Артюшин С.М.
В общественных науках теория рационального выбора длительное время не пользовалась успехом, поскольку все внимание уделялось разработке таких методологических ориентаций, как институционализм, бихевиоризм, структурный функционализм и марксизм. Только их критика способствовала более пристальному взгляду со стороны ученых на теорию рационального выбора. В отличие от вышеназванных, теория рационального выбора позволяла посмотреть на поведение человека "изнутри", а также учитывать характер человеческих предпочтений. Она ориентировалась на активную роль человека при его столкновении с нормами, его склонность не платить за пользование общественными благами. Главная посылка теории состоит в том, что человек всегда действует рационально, т.е. при всех возможных обстоятельствах он пытается максимизировать свою выгоду (Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики, 1997, N 7). Несмотря на критику, состоящую в том, что значительная часть теоретических разработок сторонников концепции рациональности не имеет эмпирического подтверждения, никто не станет опровергать то, что именно теория рационального выбора позволила повысить прикладное значение политической науки, а такие разделы, как политические игры, коалиционная борьба, избирательные стратегии и ведение переговоров стали действенным инструментом политического консультирования (Сморгунов Л. В. Сравнительная политология: Теория и методология измерения демократии. СПб, 1999 г.).
Теория коалиций и коалиционного объединения политических сил является одной из наиболее разработанных областей политической науки, связанных с теорией рационального выбора. Вся политическая деятельность может быть представлена в виде непрерывного процесса создания и распада различного рода коалиций. Это чрезвычайно сложный процесс в политическом и организационном плане, который предполагает наличие в обществе согласия по основным целям социального развития. Однако, в условиях неопределенности и роста нестабильности возможности создания коалиций, в особенности долговременных сводятся к минимуму. Формирование коалиций предполагает наличие в обществе специальных знаний, закрепленных практикой политического развития. Как известно, в политической науке используются два основных методологических подхода к теоретическим построениям: индуктивный и дедуктивный. Это относится и к исследованиям в области коалиционных процессов. При первом - концепции разрабатываются исходя из событий реальной политики, обобщенных и проанализированных. Второй - дедуктивный подход - основан на аналитических методах, которые реальные политические процессы рассматривают лишь как информационный источник.
Необходимым условием образования коалиций выступает осознание несколькими субъектами политической жизни недостатка собственных ресурсов для достижения поставленной цели, что стимулирует их активность в направлении поиска дополнительных ресурсов. В качестве одного из способов увеличения собственных ресурсов политическими акторами можно рассматривать работу по формированию коалиций. Рациональный характер поведения игроков определяет и их основные задачи. При поиске новых ресурсов каждый участник пытается насколько возможно уменьшить "цену" их получения и увеличить прибыль, которая появляется по достижению цели. Именно в результате поиска новых ресурсов влияния оформляется некоторая коалиция, которая состоит из нескольких рационально ориентированных участников. Участники коалиций становятся таковыми, если они: 1) согласны вместе двигаться к общей, четко обозначенной цели; 2) задействуют значительные ресурсы для ее достижения; 3) сознательно обмениваются информацией, способствующей целедостижению, и необходимыми для этого средствами; 4) достигли согласия по поводу распределения выгоды, полученной по достижению заявленной цели (Шмачкова Т. В. Теории коалиций и становление российской многопартийности / Полис, 1996, N 5).
В политике основными участниками коалиций традиционно выступают политические партии. Главными целями деятельности партий, направленными на формирование коалиций, являются вхождение в правительство и реализация своей политической программы, причем вторая цель должна доминировать над первой. Утверждается, что коалиционная политика возможна только тогда, когда система голосования построена на принципах мажоритарной системы с определением побеждающей альтернативы во втором туре или на принципах пропорциональной системы (Елисеев С. М. Рациональный выбор: политические партии, власть и коалиции / Рациональный выбор в политике и управлении. СПб, 1998 г.). В зависимости от распределения депутатских мандатов могут быть сформированы коалиции: а) с одной доминирующей партией; б) с двумя мажоритарными; в) состоящей исключительно из миноритарных партий. На практике чаще всего встречается коалиция с одной доминирующей партией, которая определяет базовые программные установки.
На сегодняшний момент вопрос о существовании политических коалиций в России остается открытым. Исходя из посылок теории рационального выбора, которые касаются образования коалиций, я пришел к выводу, что в нашей стране ни одно из так называемых "содружеств" назвать коалициями в полной мере нельзя. Возьмем, что называется "свежий" пример - образование в апреле 2001 года в Государственной Думе России "Союза четырех". Фракции "Единство" и "Отечество-Вся Россия", депутатские группы "Народный депутат" и "Российские регионы" объявили о создании Координационного совета по взаимодействию в области законотворчества, а также о возможном объединении в одну фракцию в будущем. Мне этот союз кажется сомнительным и недолговечным.
Во-первых, объединение на основе программных установок невозможно, поскольку у "Единства" и "ОВР" еще есть подобие идеологических установок, собранных из набора патриотических и ритуально-риторических фраз, то у депутатских групп и этого не наблюдается, поскольку в них собраны практически исключительно "одномандатники".
Во-вторых, цели такого объединения совершенно не ясны, т.е. они, возможно, ясны для политтехнологов, тех, кто все это придумал, а для самих объединений смысл не понятен. Например, "Единство" как может, пропагандирует укрепление вертикали власти, а "Российские регионы" должны, по идее, отстаивать интересы субъектов Федерации перед центром.
В-третьих, главная цель образования политических коалиций - это реализация своей программы посредством контроля над парламентом, своего Кабинета министров. В России дело обстоит, мягко говоря, несколько иначе: Президент и Правительство контролируют возникновение коалиций, необходимых им для реализации своей программы действий.
Таким образом, если теоретические модели коалиционного взаимодействия предполагают, что партии (акторы) образуют коалицию для увеличения собственных ресурсов для достижения заявленных целей, у нас пока лишь исполнительная власть стимулирует создание подобия коалиций, или лучше сказать - псевдокоалиций, для увеличения собственных ресурсов, а отнюдь не партийных.
Другие работы по теме:
Пределы применимости неоклассической экономической теории
1. Пределы применимости неоклассической экономической теории. Предмет и особенности неоклассики . И. Лакатош подразделяет любую исследовательскую программу на две части: жесткое (твердое) ядро программы и ее защитный пояс. Если неизменным остается не только жесткое ядро, но и защитный пояс, то программа является ортодоксальной.
Умозаключения и их виды
Разделительно-категорическое умозаключение. Условно-категорическое умозаключение. Условно-разделительное умозаключение.
Общественно-политические движения
Одной из форм своевременного выявления и реализации политических интересов определенных групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические движения.
Со-общественная демократия
Среди многочисленных теорий политического развития, которые пытаются реализовать в наши дни, существуют несколько не только вполневыполнимых, но построенных на принципе уже существующих демократических режимов. Таковой является и теория со-общественной демократии.
1Советский Союз и послевоенное устройство мира
Таким образом, тема работы является актуальной, так как послевоенное устройство мира до сих пор оказывает влияние на международную обстановку, а модель однополярного мира, которая казалось бы стала доминирующей после развала СССР подвергается критике со всех сторон, в том числе и в развитых странах
Консорция этнология
Консорция — в пассионарной теории этногенеза, объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой. Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения.
Базельский мирный договор 22 июля 1795
Базельский мирный договор — мирный договор, заключенный между Французской республикой и Испанией 22 июля 1795 года в Базеле, Швейцария. Договор был подписан со стороны Франции её дипломатическим представителем в Швейцарии Бартелеми, со стороны Испании — испанским послом в Польше Ириарте. Договор выводил Испанию из состава сил первой антифранцузской коалиции вслед за Пруссией, офрмившей чуть ранее сепаратный мир с Францией, также в Базеле.
Политика Лесото
Введение 1 Государственный строй 1.1 Исполнительная власть 1.2 Законодательная власть 2 Политические партии 3 Вооружённые силы 4 Внешняя политика Список литературы
Человеческие жертвы в Иракской войне
Введение 1 Потери коалиции 1.1 Военные потери 1.2 Гражданские потери 2 Потери вооружённых формирований 3 Потери мирного населения 5 Сноски и источники
Иракские повстанцы
(Иракские инсургенты) — это группа вооружённых людей, оппозиционных к новому правительству Ирака и вооружённым силам коалиции, оккупировавших Ирак. Инсургенты представлены многонациональным составом, которые участвуют в конфликте из-за идеологических и финансовых побуждений, в том числе из-за пропагандистского влияния.
Война за наследство
— распространившийся в Европе Нового времени (XVII и XVIII века) тип вооружённого конфликта между государствами, состоявший в споре за наследование выморочного престола того или иного государства. Посадив на пустующий престол своего ставленника, то или иное государство надеялось добиться изменения его внешней политики, а иногда и территориальных уступок.
Палата депутатов Италии
Введение 1 Законодательный процесс 2 Комиссии парламента 3 Процедура выборов 4 Политические фракции Палата депутатов Италии Введение Палата депутатов
Трахенбергский план
— план ведения согласованных боевых действий против Наполеона, составленный союзниками летом 1813 года во время войны 6-й коалиции за освобождение Европы.
Война четвёртой коалиции
Введение 1 Участники 2 Важные сражения 3 Повод к заключению мира Война четвёртой коалиции Введение Война четвёртой коалиции (также известная в России как русско-прусско-французская война) — война наполеоновской Франции и её сателлитов в 1806—1807 годах против коалиции великих держав (Россия, Пруссия, Англия).
Переворот в Румынии 1866
Переворо́т 1866 го́да в Объединённом кня́жестве Вала́хии и Молда́вии — насильственная смена власти в Объединённом княжестве Валахии и Молдавии в первой половине 1866 года. Неудовлетворённая политикой домнитора Александру Иоана Кузы «чудовищная коалиция» во главе с Ионом Брэтиану предприняла силовой вариант смещения правителя[1].
Фишгардский десант
Мыс Каррег Вастэд, у которого высадились французы Фишгардское вторжение (фр. Bataille de Fishguard) — предпринятая в рамках войны Первой коалиции 22-24 февраля 1797 года попытка сил революционной Франции вторгнуться на территорию Великобритании с моря. Десант закончился поражением франко-ирландской коалиции, несмотря на её численный перевес (1400 чел. против 700 у британцев).
Дипломатическая революция
Противоборствующие коалиции в Европе 1756 года Дипломатическая революция (или переворачивание альянсов) — последовавший за Вторым Аахенским миром разрыв дипломатических союзов, на протяжении многих десятилетий связывавших Францию с Пруссией, а Англию — с Австрией. Была формализована Вестминстерской конвенцией (январь 1756 года) и двумя версальскими договорами.
Бой у Мерзбаха
— бой между французскими войсками и войсками третьей коалиции, в том числе и русскими, произошедший 19(31) октября 1805 года у Мерзбаха вблизи г.Линца,
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809
Война Варшавского герцогства с Австрией 1809 года — часть войны Наполеона против Пятой коалиции. Когда началась война пятой коалиции с Францией, в Варшавском герцогстве остался только 14-тысячный корпус военного министра Юзефа Понятовского. Австрия атаковала Саксонию и Варшавское герцогство, в которое вторгся 36-тысячный корпус эрцгерцога Фердинанда Карла Австрийского-Эсте.
Век глобализации
Научный журнал Век глобализации призван выполнить интегрирующую роль в области глобальных исследований и станет творческой площадкой, на которой специалисты из различных областей знания будут анализировать актуальные проблемы глобализации и ее последствий, предлагать теоретические и практические решения, а также апробировать и обсуждать новые идеи, выступать с рецензиями, экспертными оценками и т.п.
Бартенштейнская конвенция
— договор, подписанный 14 (26) апреля 1807 года в городе Бартенштейн (ныне Бартошице, Польша) между Пруссией и Россией в ходе Войны Четвертой коалиции. Со стороны Пруссии конвенция была подписана министром иностранных дел Гарденбергом, со стороны России министром иностранных дел А. Я. Будбергом. Конвенция являлась попыткой создания мощной антифранцузкой коалиции и содержала намерения государственного переустройства Германии в качестве «конституционной федерации» на основе союзнического паритета между Австрией и Пруссией.
Битва при Заальфельде
План Введение 1 Ход битвы 2 Последствия Битва при Заальфельде Введение Битва при Заальфельде произошла 10 октября 1806 между французской армией численностью 12 800 чел. и прусской армией численностью 8300 чел. Сражение закончилось победой Франции.
Парижский мирный договор 1815
Парижский мирный договор (1815) Парижский мирный договор 1815 года — мирный договор между участниками седьмой антифранцузской коалиции (Россией, Великобританией, Австрией и Пруссией) и Францией, в которой вторично была восстановлена власть Бурбонов. Представителями Франции были сперва Талейран, потом Ришелье, России — Разумовский и Каподистрия, Пруссии — Гарденберг и Гумбольдт, Австрии — Меттерних и Виссенбург, Англии — Р.
Первое правительство Меркель
Правительство 34-го канцлера Германии Ангелы Меркель — второе в истории Германии правительство так называемой «Большой коалиции» (коалиции двух политических партий, получивших на парламентских выборах в сентябре 2005 наибольшее количество голосов, но не набравших абсолютного большинства и не имеющих возможности создать однопартийное правительство или коалицию с «младшим партнёром»).
Война второй коалиции
План Введение 1 Вторая коалиция 2 Кампания 1798 года 2.1 Вторжение в Египет 2.2 Другие театры военных действий 3 Кампания 1799 года 3.1 Действия Наполеона в Египте и Сирии
План наполеоновского вторжения в Англию
План Введение 1 История 1.1 Разгром коалиции 2 Критика 3 Пропаганда и карикатура 4 Интересные факты Список литературы План наполеоновского вторжения в Англию
Военные кампании Наполеона
Война Первой коалиции (1793—1797) Сражение при Вальми (20 сентября 1792 г.) Осада Тулона (1793) Битва при Ваттиньи 1793) Битва при Гандсхооте (6-8 сентября 1793 г.)
Анаконда операция
«Анаконда» (англ. Anaconda) — военная операция, проводившаяся международной коалицией во главе с США против сил террористической организации «Аль-Каида» в Афганистане в марте 2002 года. Одна из наиболее значительных и известных операций глобальной войны с терроризмом.
Антигитлеровская коалиция 3
Антигитлеровская коалиция Антиги́тлеровская коали́ция — объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 гг. против
Пильницкая декларация
Пильницкая декларация (нем. Deklaracja z Pillnitz) — соглашение между Австрией и Пруссией о совместной борьбе против революционной Франции, которое подписали император Священной Римской империи Леопольд II и король Пруссии Фридрих Вильгельм II 27 августа 1791 года в замке Пильниц, Саксония, южнее Дрездена.
Айзерман Марк Аронович
АЙЗЕРМАН Марк Аронович (1913-92), российский ученый в области теории управления, представитель первого поколения кибернетиков в нашей стране, доктор технических наук.