Церковная реформа и борьба с ней
Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.
Наиболее существенными из нововведений, принятыми патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу “алилуйя” не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в церкви не по ходу Солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.
Раскол православной церкви произошел на соборе 1666—1667 гг., и с 1667 г. раскольников предавали суду “градских властей”, которые сжигали их за “хулу на Господа Бога”. В 1682 г. погиб на костре главный противник патриарха Никона протопоп Аввакум.
Протопоп Аввакум стал одной из наиболее ярких личностей в русской истории. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.
В расколе соединились самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционности русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф. П. Морозова и княгиня Е. П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей — горожан, стрельцов, крестьян,— видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы “правды” и “воли”. Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала “правды” внутри своих общин.
Главной идеей старообрядцев было “отпадение” от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Только в 1675—1695 гг. было зарегистрировано 37 “гарей”, во время которых погибло не менее 20 тыс. человек. Другой формой протеста старообрядцев было бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога “сокровенного града Китежа” или же утопической страны Беловодье.
Духовный потенциал старообрядчества.
В официальном православии существование царя и церкви отчасти принижало роль личной активности в деле спасения души. Отпадение раскольников от официальной власти и церкви резко обострило для них проблему противоречия сущего (власти царя — антихриста) и должного (царства справедливости), повысило осознание ими роли личной активности в спасении души от вечной смерти, достижении рая.
Парадоксальным, но характерным для старообрядчества было то, что нравственные основы воспитания будущих предпринимателей вырабатывались в общинах старообрядцев-беспоповцев, которые всерьез готовились к концу света и поэтому считали излишними такие “обычаи” рода человеческого, как брак, семья и рождение детей. Тем не менее основателями крупнейших династий купцов и промышленников центра России — Морозовых, Прохоровых, Солдатенковых, Гучковых, Грачевых и других — оказались именно старообрядцы-беспоповцы. К 1917 г. предков-старообрядцев имело 64% торгово-промышленного населения России.
Роль старообрядцев в развитии русского предпринимательства.
Скиты старообрядцев, такие, как Выгорецкое общежительство, принадлежавшие к поморскому согласию, только на первых порах строились на основе чисто демократических и уравнительных принципов. Равенство верующих было там реальностью лишь в конце XVII в., когда всеми делами общины занималось общее собрание верующих, администрация же лишь исполняла его решения. Уже в начале XVIII в. старообрядцы-поморцы создали на русском Севере, в трудных климатических условиях процветающее хозяйство: ремесленные мастерские и кирпичные заводы.
В результате скитники оказались состоятельными людьми, не склонными делиться имуществом и властью с вновь приходящими верующими. Они образовали привилегированный слой хозяев и управляющих. Новопоселенцы служили у них в качестве работных людей. Ради экономических интересов общины скитники пошли даже на компромисс с “властью антихриста”. По договору с Петром I они участвовали в строительстве государственных металлургических заводов в Повенце. Когда же часть верующих, возмущенная этим (филипповцы), ушла в леса и основала там новые скиты, старожилы обратились к государственной власти с просьбой послать против них солдат.
В 20-х гг. XVIII в. поморцы, разорвав с традицией старообрядчества, стали молиться за царя. Затем они допустили и брак, но не как таинство, а как форму гражданских отношений. К концу XVIII в. поморское согласие отказалось от идеи ожидания конца света и продолжало существовать в основном как трудовая артель, крупнейший центр предпринимательства на Севере.
Другие работы по теме:
Старообрядчество
Старообрядчество (староверие) — это общее название русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные традиции древнерусской Православной Церкви и отказавшихся принять церковную реформу.
Старообрядчество в Олонецкой губернии
Университетский лицей. Курсовая работа. Старообрядчество в Олонецкой губернии в середине 19-ого века. Петрозаводск 1997 Оглавление. Вступление . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Старообрядцы
Откуда пошли семейские? Староверы - кто они? Культура и быт.
Русь уходящая
Автор: Есенин С.А. Мы многое еще не сознаем, Питомцы ленинской победы, И песни новые По-старому поем, Как нас учили бабушки и деды. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране,
Раскольников и его двойники в романе Достоевского Преступление и наказание
На страницах романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание » перед нами раскрывается широкая панорама Петербурга середины прошлого века: мелькают картины городской жизни, люди, встречи, слышатся крики, ругань, споры. Среди персонажей великой книги много лиц, лишь на несколько минут привлекающих наше внимание, а есть люди с резко очерченными характерами, с собственными взглядами и убеждениями, которые по-разному влияют на главного героя и без которых роман просто не состоялся бы.
Сочинение про Раскольникова
На Николаевском мосту (теперь — мост лейтенанта Шмидта) Раскольников вглядывается в Исаакиевский собор. В картине, описываемой Достоевским есть странная двойственность, раскол, который касается даже восприятия Раскольниковым пространства. С одной стороны, это храм как символ чистоты и безгрешности.
XVII в. в русской истории. Старообрядческий раскол
Доктрина "Москва — Третий Рим" таила в себе серьезную опасность, предъявляя слишком высокие требования как к Церкви, так и к государству. Поместная Русская Церковь воспринималась как хранительница всей полноты Православия.
Президентские выборы в США 1924
Введение 1 Выборы 1.1 Кампания 1.2 Результаты Введение Президентские выборы в США 1924 года проходили 4 ноября. На них президент-республиканец Калвин Кулидж, занявший этот пост после смерти Гардинга, легко победил и вновь стал президентом. Этому значительно помогли экономический подъём, начавшийся в предыдущие годы, а также раскол среди демократов.
Алавиды
Алавиды (перс. سلسله علویان طبرستان) - шиитский эмират, базировавшийся в Табаристане (Иран). Алавиды являлись потомками второго шиитского имама Хасана Ибн-Али. Они принесли ислам в район Ирана к югу от Каспийского моря.
Советско-китайский раскол
Сове́тско-кита́йский раско́л — дипломатический конфликт между КНР и СССР, начавшийся в конце 1950-х годов. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопроводился расколом международного коммунистического движения.
Гражданская война в Йемене 1994
Гражданская война в Йемене — вооружённый конфликт 1994 года между йеменским правительством и Йеменской социалистической партией, боровшейся за раскол страны и создание отдельного государства. Завершился победой правительственных сил.
Конфликт в Киву
Конфликт в Киву (фр. Guerre du Kivu) - вооруженное выступление генерала Нкунды в восточных конголезских провинциях под предлогом защиты народности тутси в 2004-2008 годах.
Партия левых социалистов-революционеров
Введение 1 История 2 Раскол Список литературы Введение Левые эсеры, Партия левых социалистов-революционеров(-интернационалистов) — политическая партия в России в 1917—1923.
Иван Алексеев
Введение 1 Биография 2 Сочинения Введение Ива́н Алексе́ев (Иван Алексеевич (Стародубский) 1709(1709) — 1776, Стародуб) — старообрядческий деятель поморского согласия; историк, писатель, иконописец; автор многих сочинений по истории и вероучению старообрядчества, наиболее известное его сочинение «История о бегствующем священстве», повествует об основании Ветковских слобод и возникновении практики приема беглых попов из новообрядческой церкви (русская православная церковь).
Братство Русской Правды
Бра́тство Ру́сской Пра́вды (БРП) — русская белоэмигрантская организация, образованная в 1921 году в Берлине герцогом Г. Н. Лейхтенбергским, литераторами С. А. Соколовым-Кречетовым и А. В. Амфитеатровым, генералом П. Н. Красновым, полковником А. П. Ливеном и другими бывшими белогвардейцами для подрывной антисоветской деятельности.
Траубенберг, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Траубенберг (фон Траубенберг) (1722—1772) — российский генерал-майор, с убийства Траубенберга берёт начало Яицкое казачье восстание 1772 года и Пугачёвское восстание 1773—1775 годов.
Раскол русской православной церкви причины раскола
РАСКОЛ РУССКОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО В XVII ВЕКЕ 1. Причины церковной реформы Централизация Русского государства требовала унификации церковных правил и обрядов. Уже в XVI в. был установлен единообразный общерусский свод святых. Однако в богослужебных книгах сохранялись значительные разночтения, вызванные нередко ошибками переписчиков.
Национально-революционная армия
Национально-революционная армия Национально-революционная армия (кит. трад. 國民革命軍, упр. 国民革命军, пиньинь Guуmнn Gйmмng Jūn) — вооружённые силы партии Гоминьдан, а после поражения Гоминьдана в гражданской войне — общенациональные вооружённые силы Китайской республики до 1947 года.
Сомалийско-китайские отношения
Сомалийско-китайские отношения были образованы 14 декабря 1960 года .[1] Две страны подписали свои первые торговые соглашения в июне 1963.[2] Синайско-советский раскол разорвал отношения Китая со странами Африки; как ранее в 1964, Сомали описала как "первого управляющего областью Синайско-Советского соперничества в Африке". [3] 'Тогда Сомалийская сторона выслала советских представителей.
Зенон
Зенон (ок. 426–491), император Византийской империи, принадлежал к знатному роду племени исавров.
Кайпаккая, Ибрагим
Ибрагим Кайпаккая (тур. İbrahim Kaypakkaya; 1949 — 18 мая 1973) — турецкий революционер, основатель и руководитель Коммунистической партии Турции (марксистско-ленинской) (TKP/ML) и Турецкой Рабоче-Крестьянской Освободительной Армии (TIKKO).
Святитель Димитрий Ростовский
Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) — митрополит Ростовский и Ярославский, проповедник и писатель. Происходил из казаков, учился в Киево-Могилянской академии.
Павел Иванович Мельников-Печерский
Павел Иванович Мельников родился 25 октября 1818 года в Нижнем Новгороде в небогатой дворянской семье. Окончив нижегородскую гимназию, он в 1834 году поступил на словесный факультет Казанского университета.
Аксель Густавссон Оксеншерна
Оксеншерна, Аксель Густавссон (Oxenstierna, Axel Gustavsson) (1583–1654), граф Сёдермере, шведский государственный деятель.