пушкинским".
Состояние это существует как непростое, складывающееся из очень различных, противостоящих, даже опровергающих друг друга сил, - и в то же время оно полнится таким устойчивым, упорным, постоянно возникающим ощущением, которое всю эту разноликость и разнозвучность превращает в цельное, определенное, человечески-поэтическое пушкинское настроение.
Что же - в нем? Мне кажется, что это прежде всего свобода и потому - удивительная естественность в выражении поэтом себя, своей души, своей жажды "мыслить и страдать". И ты ощущаешь сразу, в одно мгновение - и его "кипящий ум", и "пламенную страсть" ("я очарован, я горю..."), и силу "безмолвного, безнадежного" чувства. Но внутреннее его бесстрашие (и снова - безыскусность) открываются совсем не только в "счастливом содрогании его сердца", когда оно переживает "безумное волненье" и когда он, автор, говорит своим пленительным лирическим языком.
Пушкинское состояние свободы я чувствую и как способность сказать о своем смятении, об испытываемых им гнетущих страданиях и сомнениях, о жизни, где нет незабываемого и радостного очарования. Он ведет тебя в мир совсем иных, "опасных откровений", "неверных и страстных чувств", рожденных и "угрюмым океаном", и "таинственным громом", и "мутной ночью", и "адским лучом", и "визгом да звоном оков", и бесовским ликом "уродливого палача"... Этот другой, "теневой", дьявольский мир - тоже пушкинский мир, терзающий и "надрывающий" его душу. И трудно сказать, какое из этих испытанных его лирическим сердцем переживаний оказывается более пушкинским и более потрясающим наши сердца. Их общее звучание как раз и творит, как мне кажется, очищающе-возвышенное, но и невероятно напряженное восприятие мира, в котором звучат такие контрастные по их тональности строки: и восторженные ("страстей безумных и мятежных как упоителен язык"), и гибельные ("и с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, но строк печальных не смываю").
Столь особенно, но вместе с тем и столь узнаваемо свобода самовыражения поэта находит себя и в его особенном слове, ведущем в глубину его творческой личности. Это слово (или слова, близкие ему по значению) оказывается, как кажется мне, сигналом именно пушкинской - грандиозно-бесстрашной и в то же время естественнейшей - одаренности. Первым и заглавным в их ряду предстает слово легкий, аура которого как раз и являет собой (может быть, это видится наиболее зримо сквозь призму бунинского "Легкого дыхания") нечто прекрасное и одновременно вольное и живое, не замутненное никакой - собственной или идущей извне - натянутостью или искусственностью. Слово это становится поистине лейтмотивным в лирике поэта, где вспыхивают одна за другой связанные с ним поэтические формулы. Здесь и "мой легкий дар", и "легкий звук и дуновенье", и "рифмы легкие", и "способность легкая страдать", и такое знакомое "мне грустно и легко"... А рядом возникают мотивы ("простой", "светлый", "чистый", но и - "таинственный", "трепещущий", "тревожный"), поддерживающие и усиливающие необходимые поэту тон и смысл его стиха - своенравного, страстного, неистового, скорбно-печального, но одновременно - ясного, легкого и открытого.
Думается, сама поразительная открытость Пушкина миру, постоянная обращенность к нему, сказывающаяся в нужной ему форме стиха-диалога ("слыхали ль вы?.."; "ты ждал, ты звал..."; "скажи, быть может..."), открытость, сопряженная с его гениальной "страдающей мыслью", делает его близким и нужным и мне, и каждому из нас, и всем временам, прошедшим и будущим...
И, может быть, сегодняшняя эпоха, эпоха завершения XX века, самого жестокого века в истории человечества, особенно остро нуждается в Пушкине, в его феноменальной способности жить, "открытым сердцем говоря" и выражая чувства современного человека: его страхи, мольбы, надежды - так, как сам он их выразить не умеет. Наши сердца слышат его зов, его радости и тревоги, самой своей внутренней жизнью отвечая надежде моего, нашего великого поэта: "Быть может, в Лете не потонет строфа, слагаемая мной..."
Другие работы по теме:
Поль Валери. Об искусстве
Издание подготовил В. М. Козовой предисловие А. А. Вишневского издательство "Искусство", М., 1976 г
работа
Ромашка пользовалась моим расслабленным состоянием, все замедляя и замедляя шаг, надеясь, что я, увлеченная чтением, не замечу ее коварного маневра и дам ей остановиться и спокойно пощипать травку
Обрыв 2
Обрыв Автор: Гончаров И.А. * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ * Два господина сидели в небрежно убранной квартире в Петербурге, на одной из больших улиц. Одному было около тридцати пяти, а другому около сорока пяти лет.
Кюхля
Автор: Тынянов Ю.Н. Юрий Тынянов Кюхля Роман СОДЕРЖАНИЕ Виля Бехелькюкериада Петербург Европа Кавказ Деревня Сыны отечества Декабрь Петровская площадь
Толстой Алексей Константинович 2
Толстой Алексей Константинович Сатирические и юмористические стихотворения Lib/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Песнь о Нибелунгах
Автор: Фольклор АВЕНТЮРА I. Полны чудес сказанья давно минувших дней Про громкие деянья былых богатырей. Про их пиры, забавы, несчастия и горе И распри их кровавые услышите вы вскоре.
Тема любви в лирике А. С. Пушкина
Автор: Пушкин А.С. Известный литературовед Ю. М. Лотман определил все творчество А. С. Пушкина как единое многожанровое произведение, сюжетом которого является судьба поэта. Действительно, поэзия Пушкина отразила все человеческое состояние: от ранней юности до гармоничного расцвета всех душевных и интеллектуальных сил взрослого человека.
Леди Макбет Мценского уезда 2
Леди Макбет Мценского уезда Автор: Лесков Н.С. Очерк "Первую песенку зардевшись спеть." Поговорка ГЛАВА ПЕРВАЯ Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет
Гарденины, их дворня, приверженцы и враги
Автор: Эртель А.И. Александр Иванович Эртель ГАРДЕНИНЫ, ИХ ДВОРНЯ, ПРИВЕРЖЕНЦЫ И ВРАГИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Экскурсия швейцара Григория в область сравнительной физиологии. - Откровенные излияния барчука. - "Орел". - Нервы и сон Элиз Гардениной. - Утро ее превосходительства. - Вернопреданное письмо - "Серебряный чай". - Успокоительные отчеты - Случай на Сенной и неудачная поездка дворецкого Климона Алексеича на студенческую квартиру. - "Ну, времечко наступило!"
Обыкновенная история 2
Обыкновенная история Автор: Гончаров И.А. Роман в двух частях * ЧАСТЬ ПЕРВАЯ * Однажды летом, в деревне Грачах, у небогатой помещицы Анны Павловны Адуевой, все в доме поднялись с рассветом, начиная с хозяйки до цепной собаки Барбоса.
Записки охотника Хорь и Калиныч
Автор: Тургенев И.С. Бежин луг Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман.
Записки охотника. Тургенев И.С.
Иван Сергеевич Тургенев Записки охотника СОДЕРЖАНИЕ Хорь и Калиныч Ермолай и мельничиха Малиновая вода Уездный лекарь Мой сосед Радилов Однодворец Овсянников
Илиада 2
Илиада Автор: Гомер ПЕСНЬ ПЕРВАЯ. ЯЗВА, ГНЕВ. Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына, Грозный, который ахеянам тысячи бедствий соделал: Многие души могучие славных героев низринул
Женские образы в рассказах Чехова
Северо-западный институт печати Санкт-Петербургского университета технологии и дизайна Курсовая работа по истории отечественной литературы На тему:
Детские годы
Автор: Лесков Н.С. Н. С. Лесков Детские годы (Из воспоминаний Меркула Праотцева) Я думаю, что я должен непременно написать свою повесть, или, лучше сказать, - свою исповедь. Мне это кажется вовсе не потому, чтобы я находил свою жизнь особенно интересною и назидательною. Совсем нет: истории, подобные моей, по частям встречаются во множестве современных романов - и я, может быть, в значении интереса новизны не расскажу ничего такого нового, чего бы не знал или даже не видал читатель, но я буду рассказывать все это не так, как рассказывается в романах, - и это, мне кажется, может составить некоторый интерес, и даже, пожалуй, новость, и даже назидание.
Русские женщины 2
Русские женщины Автор: Некрасов Н.А. Русские женщины Княгиня Трубецкая Поэма (1826 год) Часть первая Покоен, прочен и легок На диво слаженный возок; Сам граф-отец не раз, не два
Дракон
Автор: Шварц Е. ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Дракон. Ланцелот. Шарлемань - архивариус. Эльза - его дочь. Бургомистр. Генрих - его сын. Кот. Осел. 1-й ткач. 2-й ткач.
Дон Жуан 2
Дон Жуан Автор: Байрон Дж.-Г. Джордж Гордон Байрон. Дон Жуан Перевод Т.Гнедич ПОСВЯЩЕНИЕ Боб Саути! Ты - поэт, лауреат И представитель бардов, - превосходно!
Роман о человеческой душе ("Обломов" И.А. Гончарова)
Христианство присутствует в романах Гончарова "стилистически" сдержанно, неакцентированно. Однако за этим спокойствием, как всегда у автора "Обломова", а позже — А. П. Чехова, — скрывается глубинный трагизм земного бытия человека
Ася 3
Автор: Тургенев И.С. Мне было тогда лет двадцать пять, - начал Н.Н., дела давно минувших дней, как видите. Я только что вырвался на волю и уехал за границу, не для того, чтобы "окончить мое воспитание", как говаривалось тогда, а просто мне захотелось посмотреть на мир божий. Я был здоров, молод, весел, деньги у меня не переводились, заботы еще не успели завестись - я жил без оглядки, делал, что хотел, процветал, одним словом.
Митина любовь
Автор: Бунин И.А. Митина любовь В Москве последний счастливый день Мити был девятого марта. Так, по крайней мере, казалось ему. Они с Катей шли в двенадцатом часу утра вверх по Тверскому бульвару. Зима внезапно уступила весне, на солнце было почти жарко. Как будто правда прилетели жаворонки и принесли с собой тепло, радость.
Юнкера 2
Юнкера Автор: Куприн А.И. Часть I Глава I Отец Михаил Самый конец августа; число, должно быть, тридцатое или тридцать первое. После трехмесячных летних каникул кадеты, окончившие полный курс, съезжаются в последний раз в корпус, где учились, проказили, порою сидели в карцере, ссорились и дружили целых семь лет подряд.
Взбаламученное море
Автор: Писемский А.Ф. А.Ф.Писемский Взбаламученное море Роман в шести частях ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1. Басардины По улицам и полям усадьбы Спирова мела и передувала бестолковейшая декабрьская вьюга: то зачем-то несла целое облако снегу и, выйдя за ворота, тотчас же клала его на огромнейший и без того сугроб; то точно сверлом сверлила и завывала в разбитое слуховое окно на барском доме, то с каким-то упорством дула в зад скотнику Климу , рубившему перед скотным двором дрова и не обращавшего на это никакого внимания.
Чехов А.П.
Психология женской души в рассказе "Попрыгунья". Образ Анны в рассказе "Анна на шее". Душевность без духовности. Жизнь Нади Шумилиной в рассказе "Невеста". Жизнь дома Прозоровых. Трагедия женщины в пьесе "Вишнёвый сад". Два царства в "Бабьем царстве".
Принципат Октавиана Августа
Октавиан Август - преемник Цезаря - был одним из самых выдающихся деятелей Древнего Рима. Война с Антонием. Культура Рима эпохи республики. Новый период в истории Рима – Римская империя. Принципат императора, законы о возрождении семьи. Внешняя политика.