В знак памяти трех великих побед русского флота - Гангут, Чесма, Синоп, - русские матросы на своих гюйсах (голубых отложных воротниках) традиционно носят три белые полоски.
Июльские дни 1714 г. По югу Финляндии, с востока на запад, движутся победоносные русские войска. Город за городом сдается победителям, и шведы явственно ощущают нависшую угрозу - выход русских на побережье Ботнического залива.
Именно для этой цели вдоль северного побережья Финского залива, меж шхер и островков, следовал на запад, к Або, русский галерный шхерный флот. В большинстве своем это были небольшие парусно-гребные З6-весельные суда - скампавеи.
Шведы решили во что бы то ни стало остановить русских. На суше это оказалось им не под силу. Тогда надежды их обратились к морю. Шведы обладали одним из сильнейших флотов, с большим количеством многопушечных и быстроходных парусных кораблей. И все же они ничего не могли предпринять, пока русские галеры скрывались в лабиринте шхер Финского залива: большие шведские корабли не могли проникнуть в узкие и мелководные проливы. Тогда шведский адмирал Ватранг выбрал выгодную позицию. Почти на повороте из Финского залива в Ботнический расположен Гангутский полуостров с небольшим портом Ганге (Ханко) на южной его оконечности. Чтобы обогнуть этот полуостров, русским галерам надо было выйти из шхер на открытое пространство. Здесь, на рейде Ганге, адмирал Ватранг и сосредоточил свои главные силы.
Перед русскими моряками стояла задача - прорваться в Ботнический залив.
Шведы уверенно стояли у Ганге, выжидая неизбежного, как им казалось, отступления русских. Но 23 июля лазутчики неожиданно донесли: 'Русские моряки настилают помост в наиболее узком месте полуострова и собираются перетащить свои галеры волоком по суше'.
Казалось, что через восемь столетий Петр I решил повторить на берегах Балтийского моря подвиг дружинников Олега и перетащить свои корабли через Гангутский полуостров. Эти корабли должны были появиться в тылу шведского флота и вызвать в нем замешательство - 'привести его в конфузию'.
Впоследствии выяснилось, что Петр и не думал всерьез переволакивать свои корабли (хотя перетаскивание кораблей картинно и героически показано в телесериале "Россия молодая", но это поперек исторической правды - просто "находка сценариста"). На самом деле это была военная хитрость, рассчитанная на то, что шведский адмирал попадется на удочку, разделит свои силы и этим облегчит русским галерам выполнить их боевую задачу.
Так оно и вышло. Ватранг решил, что его план провалился, и, чтобы спасти положение, отделил часть эскадры и отправил ее в засаду к тому месту побережья, где предполагался конец волока.
Петр только этого и ждал. Он воспользовался наступившей 26 июля штилевой погодой и решился на смелый прорыв морем, мимо Ганге.
В этот день утром шведские дозорные заметили первую группу русских галер, которые быстро огибали неприятельскую эскадру. Шведы открыли сильный артиллерийский огонь, но русские галеры держались на большом расстоянии, и неприятельские снаряды не причинили им вреда.
Первый отряд русских галер прорвался, обогнул полуостров - заблокировал шведскую эскадру, стоявшую у места предполагаемого волока. Пытаясь помешать прорыву второго отряда русских галер, шведы при помощи шлюпок отбуксировали свои корабли к югу. Между берегом и ближайшими !к нему шведскими кораблями образовался довольно широкий водный проход.
Наступило утро 27 июля. На море попрежнему был штиль. Шведам казалось - на этот раз сделано все для того, чтобы русским галерам вновь не удалось прорваться. В это время из прибрежных шхер одна за другой, в стройном порядке, вышли 64 скампавеи (малые галеры) - главные силы русского галерного флота - и устремились в свободный проход у берега.
Шведские корабли оказались настолько удаленными, что огонь их орудий не был опасен для прорывавшихся под берегом галер. Русские моряки смело прошли на веслах между берегом и противником, потеряв всего одну галеру, севшую на мель.
Теперь оставался только один противник - шведская эскадра, находившаяся в засаде. Запертые у берегов шведские корабли заняли выгодную позицию в узком проливе между двумя островками.
Построившись в боевой порядок, русские корабли пошли в бой. Две атаки были отбиты, но третья закончилась абордажной схваткой и решила исход битвы: шведы понесли огромные потери и спустили флаги на всех кораблях.
На весь мир прогремела слава Гангутской победы. После нее Петр I говорил: 'Всякий потентат (государство), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет'.
***
К этому времени в русском флоте были уже и крупные парусные корабли для боя в открытом море. Галеры составляли шхерный флот, а большие парусные корабли - корабельный флот, который вскоре стал побеждать шведов и в открытом море.
Первую победу корабельный флот одержал в мае 1719 г. Русская эскадра в составе шести линейных кораблей и одного легкого судна под командой капитана 2 ранга Н. А. Сенявина у острова Эзель разбила отряд шведских кораблей под командой капитан-командора Врангеля. Русские моряки захватили при этом три шведских корабля: линейный корабль, фрегат и бригантину, взяли в плен и шведского капитан-командора и всех уцелевших офицеров и матросов.
Петр I придавал большое значение этой победе и называл ее 'добрый почин Российского флота'. В ее память была выбита особая медаль.
А через год, 27 июля 1720 г., русский галерный флот одержал при Гренгаме еще одну славную победу над сильной шведской эскадрой.
В эти дни надо было предупредить соединение шведской эскадры с шедшими ей на помощь кораблями подкрепления. В поисках противника русская эскадра - галеры и лодки - подошла к Аландским островам. Здесь, у гавани Гренгам, русские корабли встретились со шведской эскадрой, ядро которой состояло из крупных парусных кораблей. Произошел бой. Русские корабли завлекли шведскую эскадру в межостровные узкие, тесные проливы, где крупные шведские корабли не могли маневрировать, и пошли в атаку. В разгоревшемся ожесточенном сражении шведы были разбиты. Четыре их фрегата были захвачены в абордажном бою. Только подоспевшее сильное подкрепление избавило шведов от преследования и потери остальных кораблей.
Эта победа ускорила принятие шведами всех условий Ништадского мира, подписанием которого в 1721 г. завершилась борьба русского народа за возвращение к берегам Балтийского моря.
Список литературы
r.mail/cln2649/content.mail/arch/arch_16329.html
Другие работы по теме:
Москва в XV веке
Правление Василия I. Рост территории московского княжества. Облик Москвы. Перестройка Успенского собора.
Первый русский корабль "Орел"
Первенец военного кораблестроения в России. Построен в 1668 году в селе Дединове на р.Ока. Организация службы и действия членов экипажа в бою определялись 34 "статьями артикульными", явившимися прообразом первого морского устава русского флота.
Верден, Карл
Карл (Клаус) фон Верден (год рождения неизвестен — ум. 1731) — офицер русского флота. Выходец из Голландии. Точно неизвестно, родственник ли или только однофамилец с Николаем и Эрихом Верденами.
Гольцман, Абрам Зиновьевич
Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Введение Абра́м Зино́вьевич Го́льцман (1894, Одесса — 1933, Москва) — советский хозяйственный и партийный деятель, первый начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР (сокращенно — Аэрофлот).
Николаевское градоначальство
— административно-территориальная единица в Российской империи. Учреждено в апреле 1795. Первоначально возглавлялось военными губернаторами, Главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря (который одновременно состоял военным губернаторм Николаева и Севастополя). В административном отношении подчинялось непосредственно Министерству внутренних дел.
Первое Роченсальмское сражение
Противники Швеция РоссияКомандующиеКарл Август Эренсверд (швед. Carl August Ehrensvдrd)Карл Генрих Нассау-Зиген (принц Нассау-Зигенский)Силы сторон49 кораблей86 кораблейВоенные потери39 кораблей2 корабля
Эландское сражение 1789 года
Введение 1 Силы сторон 1.1 Список русских кораблей 2 Ход сражения 3 Потери Эландское сражение 1789 года Введение Эландское сражение состоялось 15 (26) июля 1789 года у южной оконечности острова Эланд в Балтийском море между русским и шведским флотами.
Боцис, Иван Федосеевич
Иван Федосеевич граф Боцис (греч. Ιωάννης Μπότσης; умер 18 мая 1714) — шаутбенахт или контр-адмирал русского гребного флота; родился в Далмации, служил в венецианском флоте, а в конце 1703 года, по желанию Петра Великого, прибыл в Россию.
Ушаков, Александр Митрофанович
Александр Митрофанович Ушаков (умер в 1787) — известный моряк. Учился в Морском кадетском корпусе. В 1770—1774 годах участвовал в Первой архипелагской экспедиции русского флота. В 1771 получил в командование трекатру «Св. Михаил» (нанятое у греков транспортное судно). Выйдя из порта Ауза (на острове Парос), Ушаков отправился с десантом к эскадре графа Орлова, вышедшей для разорения некоторых турецких о-вов Архипелага.
Войновичи
(серб. Војновићи) - знатное семейство из города Херцег-Нови в Боке Которской (историческая область Далмация, ныне Черногория), представители которого оставили заметный след в истории Черногории, Сербии и России в XVII-XVIII веках.
Центральный комитет Балтийского флота
(ЦКБФ, Центробалт) — коллегиальный орган матросских масс, созданный для координации деятельности флотских комитетов. После упразднения должности командующего Балтийским флотом в декабре 1917 года вся реальная власть на флоте перешла к созданному 28—30 апреля 1917 года Центробалту.
Внешняя политика Мальты
В течение нескольких лет после обретения независимости в 1964 году, Мальта проводила политику тесного сотрудничества с Великобританией и другими странами НАТО. После победы Лейбористской партии по ее указанию был закрыт офис НАТО на Мальте, а также были прекращены походы Шестого флота США в страну.
Бьюкенен, Фрэнклин
Фрэнклин Бьюкенен (англ. Franklin Buchanan, 13 сентября 1800, Балтимор, Мэриленд — 11 мая 1874, плантация в округе Тэлбот) — военно-морской деятель США, адмирал, участник Гражданской войны в США.
Орлов, Фёдор Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Источник Орлов, Фёдор Григорьевич Введение Фёдор Григо́рьевич Орло́в (1741—1796) — русский военный и государственный деятель, граф, генерал-аншеф, обер-прокурор Правительствующего сената.
Святой Николай ботик
Введение 1 История до Революции 2 История после Революции Введение «Святой Николай» — деревянный ботик Петра I, сохранившийся до наших дней в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. Известен как «дедушка русского флота».
Эландский бой
Введение 1 Подготовка к бою и силы сторон 2 Описание сражения 3 Потери сторон и итоги сражения 4 Состав флотов в сражении 4.1 Русский флот: 4.2 Шведский флот:
Авиация ВМФ США
Введение 1 История 2 Организационная структура 3 Пункты базирования 4 Боевой состав 5 Техника и вооружение 6 Опознавательные знаки 6.1 Эволюция опознавательных знаков
Эндрюс авиабаза
План Введение 1 Обзор 2 На базе расположены 3 Самолёты Список литературы Введение Объединенная база Эндрюс Морской Авиации США[1] (анг. Joint Base Andrews Naval Air Facility) (IATA: ADW, ICAO: KADW, FAA LID: ADW) расположена в г. Кэмп-Спрингс, шт.Мэриленд — в 24 км на юго-восток от центра Вашингтона.
Второй флот ВМС США
План Введение 1 Действующий состав флота 1.1 Норфолк 1.1.1 Крейсера УРО 1.1.2 Авианосцы атомные 1.1.3 Эсминцы УРО 1.1.4 Фрегаты УРО 1.1.5 Десантно-вертолётонесущие суда
Континентальный флот
План Введение 1 Зарождение 2 Боевые действия 3 Роспуск Список литературы Континентальный флот Введение Континентальный флот (англ. Continental Navy) — регулярный флот, санкционированный Континентальным Конгрессом в ходе Американской революции и подчинявшийся ему. Официальный предшественник современного Военно-морского флота США (англ.
Пекарский, Георгий Петрович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Пекарский, Георгий Петрович Введение Георгий (Юрий) Петрович Пекарский (23 мая 1866(18660523) — 1 марта 1917) — капитан 1-го ранга (6.12.1909) русского флота.
Дарданелльское сражение
Дарданелльское морское сражение 1807 , сражение между русской Средиземноморской эскадрой и турецким флотом в районе Дарданелл 10-11 (22-23) мая, эпизод кампании Второй Архипелагской экспедиции русского флота во время русско-турецкой войны 1806—1812 годов. Выиграно русским флотом под командованием Д.
Бой 1 мая 1781
Введение 1 Предыстория 2 Бой и последствия Список литературы Бой 1 мая 1781 Введение Бой 1 мая 1781 — дуэльный морской бой, произошедший примерно в 210 милях от Бреста, в котором HMS Canada Королевского флота под командованием капитана Джорджа Кольера (англ. George Collier) догнал, перехватил и взял в плен испанский фрегат Santa Leocadia, капитаном которого был дон Франсиско де Вентузен (исп.
Вахтмейстер, Карл Ханс
Карл Ханс Вахтмейстер (швед. Karl Hans Wachtmeister; 2 апреля (12 апреля) 1689(16890412) — 7 марта (18 марта) 1736) — адмирал шведского флота, граф, сын Ханса Вайхтмейстера старшего.
Салих-реис
Салих-реис (прибл. 1488(1488) — 1568) — турецкий корсар и адмирал османского флота. Салих-реис зарекомендовал себя как способного и умелого командира как на море так и на суше.
Грейг, Самуил Карлович
Самуил Карлович Грейг (Сэмюэль Грейг, англ. Samuel Greig; 30 ноября 1736(17361130), Инверкитинг, Шотландия — 15 октября 1788, Таллин) — адмирал. Биография
Великая Отечественная война победа
Graphics Берлин был взят, Германия сдалась. Впереди были бои на Дальнем Востоке, прекращение боя в Японии, парад победы и Нюренбергский процесс. Впереди были новые сражения, новые смерти и новые победы, но 9 мая 1945 года вошло в нашу историю как день, когда закончилась Великая Отечественная война.
Ушаков Федор Федорович, русский флотоводец, адмирал
УШАКОВ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ (1744 —1817) русский флотоводец, адмирал Ушаков сыграл такую же большую роль в становлении русского флота, какую Суворов сыграл в сухопутных войсках. Его карьера также была предопределена с самого начала, поскольку мальчик всегда мечтал о море.
Хметевский, Степан Петрович
Хметевский, Степан Петрович Степан Петрович Хметевский (ок. 28 октября 1730(17301028) — 27 декабря 1800, Переславль-Залесский) — контр-адмирал, герой Чесменского морского сражения.
Практика 3
Копия. Дело №2-1277/09 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Великие Луки 26 октября 2009 года Великолукский городской суд Псковской области в составе: председательствующего судьи Архиповой И.А., при секретаре Андреевой А.В.,
Бестужев Николай Александрович
Декабрист, брат А. и М. Бестужевых. По окончании Морского корпуса был оставлен там преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался составлением истории русского флота.
Биллингс Иосиф
Капитан-лейтенант русского флота, исследователь восточных берегов Сибири и островов, лежащих около них. Он первый, кто ознакомил мир довольно подробно со страной чукчей и их бытом.