Кто же ты, Ермак Аленин?

Рефераты по истории » Кто же ты, Ермак Аленин? Скачать

Софронов В.

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения тюркских кровей…

Слово «казак» или как писали в старину «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза» имеющий двоякий смысл:

напасть гибель урон утрата лишение чего-либо;

беда бедствие несчастье злоключение стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей отставших от Орды обособившихся ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей промышлявших разбоем грабивших соплеменников. Тот факт что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали что «на поле ходят казаки многие: казанцы азовцы крымцы и иные баловни казаки а и с наших украин казаки с ними смешавшись ходят». Заметьте «с ними смешавшись ходят». Следовательно национальность для казаков большой роли не играла главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев готовя контрудар. Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки взятые в плен попали на невольничьи рынки а то и просто были замучены. Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками казаки кинулись на них не желая знать для чего те пожаловали на русскую землю. Ногайцы были изрублены несмотря на присутствие царского посла и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо Богдан Барбоша Савва Болдырь Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий укажем лишь что имена самого Ермака и его атаманов участвовавших позже в сибирском походе были довольно хорошо известны современникам. Кроме названных выше в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк Черкас Александров Богдан Брязга Иван Карчига Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ или как мы сейчас говорим без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.

А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов данные им за какие-то привычки особенности характера манеру поведения: Кольцо — человек не задерживающийся долго на одном месте говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего необычайно ловкий человек уходящий от расплаты неуловимый. Брязга — от воровского термина того времени — бренчать брякать. Применяется также к людям ввязывающимся в ссоры дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку вечно чем-то недовольному брюзге. Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей рожденных от разноплеменных родителей. Например в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п. Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего эту кличку носил человек непоседливый суматошный. Гроза — суровый грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай Ермила и даже Гермоген. Но во-первых христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка Ерошка Еропка но никак не Ермак. Во вторых имя его известно — Василий а отчество — Тимофеевич. Хотя строго говоря в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода боярина. Известно и прозвище его — Поволский то есть человек с Волги. Но мало того известна и фамилия его! В «Сибирской летописи» изданной в Петербурге в 1907 году приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать драть. Похоже что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв прорва . А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком а не Прорвой ответить трудно скорее всего невозможно. Но собственно кто доказал что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя то значит сразу и русский?

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины Алачевы Барашевы Еникеевы Ишеевы Кошаевы Мансуровы Облесимовы Сулешевы Черкасские Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии выходцы из Золотой Орды служившие русским царям. А русским в старину да и сейчас тоже считают того кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То что с «оленем» она никоим образом не связана ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов начинавшихся на букву "а". Арбуз арба алыча аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения. Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим вариантов сколько угодно. И наконец аллах или алла — Бог Божество. Походят и имена: Али Алей Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен» а согласитесь для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение да и Аленин от того же корня отросток!

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении а отчество от крестного отца звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом так почему не могло произойти и с нашим героем? В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского Астраханского Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались а если и была такая запись то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже приписанные знаменитому атаману летописцами пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так в Сибирском летописном своде записано что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возвожно что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы но лишь один из них стал национальным героем прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то что имя Василий заменено прозвищем Ермак а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва небольшого ручейка который вековые валуны ворочает пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

И очень символично что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага) а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать ковырять прорывать. «Иртыш» переводится как «землерой» рвущий землю. Не менее символичен тот факт что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке образованном небольшим ручейком который и зовется у местного населения «ермак».

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины побудившие казаков совершить поход в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков ничем при этом не рискуя;

поход организовали промышленники Строгановы чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;

казаки не спросясь ни царя ни хозяев своих пошли в набег «за зипунами» то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин рассмотренная в отдельности не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь узнав о походе отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения так и с экономической. Общеизвестно что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные) прихватив все что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу то им пригрозили «живота лишить». В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается что все-таки против своей воли. Здесь в крепостях казаки им были гораздо нужнее и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила. Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру северные земли Приобья которые давно уже были московскими вотчинами где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле где и пушнины гораздо больше местные правители уже изведавшие силу русского оружия были бы гораздо сговорчивее. Так нет казаки рискуя собственной головой упрямо стремятся на Туру оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков и поживы должно бы хватить на всех но Ермак приказывает плыть дальше до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели скорее личные чем государственные…

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным обязуется платить дань не воевать с победителем — и на этом все заканчивается. Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима другая а он преспокойно плавает по сибирским рекам приводя к присяге («шерсти») местное население. А собственно говоря кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем но… хозяином этой земли?!

Вспомним с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле где и родни полно и с питанием не так сложно да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину. А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался что и домой идти не желает и смерти не боится. Предположения что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов болел за государство построены на песке.

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том чтоб управлять дружиной стал кто-то из них. А на Руси издавна тот выше по воинскому званию у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда к несчастью князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере но двое других остались живы и Ермаку подчинились.

Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум. Тогда становится понятным почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей пусть и принявший православную веру но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось имя его в переводе с татарского означает «пришелец» «переселенец» «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань. Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне.

Именно такой вывод можно сделать если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи: «Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли иже от убиения его крыся тамо и воспомяну отечество свое и наследие восхоте и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет». Далее сообщается что Кучум «убоялся страхом велием» и узнав что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача «восплакался плачем великим и рече» весьма горькие слова смысл которых в следующем: кого Бог не милует того и друзья оставляют становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно людей нарушивших его заповеди проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель. Обратим внимание что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников находящихся в Искере. Конечно это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков то он давно ушел бы из этой земли а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах. Нет тут действовали иные законы а не животный страх который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он Кучум испытывал страх то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться что сообщают об этом нападении русские источники а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей бросивших своего атамана а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете? Побывав на месте гибели легендарного атамана мне так и не удалось найти место откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного и любой следователь наших дней поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается Кучум выбрал ночное нападение если принять русскую версию последнего боя не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих) а скорее для того чтобы противник не мог знать кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки ожидавшие возвращения Ермака в Искере потеряли не просто своего предводителя но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси» а «град же Сибирь оставивша пуст». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею и он занял ханскую ставку. Опять вопрос: почему не Кучум а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк: «И собрался со всем домом и с воинскими людьми и приде ко граду Сибири и град взят и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде». Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав что город занят законным правителем Сейдяком русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже что к тому времени в Сибири воцарился мир. И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум который кочует где-то вблизи не нападает на законного правителя Сибири а до русских ему похоже и дела нет. У Сейдяка продолжившего традиции своего отца к русским нет никаких претензий. Мир?

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь а русские поселенцы. Может самому Сейдяку они и верят но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними. Он обложил зимой казаков в Искере когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск» усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих. Может законы ислама не позволяли тем пить хмельное может вино оказалось чересчур крепким но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла и всю троицу повязали перебив сопровождавшую их охрану. Правда затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю» где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают что он и не пытался приблизиться к Тобольску кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными но не с русскими. Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати говоря о могиле Ермака следует обмолвиться что по преданию похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения чем было принято ранее. Дело в том что все летописи писаны русскими авторами которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские с противоположной — татары. И все. В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был) и Ермак с его тюркским по сути прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца но тем самым притушила стерла саму суть сибирского похода оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста чтобы убедиться что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь… Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить кто был на самом деле атаман Ермак но то что это был далеко не лубочный герой которого мы привыкли видеть в нем несомненно.