История о Вильгельме Телле примыкает к циклу рассказов об образовании конфедерации, которое произошло в конце XIII века. Однако первые письменные источники относятся ко второй половине XV века: труд анонимного летописца называется Белой Книгой, а рукопись хранится в архивах Сарнена. Около 1470 года появились и первые записи баллад о Вильгельме Телле.
События, описанные ниже, излагаются, в основном, по Белой Книге. Они происходили в конце XIII века на территории кантонов Ури и Швиц, которые в то время входили во владения графов Тирольских. Ландфогтом там был некто Гесслер. Он управлял этими землями очень жестоко, творил множество насилий, несправедливостей, а также отличался тягой к прекрасному полу. Однажды он издал указ, чтобы все, под угрозой штрафа, кланялись бы его шляпе, повешенной на шесте
"под липами Ури", -
как написал летописец. В дальнейшем изложении рассказа я буду часто цитировать Белую Книгу без дополнительных указаний.
"И вот жил один достойный человек по имени Телль (le Thall), который тоже дал присягу (о независимости кантонов - прим. Ст. Ворчуна) вместе с Штауффахером (один из героев Независимости - прим. Ст. Ворчуна) и его товарищами. Ему часто приходилось ходить мимо шеста, и он не хотел кланяться".
Узнав о таком поведении Телля, Гесслер велел позвать его и спросил, что побуждает того к неповиновению. Телль извинился, сказав, что делал это без дурных намерений, а также он не думал, что ландфогт придает этому поклону такое важное значение. В заключение он добавил:
"Если бы я был умен, то меня не звали бы le Thall (простак)".
Гесслер задумчиво осмотрел Телля и его сынишку, увидел лук, висевший у него за спиной, и решил немного развлечься. В наказание за неповиновение он приказал Теллю сбить стрелой яблоко с головы своего (Телля) сына. По знаку ландфогта их уже окружили стражники, так что сопротивление было бесполезным. Телль подчинился. Он поставил мальчика у дерева (в балладах упоминается, естественно, дуб), положил ему на голову яблоко и отошел на ... шагов. В летописи ничего не говорится о расстоянии, с которого стрелял Телль, а в балладах упоминаются расстояния в 12, 20 и более шагов. Телль достал из колчана две стрелы, одну из них он спрятал под камзол, а вторую вложил в лук, помолился Богу, прицелился и сбил яблоко с головы ребенка. Вздох облегчения пронесся по толпе, которая уже успела собраться вокруг.
Гесслер заметил, что Телль спрятал под камзолом вторую стрелу и спросил, зачем он это сделал. Телль пытался увернуться от ответа, но ландфогт настаивал:
"Скажи мне правду. Обещаю тебе, что ты останешься жив".
Телль сдался:
"Так как ты мне обещаешь, что я останусь жив, то я скажу тебе правду: если бы моя стрела не попала бы в цель и я убил своего сына, то я направил бы свой лук на тебя".
Ландфогт рассердился (мягко сказано!):
"Да, правда, я обещал тебе жизнь, но я помещу тебя в такое место, где ты больше не увидишь ни солнца, ни луны".
Он велел связать Телля и посадить его в лодку. Лук положили сзади него (зачем?). Гесслер тоже сел в лодку, и они поплыли по озеру к Аксену. Когда лодка достигла этой скалы, поднялся сильный ветер, и Гесслера со спутниками охватил сильный страх. Один из лодочников обратился к Гесслеру:
"Видите, что нам грозит. Прикажите развязать Телля и велите ему нас спасти. Он силен и умеет управлять рулем".
Ландфогт сказал Теллю:
"Если ты обещаешь нас спасти, то я велю развязать тебя".
Телль согласился и стал грести, а сам все посматривал на свой лук. Достигнув площадки, которая теперь называется площадкой Телля, он схватил свой лук, выскочил на берег и оттолкнул лодку ногой. Пока спутникам Гесслера удалось справиться с лодкой и пристать к берегу, Телль уже был далеко.
Он прошел весь Швиц и добрался до Кусснахтского ущелья, через которое обязательно должен был проезжать Гесслер. Он дождался своего, застрелил ландфогта, а потом через горы вернулся в свой родной Ури.
На этом история про Вильгельма Телля и заканчивается. У летописца Телль принимает участие в борьбе за независимость, но является уже второстепенной фигурой. В традиции же кантона Ури Телль является одним из главных героев борьбы за образование союза кантонов. Простим им эту патриотическую слабость! Вильгельм Телль стал одним из национальных героев Швейцарии, его именем названо множество мест в стране, построены посвященные ему часовни и поставлены памятники.
Первые же документы, в которых ставится под сомнение правдивость изложенной выше истории, появились еще в 1607 году. Как видим, историческая критика не дремала! Указывалось, что в исторических источниках нет упоминаний ни о Телле, ни о Гесслере, обращалось внимание на странный маршрут передвижений Телля и Гесслера (можно было двигаться более короткими маршрутами) и т.д. Сохранилось много рассказов о превышении власти ландфогтами, но о стрелке из лука... Главным же аргументов критиков было то обстоятельство, что предания о таком стрелке встречаются у многих народов в самые различные времена. Они известны у азиатских народов, в прирейнских областях, но наиболее известны датские, исландские и английские легенды.
В исландской саге король Нидунг кладет яблоко на голову сына Эйгиля, который вынужден повиноваться под угрозой наказания. Он вынимает три стрелы, кладет первую в лук и попадает в середину яблока. Король хвалит его за ловкость, а потом спрашивает, почему он приготовил три стрелы, когда ему была нужна только одна? Эйгиль отвечает:
"Если бы первой стрелой я убил своего сына, две другие попали бы в Вас".
Король пришел в восторг от ответа храброго воина и взял его в свое войско.
Датская легенда очень похожа на исландскую и была записана Саксоном Грамматиком около 1185 года. Однако перевод на немецкий язык был сделан только в 1430 году, литературная обработка появилась в 1480 году, а напечатан он был в 1514 году. Говорить о заимствовании сюжета легенды у Саксона Грамматика трудно, хотя на этом настаивали первые критики, но, как видно, такой сюжет был довольно распространенным. Вот краткое изложение рассказа Саксона Грамматика. Стрелок Токко любил всюду хвастаться своей меткостью. Это услышал король Геральд и велел стрелку сбить яблоко с головы его маленького сына. Токко также вынимает три стрелы и первой стрелой попадает в яблоко. На вопрос короля, зачем он вынул три стрелы, Токко отвечает:
"Чтобы отомстить тебе, если бы первая не попала в цель".
Король рассердился и хотел подвергнуть стрелка новому испытанию, но тот сумел скрыться, а позднее застрелил короля в лесу.
Видно, что эти легенды очень похожи, хотя у швейцарцев есть и своя специфика: две стрелы, путешествие по озеру и т.д. Сторонники подлинности предания о Вильгельме Телле также выдвигали свои доводы. Споры об этой истории продолжаются уже три сотни лет, и я не буду подробно анализировать доводы сторон. В заключение приведу строки швейцарского историка Антуана Гислера (интересная фамилия!):
" Швейцарцы могут утешаться этим сказанием и гордиться им. Предание о Телле является прекрасным символом любви к свободе и силы нашей демократии. Оно имеет право на место в наших сердцах, и никто не может его у нас отнять. Гордо возвышается на площади Альторфа бронзовая статуя Телля. Ей нечего бояться ни суда исторической критики, ни суда моралистов".
Другие работы по теме:
Сказание
Сказание (греч. historia, diegemata) — в настоящее время термин, не прикрепленный к определенному литературному жанру. Даже специалисты употребляют часто безразлично слова — сказание, легенда, предание, сага.
O соотношении мифа и ритуала в свете народной веры
В последнее время в социальных науках довольно много внимания уделяется вопросам народной веры (народной религии, народного православия). Под этим термином обычно понимается комплекс представлений и ритуалов.
Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Древние греки были величайшими мифотворцами Европы. Именно они придумали слово "миф" (в переводе с греческого "предание", "сказание"), которым мы сегодня называем удивительные истории о богах, людях и фантастических существах.
Грузинская православная церковь
Первую проповедь христианства на земле древней Иверии церковное Предание приписывает апостолу Андрею Первозванному, который водрузил крест на Киевских горах.
Адвентизм
Адвентизм, теологическое учение о скором пришествии Иисуса Христа, который явится, чтобы установить свое царство и уничтожить нынешний мировой порядок. Это – главный догмат различных адвентистских деноминаций.
Каббала
Каббала (древнеевр. «предание»; от «каббель» – «принимать»), эзотерическое, мистическое течение в иудаизме. Название указывает на то, что каббала как тайное учение была получена в виде особого Откровения немногими избранниками.
Литературный герой ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ
Вильгельм телль нем. Wilhelm Tell герой драмы Ф. Шиллера Вильгельм Телль При создании образа В. Т. автор использовал швейцарскую сагу об искусном стрелке из лука. С В. Т.
Песнь песней Шолом-Алейхема лирический роман о любви
Рассуждая о своих произведениях, Шолом-Алейхем писал, что воспринимает слово «роман» и как художественное произведение, и как историю любви. В «Песне песней», как ни в одном другом произведении писателя, передано это понимание романа, ведь это предание о колдовстве, тайне зарождении любви и о ее потере.
Баллада Жуковского Светлана
Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского.
Звено нежности - человек и время в рассказах А. Кима
Рассказы А. Кима уникальны. И каждый из них справедливо может пополнить “золотую коллекцию” XX века. Все они чем-то похожи, у каждого есть свои особенности. Несколько лет объединяют их, делая монолитным произведением.
Афоризмы
Афоризмы из комедии А.Грбоедова "Горе от ума".
Обычаи, традиции и обряды
В отличие от манер и этикета, обычаи присущи широким массам людей. Обычай — традиционно установившийся порядок поведения. Он основан на привычке и относится к коллективным формам действия.
Предания и легенды
Предание - то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..." - так говорит А.С. Пушкин о событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".
Монастыри Пскова
Text Один из самых известных монастырей России. Он построен в глубоком лесном овраге, по которому протекает ручей Каменец. Крепостные стены протянуты по склонам оврага и, пересекая его, опускаются на довольно большую глубину, образуя цифру «V», опущенную нижним углом в заросший лесом глубокий овраг.
Анри де Монтескальозо
Введение 1 Происхождение 2 Прибытие на Сицилию 3 Интриги и заговоры 4 Источники Введение Родриго (на Сицилии принял имя Анри), граф де Монтескальозо (умер после 1172 года) - наваррский принц из династии Хименес, принимал активное участие в политической жизни Сицилийского королевства в эпоху регентства его сестры Маргариты Наваррской.
Палнатоки
(др.-исл. Pбlnatуki или Pбlna-Tуki) — легендарный датский герой X века, хёвдинг с острова Фюн. Согласно «Саге о йомсвикингах», он убедил Свена Вилобородого выступить против своего отца, Харальда Синезубого. «Сага о йомсвикингах» и «Деяния данов» говорят также, что Палнатоки лично убил Харальда. По одной из версий, это была его месть Харальду за убийство деда Палнатоки, гётского ярла Оттара, во время вторжения Харальда на Готланд.
Легенда об основании Молдавского княжества
— предание из молдавско-польской хроники о том, что «по воле Бога воевода Драгош пришёл из Венгрии, из места Марамуреш возле реки Марамуреш, охотясь на зубра, которого он убил возле реки Молдова. Он отпраздновал это вместе со своими боярами, страна понравилась ему и он остался, и населил страну своими молдаванами из Венгрии, и был их князем в течение двух лет».
Нарваэс, Рамон Мария
Рамон Мария Нарваэс (исп. Don Ramуn Marнa de Narvбez y Campos, 1. Duque de Valencia) (1800-1868) - испанский государственный деятель, генерал с 1836, герцог де Валенсия с 1844.
Арсеньев, Константин Константинович
Константин Константинович Арсеньев (24 января (5 февраля) 1837 года — 22 марта 1919 года, Петроград) — русский писатель, общественный и земский деятель, адвокат.
Сокровища в Льянханатес
Введение 1 Легенда о сокровищах инков 2 Поиски Введение Сокровища Льянханатес — сокровища инков, по легенде спрятанные Руминьяви в эквадорских горах Льянханатес (исп. Cordillera de Llanganates).
Вильгельм Телль
Введение 1 Сказание о Вильгельме Телле 2 Легендарные стрелки у других народов 3 Легенда или история? 4 Интересные факты Введение Вильгельм Телль (нем. Wilhelm Tell; фр. Guillaume Tell; итал. Guglielmo Tell) — легендарный народный герой Швейцарии, уроженец кантона Ури, живший в конце XIII — начале XIV в., искусный лучник, борец за независимость своей страны от Австрии и Священной Римской империи.
Меркурий Кесарийский
Для термина «Святой Меркурий» см. другие значения. Меркурий Кесарийский (Каппадокийский; III век) — христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Память в Православной церкви совершается 24 ноября (по юлианскому календарю), в Католической церкви 11 ноября.
Вторжение США в Панаму
План Введение 1 Предпосылки 2 Военная операция 3 Интересные факты Список литературы Введение Вторжение США в Панаму (англ. United States invasion of Panama) — вторжение США в Панаму 20 декабря 1989 года.
Герб Романовых
План Введение 1 Описание герба 2 История герба 2.1 Описание прапора Н. И. Романова Список литературы Герб Романовых Введение Герб Романовых — фамильный герб дома Романовых. Составлен Б. В. Кёне в царствование императора Александра II и официально утверждён 8 декабря 1856 года[1].
Боуи, Джеймс
Джим Боуи [1] ( [2][3], англ. James Bowie; 10 апреля 1796 — 6 марта 1836) — американский авантюрист, герой Техасской революции. Его фамилию выбрал своим псевдонимом музыкант Дэвид Боуи (точнее, Дэвид Боуи использовал в качестве псевдонима название ножа, который, в свою очередь, был назван по фамилии Джеймса Боуи).
Селифонтов, Иван Осипович
Иван Осипович Селифонтов (7 ноября 1743 года или 1744 — 7 апреля 1822 года) — Иркутский и Колыванский генерал-губернатор, сенатор. Биография Родился 7 ноября 1743 года (или в 1744 году), происходил из дворян Ярославской губернии.
Жихаревская карстовая пещера
На территории Ордовикского плато, где известняки залегают недалеко от поверхности, карстовые впадины встречаются довольно часто. Однако настоящие карстовые пещеры до последнего времени не были известны. Лишь сравнительно недавно любителями спелеологами в районе ж/д ст. Жихарево была обнаружена и исследована единственная в области карстовая пещера.
Гёте, Иоганн Вольфганг фон
Немецкий поэт, естествоиспытатель, мыслитель. Родился Гете 28 августа 1749 во Франкфурт-на-Майне (Германия), в семье образованного бюргера - имперского советника. В раннем возрасте увлекался классической поэзией, театром, стихи начал писать с восьми лет.
Андрей Юрьевич Боголюбский
Великий князь суздальский, сын Юрия Долгорукого. Первые упоминания о нем в летописях относятся ко времени знаменитой борьбы его отца Юрия с племянником Изяславом Мстиславичем.
Святая Елена
Елена, Св. (ок. 250 – ок. 330), мать Константина Великого, родилась в Дрепане (позднее – Еленополь) на побережье Никомедийского залива в Вифинии.