(1756 - 1791 г.)
Родина Моцарта - город Зальцбург, расположенный в
одной из самых живописных местностей Австрии. В 18-ом столетии он входил во
владения архиепископа Зальцбургского. Подобно другим знатным феодалам,
архиепископ этот держал капеллу - хор и оркестр. Придворным композитором,
капельмейстером и скрипачом был Леопольд Моцарт.
Судьба одарила его необыкновенными детьми.
Восьмилетняя Наннерль делала блестящие успехи в игре на клавесине. Вольфганг
уже в три года повторял пьесы, которые разучивала его сестра, а шести лет
сочинял небольшие сонаты для клавесина, импровизировал на этом инструменте.
Не удивило, что, несмотря на необходимость
дополнительных заработков (жалованья в капелле на жизнь не хватало), Леопольд
Моцарт все же сам занимался с детьми. Не удивительно было и то, что он решил
показать их знати при императорских и королевских дворах и в больших городах.
Месяц, проведенный в 1762 г. В Вене, показал, что
сомнений в дальнейшем успехе быть не может. Чудо-дети много выступали, получали
богатые подарки... Следующая поездка Вольфганта и Наннерль с отцом длилась три
с половиной года - концерты в Германии, Швейцарии, Бельгии, длительное
пребывание в столицах Европы - Лондоне и Париже.
Жизнь Вольфганга в Зальцбурге проходила в усердных
занятиях по композиции - искусству сочинения музыки, по школьным предметам,
иностранным языкам. Он совершенствовался в игре на клавесине, скрипке, органе.
В 1768 г. Моцарт пишет первые комические оперы
«Притворная простушка», «Бастьен и Бастьенна».
Два с лишним года Моцарт проводит с отцом в Италии.
После блестящих выступлений, после арий, безукоризненно написанных в духе
итальянской музыки, ему, гениальному подростку, знаменитый Миланский оперный
театр заказывает большую оперу-сериа. «Митридат, царь Понтийский» - так
называлась эта опера, прошедшая в конце 1770 г. С огромным успехом.
В Болонье знаменитый музыкальный ученый падре Мартини
дает согласие заниматься с ним. Четырнадцатилетний Моцарт, с легкостью выдержав
испытания, доступные лишь немногим маэстро, достигшим высшей степени
мастерства, удостаивается звания члена Болонской музыкальной академии.
И вот опять Зальцбург. После крупных городов Европы -
провинция отсталой страны, после признания его, Моцарта, лучшими музыкантами
как равного - крепостническое ярмо службы у архиепископа, положение, а порой и
обязанности лакея. Все существо Моцарта за его смелость и моральное
превосходство. Он хотел даже запретить Моцарту выполнять заказ из Мюнхена:
лакей должен работать только на своего господина... И в начале 1775 г. В
Мюнхене с большим успехом идет опера Моцарта «Мнимая садовница».
Моцарт стремится покинуть Зальцбург. Но найти работу в
других городах (Мюнхене, Вене, Аугсбурге, Маннгейме) ему не удается. Всюду
местные музыканты видят в нем опасного конкурента.
Поездка в Париж весной 1778 г. Закончилась семейной
катастрофой - смертью матери, сопровождавшей Вольфганга.
С тяжелым сердцем вернулся Моцарт в Зальцбург. Его ум,
как никогда, стремился к свету и простору, его творческий гений - к огромному
полету. В инструментальных сочинениях этих лет - симфониях, дивертисментах для
симфонического оркестра, серенадах для различных ансамблей, сонатах, концертах
- все явственнее проступают черты, свойственные только ему, Моцарту. Опера «Идоменей,
царь критский», написанная в 1781 году для мюнхенского театра, говорит о новых
путях, найденных Моцартом в опере.
Вместе с тем отношение с архиепископом обостряются до
предела. На Моцарта обрушивается град новых оскорблений. Чаша терпения его переполнилась.
В 1791 году, несмотря на уговоры отца, он порвал с архиепископом зальцбургским
и уехал в Вену навстречу неизвестному будущему - навсегда.
В первый год жизни в Вене судьба оказалась к Моцарту
благосклонной. Правда, на службу при императорском дворе надежды не было. Там
царило преклонение перед итальянской оперой; там придворные композиторы,
особенно Сальери, плели против Моцарта интриги.
Моцарт написал оперу «Похищение из сераля» (1782 г.).
Близкая зингшпилю эта опера имела большой успех у демократической публики и в
Вене, и в городах Германии.
Весьма вероятно, что деньги, полученные за оперу,
помогли Моцарту осуществить свою заветную мечту - жениться на горячо любимой
девушке Констанции Вебер.
В своем творчестве Моцарт шел по пути передовой интеллигенции
Австрии и Германии - по пути создания национального искусства. Он стал
основоположником немецкой оперы.
В 1785-1786 годах Моцарт пишет оперу «Свадьба Фигаро»
по одноименной комедии Бомарше. Затея весьма смелая, если учесть, что
постановка комедии в Вене была запрещена; беспощадно и очевидно показывалось в
ней моральное превосходство людей из народа над аристократией. С помощью
либреттиста оперы ловкого аббата Да Понте удалось добиться постановки оперы.
В опере «Дон Жуан» (1787, либретто Да Понте) перед
публикой неожиданно предстает новый образ героя. Это не разгневавший бога
грешник, которого постигла грозная кара, как в средневековой испанской легенде
о Дон Жуане или в произведениях некоторых писателей и композиторов. Дон Жуан
Моцарта - человек, полный жизненных сил, смело бросивший вызов католической
церкви и богу.
Впервые в самой музыке оперных арий создалось
характеристика действующих лиц, в музыке ансамблей отражалось их
взаимоотношение. Не вымышленные герои, но современные Моцарту люди с их сложным
душевным миром предстают перед слушателями в этих операх. Впервые музыка
оркестра так глубоко и полно воплощает содержание оперы, её образы и
развивается подобно музыке симфонии.
Вена новых опер Моцарта не оценила. Зато в Праге
публикой, более просвещенной и далекой от придворного мира, эти произведения
были приняты восторженно.
Материального благополучия сочинение музыки Моцарту не
приносят. Ни оперы, ни столь же гениальные три последние его симфонии, ни его
замечательные песни, ни смычковые квартеты и клавирные концерты последних лет -
эти подлинные вершины творчества - не спасают его от нужды. Не дают нужных
средств к существованию и непревзойденная игра на клавесине и редкий дар
импровизации.
Враги Моцарта сильны и коварны. Тяжелая жизненная
борьба подрывает его физические силы. Но духовные силы не изменяют ему.
Композитор по-прежнему приветлив, детски простодушен, общителен, по-прежнему
непрерывно работает. Это великий гений и великий труженик.
В 1791 году Моцарт дарит миру ещё два бессмертных
произведения: оперу-зингшпиль «Волшебная флейта» и « Реквием».
«Волшебную флейту» заказал Моцарту директор театра на
окраине Вены Шиконедер. Он же написал и текст этой сказочной оперы. Извечная
мудрость народной сказки утверждающей победу добра над злом, была близка
убеждениям Моцарта. Он верил в способность человека совершенствоваться, в
победу света и разума над душевным мраком и темными силами. Глубина мыслей и
чувств не мешает искреннему, от души юмору. Действующие лица - юноша Томино и
девушка Памина, Царица ночи, мудрый волшебник Зорастро, птицелов Папагено - не
только сказочные персонажи. Они наделены чертами окружавших композитора людей.
Народность музыки неотделима от мастерства великого художника.
«Реквием» был последним произведение Моцарта. Таинственная
обстановка заказа этого заупокойного богослужения - появление незнакомца в
черном одеянии, скрывшего имя заказчика, - подействовала на крайне утомленного
Моцарта самым удручающим образом. Он не мог освободиться от мысли, что пишет
«Реквием» для своих похорон. Истина же заключалась в том, что знатный заказчик
желал получить ноты и затем выдать это произведение за своё. Но Моцарту такое
объяснение и в голову не приходило.
В предчувствии близкой смерти Моцарт указал своему
ученику Зюсмайеру, как докончить «Реквием». По его просьбе друзья, собравшиеся
у него, исполнили то, что он успел написать сам. Когда раздались нежные и
скорбные, идущие из глубины души звуки той части реквиема, что зовется
«Лакримозо» , т.е. «полная слеза», Моцарт разрыдался. Это произошло 4 декабря
1791 года. В ночь на 5-е Моцарта не стало.
На похороны денег не было. Граф Свитен, любитель
музыки, один из богатейших людей в Вене отпустил от своих щедрот ровно столько,
сколько хватило на погребение гениального композитора в общей яме для нищих.
Погода была холодной, ненастной. Лишь несколько
человек пришли отдать Моцарту последний долг. До кладбища не дошел почти никто.
Так блестящая музыкальная Вена проводила в последний путь Моцарта - одного из
редких гениев, чьё творчество принадлежит всему человечеству.
Музыка Моцарта, светлая лучезарная, вселяет веру в
победу разума и справедливости над мраком и злом.
Другие работы по теме:
Литературный герой САЛЬЕРИ
Сальери герой трагедии А. С. Пушкина Моцарт и Сальери второй пьесы цикла. Маленькие трагедии. Исторический прототип итальянский композитор. Антонио Сальери автор сорока с лишним опер пользовавшихся в конце alignjustifyсальери герой трагедии.
Пушкин а. с. - Темы и проблемы
AlignjustifyМаленькие трагедии цикл пьес. П на включающий четыре трагедии. Скупой рыцарь. Моцарт и Сальери Каменный гость Пир во время чумы Все эти произведения были написаны в период. Болдинской осени год.
Жизненный путь Вольфганга Амадея Моцарта
Одаренная семья Моцартов, выдающиеся таланты детей в этой семье. Детство Вольфганга Амадея, ранние произведения и обучение у лучших композиторов Европы. Самостоятельная деятельность, финансовое состояние. Инструментальное творчество Моцарта и оперы.
Вольфганг Амадей Моцарт
К шести годам маленький музыкант исполнял сложные виртуозные произведения. В Лондоне Вольфганг близко познакомился с известным музыкантом Иоганном Христианом Бахом. Вольфганга называли "чудом ХVIII века". Моцарт воплощает мир человеческих чувств.
О количестве фортепианных сонат В.А. Моцарта
Очень часто, при изучении таких предметов, как «История исполнительства» (старое название «История фортепианного искусства»), можно столкнутся с различного рода путаницей в количестве произведений того или иного композитора. Так, например, мы точно не знаем о количестве произведений для клавира или органа Баха, Моцарта и еще целой плеяды композиторов.
Моцарт
В историю музыки великий австрийский композитор Моцарт вошел наряду с Гайдном и Бетховеном как представитель так называемого “венского классицизма”. Для музыки Моцарта характерна искренность, сердечность, бодрость, неудержимая, бьющая через край жизнерадостность, вместе с подлинно классической ясностью, простотой, законченностью и совершенством формы.
Вольфганг Амадей Моцарт 3
ольфганг Амадей Моцарт музыка и творчество Моцарт Вольфганг Амадей - австрийский композитор. Большое влияние на музыкальное развитие Моцарта оказал его отец Леопольд Моцарт, обучивший сына игре на музыкальных инструментах и композиции. В возрасте 4 лет Моцарт играл на клавесине, с 5-6 лет начал сочинять (1-я симфония исполнена в 1764 в Лондоне).
Мастерство в построении диалога. По одному из произведений русской литературы XIX века. - А.С.Пу
шкин. «Моцарт и Сальери».) Автор: Пушкин А.С. Анализируя диалоги и монологи, составляющие большую часть структуры этой “маленькой трагедии”, можно поставить под сомнение, что пушкинский Сальери убил Моцарта из зависти. Ведь если исходить из текста трагедии, а не из истории реальных прототипов, то поражает несоответствие между высказанным вслух, вполне контролируемым чувством зависти и категорическим решением лишить жизни сам объект этого чувства.
Мистическое в повести-сказке Гофмана Крошка Цахес по прозвищу Цинобер
Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.
Анализ трагедии Пушкина Моцарт и Сальери
Анализ трагедии Пушкина "Моцарт и Сальери" Автор: Пушкин А.С. Александр Сергеевич Пушкин задумал написать 13 трагедий. Были закончены 4: "Скупой рыцарь", "Каменный гость", Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери".
Герои и проблематика трагедии А. С. Пушкина Моцарт и Сальери
Автор: Пушкин А.С. «Маленькие трагедии» посвящены изображению души человека, захваченной всепоглощающей и разрушительной страстью скупостью («Скупой рыцарь»), завистью («Моцарт и Сальери»), чувственностью («Каменный гость»). Герои Пушкина Барон, Сальери, Дон Жуан незаурядные, мыслящие, сильные натуры.
Степени ума
Драматического писателя должно судить по законам, им самим над собою признанным. Следственно, не осуждаю ни плана, ни завязки, ни приличий комедии Грибоедова. ... черты истинно комического гения.
Моцарт и Сaльери
Автор: Пушкин Александр. В своей комнате сидит композитор Сальери. Он сетует на несправедливость судьбы. Вспоминая детские годы, он говорит о том, что родился с любовью к высокому искусству, что, будучи ребенком, он плакал невольными и сладкими слезами при звуках церковного органа. Рано отвергнув детские игры и забавы, он самозабвенно предался изучению музыки.
Питер Шафер. Амадей
На авансцене в инвалидном кресле спиной к зрителям сидит старик. Граждане Вены повторяют друг другу последнюю сплетню: Сальери убийца! Их шепот звучит все громче. Прошло тридцать два года со смерти Моцарта, почему Сальери заговорил об этом именно сейчас?
Моцарт и Сальери. Маленькие трагедии. Пушкин А.С.
Сальери рассуждает о вечных вопросах. Входит Моцарт, рассказывает, что по пути слышал игру слепого музыканта. Он привел старика с собой и попросил его сыграть что-нибудь из Моцарта. Скрипач играет, страшно перевирая мелодию.
Амадей I король Испании
Амаде́й I (исп. Amadeo I, известный как Амадей (Амедео) Саво́йский , итал. Amedeo, 30 мая 1845—18 января 1890), король Испании с 1871 по 1873.
1726 год
Введение 1 События 2 Родились 3 Скончались Список литературы Введение 1726 год — невисокосный год, начинающийся во вторник по григорианскому календарю.
Моцарт, Вольфганг Амадей
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 О Моцарте 4 Память 5 Произведения о Моцарте 5.1 Драмы. Пьесы. Книги. 5.2 Фильмы 5.3 Мюзиклы. Рок-оперы 5.4 Компьютерные игры
XVIII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Общество, культура 4 Значимые люди Введение Восемнадцатый (XVIII) век длился с 1701 по 1800 годы по григорианскому календарю.
1756 год
— високосный год, начинающийся в четверг по григорианскому календарю. События Дипломатическая революция положила начало Семилетней войне в Европе.
Первое правительство Меркель
Правительство 34-го канцлера Германии Ангелы Меркель — второе в истории Германии правительство так называемой «Большой коалиции» (коалиции двух политических партий, получивших на парламентских выборах в сентябре 2005 наибольшее количество голосов, но не набравших абсолютного большинства и не имеющих возможности создать однопартийное правительство или коалицию с «младшим партнёром»).
Мёрике, Эдуард
План Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Известность и признание 4 Мёрике в России 5 Публикации на русском языке Введение Эдуард Мёрике (нем. Eduard Friedrich Mцrike, 8 сентября 1804(18040908), Людвигсбург — 4 июня 1875, Штутгарт) — немецкий поэт, прозаик, переводчик.
Франц Гиацинт герцог Савойский
Франц Гиацинт (Франциск, Франческо Жасинто) Савойский (итал. Francesco Giacinto di Savoia; 14 сентября 1632, Турин — 4 октября 1638, Турин) — маркграф Салуццо, герцог Савойский, князь Пьемонта и граф д 'Аоста, Мориана и Ниццы в 1637—1638 годах.
Сальери, Антонио
План Введение 1 Начало творчества 2 Музыкальное наследие 3 Педагогическая деятельность 4 Моцарт и Сальери 5 Источники 6 Ноты Введение Анто́нио Салье́ри (итал. Antonio Salieri, 18 августа 1750, Леньяго, Венецианская республика — 7 мая 1825, Вена) — итальянский композитор, дирижёр и педагог.
Бетховен
Детство а было короче, чем у его сверстников. Не потому только, что житейские заботы рано обременили его. В самом его характере не по годам рано проявилась удивительная задумчивость. Людвиг любил подолгу созерцать природу.
Абель, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абель (нем. Carl Friedrich Abel; 22 декабря 1723, Кётен — 20 июня 1787, Лондон) — немецкий композитор и исполнитель на виола да гамба. Отец Абеля Христиан Фердинанд Абель был близко знаком с Иоганном Себастьяном Бахом. Считается, что именно по рекомендации Баха 24-летний Абель в 1748 г. поступил в дрезденский придворный оркестр под руководством Иоганна Адольфа Хассе, где проработал 10 лет.
Гений и злодейство - две вещи несовместные
С древнейших времён до наших дней человек задумывался над тем, что есть добро и зло, смерть и бессмертие, любовь и дружба. С точки зрения решения этих философских проблем в художественном творчестве мне кажется наиболее интересной трагедия А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”.
Австрия
Государство в Центральной Европе. На севере граничит с Чехией, на северо-востоке - со Словакией, на востоке - с Венгрией, на юге - со Словенией, Италией и Швейцарией, на западе - с Лихтенштейном, Швейцарией и Германией. Площадь страны 83859 км2.
Гофман Эрнст Теодор Амадей
Эрнст Теодор Амадей Гофман… В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено тёмным гофрированным воротником с огненными отблесками. Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник.
Вольфганг Амадей Моцарт
Моцарт-гений, душа которого была наделена кротостью и бескорыстием, жертвенностью и любовью к людям. За свою недолгую жизнь он испытал и всеобщее признание и полное забвение,но при этом увековечил свое имя в музыке.
Вольфганг Амадей Моцарт (Mozart)
Его первым учителем и наставником был отец, Леопольд Моцарт, помощник капельмейстера при дворе зальцбургского архиепископа. В 1762 году отец представляет Вольфганга, ещё совсем юного исполнителя, и его сестру Наннерль дворам Мюнхена и Вены.