Еврейский вопрос в России в конце XIX – начале XX вв.: позиция общества и власти

Рефераты по историческим личностям » Еврейский вопрос в России в конце XIX – начале XX вв.: позиция общества и власти

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Гуманитарный институт


КУРСОВАЯ РАБОТА

Еврейский вопрос в России в конце XIX - начале XX вв.: позиция общества и власти

Руководитель _____________ М.Г. Тарасов

подпись дата

Студент ФИ05-41с ____________ А.С. Пальцева

подпись дата

Красноярск 2009


Содержание

Введение

Глава 1. Российское законодательство в еврейском вопросе в конце xix - начале xx вв.

§ 1. Установление черты оседлости

§ 2. Законодательство во время правления Александра III

§ 3. Законодательство во время правления Николая II

Глава 2. Русское общественное движение в еврейском вопросе в конце xix - начале xx в.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Самодержавная политика российского правительства в отношении жителей иудейского вероисповедания была неоднозначной и сложной в разные периоды ее истории. С одной стороны она была направлена на обособление евреев как отличающихся от прочего населения по своему мировоззрению и характеру своей экономической деятельности а с другой стороны - на слияние их с прочим населением. Эти тенденции непосредственно зависели от отношения правящего императора и его окружения к еврейскому вопросу. Данная работа посвящена истории российского законодательства в еврейском вопросе в конце XIX - начале XX вв. Этот период интересен тем что насыщен событиями которые негативно отразились на еврейском населении Российской империи "вылившись" в ограничительные законы антисемитского характера.

В данной работе я использовала в основном труды исследователя еврейской истории XIX - начала XX вв. А.Б. Миндлина диссертацию Н.А. Ореховой[1] которая исследовала в своей работе еврейские общины Енисейской губернии но часть труда посвятила общероссийскому законодательству. Так же я применила в своей работе книги еврейских историков Ф. Канделя[2] Й. Петровского-Штерна[3] Й. Френкеля[4] В.В. Энгеля[5].

Цель моей работы - исследовать законотворчество российского правительства в отношении еврейского населения и реакцию на действия власти русской общественности.

Хронологические рамки исследования ограничиваются периодом с начала 80-х годов XIX в. до начала XX в. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем что с начала 1880-х гг. прослеживаются тенденции усиления антисемитизма в правительственных кругах что привело впоследствии к еще большим ограничениям закрепленным законодательно. Выбор верхней границы связан с рубежными событиями февраля 1917 г. которые привели к отмене всех законодательных актов ущемляющих права еврейского населения.

Территориальные рамки исследования включают регионы расселения евреев в России.


Глава 1. Российское законодательство в еврейском вопросе в конце xix - начале xx вв.

§ 1. Установление черты оседлости

Еврейский вопрос относился к числу наиболее острых среди широкого круга вопросов связанных с национальной политикой имперской России. Отношения царствующих особ к евреям еще до периода разделов Польского государства было неоднозначным: оно периодически менялось то в лучшую то в худшую сторону. Немногочисленных евреев часто изгоняли из страны не желая иметь "от врагов христовых интересной прибыли". В основе такой недоброжелательности были не экономические а религиозные причины суть которых состояла в защите и охране православия от присутствия нехристиан-иудеев. Еврейский вопрос стал ощутимей в политике Российского государства со второй половины XVIII в. когда в состав Российской империи после трех разделов Польши вошли польско-белорусские и польско-украинские земли с еврейским населением общая численность которого составляла не менее 600 тысяч человек.

Некоторые историки отмечают что "именно со времен Екатерины II ведут свое начало все ненормальности ошибки и противоречия в нашем законодательстве о евреях"[6]. Это было связано с установлением черты еврейской оседлости остававшейся на протяжении 126 лет ключевым моментом в российском законодательстве и русской истории евреев.

После первого раздела Польши Екатерина II столкнулась с рядом проблем связанных с включением в общую правовую и административную систему новых русских подданных. Сначала евреям были предоставлены одинаковые права со всеми прочими русскими подданными. Но постепенно иудейское население было ограничено в правах. Указ Екатерины II от 23 декабря 1791 г. положил начало установлению черты оседлости. Она закрыла евреям доступ во внутренние губернии и ограничила их в праве свободного передвижения за пределы западных губерний[7].

Законодательство сильно регламентировало жизнь еврейского населения. Духовные дела евреев ограничивались статьями Устава иностранных исповеданий.

В эпоху правления Павла I (1796-1801) в целом не последовало особых репрессивных мер в отношении евреев. Только с 1800 г. евреев стали ссылать за долги и бродяжничество в Сибирь[8].

Политика Александра I (1801-1825) в начале его царствования имела либеральное направление в решении еврейского вопроса. С 1802 по 1823 гг. Работали три Еврейских комитета по вопросам с "гражданским устройством" евреев. В 1802 г. был создан "Комитет по благоустройству евреев" (А. Чарторыйский В. Кочубей М. Сперанский и др.) который приступил к еврейской реформе из-за необходимости "спасения крестьян от вреда приносящего им евреями"[9].

Именно эта "близорукая тенденция" затем легла в основу Высочайше утвержденного положения "Об устройстве евреев" 9 декабря 1804 г. В соответствии со статьей 34 этого Положения в течение трех лет из сел и деревень должно было быть выселено все еврейское население которому при этом еще и запрещалось содержать шинки и брать аренды[10].

В этом Положении правительством предусматривались также меры направленные на улучшение быта просвещение еврейского населения. Детей евреев приобщали к российской жизни через систему образования. Они имели право поступать во все российские учебные заведения наравне с другими.

После 1815 г. отношение Александра I к евреям изменилось. Появились жесткие меры религиозного характера их стали привлекать к христианству. Предпринятые шаги явились началом ограничительных мер которые не замедлили перейти на экономическую почву.

В 30-летний период царствования Николая I (1825-1855) наблюдались интенсивность и расцвет законотворчества в отношении евреев. Было введено в действие около 600 законодательных положений[11].

Николай I продолжал политику своего предшественника по отношению к евреям направленную на их вовлечение в российскую жизнь с целью разрушения традиционных внутриобщинных связей.

"Устав о рекрутской повинности и военной службе" подписанный императором 26 августа 1827 г. явился самым жестоким актом правительства по отношению к евреям. Произошла отмена денежного налога как средства отбывания рекрутской повинности.

Евреи должны были отбывать службу с 12 до 25 лет причем действительная служба начиналась с 18 лет. Малолетние евреи (с 12 до 18 лет) обращались в так называемые "кантоны" - батальоны для приготовления к военной службе. Рекрутов-евреев отправляли на самые дальние окраины Российской империи с целью отвратить их от традиционного религиозно-бытового уклада и приобщить к жизни в русской среде[12].

Перелом в государственной политике по отношению к евреям произошел в правление Александра II (1855-1881) в эпоху великих времен. В 1856 г. Александр II повелел пересмотреть все существующие о евреях постановления вновь созданному Еврейскому комитету. Именным Указом от 26 августа 1856 г. император облегчил суровые рекрутские повинности евреев: был отменен прием малолетних детей в рекруты и приказано "рекрутов с евреев взимать наравне с другими состояниями на одинаковых с ними основаниях"[13].

Ранее согласно российскому законодательству евреи могли покидать черту оседлости временно с определенными целями и обязательно с разрешения полиции и административной власти.

И только в правление Александра II некоторым категориям евреев впервые было даровано право повсеместного жительства в Российской империи.

Постепенно такое право в течение двадцати лет получили: в 1859 г. - купцы I гильдии; в 1861 г. - евреи обладающие учеными званиями (доктора магистры и кандидаты) а также служащие при еврейских учебных заведениях; в 1865 г. - широкий круг ремесленников: евреи-механики винокуры пивовары; в 1867 г. - отставные солдаты из евреев; в 1879 г. - евреи окончившие курс в высших учебных заведениях аптекарские помощники дантисты фельдшеры повивальные бабки изучающие фармацию фельдшерское и повивальное искусство[14].

В 1876 г. евреям в черте общей их оседлости равно как и везде "где дозволено им постоянное пребывание" разрешено было не только переселяться с одного места на другое на общих правилах но и "приобретать недвижимую собственность всякого рода кроме имений населенных владение которыми евреям воспрещается".

По мнению Н.А. Ореховой одна из важных причин либерализма законодательной политики Александра II в отношении евреев заключалась "в осознании правящими кругами необходимости содействовать развитию российской промышленности как и людскими ресурсами так и капиталами"[15].

§ 2. Законодательство во время правления Александра III

В царствование Александра III (1881-1894) радикально изменилась административная политика в еврейском вопросе. Наступила полоса притеснений еврейского народа и крайнего антисемитизма. Еврейские погромы на юге России начавшиеся в начале 80-х гг. XIX в. после убийства Александра II явились причиной массовой эмиграции евреев из черты оседлости через "западную границу империи открытую для евреев" в Аргентину Великобританию США[16].

3 мая 1882 г. было издано Высочайше утвержденное положение Комитета Министров "Временные правила" о евреях в основу которого легло стремление правительства ослабить эксплуатацию коренного сельского населения евреями[17]. Согласно правилам евреям вновь было запрещено селиться вне городов и местечек приобретать и арендовать там имущество торговать в воскресенье и праздничные дни. Ограничения были также распространены на те категории евреев которые имели право постоянного жительства по всей империи; исключение составляли лица имевшие высшее образование.

В 1887 г. началось ограничение приема евреев в высшие и средние учебные заведения с установлением процентной нормы (в черте оседлости - 10% вне ее - 5% в столицах - 3% от общего числа поступивших христиан) а в 1889 г. - в адвокатуру. В 1890-х гг. последовали ограничения запрещающие участие евреев в некоторых акционерных обществах (1890) в нефтяном промысле (1892) [18].

Ограничения касались и участия евреев в общественной жизни. По Городовому положению от 11 июня 1892 г. евреи не допускались к участию в городских избирательных собраниях. Они "были устранены от выбора гласных членов управы городского головы и сами были лишены права быть избираемыми на указанные общественные должности". Дарованные ранее права евреям в избирательной кампании по Городовому положению 1870 г. были отменены[19].

В период с 1881 по 1904 гг. российской властью было создано пять правительственных структур призванных решать "вечный вопрос" а всего с 1800 г. в Российской империи действовало одиннадцать структурных подразделений занимавшихся еврейской проблемой[20].

§ 3. Законодательство во время правления Николая II

Продолжая политику своего предшественника Николай II (1894-1917) направил ее в русло борьбы с любыми проявлениями революционных настроений в империи носителями которых являлись в том числе представители еврейского населения.

На рубеже XIX - XX вв. большая часть еврейского населения была сосредоточена в городах из сельской местности евреев выселяли. Власти поняли что их политика вызывая "крайнюю скученность еврейского населения в городах оседлости" создает "класс озлобленного… еврейского пролетариата" включавшегося в революционное движение. В связи со сложившейся нестабильной политической ситуацией в стране российское правительство пошло на изменение некоторых законов в отношении российских евреев.

В 1903 г. Департамент полиции МВД разослал губернаторам градоначальникам и обер-полицейским депешу. В ней сообщалось о том что существующие относительно евреев законоположения устарели; они не соответствовали настоящим условиям жизни.

Однако речь шла не о кардинальных преобразованиях законодательства о евреях а только о его частичном усовершенствовании[21].

В законодательной политике по отношению к евреям последовали незначительные послабления: 7 июня 1904 г. была отменена 50-верстная пограничная полоса она вошла составной частью в черту еврейской оседлости 11 августа 1904 г. были отменены "Временные правила" (от 3 мая 1882 г) в отношении групп которые пользовались правом повсеместного жительства[22].

Министерство внутренних дел установило выдачу нижним чинам из евреев принимавшим участие в войне с Японией особых удостоверений о праве их повсеместного жительства в Империи.

17 октября 1905 г. Николай подписал Манифест "Об усовершенствовании государственного порядка".

Издание Манифеста способствовало оживлению общественно-политической жизни и появлению политических партий. В 1905 г. была учреждена самая влиятельная монархическая партия - "Союз русского народа" (СРН). Национализм и антисемитизм составляли основу ее программы что особенно отразилось в пятом разделе под названием "Еврейский вопрос". В 1905-1906 гг. представители этой партии способствовали организации беспорядков которые переросли в еврейские погромы по всей империи[23].

В 1906 г. П.А. Столыпин понимая сложность ситуации в стране предложил Совету министров начать подготовку к отмене еврейских ограничений. Комитет министров отмечал что с государственной точки зрения правильным было бы полное уравнение евреев в правах с остальным населением империи. Император передал законопроект подготовленный Советом министров на рассмотрение Думы. Но ни II ни III и ни IV Думы проект не рассмотрели. В целом вопросы связанные с антиеврейским законодательством поднимавшиеся на заседаниях Думы не имели практических последствий.

Согласно циркуляру министра внутренних дел П.А. Столыпина от 22 мая 1907 г. губернаторам внутренних губерний было предложено "приостановить впредь до пересмотра в законодательном порядке общего вопроса о праве жительства евреев выселение всех тех из числа поселившихся до 1 августа 1906 года в местностях где им жительство воспрещено кои:

1) или поселились в названных местах на законном основании но затем утратили это право;

2) или имеют семью и "домообзаводство". Непременным условием применения меры "оставить" еврея на жительство в местности ему запрещенной являлось решение административной власти: не вреден ли он для общественного порядка и не вызывает ли неудовольствия среди населения среди которого он проживает[24].

По отношению к евреям был применен ряд значительных ограничений касающихся их профессий в предпринимательской деятельности. По закону от 15 июня 1912 г. о преобразовании местного суда евреям было запрещено занимать должности мировых и волостных судей[25]. В 1913-1914 гг. под предлогом противодействия скупке земель акционерными обществами с еврейским капиталом были разработаны правила ограничивающие приобретение земли любыми акционерными предприятиями; евреям же было запрещено становиться управляющими недвижимым имуществом и директорами-распорядителями таких предприятий. Только бурный протест российских промышленников вынудил царя объявить 16 июля 1914 г. о временном прекращении действия этих правил. Но фактически они применялись и в дальнейшем[26].

В стране процветал антисемитизм нагнеталась вражда против евреев. Еврейский вопрос еще более обострился в связи с начавшимся позорным делом в суде г. Киева против М. Бейлиса обвиненного в ритуальном убийстве. В годы Первой мировой войны наблюдалось массовое изгнание евреев из прифронтовой полосы в вину им ставили предательство и шпионаж. Нет точных данных о том какое количество жителей черты оседлости попавшей в зону военных действий покинуло родные места. Только из одной Курляндской губернии подлежало выселению до 300 тысяч евреев. В действительности в дальнейшем количество беженцев исчислялось миллионами[27].

Первая мировая война внесла свои коррективы в законодательство о евреях.15 августа 1915 г. министр внутренних дел разослал по губерниям циркуляр по которому "ввиду чрезвычайных обстоятельств военного времени" евреи получили право поселяться вне черты оседлости[28]. В связи с военными событиями была практически отменена черта оседлости. Это была вынужденная мера российского правительства. Закрытыми оставались Петроград Москва казачьи области Войска Донского Кубанского и Терского Туркестан Кавказский край.

Евреи России получили "полную гражданскую эмансипацию лишь в марте 1917 г. когда Временное правительство своим постановление отменило все национальные и вероисповедные ограничения". В целом после февраля и октября 1917 г. были отменены более 100 законоположений антиеврейского толка[29].

Итак самодержавная политика по еврейскому вопросу была неоднозначной и противоречивой. С момента установления черты оседлости до рубежа 70-х - 80-х гг. XIX в. она была в основном направлена на ассимиляцию евреев с предоставлением им незначительных прав. С 1881 г. политика в еврейском вопросе кардинально изменилась началась ожесточенная борьба против евреев во всех областях их жизнедеятельности. Это относилось к эпохе Александра III и первому двадцатилетию правления Николая II. Одной из главных причин ущемления евреев в гражданских правах и запрета повсеместного жительства стала их принадлежность к иудаизму.


Глава 2. Русское общественное движение в еврейском вопросе в конце xix - начале xx в.

Попытки общественности поднять голос в защиту равноправия евреев известны с середины ХIХ века.

Страницы: 1 2 3