Реферат: История флота российского - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

История флота российского

Рефераты по истории » История флота российского

И не страшны нам смерчи огневые,

Легче времени медленный шаг,

Тем, кто верит, что будет Россия

И с Россией - Андреевский флаг.

Андрей Говоров

Морской зверобойный промысел и лов рыбы в море уже в каменном веке способствовали возникновению и развитию отечественного мореплавания. О том, что древние зверобои и рыбаки были неплохими мореходами и имели мореходные лодки, свидетельствует факт заселения в период неолита Курильских островов, протянувшихся дугой в 600 миль от Японии до Камчатки.

Ещё за полторы тысячи лет до возникновения Древнерусского государства начала осваиваться южная часть великого внутреннего Днепровско-Волховского водного пути.

Среди дремучих лесов и болот протяжённые глубоководные реки, такие, как Днепр, Волга, Западная Двина, Волхов с притоками, образовывали сеть почти непрерывных торговых путей, соединяющих Балтийское, Чёрное и Каспийское моря. При недостатке сухопутных дорог плавание по рекам и озёрам являлось для жителей древней Руси основным способом передвижения. Это до такой степени способствовало развитию морских качеств в народе, что одновременно с возникновением Древнерусского государства славянские дружины на своих больших чёлнах смело переплывали моря и собирали дань с богатой столицы Византии – Царьграда (Константинополя), с берегов Крыма, Мраморного моря и Каспия.

С начала VIII в. на юго-востоке Руси противником славян выступили кочевые племена Хазарского каганата. Они овладели Северным Кавказом, Приазовьем, большей (северной) частью Крыма, степной и лесостепной зонами Восточной Европы, покорили племена славян, обосновавшегося по Дону, Оке и Днепру, захватили Киев. Столицей Хазарского каганата был город Итиль в низовьях Волги.

На рубеже VIII – IX вв., в период становления Древнерусского государства, славяне-руссы провели ряд походов против Византийской империи и Хазарского каганата. Ещё в VII в. появляются первые упоминания византийских историков о мореходном искусстве восточных славян, а в 765 г. византийский император Константин V совершил морской поход на болгар на судах русской постройки.

В конце VIII или в начале IX в. новгородский князь Бравлин с моря напал на византийские владения в Крыму, захватил Сугдею (Сурож) и разорил побережье от Херсонеса (Корсунь) до Корчева (Керчи). В 813 г. руссы совершили набег на остров Эгина в Эгейском море. Во второй четверти IX в. они разорили малоазийское побережье Чёрного моря в районе Синопы. В 839 г. послы русского князя прибыли в Царьград (Константинополь) для заключения договора о дружбе. Договор не сохранился, но сохранившиеся более поздние договоры князей Олега и Игоря с Византией дают представление о содержании этого договора. В таких договорах устанавливались мирные отношения между Русью и Византией, оговаривались условия торговли русских купцов в Царьграде, указывались меры для охраны мореплавания и помощи судам, потерпевшим бедствие. Византийское правительство получало права нанимать славянских воинов в свою армию. С русской стороны отчётливо выражается стремление сохранить экономические и политические интересы Руси и особенно – право свободного плавания в Чёрное море, что приносило большую выгоду. Византийский император Константин Багрянородный оставил подробное известие о том, откуда и как ходили русские в Царьград (Константинополь) для торговли. По словам его, русские суда приходили в Царьград из Новгорода, Смоленска, Любеча, Чернигова и Вышгорода. Подвластные Руси кривичи, лучане и другие племена зимой рубили у себя на горах лес, строили из него суда и по вскрытии Днепра приводили их в Киев, где продавали русским. В апреле весь русский флот собирался у Витичева (на правом берегу Днепра, пятьюдесятью верстами ниже Киева), а оттуда, не останавливаясь, шёл до порогов, которых, как тогда считали, было семь. В более позднее время, когда Днепр значительно обмелел, их оказалось четырнадцать. У первого порога, Ессупи (здесь и далее название порогов греческие), чрезвычайно узкого и весьма опасного по причине сильного падения воды, часть русских выходила из судов и, идя вброд, отыскивала босыми ногами те места на речном дне, где было меньше камней. Когда удобный проход был найден, оставшиеся на судах люди брались за шесты и, упираясь ими со всех сторон, следовали по направлению, указываемому передовыми вожатыми. С величайшим трудом, преодолев, таким образом, первый порог, садились на суда и следовали далее. Второй из порогов, Островуни, или Ульвори, и третий, Геландри, были менее трудными для прохода, но у четвёртого, самого большого, Неясыти (так названного от гнездившихся на нём птиц пеликанов, или неясытей), русских ожидали наибольшие трудности и опасности. Здесь, остерегаясь нападения печенегов, одна часть русских – охранное войско – выходила на берег, а другая выгружала товары, которые должны были нести скованные невольники, по всей вероятности, предназначенные для продажи в Царьграде. Разгруженные суда вытаскивали на берег и волокли по сухому пути или несли на плечах на протяжении шести тысяч шагов до того места, где можно было без опасения спустить их на воду. У острова Березань, уже в открытом море, чинили и оснащали суда, затем вдоль западного берега Чёрного моря мимо Сулинского гирла Дуная и устьев болгарских рек Варна и Дицина ходили до Мессемврии, первого греческого города. Этот путь от лимана при благоприятном ветре шли под парусами, а при противном – на вёслах.

Борьба со столькими трудностями и опасностями говорит о том, что торговля с Царьградом и вообще с тамошними странами была выгодна для наших предков, и она «так процветала и была так обширна, что Чёрное море долго было называемо Русским, подобно тому, как Балтийское от разъезжавших по нём варягов Варяжским».

Византийское правительство в отношениях с соседями всегда стремилось к монополии в торговле, как на суше, так и на море, старалось поставить их политическую зависимость, нарушало договоры. Однако в отношениях с Киевской Русью попытки нарушать договоры приводили к новым походам руссов на Византию. 18 июня 860 г. руссы появились под Царьградом в тот момент, когда византийский император Михаил III ушёл с войском на войну с арабами. Русский флот в составе 200 судов, не замеченный морской стражей, вошёл на рейд Царьграда, и воины сразу же высадились на берег. Через семь дней осада была прекращена после выплаты греками большой дани. В этом же году руссы прошли в Пропонтиду (Мраморное море) и высадились на остров Теревинт.

Морской поход руссов 860 г. показал, что они накопили к этому времени большой опыт мореплавания. Византийское правительство охотно принимало их на службу во флот, хотя именно греки считались в то время прекрасными моряками. Морские военные походы и торговые плавания руссов были настолько обычным делом, что арабский источник X в. и русская летопись называют Понт Эвксинский (Чёрное море) Русским морем. По сведениям арабских источников, в 40-х гг. IX в. купцы – руссы уже плавали по Русскому морю в Рум (Византию), а по Дону, Итилю (Волге) и Хвалынскому (Каспийскому) морю – в прикаспийские страны.

За походом 860 г. последовал ряд новых походов на Византию русских князей Олега, Игоря, Святослава и др. В 883 – 885 гг. войска Олега покорили древлян, кривичей, северян и радимичей, ранее плативших дань хазарам.

В 907 г. князь Олег, как повествует летопись, предпринял большой поход на Византию. Его конница шла берегом, а 80 тысяч пехоты плыли на 2000 судах по Днепру и далее Чёрным морем до Царьграда. Поход увенчался успехом, греки выплатили большую дань, Олег в знак мира повесил свой щит на воротах Царьграда и вернулся в Киев. Следствием этого похода было заключение выгодных для Руси договоров с Византией в 907 и 911 гг., по которым русские купцы получили право беспошлинной торговли в Константинополе. Договор 911 г. – древнейший письменный договор, дошедший до наших дней, первый известный документ русской дипломатии.

Начиная с 909 г., руссы совершали морские походы на Каспий. Преемник Олега князь Игорь в 913 – 914 гг. на 500 судах предпринял поход против хазар и в Закавказье. Спустившись по Днепру в Чёрное море, флот Игоря обогнул Крым, через Боспор Киммерийский (Керченский пролив) прошёл в Азовское море, поднялся по Дону и в районе станицы Качалинской через волок перебрался на Волгу. Спустившись по Волге в Каспийское море, руссы прошли вдоль побережья Гиляна, Дайлема, Табаристана, Азербайджана и разбили флот Ширван-шаха у берегов Ширвана. При возвращении они подверглись нападению хазар и были разбиты у Итиля.

В конце IX в. у восточных границ Хазарского каганата появились орды кочевников-печенегов. Печенеги в IX – X вв. прорвались в южнорусские степи и отрезали славянские поселения на Дону, в Приазовье и Причерноморье от остальных русских земель. Князь Игорь и его сын Святослав вели с ними непрерывную борьбу. К середине X в. в состав Киевской Руси вошли земли уличей и тиверцев, и владения Древнерусского государства были расширены на юго-западе до Русского моря.

В 941 г. князь Игорь на тысяче лодей (как утверждают историки) вошёл в Чёрное море. Флот Византии воевал с арабами, и русская флотилия напала на побережье Боспора Фракийского (пролив Босфор), но 11 июня была разбита под Константинополем. Часть лодей была уничтожена «греческим огнём», остальные укрылись в гаванях Малой Азии, Вифинии и Пафлагонии, где их заблокировал византийский флот. В сентябре русские суда прорвали блокаду и вышли в открытое море, но их догнали византийцы и, используя «греческий огонь», нанесли тяжёлые потери, так что лишь малая часть русских судов сумела оторваться от преследователей и ушла в Корчев (Керчь).

В 944 г. Игорь вновь пошёл в поход на Византию. Русские суда подошли к устью Дуная. Византийцы, ослабленные борьбой с арабами и болгарами, выплатили руссам большую дань и в этом же году подписали в Киеве мирный договор. По этому договору Византия и Русь обязались оказывать друг другу военную помощь; в частности, киевский князь должен был защищать от набегов кочевников византийские владения в Крыму. В целом этот договор был менее выгоден для Руси, чем договоры 907 и 911 гг.

В соответствии с договорами русские отряды, состоявшие на византийской службе, участвовали в морских походах против арабов на остров Крит (902, 949, 961) и против лангобардов в Италию (936).

В 964 – 967 гг. сын Игоря князь Святослав предпринял ряд походов против Хазарского каганата. Он подчинил витячей и волжских болгар, плативших дань хазарам, разгромил войска Хазарского каганата и занял хазарские города Саркел (славянская Белая Вежа), Итиль и Семендер, подчинил ясов (осетин) и касогов (черкесов). Разгромив хазарскую столицу Итиль, русские вышли к Каспийскому морю, полностью овладели волжским торговым путём и расширили связи с Ираном и Средней Азией, откуда товары стали беспрепятственно распространяться по всей Руси, достигали Балтийского моря. В период княжения Святослава три моря – Чёрное, Каспийское и Балтийское – стали открытыми для плавания русских судов.

Стремясь ослабить быстро набиравшее силу Древнерусское государство, Византия попыталась столкнуть Русь и Болгарию, которая в начале X в. нанесла ряд поражений Византии. Сам Святослав тоже стремился укрепиться на берегах Дуная и даже намеревался перенести сюда столицу Древнерусского государства. По просьбе императора Византии он предпринял поход на Балканский полуостров. В 968 г. флотилия руссов вошла в Дунай, и 60 тысяч воинов высадились на берег. В короткий срок Святослав разгромил болгарскую армию и занял около 80 болгарских городов. Однако в 969 г. Русь заключила с болгарами военный договор против Византии.

В начале 971 г. в Болгарию вторглось войско византийского императора Иоанна Цимисхия. 300 судов византийского флота вошли в Дунай и заблокировали флотилию Святослава. Основные силы русского войска 23 апреля были осаждены в городе Доростоле (Дристре). 22 июля Святослав предпринял попытку вырваться из кольца осады, и вступил в отчаянный бой с войсками императора. Перед этим боем он обратился к остаткам дружины с бессмертным призывом, который потом целое тысячелетие вдохновлял русские войска в самые тяжёлые минуты: «Не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мёртвыми бо срама не имам». Потеряв в боях, от голода и жажды много воинов, Святослав был вынужден начать переговоры о мире. По Доростольскому договору 971 г. Святослав обязался покинуть Болгарию, а в случае войны должен был предоставить Византии военную помощь. Византийцы обязались снабдить русских воинов продовольствием и выпустить флотилию Святослава в Чёрное море. На пути в Киев Святослав был убит печенегами на Днепре в 972 г.

В 988 г. в соответствии с русско-византийским договором 971 г. князь Владимир Святославович (980 – 1015) послал в Византию русский отряд. Однако Византия, как уже не раз бывало, не выполнила своих обязательств. В ответ Владимир в 989 г. предпринял очередной морской поход на византийские владения в Крыму, осадил город Корсунь и захватил его. Падение Корсуни заставило Царьград выполнить договор.

Постоянные попытки Византии подчинить Русь своему влиянию в 40-х гг. XI в. привели к новому столкновению. В 1043 г. Русь вновь предприняла морской поход на Константинополь. 499 лодий с 20 тысячами воинов подошли к Боспору Фракийскому и встретились у маяка Фар (Искрест) с византийским флотом. Это морское сражение оказалось неудачным для руссов: «греческий огонь» с византийских судов и начавшийся сильный шторм уничтожили множество русских судов. Около 6 тысяч русских воинов с погибших судов собрал воевода Вышата и попытался пробиться по суше, но его обессиленный отряд был окружён, большинство воинов погибло в бою, а остатки (800 человек) были захвачены в плен, приведены в Константинополь и ослеплены.

Так закончился крупный и последний морской поход древнерусских дружин в Чёрное море.

К середине XI в. Киевская Русь была одним из крупнейших и богатейших государств Европы. Древнерусское государство поддерживало политические отношения с Византией, Болгарией, Чехией, Польшей, Венгрией, Германией, Норвегией, Швецией, Францией и Англией, которые часто подкреплялись династическими браками: дочери киевских князей в разное время были королевами Франции, Швеции, Норвегии, Германии. Русские купцы везли товары из Киева в Византию и страны западной Европы, а по Волге поддерживали торговые связи с Закавказьем, Ираном и Средней Азией. Из Новгорода торговые пути вели в скандинавские страны, польское Поморье, Литву. «Повесть временных лет» указывала, что русские купцы освоили морской путь вокруг Европы по Варяжскому и Северному морям, вдоль берегов Франции и Испании, по Эгейскому морю и вплоть до Царьграда.

В IX – XI вв. русское мореходство, военное и торговое, получило широкое развитие на Русском, Варяжском, Хвалынском морях и на внутренних водных путях по рекам и озёрам. Смешанное плавание и необходимость перетаскивать суда через волоки требовало от них, кроме крепости, вместительности и безопасной удобной формы, пригодной для плавания как по мелководным рекам, так и по большим озёрам и морям, ещё и лёгкости. Для этого днища древних русских лодий вырубались из одного ствола липы, дуба или осины и перегонялись в Киев, Новгород и другие города. Если судно предназначалось для морского плавания, высоту борта увеличивали за счёт досок, набитых внакрой, край на край, отчего и сами лодьи назывались набойными. Такие суда поднимали по 40 – 60 воинов с оружием и припасами. Как правило, лодьи ходили на вёслах, но были оснащены мачтой с реей и при попутных ветрах в море использовался парус. Для устойчивости на морской волне вокруг лодьи привязывался толстый тростниковый пояс, служивший одновременно кранцем для защиты бортов при абордажных схватках.

В «Русской правде» в первой половине XI в. говорится о лодьях заморских и набойных, о стругах и чёлнах. Все они были без палуб. Изобрёл крытые (палубные) суда великий князь Изяслав Мстиславич; при отражении нападения на Киев князя Андрея Боголюбского в 1151 г. Изяслав с большим успехом применил лодьи с палубами, укрывавшими гребцов и в то же время служившими помостами для воинов. Эти суда имели по одному рулевому веслу (потеси) на носу и на корме, так что могли двигаться вперёд и назад, не поворачиваясь в узостях и на крутых коленах рек.

Утлые суда не мешали древним руссам совершать далёкие походы по морям и рекам, дерзко нападать и одерживать победы над военными кораблями греков, обладавших всеми средствами нападения и защиты – разнообразным ручным оружием, метательными машинами, секретным «греческим огнём», гибельным для деревянных судов. Успехи славян можно объяснять только отчаянной храбростью, качествами хороших моряков, умением применять военную хитрость в противовес превосходству в силах, хорошим знанием районов плавания.

Английский историк Джен в конце XIX в. писал: «Существует распространённое мнение, что русский флот основан сравнительно недавно Петром Великим; однако в действительности он по праву может считаться более древним, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред построил первые английские военные корабли, русские участвовали в ожесточённых морских сражениях, и тысячу лет тому назад именно русские были наиболее передовыми моряками своего времени».

В конце XI в. началось феодальное дробление Древнерусского государства. Этому способствовало: рост городов, развитие ремёсел и торговли. В 1132 г. Киевская Русь распалась на полтора десятка княжеств.

Появление в середине XI в. в южнорусских степях кочевников-половцев (кыпчаков), с которыми в течение двух веков Киевская Русь вела непрерывную борьбу, затруднило русскую торговлю с Византией на Русском море. Междоусобия удельных князей, а затем монголо-татарское нашествие в XIII в. окончательно отрезало Русь от южных морей.

Так вторично было прервано мореплавание руссов на юге страны под натиском кочевников из восточных степей. В связи с этим, начиная с XI в. возросло значение для Руси мореходства на севере и в Варяжском (Балтийском) море.

На северном конце торгового пути, на реке Волхов стоял один из десяти древнейших русских городов – Новгород Великий. Новгородские купцы не ограничивались торговлей в Балтийском и Северном морях. Они огибали Европу, через Гибралтар плыли в Средиземное море и доходили до Италии и Византии.

Дания и Швеция всеми способами стремились вытеснить русских купцов с Балтийского моря. В 1134 г. новгородские купцы, прибывшие в Данию, были перебиты. В 1157 г. по приказу датского короля были захвачены торговые суда в Шлезвиге. В 1188 г. новгородцы подверглись нападению на острове Готланд.

Шведы, воспользовавшись ослаблением Киевской Руси, шведы предприняли планомерное наступление на земли финских племён и Новгорода. В середине XII в. они основали замок Або на землях племени сумь. В 1164 г. 55 шведских судов прошли через Неву в Ладожское озеро, и подошли к стенам Ладоги. После безуспешной четырёхдневной осады города они отступили на реку Вороная, где 28 мая произошла битва, закончившаяся победой новгородцев, потопивших 43 шведских судна.

В 1187 г. новгородцы со своими союзниками карелами переплыли Балтийское море и до основания разрушили многолюдный город Сигтуну – политический и экономический центр Швеции, который так и не пришёл в прежнее цветущее состояние. Неоднократно ударам новгородцев с моря подвергался замок Або.

С 1188 г. новгородцы проложили новый торговый путь в Балтийское море через Псков и Западную Двину. Однако в 1198 г. по инициативе римской церкви в земли «язычников» - ливов был организован крестовый поход. В 1200 г. немецкие крестоносцы на 23 судах пришли в устье реки Даугава (Западная Двина), разбили местное ополчение и основали на месте древней земгальской гавани крепость Ригу (1201). В 1202 г. немцами был учреждён Орден рыцарей-меченосцев для захвата восточной Прибалтики. С 1202 по 1209 г. крестоносцы покорили прибалтийские земли. С 1217 г. начались столкновения войск русских княжеств с крестоносцами, продвигавшимися всё дальше на северо-восток, к Пскову и Новгороду.

В 1237 г. Орден меченосцев слился с Тевтонским орденом, который заключил в 1238 г. военный союз с Данией. Воспользовавшись нашествием монголо-татар на Русь в 1237 – 1240 г., шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Пскова и Новгорода. После жестокой борьбы разгромленное шведское войско на судах ночью ушло в море. Эта победа сохранила для Руси побережье Финского залива с выходом в Балтийское море.

В этом же, 1240 г. на Русь двинулись немецкие и датские крестоносцы. Они захватили Изборск, Псков и стали грабить земли Новгорода. 5 апреля 1242 г. русское войско во главе с Александром Невским наголову разгромило объединённые войска Тевтонского ордена, датчан на льду Чудского озера. Эта победа (Ледовое побоище) положила конец продвижению крестоносцев на восток. Но натиск на русские земли с запада и северо-запада продолжался.

C 1249 г. шведы, датчане, немцы неоднократно нападали на подвластные Новгороду, земли. В 1293 г. шведы захватили западные карельские земли, принадлежавшие Новгороду, и основали крепость Выборг.

В 1295 г. шведы продвинулись на западный берег Ладожского озера, где построили крепость Кексгольм. Прибывшие на судах новгородские войска разрушили Кексгольм, а в 1310 г. на этом месте для охраны побережья озера построили крепость Корелу (в нынешнем Приозёрске).

Борьба шведов с русскими войсками продолжалась с переменным успехом. В конце 1322 г. по приказу Великого князя Московского Юрия Даниловича у истока Невы на Ореховом острове была заложена крепость Орешек, закрывавшая вход в Ладожское озеро. В августе 1323 г. в Орешке был заключён русско-шведский мирный договор, по которому Швеция обязалась не препятствовать русской торговле в Балтийском море.

В длительной борьбе со шведами, немцами и датчанами в XIII – XIV вв. русскому народу удалось отстоять северо-западные рубежи государства и сохранить выход в Балтийское море.

Восточные славяне первыми из жителей Европы установили связи с народами Севера. Готский писатель Иордан ( VI в. н.э.), описывая быт восточных славян, сообщал, что в его время славяне торговали с Югрой (в древних русских летописях – область от низовий реки Печоры до низовий Оби, Большеземельская тундра). Арабский писатель X в. Ибн-Русте, ссылаясь на источники VIII и IX вв., писал, что руссы исстари привозили к волжским болгарам на продажу добытые на севере шкуры пушных зверей. В «Повести временных лет», относящейся к VIII – началу IX в., говорится о власти Руси над Печорой и Югрой.

Начало передвижения русских на север и северо-восток, к берегам Белого моря, следует отнести к IX – X вв., а появление их на берегах Белого моря – не позже конца X в.

Ведущую роль на севере играл Новгород, который создал в XII – XV вв. вокруг озера Ильмень свое феодальное государство – Новгородскую республику. Господства Новгорода на севере ознаменовалось развитием мореплавания, началом специализированного полярного судостроения, более прочным хозяйственным освоением морских побережий. Морские прибрежные плавания соединили между собой ранее разобщённые участки берегов и моря. Новгороду подчинялись и платили дань большие северные территории Поморья от границы с Норвегией до Обской губы, куда входили Печора (Печорский край), Югра, Заволочье (Северная Двина), Вологда Тре, Терский берег (восточная часть Кольского полуострова).

Новгородцы подчиняли эти территории постепенно, «проведывая новые землицы» по суше и по морю. Они создавали поселения по берегам рек, впадающих в северные моря. Первые такие становища появились в устьях рек Онега и Двина, в Неноксе и Уне, позднее в Варзуге, у мыса Святой Нос и на реке Печора. В Новгороде формировались также вооружённые дружины ушкуйников (от древнерусского «ушкуй» - большая речная долблёная лодка) для захвата новых земель на северо-востоке, а позднее с целью торгово-разбойничьих экспедиций на Волге и Каме. Они сыграли большую роль в освоении Севера и основали ряд крупных поселений – Орлец, Матигоры, Холмогоры, Каргополь на Онеге, Шенкурск на Волге. Новгородцы проложили также морские пути на запад и восток от Горла Белого моря вдоль побережья и дороге по суше и по рекам на Печору и за Урал, в северную Сибирь.

Одним из первых походов по морю на восток было плавание двинского посадника Улеба в пролив Карские Ворота (в древности его называли Железные Ворота), отмеченное в новгородской летописи под 1032 г. В «Повести временных лет» под 1096 г. отмечено, что новгородец Гюрята Рогович посылал своих людей на Печору к людям, которые дают дань Новгороду. Отсюда люди Гюряты отправились в Югру. На основании сведений, полученных от своих дружинников, Гюрята Рогович написал «Сказание об Югре» - первое достоверное сведение о полярных районах.

От югров стало известно, что в горах – «им же высота аки до небес» - живёт народ, который обменивает меха на железо. Речь шла об Урале. По-видимому, руссы уже в конце XI в. проникли за северный Урал, открыв дорогу в Сибирь. Это первое достоверное известие о русских в Сибири.

В низовьях Оби поморы появились впервые в 1364 или 1365 г. Это был поход за Урал новгородских дружин во главе с воеводами Александром Абакумовичем и Степаном Ляпой. Одна часть рати пошла вверх по Оби, а другая спустилась вниз по реке. В Новгородской IV летописи 1365 г. есть известие: «тои зимы с Югры Новгородци приихаша, воевавше по Обе реки до моря».

В XIV в. морские плавания от устья Северной Двины в Печорский край стали постоянными. Этому способствовало то, что с середины XIII в. на север двинулась масса беглых крестьян. Беглецы расселялись вдоль главных северных рек – Северной Двины, Онеги, Пинеги и их притоков, небольшими деревнями. Главным занятием новопоселенцев стали рыбные, морские зверобойные и соляные промыслы, судостроение.

Немалую роль в освоении края сыграли северные монастыри. Первые из них появились здесь в конце XIV – начале XV в.

Поморы не знали крепостного права, сохранили самобытность своей древней культуры, особенности своего быта и хозяйства. Эти энергичные, смелые люди скоро вышли в «Студёное море», их становища появились на берегах Белого и Баренцева морей, где они промышляли рыбу, тюленей и моржей. Здесь им пришлось столкнуться с проблемой плавания во льдах. Походы среди льдов Белого моря были трудным делом, но поморы научились умело водить суда в полыньях и разводьях от острова к острову, используя приливо-отливные течения. Границы поморских промысловых плаваний быстро расширялись и скоро вышли далеко за пределы Белого моря.

Поморы первыми из европейцев открыли Шпицберген (русские мореходы называли его Грумантом) и Новую Землю, но точное время открытия этих архипелагов неизвестно, хотя сведения о полярных островах на Руси имелись ещё в XIII в.

Историк С. В. Обручев писал: «…Выход русских в глубокую Арктику свидетельствует о том, что они обладали совершенными судами. Походы на Грумант были уже не каботажными плаваниями вдоль берегов материка или Новой Земли – это были плавания почти за тысячу километров в открытое море, среди дрейфующих льдов…».

В поисках добычи и новых промысловых районов новгородцы плавали и на северо-запад, к Коле и Печенге. Здесь руссы столкнулись с норвежцами, оспаривавшими право владения и сбора дани с древнего местного карело-лопарского населения. Норвежские походы против биармийцев (так норвежцы называли карелов и лопарей, обитателей Карельского перешейка – Биармии) начались ещё в IX в. новгородцы со стороны моря появились в Коле в XII в. борьба за Биармию между Новгородом и Норвегией длилась несколько веков с переменным успехом. Новгородцы со своими союзниками карелами предприняли ряд дальних морских походов в 1271, 1279, 1302, 1303, 1316, 1323 гг. В Новгородской IV летописи есть сведения о морском походе двинян 1320 г. на Мурманы (Норвегию) под командованием новгородца Луки и предводителя ушкуйников Игната Малыгина. В 1411 г. состоялся военный поход заволочан во главе с двинским посадником Яковом Степановичем. В 1496 г. совершили поход отряды устюжан, пермичей, онежан и двинян под командой московских воевод князей Ивана Ляпуна и Петра Фёдоровича Ушатых. Этот поход, как и предыдущие походы, совершался по морю и был наиболее успешным.

В результате упорной борьбы Новгород отстоял право владения Руси землями за Полярным кругом.

К началу XVI в. вся территория от Тромсе на западе, до Оби на востоке вошла в состав русского государства. Вдоль морских берегов был проложен и детально изучен поколениями мореходов и промышленников морской путь, связавший устья рек Кола, Онега, Северная Двина и Печора, а между реками Северная Двина и Печора установилось регулярное мореплавание.

В конце XV в. Поморье вошло в состав централизованного русского государства с центром в Москве. Важным событием явилось установление торговых отношений между западноевропейскими компаниями и Москвой через Холмогоры. Вследствие этого на архангельском рынке, кроме норвежцев, появились также англичане, голландцы, а позднее шведы.

Идею северо-восточного пути впервые выдвинул дьяк великого князя Московского Василия III Дмитрий Герасимов, который ходил с посольством в Данию из устья Северной Двины и на своём опыте получил представление об условиях плавания на Севере.

Спрос на товары морских промыслов и пушнину всё возрастал, что привело к расширению районов добычи. В поисках непуганого зверя и богатых косяков рыбы поморы уходили всё дальше на восток, северо-восток и севр, в район вечных льдов. В конце XVI в. уже систематически вели промысел на Новой Земле и Шпицбергене. В начале XVIII в. груманланов (т.е. промышленников, охотившихся на Груманте) и новоземельцев из поморов, было уже так много, что они составили целые экипажи первых петровских матросов на Балтийском море.

Главная заслуга в развитии мореплавания, изучении района и специфических условий ледового плавания в морях западной Арктики принадлежит промышленникам Поморья. Поморы в поисках добычи проложили пути вдоль морского побережья, сухопутные и речные дороги в Печорский край и за Урал. Они научились строить суда, пригодные для длительных плаваний среди льдов. Уже по их следам и с учётом их опыта отправились в XV – XVII вв. русские правительственные экспедиции на Новую Землю, на Урал.

Решая свои хозяйственные повседневные задачи, поморы совершили ряд географических открытий и создали весьма самобытную морскую культуру, которая позволила им успешно освоить один из самых суровых регионов Мирового океана.

На протяжении 700 лет ( VI – XIII вв.) племена восточных славян, входившие в Древнерусское государство, в процессе хозяйственной деятельности и во время военных походов детально изучили густую речную сеть на обширном пространстве от Карпатских гор до Волги, и от Балтийского до Чёрного моря. Особенности этих путей – плавание по рекам и озёрам, включавшее в себя преодоление порогов, перетаскивание судов волоком по междуречьям и плавание вдоль морских берегов, - определили требования к типам судов древних славян и организацию походов с учётом глубин и гидрологического режима рек. Основными торговыми путями были водный путь из Балтийского в Чёрное море через Новгород и Киев. И почти параллельный ему путь из Каспийского моря вверх по Волге, который с одной стороны через Окско-Волжское междуречье доходил до Балтийского моря, а с другой, пролегая по Каме и далее по Северной Двине, доходил до Белого моря.

В конце VIII – начале IX в. начались морские походы руссов. Русские военные и торговые суда плавали не только в Балтийском, Чёрном, Каспийском морях, но проникали в Азовское, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, а с XI в. – в Северное, Белое, Баренцево моря и огибали Скандинавию. Уже в период княжения Святослава Чёрное, Балтийское, Азовское и Каспийское моря были открыты для плавания русских судов, и в X – XII вв. молодое Древнерусское государство стремилось закрепиться на их берегах. Так, в Приазовье на западной оконечности Таманского полуострова, в X – XI в. существовало русское Тмутараканское княжество с крупным русским портом Тмутаракань на Чёрном море.

Полярным судостроением в допетровское время занимался простой люд. Новые типы судов создавались в результате обобщения опыта многих поколений мореплавателей и судостроителей, постепенно вносивших небольшие усовершенствования и приспособления в старинный тип русской лодьи.

Уже в XV в. монахи богатого Соловецкого монастыря, расположенного на островах, для плаваний между островами и в устье реки Двина использовали «лодьицы» - небольшие парусные одномачтовые лодки, вмещавшие не более пяти человек. Затем появилась русская поморская лодья – более вместительное судно, предназначенное для плавания на близкие расстояния, преимущественно вдоль берегов арктических морей. На Северной Двине строили несколько иной тип лодий – «двиняки».

Главным достижением поморов в ледовом судостроении было создание коча (или кочмары), просуществовавшего с XVI до XX в.

В первой половине XVIII в., после того как по указу Петра I все старые русские суда были уничтожены, в Архангельске для одного из отрядов Великой Северной экспедиции были построены два коча. Их строители - поморы при опросе заявили, что по обводам корпуса кочи значительно больше приспособлены для плавания во льдах, чем боты и дубель-шлюпки западноевропейского типа.

В XVI – XVII вв. имелись большие и малые кочи. Иногда кочи использовались как военные корабли, для чего на палубе устанавливались пушки.

Несмотря на строжайший запрет Петра строить 2староманерные» суда (чем, при всей своей гениальности, он оказал плохую услугу русскому судостроению), кочи существовали почти пятьсот лет и помогли русским землепроходцам-промышленникам и казакам открыть и изучить всё полярное побережье Евразии, дойти до Берингова пролива и Анадыря и вплоть до конца XVII в., когда началось похолодание климата («малый ледниковый период» XVIII – XIX вв, обеспечивать регулярные плавания вдоль этих берегов.

О размахе судостроения на Севере М. И. Белов писал следующее: «В 1710 г., например, из Архангельска вышло на морские промыслы 190 судов, из них 68 крытых больших карбасов, 87 лодей, 7 сойм, 22 шняки, 11 каюков, 1 яхта и 1 кочмара… В 1790 г. к Архангельску пришло 97 кочей, 124 лодьи, 75 весновальных карбасов, 15 шняк…»

К концу XV в. великий князь Московский Иван III завершил политическое объединение русских земель, и с того времени Московское великое княжество впервые в источниках стало называться Русским государством.

С начала XV в. от Золотой Орды постепенно отпал ряд территорий и образовались независимые ханства. Казанское ханство признало вассальную зависимость от Русского государства и вплоть до начала XVI в. в Казани правили ханы, которые придерживались московской ориентации и не вторгались на русскую территорию. Однако Казанское и Астраханское ханства держали под своим контролем плавание по Волге и Каспийскому морю, а в 1521 г. объединённое крымско-казанское войско дошло до Москвы и, хотя не смогло её взять, разорило значительную часть русской территории к югу и востоку от столицы. И только после того, как войска Ивана IV Грозного в 1552 г. заняли Казань, а в 1556 г. к Русскому государству была присоединена Астрахань, русские суда получили возможность беспрепятственно плавать по Волжско-Каспийскому водному пути.

В первой половине XVI в. ниже порогов Днепра на островах и в плавнях украинские казаки – запорожцы создали постоянный укреплённый центр – Запорожскую сечь, имевшую свою артиллерию и лёгкий флот. Действия казацких флотилий держали в постоянном напряжении флот Османской империи, прибрежные крепости и поселения в Турции и в Крыму. Подрывали торговое мореплавание на Чёрном и Азовском морях и ослабляли военные силы турок и татар, предназначенные для нападения на Русь, Польшу, Литву и другие страны.

Первый крупный морской поход осуществили запорожские казаки в 1576 г. на своих лёгких лодках («чайках») они появлялись в Чёрном море перед устьями реки Дунай, перехватывали турецкие суда с войсками и запасами, заходил в Дунай и уничтожали турецкие прибрежные укрепления. В этом же году запорожцы ходили во второй поход, высаживались на берегах Крыма и громили татар у современных городов Феодосии и Евпатории, а затем пересекали Чёрное море и высаживались на турецком берегу у городов Трабзон и Синоп. В 1590 г. запорожцы снова появились в Чёрном море, брали на абордаж турецкие суда и, вторично захватив Трабзон и Синоп, дотла выжгли их.

Турки пытались закрыть казакам выход в Чёрное и Азовское моря, для чего в месте соединения Днепровского лимана с Чёрным морем построили крепость Очаков, а в устье Дона возвели крепость Азов. Но крепости мало помогали, и казаки по-прежнему прорывались в море.

Запорожских казаков в походах возглавляли опытные и хорошо образованные военачальники – гетманы. В начале XVII в., ряд морских походов к турецким крепостям возглавлял Пётр Конашевич Сагайдачный. В 1605 г. казаки под его руководством захватили и сожгли Варну, в 1613 и 1614 гг. нападали на прибрежные города и селения по всему Чёрному морю. В 1616 г. взяли приступом и дотла разорили грозную крепость Кафу – главный турецкий невольничий рынок на Чёрном море (запорожцы с боем брали Кафу ещё дважды – в 1628 и 1675 гг.). С 1616 г. в Чёрном море совместно с запорожцами или самостоятельно действовали и донские казаки, хотя им было намного сложнее прорываться в море мимо Азова, чем запорожским казакам в широком Днепровском лимане мимо Очакова.

В 1631 г. донские и запорожские казаки совершили совместный поход. В Каспийское море. В 1634 г. они нанесли ряд ударов по Ногайской Орде, двинувшейся из Яицких степей в Крым, спустились по Волге в Каспийское море и напали на Дербент, Баку, Решт и Тарки.

В 1637 г., донские казаки, узнав о подготовке похода турецких войск из Азова на Дон, совместно с запорожскими казаками осадили крепость. Осада продолжалась до 26 сентября 1641 г., затем начался отход турецких войск. Турецкие войска на кораблях ушли в море, потеряв около 50 тыс. человек. Казаки, оборонявшие Азов, потеряли около 6 тыс. человек. Ожидая нового похода турок на Азов, казаки обратились за помощью к русскому правительству. Однако ввод русских регулярных войск мог привести к войне России с Османской империей, к которой Русское государство в то время не было готово. Поэтому в мае 1642 г. по распоряжению русского правительства казаки ушли из Азова, разрушив его укрепления.

Действия казаков в чёрном море заставили Османскую империю заключить около 1649 г. договор о торговле с гетманом Украины Богданом Хмельницким, по которому казакам предоставлялось право свободного плавания и захода во все турецкие гавани и на острова не только в Чёрном, но и в Средиземном море. После этого активность запорожцев на море снизилась, но походы донских казаков продолжались ещё долго. С 1576 по 1689 гг. запорожские и донские казаки совершили 48 больших морских походов в Чёрное море.

В 1668 – 1669 гг. донские казаки во главе со Степаном Разиным совершили большой поход в Каспийское море. Под Тарки к отряду Разина присоединились 700 казаков, прибывших с Дона. С объединённым отрядом на 40 стругах Разин двинулся на юг и напал на Дербент, Баку, Решт, Ферехебад и Астрабад. Перезимовав в Персии, летом 1669 г. Разин отправился в обратный путь. В июле 1669 г. у острова Свиной казаки разгромили флот персидского шаха из 50 кораблей и возвратились на Дон.

Весной 1670 г. Разин во главе отряда казаков вновь двинулся с дона на Волгу. На Дону, в Поволжье и других районах развернулось массовое антифеодальное восстание крестьян, подавленное царскими войсками. В 1671 г. Разин был казнён.

После присоединения Запорожья к России в 1686 г. самостоятельные походы казачества на Чёрном, Азовском и Каспийском морях прекратились. А в 1709 г. по указу Петра I была ликвидирована Запорожская сечь.

Для охраны торгового мореплавания на Каспийском море и на Волге, в Росси были построены вооружённые суда и сформированы специальные судовые команды стрельцов. С 1624 г. в Астрахани существовал казённый Деловой двор, на котором строились торговые и военные суда. В 1636 г. на Нижегородской верфи русские мастера спустили на воду корабль «Фредерик» для плавания шлезвиг-голштиских послов в Персию. Корабль был вооружён пушками, его экипаж (включая посольство) состояло из 78 человек. 15 сентября «Фредерик» прибыл в Астрахань, в октябре вышел в открытое море и 14 ноября потерпел крушение у берегов Дагестана.

«Такова было участь первого военного судна, построенного в русской земле, русскими руками и из русского леса… Строение военных судов в России, начатое голштинцами и ограничившееся одним кораблём, возобновилось опять через 30 лет, но уже не иностранцами, а по непосредственному распоряжению русского правительства», - писал историк русского флота А. Висковатов.

После заключения в 1667 г. соглашения с Персией о провозе персидского шёлка-сырца через Россию на рынки Западной Европы русское правительство решило создать военную флотилию на Каспийском море для защиты торговых судов от разбойных нападений.

По указу царя на верфях в селе Дединово, на берегу Оки, в 25 верстах от Коломны, осенью 1667 г. голландцы начали строить военный корабль, яхту, бот и две шлюпки. Царь Алексей Михайлович лично следил за строительством, вникая во все распоряжения голштинского полковника Буковена, который заведовал кораблестроением в Дединове, и его помощника русского дворянина Полуехтова.

26 мая 1668 г. Полуехтов доносил царю, что корабль спущен и доделывается на воде, а яхта и шлюпка «поспеют в скором времени». Во второй половине сентября царь получил новую «отписку» от Полуехтова: «корабль, и яхта, да два шлюпа и бот сделаны совсем, и щеглы (мачты) на корабле и на яхте канатами и векшами укреплены, а больших канатов, на чём кораблю и яхте стоять, не сделаны…»

Строительство затрудняли ссоры Буковена и Полуехтова, волокита и казнокрадство царских чиновников, о которых Висковатов писал так: « Двухвековое татарское владычество, вытеснив своим владением многие наследственные славянские добродетели русского народа, породило взамен их некоторые вредные пороки, особенно страсть к корыстолюбию и взяточничеству, наиболее вкравшуюся в приказное сословие. Это страшное зло беспощадно разоряло казну и подрывало, даже вовсе уничтожало, самые благие намерения правительства…»

Достройка кораблей на воде затянулась до заморозков и, вопреки приказу царя, их не удалось вывести на Волгу в 1668 г. В ноябре в Посольский приказ, в ведение которого поступили корабли, прибыл из Голландии капитан нового судна Бутлер с тринадцатью моряками, нанятыми для службы на русских кораблях.

В мае 1669 г. Полуехтов отправил в Москву донесение, что он «собрался с кормщиками и работными людьми, с кораблём, и яхтою, и со всеми корабельными людьми пошёл из села Дединова к Нижнему 7 мая», и не дождавшись от тульского воеводы пушек и ядер.

Трёхмачтовый барк «Орёл» имел длину 24,5 м, ширину 6,5 м, осадку 1,5 м, экипаж 58 человек. По прибытии в Нижний Новгород на корабле были установлены 22 пушки (железные пищалки). 31 августа 1669 г. «Орёл» в сопровождении яхты прибыл в Астрахань. Плавание от Нижнего Новгорода до Астрахани продолжалось 65 дней, корабль неоднократно садился на мель, несмотря на присутствие лоцманов на борту, и потерял четыре якоря, (современные теплоходы проходят этот путь за 6 суток).

Капитану «Орла» голландцу Бутлеру были даны «34 статьи артикульных», определявшие службу на корабле, действия в бою капитана и команды. Эти «артикульные статьи» были первым русским уставом военно-морского флота.

В 1670 г. во время штурма Астрахани отрядами Степана Разина корабли первой русской военной флотилии были захвачены казаками и сожжены.

После разгрома Золотой Орды, Казанского и Астраханского ханств со второй половины XVI в. возобновилось плавание русских торговых судов и кораблей на Чёрном, Азовском, Каспийском морях, по рекам Волга, Днепр и Дон.

Начиная с 1576 г. в Чёрном и Азовском морях плавали только казацкие флотилии. Они вели здесь постоянную борьбу с регулярным турецким флотом, захватывали торговые суда, громили прибрежные города и поселения в Крыму и Турции. Суда и даже маршруты походов мало в чём изменились со времён войн древнерусских князей, а действия казаков отличались такой же отчаянной храбростью и безудержной дерзостью. Тем не менее, казаки сыграли большую роль в защите южных границ Русского государства от ударов турок и татар в XV – XVII в.в, держали в постоянном напряжении турецкий военный и торговый флот. Задачу свободного выхода и плавания в Чёрном и Азовском морях Русскому государству ещё предстояло решить в неоднократных русско-турецких войнах, которые продолжались с перерывами на протяжении почти двухсот лет.

На Волжско-Каспийском водном пути торговля с Персией, Бухарой, далёкой Индией успешно развивалась. Речные промысловые и торговые суда строились в бассейнах Оки и Волги, на реке Кама и в верховьях Дона. Суда для плавания в Каспийском море строились в Казани, Нижнем Новгороде и Астрахани. Одновременно развивалась база морского и речного судостроения в Поморье и на великих реках Сибири.

Для охраны торгового мореплавания на Каспийском море впервые в истории Русского государства в XVII в. началось строительство кораблей, специально предназначенных для боевых действий на море.

Пётр I высоко оценил это начинание в предисловии к первому изданию своего Морского устава, напечатанного в Санкт-Петербурге в 1720 г.: «Корабельное дело доселе у нас так странное, что едва о нём и слыхали. Сему доброхотному Монарху (царю Алексею Михайловичу) пришло на память, воспринял он намерение делать корабли и навигацию на Каспийском море… И хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако ж достойное оно есть вечного прославления; понеже и довольно нам являет, какового духа был оной Монарх, и от начинания того, яко от доброго семени произошло нынешнее дело морское».

Опыт строительства военных кораблей в России в XVII в. и создание морских карт для обеспечения плавания их подготовил условия для быстрого создания Петром I Азовского флота в 1696 – 1711 гг., Балтийского флота в 1701 – 1725 гг. и организации государственной морской картографии в XVIII в.

Большую роль в истории развития русского мореплавания на Севере и освоении севера Сибири в конце XVI – начале XVII в. сыграл Мангазейский морской ход, который объединил два разобщённых участка Северо-Восточного прохода – пути через юго-восточную часть Баренцева моря и через Карское море до Обской губы.

Первую попытку создания постоянного военного флота на Балтийском море предпринял Иван Грозный. Каперская флотилия Ивана Грозного – русская наёмная флотилия, созданная в 1570 г. в Ливонскую войну (1558 - 1583 г.г.) для нарушения морской торговли Польши, Литвы и Швеции в Балтийском море, для борьбы со шведскими и польско-литовскими каперами и пиратами. Организация флотилии была 1-й попыткой создания постоянного русского ВМФ. Начало создания регулярного ВМФ относится к концу 17 века, когда по указу Петра I , в 1695 - 1696 на реке Воронеж был построен Азовский флот. В его составе были парусные и гребные суда.

Основателем русского военного флота является Царь Пётр Великий. Создание такого флота было для России исторической необходимостью, и Пётр, гениальным умом своим поняв эту необходимость, пошёл ей навстречу.

Ещё будучи мальчиком, в 1688 году, Пётр нашёл в сараях села Измайловского парусный бот, привезённый из Англии его прадедом боярином Никитой Романовым. Пётр упражнялся на этом боте на реке Яузе и на Переясловском озере. Затем в Соломболе, на Белом море он приступил к постройке 24 – пушечного корабля «Апостол Павел», 12 – пушечной яхты «Святой Пётр» и заказал в Голландии 41 – пушечный корабль «Святые Пророки». Это были три первых военных корабля флота Петра. Ближайшим его помощником был воевода Апраксин, впоследствии первый генерал – адмирал Русского флота.

Вскоре Пётр решил начать войну с могущественной в то время Турцией, для выхода России в Чёрное море. Первый поход Петра на крепость Азов 1693 году был неудачен, вследствие отсутствия флота. Царь это понял и приступил к постройке кораблей в Воронеже. Его помощниками – судостроителями были голландцы во главе с Тимерманом, а первым адмиралом был швейцарец Лефорт. Участие иностранцев было необходимо, так как у русских людей того времени не было достаточных технических знаний. Впоследствии Пётр подготовил плеяду русских моряков.

Вначале 1696 года, построенная в Воронеже эскадра в составе 2-х кораблей, 23 галер и 4 брандеров спустилась по реке Дон к Азову. Авангардом из 8 галер командовал сам Царь, под именем Петра Михайлова. В результате происшедших боевых операций, крепость Азов была взята русскими, а часть турецкого флота разбита.

Судостроение в Воронеже продолжалось. Для изучения морского дела Пётр отправил молодых людей в Голландию, Англию и Венецию, а также послал чрезвычайное посольство в Европу искать союзников в борьбе с Турцией. Союзников не нашли, но Пётр приобрёл большие познания в кораблестроении и морском деле, лично работал на верфях в Голландии и Англии. Вернувшись из путешествия, он с новыми знаниями принялся за кораблестроение в Воронеже. В мае 1699 г. Царь вышел в Азовское море с эскадрой из 12 новых кораблей и занимался её обучением в море.

Пётр не имел никакого флота на Балтийском море. В 1702 г. на Ладожском озере находилась шведская флотилия адмирала Нумерса. Русские полковники Островский, Тыртов и Толбухин, посадив солдат на мелкие шлюпки, атаковали шведскую флотилию, захватили несколько судов и рассеяли остальные. В 1702 г. Царь занял шведскую крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 г. – крепость Ниеншанц в устье реки Невы и заложил там город Санкт-Петербург. Путь к морю был открыт. 7 мая 1703 г. в устье реки Невы солдатами, посаженными на гребные суда, под личным предводительством Царя, были взяты на абордаж и захвачены два шведских военных корабля. Осенью занят остров Котлин и на нём начата постройка крепости и порта Кронштадт. В том же году Пётр построил судостроительную верфь в Олонецке на Ладожском озере, а в 1704 г. заложил Адмиралтейство в Санкт-Петербурге и начал постройку Балтийского флота.

В течение нескольких следующих лет шведы с моря и с суши безуспешно пытались отнять русские завоевания на берегах Финского залива. Тем временем новая армия Петра одерживала одну победу за другой и подготовляла конечный успех для флота. В 1704 г. занята Нарва, в 1705 г. – Митава, а после Полтавской победы (27 июня 1709 г.), когда шведская армия, под предводительством Карла XII, была разбита, в 1710 году были заняты приморские города Эльбинг, Рига, Ревель и Выборг.

В 1713 г. главная часть флота была готова. Галерный (шхерный) флот в составе более 200 судов выступил в Финские шхеры. Пётр решил занять Финляндию, чтобы окончательно закрепиться на Финском заливе, а затем нанести решительный удар Швеции. Корабельный (парусный) флот также готовился к отплытию. В устье Финского залива находился шведский корабельный флот в превосходящих силах.

В 1714 г. русский корабельный флот в составе 18 кораблей, под личным командованием царя, сосредоточился в Ревеле, а галёрный флот, имея на борту десантный отряд в 24000 человек, вышел на запад с целью занять Аландские острова. Галёрным флотом командовал генерал-адмирал граф Апраксин. 29 июня галёры достигли г. Тверминэ (бухта Ляпвик) и выяснили, что главные силы шведского корабельного флота из 28 кораблей преграждают им дальнейший путь на запад на открытом с моря плёсе Гангутского полуострова. Апраксин вызвал царя на совещание. Пётр увидел, что имеется возможность перетащить галёры через узкий перешеек Гангутского полуострова шириной в две версты и таким образом избежать встречи с превосходящими силами шведского корабельного флота. Для этой цели Пётр приказал рубить просеку в лесу на перешейке. Заметив это, шведы сосредоточили на укреплённой позиции по северную сторону перешейка свой галёрный флот. План Петра стал неосуществимым. Пользуясь наступившим безветрием, 26 и 27 июля Пётр решил направить свой галёрный (гребной) флот в обход шведского корабельного флота вокруг Гангутского полуострова и затем атаковать шведский галёрный флот.

План удался вполне. Наш галёрный флот под вёслами обошёл полуостров на глазах у заштилевшего шведского корабельного флота и разбил наголову их галёрный флот, причём начальние его, шведский адмирал Эренскиольд, был взят в плен (27 июля 1714 г.). русским галёрным флотом командовал граф Апраксин, колонны вели Змаевич и князь Галицин, а авангардом командовал сам Пётр. Это была первая морская победа русского флота. Пётр I приравнял эту победу к победе над шведами под Полтавой и учредил в её честь медаль.

В 1717 г. Апраксин высадил десантный отряд на шведский остров Готланд. Шведы начали переговоры о мире, но затягивали их. Царь приказал начать действия на Стокгольм, галёрный флот Апраксина из 132 галёр и 100 транспортов, с отрядом армии в 26000 человек, подошёл в 1719 г. к берегам Швеции и высадил армию. С моря его прикрывал корабельный флот. Шведский берег от Гефлэ до Нордкопинга был занят русскими.

24 мая 1719 г. русская эскадра под командованием адмирала Наума Сенявина одержала победу над шведской эскадрой адмирала Врангеля у острова Эзеля и захватила в плен 3 их корабля. В Эзельском бою русские моряки показали высокое воинское мастерство, мужество и героизм. Это была первая победа русского военного флота в открытом море без абордажа. 27 июля того же года, в день пятой годовщины Гангутской победы, князь Галицын с галерным флотом разбил шведский галерный флот у Гренхама. Весной 1721 г. Пётр уже имеет на Балтийском море большой флот из 27 линейных кораблей, 12 фрегатов и 170 больших галер, не считая мелких судов. Флот этот прекрасно обучен и испытан в боях. Если бы Пётр не создал флот, Великая Северная война не могла бы быть столь успешно завершена.

В 1722 г. Пётр начал войну с Персией. Для этого он построил на Волге флотилию в 250 судов и, посадив на неё армию, отплыл из Астрахани к устью р. Терек. Флотилией командовал граф Апраксин, а авангардом её – Царь. Значительных столкновений не было, но Пётр занял всё побережье Каспийского моря и северную Персию с Баку, Дербентом, Астрабадом и Рештом. Каспийское море сделалось «русским внутренним озером».

Великими трудами и подвигами Императора, Московское царство обратилось в мировую державу. Созданный Петром флот дал возможность России «ногою твёрдою стать при море».

После смерти Петра Великого, в 1725 г. при слабых его приемниках, в эпоху переворотов, Российский флот пришёл в запущенное состояние и упадок. Средства для содержания флота не отпускались. Корабли гнили в гаванях, и команды не обучались морскому делу.

Императрица Елизавета Петровна, старавшаяся в делах управления следовать по стопам своего отца, пыталась вывести флот из состояния летаргии, но громадные расходы на ведение семилетней войны с Фридрихом II , не дали возможности найти средства для флота. Период упадка флота продолжался до вступления на престол Императрицы Екатерины II , при которой флот был опять приведён в цветущее состояние и вплёл новые победные лавры в венок славы нашего Отечества.

В 1768 г. Турция объявила России войну. Одним из самых ярких событий этой войны является Чесменское сражение (1770 г.). Оно состояло из двух боёв. 24 июня русская эскадра под командованием Г. А. Спиридонова в бою в Хиосском проливе нанесла поражение турецкой эскадре, которая отступила в Чесменскую бухту, где была блокирована русской эскадрой. В ночь с 26 на 27 июня авангард русских кораблей под командованием С. К. Грейга, ворвался в бухту и в завязавшемся бою, уничтожил турецкий флот. Коренное изменение в соотношении морских сил в пользу России, создало благоприятные условия для действия русских сухопутных войск в войне. Чесменское сражение положило начало созданию манёвренной тактики русского флота.

На Чёрном море к началу войны флота не существовало, т. к. мы не владели берегами этого моря. В 1771 г. русская армия при поддержке парусных и гребных судов под командованием адмирала Алексея Синявина заняла крепость Керчь. В 1774 г. турецкий флот, пополненный новыми судами после разгрома при Чесме, появился у Керчи. Алексей Синявин в жестоком сражении одержал над ним победу.

Успехи наших армий и флота принудили Турцию к миру, который был заключён 10 июля 1774 г. Крым был объявлен независимым от Турции. А в 1783 г. Крымский полуостров был присоединён к России. В это же время в Севастопольской бухте было начато строительство порта – главной базы Черноморского флота.

Так, Россия твёрдо закрепилась на берегах Чёрного моря. Генерал-губернатором Тавриды был назначен князь Потёмкин, который принялся за постройку Черноморского флота. И, когда в 1787 г. Екатерина посетила Крым, на Севастопольском рейде было сосредоточено 48 боевых судов.

Летом 1787 г. Турция потребовала от России возврата Крыма. Вслед за этим объявила России войну.

В июне русская линейная эскадра в составе 7 кораблей и 10 фрегатов под командованием контр- адмирала Войновича, вышла в море из Севастополя. Авангардом её командовал командор Фёдор Фёдорович Ушаков. У острова Федониси (3 июля 1788 г.), несмотря на численное превосходство турок, Ушаков фрегатами атаковал головные суда турецкого флота и привёл их в замешательство. После этого турки пали духом и ушли в Босфор.

После неоднократных попыток Турции атаковать русский флот, сражения заканчивались поражением турецкого флота.

31 июля 1791 г. Ушаков с 6 кораблями и 12 фрегатами атаковал турок у мыса Калиакрия и разбил их флот.

В результате блестящих побед наших армий и флота, Турция была принуждена к подписанию мирного договора, по которому она должна была навсегда отказаться от Крыма.

Так Великая Екатерина решила старинную задачу России – выход её на Чёрное море.

В славную эпоху Екатерины Великий русский флот одерживал победу за победой над более сильным противником. Императрица понимала значение флота для России и умела выбирать себе сильных волей и духом помощников. Граф Алексей Орлов – Чесменский, Грейг, Ушаков, Круз, Козлянинов – имена моряков – «Екатерининских орлов». Благодаря их подвигам Россия вышла на Чёрное море и укрепила своё положение на Балтийском море.

Павел I , вступивший на престол в 1796г., с юного возраста интересовался флотом и на престоле сохранил за собой звание генерал-адмирала. Он ввёл много полезных улучшений на флоте, усовершенствовал администрацию, улучшил материальную часть и систему обучения.

Выдающимся флотоводцем того времени был Дмитрий Николаевич Синявин. В 1807 г. в Дарданельском и Афонском сражениях разгромил турецкий флот. Способствовал утверждению манёвренной тактики флота. С 1825 г. командовал Балтийским флотом. Его имя носили ряд кораблей русского флота.

Император Николай I , вступивший на престол в 1825 г., обратил внимание на состояние флота и поднял его на надлежащую высоту. Были построены новые корабли, и эскадры посылались в море для практического плавания.

В 1827 г. для защиты населения Греции от турецких зверств была образована коалиция России, Англии и Франции. Каждая из этих держав послала к берегам Греции эскадру кораблей. Турецкий флот стоял на якоре в бухте Наварин (Южная Греция). Произошёл жесточайший бой, в результате которого турецкий флот был уничтожен. Решающую роль сыграла русская эскадра графа Гейдена, разгромившая весь центр и правый фланг флота противника. Разгром турецкого флота способствовал победе России в русско-турецкой войне 1828 – 1829 г. и национально-освободительной борьбе греческого народа. Война кончилась Адрианопольским миром, согласно которому Греция была освобождена. Торговые суда всех национальностей получили право свободного прохода через турецкие проливы.

В 1849 г. капитан 1 ранга Невельской, командир шхуны «Байкал», пришёл в устье реки Амура, бывшее до того времени неисследованным, и поднял там русский флаг. Это послужило поводом для присоединения Амурской области. Таким образом, Россия вышла на Тихий океан.

Черноморский парусный флот, под командованием адмирала М. П. Лазарева, героя Наваринского сражения, развивался и совершенствовался. Лазарев создал школу моряков, таких как Нахимов, Корнилов, Истомин и др. Вследствие слабого развития техники, Россия запоздала в постройке паровых судов и в то время, как флоты западноевропейских государств имели в своём составе большое число паровых судов, в русском флоте их имелось только небольшое число экспериментальных типов.

14 сентября 1853 г. Турция объявила войну России и заняла русские пограничные посты на Кавказе. Русский флот вышел в море. У Босфора произошло несколько удачных для нас боёв между русскими и турецкими паровыми судами.

Турецкая эскадра в составе 7 фрегатов и 2 пароходов заняла позицию на якоре в бухте Синоп. Адмирал Павел Степанович Нахимов с эскадрой из 6 кораблей и 2 фрегатов появился перед Синопом и 18 ноября 1853 г. вступил в бой с турецкой эскадрой. В результате все турецкие суда были уничтожены и береговые батареи разрушены. Синопское сражение – последнее, крупное сражение эпохи парусного флота. Большая эффективность, применявшихся в Синопском сражении бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, ускорила переход к строительству броненосного флота.

Победа при Синопе, казалось бы, могла привести к окончанию войны и подтверждению прав России. Но Англия и Франция выступили в поддержку Турции, и в декабре 1853 г. их флоты вышли в Чёрное море. Россия имела на Чёрном море 12 парусных линейных кораблей и несколько мелких пароходов. В состав англо-французского флота входили новейшие пароходы, сражаться с которыми было не под силу парусным судам. Положение русского флота было крайне тяжёлым. Адмиралы Корнилов и Нахимов настаивали перед высшим командованием на вступление в бой с превосходящими силами противника. Главное командование воспротивилось этому и дало приказание о затоплении русских кораблей поперёк входа в Севастопольскую бухту для заграждения входа в неё. Корабли были затоплены, а личный состав был переведён на береговые укрепления крепости Севастополь. Черноморский флот перестал существовать. 5 октября 1854 г. началась героическая защита Севастополя, длившаяся 11 месяцев. При защите крепости пали геройской смертью адмиралы Корнилов, Нахимов, Истомин – все трое выдающиеся моряки. Война окончилась Парижским миром, по которому Россия обязалась не иметь флота на Чёрном море, это была тяжёлая уплата за нашу техническую отсталость.

В 1855 г. Императором России стал Александр II . Началась эпоха великих реформ в нашем отечестве. Начальником флота и Морского Ведомства был назначен генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич. С большой энергией он принялся за создание нового парового флота. По морской программе приступили к постройке 10 броненосных кораблей, 17 парусных фрегатов и 25 канонерских лодок. Ближайшими помощниками Великого Князя были выдающиеся адмиралы Попов, Лихачёв и Бутаков, создавшие школу отличных моряков. Корабли периодически посылались в кругосветное плавание для подготовки личного состава.

В 1871 г., пользуясь международными затруднениями во время Франко-Прусской войны, Александр II отказался от унизительных для России частей Парижского трактата 1856 г., воспрещавших ей иметь флот на Чёрном море.

В 1877 г. началась Русско-турецкая война. На Чёрном море Россия почти не имела морской вооружённой силы. Турция же обладала современным броненосным флотом. В составе Балтийского флота Россия имела броненосные суда и могла бы направить их в Средиземное море для блокады Турции, но вследствие угрожающего положения, занятого Англией, от этого пришлось отказаться. Русские моряки создали на реке Дунай боевую флотилию, вооружив ударными шестовыми минами несколько паровых шлюпок и приспособив другие плавучие средства для постановки мин заграждения. Турецкая флотилия была деморализована и, не проявив никакой активности, не оказала влияния на ход войны. В этой войне русский флот впервые в истории применил торпедное оружие, зародилась тактика применения торпед с минных катеров.

Во время царствования Александра III был создан сильный броненосный флот на Балтийском и Чёрном морях. При нём русский флот, построенный преимущественно на отечественных заводах, достиг по размерам третьего положения в мире, после Англии и Франции.

С 1895 г. Япония начала усиленно готовиться к войне с Россией. Она составила программу развития флота, которая не была тайной. Россия также составила программу судостроения, по которой в десятилетний срок наш флот на Дальнем Востоке должен был быть вдвое сильнее японского. К сожалению, дух рутины и отсутствие предвидения воцарился в управлении Российским Государством вообще и Российским флотом в частности. Важнейшие решения принимались на бумаге, но не проводились в жизнь. Так случилось и с программой судостроения. Постройка кораблей и оборудование баз флота на Дальнем Востоке опаздывали на два года против готовности японского флота. Стратегическое положение требовало развития Порт-Артура, как главной базы флота, между тем не было построено даже дока для ремонта повреждённых кораблей, и не был углублён вход в гавань с моря, так что большие корабли могли входить с моря в гавань только во время прилива.

В ночь на 27 января 1904 г. произошло нападение японского флота на русскую эскадру в Порт-Артуре. На следующее утро произошло морское сражение около Порт-Артура между японским флотом и русской эскадрой. В этом бою обе стороны не понесли существенных потерь. Японский флот ушёл в свои базы. Морские силы Японии превосходили морские силы России в 1,3 раза.

Вскоре после начала войны Командующим флотом на Тихом океане был назначен вице-адмирал С. О. Макаров. Это был выдающийся морской офицер. К сожалению С. О. Макаров не долго командовал флотом. 31 марта флагманский корабль «Петропавловск», с адмиралом Макаровым и всем его штабом, наскочил на японскую мину на внешнем рейде Порт-Артура. На корабле произошёл взрыв боевых погребов, и корабль погиб. Во временное командование флотом вступил контр-адмирал Витгефт. В конце июля последовал приказ Главнокомандующего эскадре выйти в море и следовать во Владивосток, избегая боя. 28 июля эскадра вышла. Встретившись в море с японским флотом, она вступила с ним в бой, продолжавшийся в течение нескольких часов без решительного перевеса в ту или иную сторону. В этом бою был убит адмирал Витгефт. Вступивший в командование эскадрой контр-адмирал князь Ухтомский повёл эскадру обратно в Порт-Артур. После возвращения в Порт-Артур началась агония эскадры. Большая часть личного состава и орудий были свезены на берег для усиления обороны крепости. Вскоре Порт-Артур пал, и эскадра престала существовать.

С самого начала войны в Санкт-Петербурге было принято решение послать на подкрепление Тихоокеанской эскадре все пригодные для войны суда Балтийского флота. К началу октября были посланы корабли на Дальний Восток под командованием вице-адмирала З. П. Рождественского. В это время эскадра в Порт-Артуре как боевая сила перестала существовать, и было ясно, что эскадре адмирала Рождественского придётся иметь дело с превосходящим японским флотом.

14 мая 1905 г. у островов Цусима произошло сражение между 2-й Тихоокеанской эскадрой адмирала Рождественского (всего 30 боевых кораблей, 228 орудий) и японским флотом (всего 121 боевых кораблей, 910 орудий). Победу одержал японский флот, имевший превосходство в силах, артиллерии, бронировании кораблей, скорости и др. Уцелели 4 крейсера, в том числе, «Аврора» и 2 эсминца. Разгром русского флота в Цусимском сражении предопределил поражение России в русско-японской войне.

После русско-японской войны был создан Морской генеральный штаб (1906 г.). Накануне первой мировой войны Русский Военно-Морской Флот имел 9 линкоров, 14 крейсеров, 66 эсминцев, 33 миноносца, 8 минных заградителей, 23 подводные лодки и значительное число вспомогательных судов. В ходе войны построено 6 линкоров, 1 крейсер, 29 эсминцев, 35 подводных лодок; появились морская авиация и первые в мире тральщики; впервые создано оперативное объединение (эскадра) из однородных тактических соединений флота и морской авиации; обогатилась тактика флота. Русские моряки прославили Россию выдающимися географическими открытиями и исследованиями морей и Мирового океана. Талантливые русские флотоводцы, учёные, изобретатели и конструкторы внесли большой вклад в развитие военно-морского дела. В 1918 г. старый русский флот был расформирован и создан советский Военно-Морской Флот.

В годы Гражданской войны и военной интервенции моряки Балтийского и Черноморского флотов успешно вели боевые действия вместе с Красной Армией по защите Петрограда, освобождению от интервентов советского Севера, разгрому белогвардейцев на Волге и Каспии, вели борьбу с кораблями противника, нарушали его перевозки. За годы Гражданской войны из сил ВМФ (преимущественно Балтийского флота) было создано свыше 30 морских, озёрных и речных флотилий. Около 75 тысяч моряков было направлено на сухопутные флоты. В период гражданской войны советский Военно-Морской Флот понёс большие потери. Часть кораблей Черноморского флота была затоплена во избежание захвата их интервентами. В марте 1921 г. на 10-м съезде РКП (б) было принято решение о возрождении и укреплении советского ВМФ. В результате принятых мер к 1928 г. была отремонтирована значительная часть кораблей, произведена частичная модернизация линкоров, модернизированы эсминцы, восстанавливались Военно-Морские Базы. В 1929 - 1940 гг. Военно-Морской Флот СССР пополнился новыми первоклассными кораблями. За счёт строительства новых кораблей окрепли Балтийский и Черноморский флоты, были вновь созданы Тихоокеанский и Северный флоты. В 1937 г. был образован самостоятельный Наркомат ВМФ СССР. К началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР находилось около 1 тыс. боевых кораблей (3 линкора, 7 крейсеров, 54 эсминца, 212 подводных лодок и др.), свыше 2,5 тыс. самолётов морской авиации и 260 батарей береговой артиллерии.

В ходе войнысоветский ВМФ вёл боевые действия по содействию приморским группировкам Советской Армии в наступательной и оборонительной операциях, по уничтожению кораблей противника и нарушению его морских коммуникаций. Защищал свои морские, речные и озёрные перевозки. А Северный флот, кроме того, в контакте с Военно-Морскими Силами Великобритании и США обеспечивал и внешние коммуникации. Свыше 400 тыс. моряков сражалось на сухопутных фронтах. ВМФ сыграл важную роль в героической обороне Одессы, Севастополя, Ленинграда, Керчи, Новороссийска, участвовал в обороне Северного Кавказа. На реках и озёрах действовали речные и озёрные военные флотилии. За годы войны было высажено более 100 морских и тактических десантов. За боевые заслуги ряду кораблей присвоены гвардейские звания, многие корабли награждены орденами. Более 350 тыс. моряков награждены орденами и медалями, свыше 500 чел. присвоено звание Героя Советского Союза.

В послевоенный период ВМФ СССР развивался с учётом опыта Великой Отечественной войны, на базе новых достижений науки и техники. Были созданы атомные и дизельные подводные лодки различного назначения, ракетные корабли и катера; ракетоносная и противолодочная авиация; береговые ракетные комплексы. СССР располагало сильным океаническим ВМФ, что отвечало его положению как великой морской державы и являлось важным фактором обеспечения обороноспособности страны.

ВМФ СССР состояло из родов сил: подводных, надводных, морской авиации, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты. В его состав входили также корабли и суда вспомогательного флота, части спец. назначения и различной службы. Главными родами сил являются подводные силы и морская авиация. В организационном отношении ВМФ СССР включал Краснознамённый: Северный, Тихоокеанский, дважды Краснознамённый Балтийский флоты, Краснознамённую Каспийскую флотилию и Ленинградскую Военно-Морскую Базу. Возглавлял ВМФ главнокомандующий, который являлся одновременно заместителем министра обороны СССР. Ему подчинялся Главный штаб и управление ВМФ.

До начала XX столетия были, в сущности, только две державы, имеющие мировое значение – Россия и Англия. Интересы этих держав распространялись на весь мир. Россия могла надеяться на большее развитие, чем Англия, т. к. её владения не были разделены океанами. Мировое положение России требовало содержания сильного флота, без которого она не могла бы обеспечить свои интересы, которые постоянно сталкивались с интересами Англии. Англия всегда стремилась остановить русское развитие на морях. Она действовала весьма искусно, поддерживая наших более слабых временных противников, чтобы не допустить выход России на моря. Она поддерживала Швецию, Турцию и Японию. Мы не можем и не должны винить в этом Англию, т. к. каждое государство имеет право развивать и защищать свои интересы. Но мы должны всегда помнить, что без флота Россия не может обеспечить своё положение как мировая держава и своё независимое существование. Русский народ в течение своей истории понимал значение моря для государства. На путь морского развития её вывели труды Императора Петра Великого, Екатерины Великой, Александра II , Александра III . Император Николай II понимал значение морской силы для России и поддерживал рост и развитие флота. В первую половину царствования Николая II его сотрудники не учитывали соотношения сил нашего флота с силами флота вероятных противников. Это привело флот к гибели во время войны с Японией. После этого при выборе Царём талантливых морских помощников, во главе которых следует поставить Морского Министра И. К. Григоровича, Командующего Балтийским флотом адмирала Н. О. Фон Эссена и вице-адмирала А. В. Колчака, флот создавался на прочных основаниях и во время Великой войны он достиг больших результатов.

История России очень поучительна. Сколько было у неё бед и лихолетья, сколько было в ней рабства, набегов иных народов, разорения и нашествий; но угнетённая временно Россия опять поднималась, созидала всё сокрушённое, крепла и не раз являлась перед целым светом во всём своём величии, блеске и могуществе. Теперь снова должна вставать на ноги, не рассчитывая на чужую помощь.

История вновь повторяется. С теми же проблемами, как и раньше, сталкивается уже не парусный, и даже не броненосный, а мощный океанский атомный флот. Новые поколения российских адмиралов в очередной раз констатируют: «флота у нас нет», «руководство страны не понимает значимости и уникальности военно-морской силы», «необходимо разработать морскую стратегию, принять закон о ВМФ и подготовить государственную кораблестроительную программу на 10 - 15 лет по созданию сбалансированного флота». Судьба флота по-прежнему остаётся под вопросом.

В этих условиях принципиально важной является задача усвоения Русской Военно-Морской Идеи, глубокого изучения теории и истории российского военного флота, причин его побед и поражений. Необходимо вспомнить о корнях морского могущества, петровских началах создания и развития военного флота, о мыслях и делах лучших представителей морского сословия России. Без прочного духовного фундамента очередные попытки возродить морскую силу России потерпят неизбежный крах, а военный флот будет обречён на нестабильное существование, разложение, «мирные» и военные поражения.

Необходимо всегда помнить, что морская сила в большей степени нуждается в покровительстве государства, что всякая страна, владеющая морскими берегами и флотом, должна следовать принципам наиболее выгодной для неё морской политики. Теперь, как никогда, «флот стал потребностью всякого культурного государства, служа живым воплощением его государственной мощи».

Отечество по-прежнему нуждается в морской силе. Несмотря на временные поражения и неудачи, необходимо восстановить победоносный военный флот. И, ради памяти всех погибших под Андреевским флагом и прославивших его, возрождать флот надо, на сей раз, на верных основаниях. Животворящая Русская Военно-Морская Идея, вобравшая бесценный опыт и знания наших самоотверженных предшественников, выступает гарантией успеха и путеводной нитью в решении этой задачи.