Альтернативы российским реформам "сверху": общественное движение в россии XIX в.

Рефераты по историческим личностям » Альтернативы российским реформам "сверху": общественное движение в россии XIX в.

АЛЬТЕРНАТИВЫ РОССИЙСКИМ РЕФОРМАМ "СВЕРХУ": ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ В РОССИИ XIX В.

1.Особенности общественного движения в России его основные этапы

Как известно главными составляющими исторического процесса являются верховная власть и общественные силы страны взаимодействие которых во многом определяют развитие всего общества.

В XIX в. в общественно-политической жизни Российской империи сложилось три направления: охранительное (консервативное) либеральное революционное. Первое из них отражало интересы консервативной части официальной власти помещиков стоявших на почве незыблемости крепостничества и самодержавия. Это направление сложилось раньше других. Второе направление отражало интересы передовой части русского дворянства и интеллигенции которая стала основным участником общественного движения страны. Третье направление выражало интересы широких масс крестьянства и других слоёв населения выступавших за ликвидацию самодержавия и крепостного права. Общественное движение России прошло ряд этапов.

Общественное движение России в первой четверти XIX в. прошло путь от поддержки реформаторских начинай императора Александра I и его окружения до зарождения планов и неудавшейся попытки уничтожения самодержавия в России.

Важнейшей особенностью послевоенного периода правления Александра I было нарастание общественного движения в стране. "Гроза 1812 года" сплотила российское общество но лишь на время. Народ героически защищая своё Отечество от Наполеона надеялся получить освобождение от крепостного права. Заграничный поход русской армии в 1813- 1814 гг. познакомил значительную часть офицерства с социально-политическими изменениями в Европе после Французской революции конца XVIII века и обогатил их новыми впечатлениями идеями и практическим опытом. Либеральные западнические идеи обострили чувство протеста представителей знатных родов породив такое явление как декабризм.

Общественное движение во второй четверти XIX в. имело ряд особенностей проявившихся в том что:

развивалось оно в условиях жёсткого режима императора Николая I;

оформилась собственная идеология консервативного направления;

появились либеральные и социалистические течения;

образовались кружки представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;

главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы.

В середине 50-х - начале 60-х гг. важнейшим вопросом политической жизни страны был крестьянский связанный с проблемой дальнейшего развития страны. Все основные силы общественного движения выступали за отмену крепостного права.

В этот период были сделаны попытки создания программных документов объединяющих все либеральные силы. Главными положениями этого документа были: свобода человека от крепостной зависимости: свобода совести; гласность суда; открытость действий правительства; свобода преподавания и др. Для либерального движения характерны разногласия появившиеся в силу разных причин.

В свою очередь консерваторы пытались влиять на правительственные круги стремясь не допустить основных перемен. Главной целью консерваторов было стремление оградить власть от влияния чиновников-либералов и сохранить интересы дворянства. Консерваторы добились определённых успехов: из правительства были выведены главные разработчики крестьянской реформы.

Однако оба направления общественного движения России не имели широкой поддержки в российском обществе.

Деятельность революционеров была связана с теорией "общинного социализма" разработанной А.И. Герценым Идейным вдохновителем революционного движения стал Н.Г.Чернышевский который выступал за крестьянскую революцию и создание революционной организации.

Широкое распространение получило народничество как политическое движение русской радикальной интеллигенции. Оно было представлено тремя течениями: анархистским пропагандистским и заговорщическим.

Во второй половине 60-х - 70-х гг. усиливается движение народников главной целью которых стала подготовка крестьянской революции в стране. Они неоднократно меняли методы борьбы что было связано с приобретением ими практического опыта. С середины 70-х гг. представители народничества идут в народ чтобы в его сознание вносить идеи справедливого общественного строя. Однако пропагандистская тактика и террор революционеров не вызвало активных действий со стороны крестьянства в подготовке социальной революции.

В конце 70-х гг. начался новый подъём либерального движения вызванный русско-турецкой войной 1877-1878 гг. Лидеры движения призывали правительство к углублению реформаторских преобразований в России. Земцы-либералы подавали адреса в правительственные органы с требованием введения "гражданских свобод" и др. Земские деятели сделали попытку договориться с революционерами о совместных действиях но переговоры не увенчались успехом.

В 80-х - начале 90-х гг. произошла новая расстановка общественно-политических сил в стране. После убийства императора Александра II изменилась атмосфера в российском обществе. Народники начали искать новые теории революционной борьбы. Под влиянием марксизма часть из них пересмотрела свои взгляды на вопросы о революционности крестьянства и социалистической сущности общины.

Либеральное движение приняло новые формы. Основное внимание либералов теперь было обращено на проблемы личности. Земцы отказались от немедленного введения конституции и перестроили свою деятельность в интересах общества. Либералы ушли из политики но не выступали против неё. Политическую арену после них заняли консерваторы и революционеры.

В правление Александра III консерватизм стал ведущим направлением всей политики правительства главным идеологом которого был ближайший советник императора К.П. Победоносцев. Основой консервативного направления стали идеи незыблемости самодержавной власти и её божественного происхождения.

2. Охранительная альтернатива

Теория "официальной народности". Дело декабристов оказало сильнейшее влияние на всю правительственную деятельность нового императора Николая I. Для себя он сделал вывод о неблагонадёжном настроении всего дворянства. Заметив что большое количество людей связанных с революционными союзами были из дворян он не доверял дворянству подозревая его в стремлении к политическому господству. Править при помощи дворянского сословия Николай не хотел он постарался создать вокруг себя бюрократию и править страной посредством послушных чиновников. Покарав декабристов Николай показал свою готовность начать реформы при условии неизменности самодержавного строя но проводить их он намеревался без участия общественных сил. В свою очередь дворянство дистанцировалось от бюрократии нового царствования. Оно было запугано делом декабристов и само устранялось от общественной деятельности. Между властью и обществом произошло отчуждение. Правительство считало что брожение 20-х гг. происходило от поверхностного воспитания и вольнодумства заимствованного из иностранных учений поэтому следовало обратить внимание на "воспитание" молодого поколения дать силу в воспитании "истинно русским началам" и удалять из него всё что бы им противоречило. На этих же началах должна была основываться и вся государственная и общественная жизнь. К таким исконным началам русской жизни по мнению идеолога николаевского царствования министра народного просвещения и духовных дел С.С. Уварова относились "православие самодержавие народность" которые были положены в основу так называемой теории "официальной народности" ставшей идейным выражением охранительного направления.

Но главные положения вышеназванной теории были сформулированы в 1811 г. историком Н.М. Карамзиным в его "Записке о древней и новой России". Эти идеи вошли в коронационный манифест императора Николая I и последующее законодательство обосновав необходимость для Российского государства самодержавной формы правления и крепостнических порядков а добавлением С.Уварова было понятие "народность". Провозглашённую триаду он считал "залогом силы и величия" Российской империи. Понятие "народность" рассматривалось С. Уваровым как самобытная черта русского народа как исконная приверженность к царскому самодержавию и крепостному праву.

Сущность уваровского представления о русской жизни состояла в том что Россия - совершенно особое государство и особая национальность непохожая на государства и национальности Европы. На этом основании она отличается всеми основными чертами национального и государственного быта: к ней невозможно приложить требования и стремления европейской жизни. Россия имеет свои особые учреждения с древней верой она сохранила патриархальные добродетели мало известные народам Запада. Прежде всего это касалось народного благочестия полного доверия народа к властям и повиновения простоты нравов и потребностей. Крепостное право сохранило в себе много патриархального: хороший помещик лучше охраняет интересы крестьян чем могли бы они сами и положение русского крестьянина лучше положения западного рабочего.

Уваров полагал что главной политической задачей является сдерживание наплыва новых идей в Россию. "Устойчивая" крепостная Россия противопоставлялась мятущемуся Западу: "там" - мятежи и революции "здесь"- порядок и покой. Этими идеями должны были руководствоваться литераторы историки воспитатели.

Ограничение деятельности прессы и учебных заведений в 30-40-х гг. Теория "официальной народности" стала главным идеологическим оружием консерваторов. Она пропагандировалась во всех учебных заведениях на страницах периодических изданий в художественной литературе и в религиозных наставлениях.

После событий 30-х гг. ("холерные бунты" прокатившиеся по стране восстания в военных поселениях и др.) правительство Николая I особое внимание обратило на периодическую прессу которая оказывала сильное воздействие на народ. От имени императора последовал приказ о запрещении печатать статьи без подписи автора. Каждое издание просматривалось двумя цензорами. Усилились преследования прогрессивно настроенных журналистов и литераторов.

Давление на печать и школу усилилось в 40-х гг. под влиянием крестьянского движения в стране. Для подкрепления действующей цензуры были созданы специальные комитеты для пересмотра издающихся журналов и для тайного наблюдения за "духом и направлением всех произведений…книгопечатания". Начался период цензурного террора которому подверглись литераторы редакторы и цензоры.

При вступлении на престол Николай I отдал распоряжение министру народного просвещения А. С. Шишкову о пересмотре уставов всех учебных заведений. Средняя и низшая школы были изъяты из ведения университетов и подчинены прямому руководству назначаемых попечителей учебных округов ставших послушными проводниками правительственной программы. Частные учебные заведения свободнее и шире ставившие преподавание были подвергнуты строжайшему контролю правительства; открытие частных пансионов там где имелись казённые школы было запрещено. Теперь домашние учителя обязательно проходили предварительные испытания и получали свидетельство не только о знаниях но и о своих "нравственных качествах". Иностранцы воспитывавшие российских детей не допускались к ним без специальных удостоверений о добром поведении и благочестии.

Считая школы достаточно обеспеченными от действий "разрушительных понятий" Уваров считал важным обратить внимание на университеты рассадники "своеволия и вольнодумства". По уставу принятому в 1835 г. университеты теряли значительную часть своих прав и самостоятельности: они перестали быть научными органами превратившись в учебные заведения; перестал действовать университетский суд; министр получил право не считаясь с мнением совета назначать профессоров. Большое влияние в университете получил инспектор который должен был вести надзор за нравственностью студентов.

Идеологи теории "официальной народности". Толкователями и проводниками официальной теории были профессора Московского университета М. П. Погодин Н. Г. Устрялов С. П. Швырёв писатели и публицисты Ф. В. Булгарин Н. И. Греч Н. В. Кукольник и др. Они доказывали что в стране существует самый лучший порядок который соответствует всем канонам религии и "политической мудрости". По их мнению крепостное право сохраняет много патриархального хотя нуждается в частичном улучшении. Помещики (хорошие) лучше охраняют интересы крестьян чем они смогли бы это сами сделать. Изданием консервативного направления стал журнал "Москвитянин" выходивший под редакцией М.П. Погодина.

М.П. Погодин доказывал отсутствие в России условий для революций. В качестве аргументов он выдвигал "благодетельность" крепостничества отсутствие в стране сословной вражды. Он считал. Что история России не имела большого разнообразия событий как западная но она была "богата мудрыми государями" "славными подвигами" "высокими добродетелями". Историк доказывал исконность самодержавия начиная с Рюрика. По его представлению "истинное просвещение" Россия установила благодаря принятию христианства от Византии. Кроме того с петровских времён Россия много заимствовала у Европы но М. Погодин сожалеет о заимствовании "заблуждений". Теперь говорит он "пора возвратить её к истинным началам народности" с установлением которых "русская жизнь наконец устроится на истинной стезе преуспеяния и Россия будет усваивать плоды цивилизации без её заблуждений".

Другой консерватор С.П. Шевырёв противопоставлял Восток (т.е. Россию и родственные ей славянские страны) "загнивающему" Западу с его "ядовитой" цивилизацией. При этом "здоровые начала" которые Запад должен был "занять" у Востока заключались по Шевырёву в духе христианской веры и смирении. Эта концепция лежала в основе его научных разработок и выражена в статье "Взгляд русского на образование Европы".

Содержанием произведений Н.Греча Ф.Булгарина Н.Кукольника были верноподданнические чувства и настроения казённый патриотизм выпады против прогрессивных писателей и идей. Так Ф.Булгарин скептически относился к проектам демократического переустройства русской жизни делал ставку на царя и царское правительство как инициаторов прогресса России. Напуганный выступлением декабристов (среди репрессированных властями было много его друзей) он стал всеми силами демонстрировать преданность режиму - дал словесный портрет разыскиваемого В.К.Кюхельбекера подготовил несколько докладных записок для правительства по вопросам литературы и театра. Сначала Ф.Булгарин представлял их генерал-губернатору и в генеральный штаб а с середины 1826 г. после создания III отделения стал адресоваться туда. Он выступал "как доброволец-осведомитель а не как наёмный агент сыска". Власти высоко ценили его осведомительную деятельность и литературное творчество. В конце 1826 г. по указу царя Ф. Булгарин был зачислен в штат министерства народного просвещения (с чином 8 класса) и как писал А.Х. Бенкендорф в 1831 г. "был употребляем по моему усмотрению по письменной части на пользу службы и … все поручения он исполнял с отличным усердием". С 1825 г. Ф. Булгарин совместно с Н. Гречем издавал официозную "Северную пчелу" первую частную газету имеющую право печатать политические известия и до 1860 г. остающуюся рупором монархизма в стране. Николай I в 1848 г. считал эту газету изданием "отличающимся "благонамеренностью и направлением совершенно соответствующим цели и видам правительства".

Но в деятельности Булгарина были и положительные моменты: он помогал А.С. Грибоедову - провел в печать фрагменты из "Горя от ума" пропагандировал его творчество в "Северной пчеле" помогал ему временно заключённому в крепость после восстания декабристов. Высоко ценил в "Северной пчеле" "Героя нашего времени" М.Ю.Лермонтова" способствуя распространению романа. При всей его благонамеренности Булгарин вступал в конфликты с цензурой по поводу запрещения публикаций статей получал выговоры от царя или высокопоставленных сановников за уже напечатанные материалы.

В целом Ф. Булгарин был в значительной мере творцом мировоззрения николаевской эпохи. Выступая идеологом "мещанской народности" он выражал интересы средних слоёв на которые стремилось опереться правительство: чиновничество военные провинциальное дворянство часть купечества и мещанство. Поэтому он получил поддержку сверху но в то же время пользовался популярностью в читательских кругах российского общества.

Другой представитель консервативного направления - Н.И. Греч в середине 20-х гг. перешел в консервативный лагерь покончив с либеральными идеями. В начале 30-х гг. он становится соредактором (вместе с Булгариным) "Северной пчелы". В представлении писателей последующих поколений Греч отождествлялся с Булгариным. Действительно их объединяли консервативные убеждения и близость к III отделению. Так одобрение А.Х.Бенкендорфа вызвала брошюра Греча "Разбор сочинения озаглавленного "Россия в 1839 г." маркиза Кюстина (1844 г.) в которой Греч пытался опровергнуть критику французским литератором А. де Кюстином российского самодержавия.

На 50-летний юбилей Греча откликнулся Н.И.Добролюбов своим сатирическим стихотворением в котором юбиляр был назван "поборником лжи и мрака". Добролюбов был также автором памфлета направленного Гречу где критикует Греча за статью посвящённую им памяти Николая I.

Кризис теории официальной народности наступил в годы Крымской войны (1853-1856 гг.) когда под влиянием поражений несостоятельность николаевской системы стала очевидной даже для её сторонников. Но повторения этой теории будут предприняты правительством Российской империи позднее в период усиления самодержавия.

Консервативное направление в общественном движении второй пол. XIX в. После крестьянской реформы 1861 г. в стране усилилось общественное движение. Главные цели консерваторов сводились к попыткам оградить власть от влияния либеральных чиновников и не допустить ограничения интересов дворянства в проводимых реформах 60 - 70- гг. Для начала Александр II удалил из правительства основных участников разработки крестьянской реформы надеясь тем самым примирить различные сословия. Положение консерваторов стало постепенно укрепляться. Покушение Д.В. Каракозова на императора Александра II привело к усилению влияния консерваторов в правительстве.

Сторонники "охранительных начал" объединились вокруг наследника престола Александра Александровича. Они выступали за возвращение дореформенных порядков понимая потребности дворянства в духе старых крепостнических представлений. Их политические устремления были направлены против дальнейших реформ и на ограничения действовавшего буржуазного законодательства.

Крупнейшими представителями консерватизма в пореформенной России были государственные деятели литераторы философы к числу которых принадлежали П.А. Шувалов К.П. Победоносцев М.Н. Катков Д.А. Толстой В.П. Мещерский Н.Я. Данилевский и др. Они развивали идеи М.П. Погодина С.П. Шевырёва С.С. Уварова. Русский консерватизм не был организационно оформлен т.к. власти открыто поддерживали его.

Ключевой фигурой в правительстве императора Александра II стал крупный представитель консервативного направления противник проведения реформ начальник III отделения граф П.А. Шувалов. Он стал ближайшим советником царя и оказывал значительное влияние на внутреннюю политику. У современников П. Шувалов получил прозвище "второго Аракчеева" а за сосредоточение большой власти в своих руках - "Петра IV".

Вдохновителем консервативного направления был публицист издатель критик ранее видный либерал М.Н.

Страницы: 1 2 3 4 5