Классификация операторских профессий

Рефераты по информатике » Классификация операторских профессий

. Опрос анкетирование наблюдение хронометраж фотографии рабочего дня самонаблюдение и самоотчет

Контрольная работа по психологии труда и инженерной психологии

Выполнила Ткачева Ольга Юрьевна курс II

Институт последипломного образования Одесского национального университета им. И.И.Мечникова

Одесса – 2003 г.

Введение

Инженерная психология есть научная дисциплина изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования создания и эксплуатации системы человек-машина. Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии. Значение инженерной психологии при изучении деятельности человека в системе человек-машина определяется тем что она исследует процессы приема хранения переработки и реализации информации человеком. В системах управления циркуляция и переработка информации имеют фундаментальное значение. С одной стороны от точности и своевременности приема информации человеком надежности ее хранения и воспроизведения эффективности переработки в конечном итоге зависят надежность точность и быстродействие всей системы человек-машина. С другой стороны с теми или иными нарушениями информационного взаимодействия человека и машины связана основная масса ошибок допускаемых человеком. Чтобы система человек-машина функционировала надежно и эффективно необходимо чтобы информация адресуемая человеку. Передавалась ему в форме наиболее удобной для ее восприятия запоминания и осмысления а органы управления были бы удобными для организации соответствующих движений.

Система человек – машина (СЧМ) представляет собой частный случай управляющих систем в которых функционирование машины и деятельность человека связаны единым контуром регулирования. При организации взаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и физиологическим сколько психологическим свойствам человека: восприятию памяти мышлению вниманию и т.п.от психологических свойств человека во многом зависит его информационное взаимодействие с машиной.

А теперь рассмотрим классификацию операторских профессий и основные методы психологического исследования деятельности оператора.

Классификация операторских профессий

Независимо от степени автоматизации СЧМ человек остается главным звеном системы «человек – машина». Именно он ставит цели перед системой планирует направляет и контролирует весь процесс ее функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора имеет ряд особенностей определяемых следующими тенденциями развития современного производства.

С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров) которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по планированию и организации труда по контролю и управлению производственными процессами.

Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется от управляемых объектов о динамике их состояния он судит не по данным непосредственного наблюдения а на основании восприятия сигналов от устройств отображения информации имитирующих реальные производственные объекты. Осуществляя дистанционное управление человек получает необходимую информацию в закодированном виде (т.е. в виде показаний счетчиков индикаторов измерительных приборов и т.д.) что обуславливает необходимость декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с состоянием реального управляемого объекта.

Увеличение сложности и скорости течения производственных процессов выдвигает повышенные требования к точности действий операторов быстроте принятия решений в осуществлении управленческих функций. В значительной мере возрастает степень ответственности за совершаемые действия поскольку ошибка оператора при выполнении даже самого простого акта может привести к нарушению работы всей системы «человек – машина» создать аварийную ситуацию с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных человеко-машинных комплексах характеризуется значительными увеличениями нагрузки на нервно-психическую деятельность человека в связи с чем по-иному ставится проблема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием становится не физическая тяжесть труда а его нервно-психическая напряженность.

В условиях современного производства изменяются условия работы человека. Для некоторых видов деятельности оператора характерно ограничение двигательной активности которое не только проявляется в общем уменьшении количества мышечной работы но и связано с преимущественным использованием малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции от привычной социальной среды в окружении приборов и индикаторов. И если эти устройства спроектированы без учета психологических особенностей оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию то возникает ситуация которую образно называют «конфликтом» человека с приборами.

Повышение степени автоматизации производственных процессов требует от оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном протекании процесса основной функцией оператора является контроль и наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен осуществить резкий переход от монотонной работы в условиях «оперативного покоя» к активным энергичным действиям по ликвидации возникших отклонений. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации принять и осуществить правильное решение. Это приводит к возникновению сенсорных эмоциональных и интеллектуальных перегрузок.

Рассмотренные особенности операторского труда позволяют выделить его в специфический вид профессиональной деятельности в связи с чем для его изучения анализа и оценки недостаточно классических методов разработанных психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных видов работ не связанных с дистанционным управлением по приборам.

Деятельность оператора в системе «человек – машина» может носить самый разнообразный характер. Несмотря на это в общем виде она может быть представлена в виде четырех основных этапов.

Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей информации об объектах управления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в целом которые важны для решения задачи поставленной перед системой «человек – машина». При этом осуществляются такие действия как обнаружение сигналов выделение из их совокупности наиболее значимых их расшифровка и декодирование; в результате у оператора складывается предварительное представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду пригодному для оценки и принятия решения.

Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление заданных и текущих (реальных) режимов работы СЧМ производится анализ и обобщение информации выделяются критические объекты и ситуации и на основании заранее известных критериев важности и срочности определяется очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора по ее декодированию. На данном этапе оператором могут выполняться такие действия как запоминание информации извлечение ее из памяти декодирование и т.п.

Принятие решения. Решение о необходимых действиях принимается на основе проведенного анализа и оценки информации а также на основе других известных сведений о целях и условиях работы системы возможных способах действия последствиях правильных и ошибочных решений и т.д. Время принятия решения существенным образом зависит от энтропии множества решений.

Реализация принятого решения. На этом этапе осуществляется проведение принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или отдачи соответствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе являются: перекодирование принятого решения в машинный код поиск нужного органа управления движение руки к органу управления и манипуляция с ним (нажатие кнопки включение тумблера поворот рычага и т.п.).

На каждом из этих этапов оператор совершает самоконтроль собственных действий. На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов оказывает влияние целый ряд факторов. Так например качество приема информации зависит от вида и количества индикаторов организации информационного поля психофизических характеристик предъявляемой информации (размеров изображений их светотехнических характеристик цветового тона и цветового контраста).

На оценку и переработку информации влияют такие факторы как способ кодирования информации объем ее отображения динамика смены информации соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.

Эффективность принятия решения определяется следующими факторами: типом решаемой задачи числом и сложностью проверяемых логических условий сложностью алгоритма и количеством возможных вариантов решения.

Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления их типа и способа размещения а также от большой группы характеристик определяющих степень удобства работы с отдельными органами управления (размер форма сила сопротивления и т.д.).

Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации последние два этапа ее реализацией (обслуживанием). Получение информации включает в себя два уровня. На первом из них происходит восприятие оператором информационной модели т.е. восприятие физических явлений выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале прибора комбинация знаков на экране электронно-лучевой трубки мигание лампочки звук и т.п.). после этого на втором уровне осуществляется декодирование воспринятых сигналов и формирование оператором оперативного образа (концептуальной модели) управляемого процесса. Это дает возможность оператору соотнести в единое целое различные части управляемого процесса и затем на основе принятого решения осуществить эффективные управляющие действия т.е. правильно реализовать (обслужить) полученную информацию.

В зависимости от возможностей реализации информации различают деятельность оператора с немедленным и отсроченным обслуживанием. В первом случае имеет место предъявление небольшого числа простых сигналов что обеспечивает симультанное (одномоментное) восприятие информации. Обычно при этом имеется жесткая однозначная связь между сигналами и возможными ответными действиями. В этом случае оператор фактически переходит от приема информации сразу к действию. Этап логической обработки и принятия решения предельно упрощен. Во втором случае (отсроченное обслуживание) предъявленная информация имеет сложный характер. Процесс ее восприятия и оценки носит сукцессивный (развернутый во времени) характер и называется информационным поиском. Обработка информации в этом случае начинается с некоторой задержкой.

Наряду с рассмотренными общими чертами деятельности оператора выделяют и различные виды операторского труда каждый из которых характеризуется своими частными особенностями.

Оператор-технолог непосредственно включен в технологический процесс. Он работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его деятельности являются управляющие действия. Выполнение действий регламентируется обычно инструкциями которые содержат как правило почти полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы технологических процессов автоматических линий операторы по приему и переработке информации и т.п.

Оператор-наблюдатель (контролер) является классическим типом оператора с изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Возможное значение для деятельности такого оператора имеют информационные и концептуальные модели а также процессы принятия решения. Управляющие действия контролера несколько упрощены. Оператор-наблюдатель может работать в режиме отстроченного обслуживания. Такой тип деятельности является массовым для систем работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции диспетчеры на различных видах транспорта и т.д. )

Оператор-исследователь в значительно большей степени использует аппарат понятийного мышления и опыт заложенные в концептуальную модель. Органы управления играют для него еще меньшую роль а «вес» информационных моделей наоборот существенно увеличивается. К таким операторам относятся пользователи вычислительных систем дешифровщики различных объектов (образов) и т.д.

Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам относятся организаторы руководители различных уровней лица принимающие ответственные решения в человеко-машинных комплексах и обладающие интуицией знанием и опытом.

Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная координация (например непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение в деятельности используется также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление роботами манипуляторами машинами-усилителями мышечной энергии человека (станки экскаваторы транспортные средства и т.п. ).

Рассмотренные общие психологические качества операторов и степень их проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида деятельности оператора. Так оператору-руководителю в первую очередь необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной информации; способность к абстрактному мышлению обобщению конкретизации мышлению вероятностными категориями; критичность мышления.

В отличие от этого требования к оператору-манипулятору будут иные. К ним относятся: высокая чувствительность и помехоустойчивость при восприятии различных видов информации способность к устойчивой моторной работе в максимальном темпе высокая мышечно-суставная чувствительность.

Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов. Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном отборе операторов.

Психологические методы исследования деятельности оператора.

Опрос наблюдение (внешнее/включенное) анкетирование хронометраж фотографии рабочего дня самонаблюдение и самоотчет.

Опрос представляет собой метод психологического исследования заключающийся в сборе информации полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Методы опроса применяются в следующих случаях:

- когда фактор который нужно учесть плохо поддается внешнему контролю;

- когда изучаемый фактор легко выделяют операторы но для его тщательного учета в наблюдении или эксперименте требуются длительное или сложное исследование;

- когда другие методы не дают достаточно исчерпывающей информации.

При использовании опросных методов большое значение имеет характер вопросов их формулировка и направленность. В связи с этим ко всем методам опроса выдвигаются общие требования:

- каждый вопрос должен быть логически завершенным;

- следует избегать малораспространенных иностранных слов специальных терминов и слов с двойным значением;

- нельзя задавать слишком длинных вопросов;

- каждый вопрос должен быть возможно более конкретным;

- следует или указывать все возможные варианты ответов которые опрашиваемые должны иметь в виду или не давать ни одного;

- необходимо предлагать опрашиваемому только такие варианты ответов каждый из которых может быть приемлем в равной степени;

- следует остерегаться включения в вопрос слов которые сами по себе могут вызвать негативное отношение опрашиваемого;

- вопрос не должен иметь внушающего характера.

Еще следует учитывать что наличие наводящих вопросов часто предопределяет характер ответов и делает их недостоверными. Не следует задавать вопросов непонятных опрашиваемому.

Вопросы которые задаются исследователем обычно объединяются в опросники которые составляются в каждом конкретном случае заново с учетом специфики и цели опроса изучаемой профессии. Прежде чем составлять опросники исследователь должен некоторое время понаблюдать за работающими или же сам освоить основные трудовые операции. Опросники должны составляться в зависимости от целей и задач исследования.

Данные опроса обрабатываются статистическими методами. Результаты обработки представляются в виде описания причем разграничиваются данные собственных наблюдений и субъективные мнения опрашиваемых. Кроме того описываемый материал необходимо подтвердить данными в виде таблиц и графиков. В таблицах следует представить процентное соотношение того или иного показателя пол всем испытуемым.

Эффективность опроса во многом зависит от уровня образования и профессионального опыта испытуемых. Поэтому в необходимых случаях к проведению опроса привлекаются специальные эксперты обладающие необходимой профессиональной квалификацией.

Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение опрашиваемого что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему или его коллегам что целью анализа не является повышение норм труда или темпа работы.

В зависимости от цели исследования от круга лиц подлежащих опросу от лимита времени и технических возможностей опрос может проходить в форме устной беседы (интервью) или письменно с помощью анкет. Этим двум основным разновидностям опроса характерны все основные особенности и требования рассмотренные выше. Вместе с тем обе они имеют и свои специфические особенности.

Анкетирование может проводиться по двум основным типам: свободного ответа и выбранного ответа. В первом случае ответ пишется в произвольной форме во втором случае нужно отметить один из заранее обусловленных ответов. Простейший случай выбранного ответа – да или нет. Анкеты второго типа удобнее обрабатывать они быстрее заполняются но ограничивают возможность ответов не предусмотренных экспериментатором. Анкетирование может проводиться как очно так и заочно. В зависимости от числа опрашиваемых оно может быть индивидуальным или групповым. Основными достоинствами анкетирования являются: сравнительная экономичность возможность охвата больших групп исследуемых применимость к различным профессиям хорошая формализация результатов малые затраты времени.

Важным методом психологического изучения деятельности оператора является наблюдение. Наблюдение – это метод при помощи которого исследователь целенаправленно и планомерно воспринимает и фиксирует многообразные проявления трудовой деятельности и условий ее протекания. При этом исследователь не вмешивается ни в естественный ход исследуемой деятельности ни в условия ее протекания.

Организация наблюдения предполагает решение следующих вопросов:

- определение цели и задач наблюдения;

- выбор объекта предмета и ситуации наблюдения;

- выбор способов наблюдения наименее влияющих на поведение оператора и обеспечивающего сбор необходимой информации;

- выбор способа регистрации наблюдаемого явления;

- обработка и интерпретация полученной информации.

С помощью наблюдения можно получить сведения о следующих аспектах деятельности оператора:

-каналах поступления информации и ее характеристика (модальность сигналов их кодирование и помехи);

- способах ввода управляющих воздействий (особенности управляющих движений их силовые характеристики периодичность);

- загрузке анализаторов их взаимодействию ведущем анализаторе;

- степени нервно-психической и эмоциональной напряженности (оценивается по поведению обследуемого его эмоциональным реакциям);

- внешних условиях деятельности (наличие факторов нарушающих нормативные условия деятельности).

Страницы: 1 2