.
Лучшее свидетельство огромной популярности образа Ильи Муромца – количество былин и былинных сюжетов о нем. Ведь даже о Василии Буслаеве – фигуре весьма колоритной – известно всего два сюжета. Существуют сотни записей былин о Ставре, Дюке, Чуриле, Садко, Соловье Будимировиче, но оригинальных сюжетов о каждом из них один-два – не более, в то время как об Илье Муромце можно назвать более десяти, не говоря уже о вариантах, которые, собранные вместе, вполне могут составить подлинную Илиаду русского эпоса.
Именно этому образу суждено было стать центральным в русском эпосе, воплотить в себе лучшие идеалы и чаяния народа, его понятия о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести. Никто из богатырей – ни Добрыня Никитич, ни тем более Алеша Попович – не может сравниться в этом отношении с Ильей Муромцем.
«Спокойное величие древнего эпоса дышит во всех рассказах, и лицо Ильи Муромца выражается, может быть, полнее, чем во всех других, уже известных сказках»,– писал А.С. Хомяков в предисловии к первой публикации былин из собрания П.В. Киреевского (Московский сборник, 1852), когда былины еще считались сказками. А в 1860 году в первом выпуске Песен, собранных П.В. Киреевским, была опубликована «Заметка о значении Ильи Муромца» К.С. Аксакова, с которой, по сути, и начинаются попытки осмысления этого образа. Константин Аксаков первым обратил внимание, что образ Ильи Муромца является своеобразным рубежом, отделяющим две эпохи в развитии русского эпоса. «Илья Муромец,– подчеркивал он,– не принадлежит к титанической, но к богатырской эпохе; он есть величайшая, первая человеческая сила».
В 1869 году вышло первое фундаментальное исследование «Илья Муромец и богатырство киевское» Ореста Миллера, положившее начало научному изучению образа центрального героя русского эпоса. Об Илье Муромце писали Ф.И. Буслаев, А.Н. Веселовский, В.Ф. Миллер, А.И. Соболевский, А.В. Марков и многие другие крупнейшие дореволюционные исследователи. А из работ советского времени следует назвать в первую очередь известную книгу В.Я. Проппа «Русский героический эпос» (1958), несколько глав которой полностью посвящено Илье Муромцу, статью и комментарии А.М. Астаховой к осуществленному ею изданию «Илья Муромец» в серии «Литературные памятники» (1958).
«Илья Муромец,– пишет А.М. Астахова,– это образ огромной, осознающей себя разумной, целесообразно направленной силой. Многочисленные подвиги Ильи Муромца, описанные в былинах, всегда связаны исключительно с задачей служения народу, он изображен в русском эпосе прежде всего как сберегатель родины. Илья Муромец борется с иноземными захватчиками, спасает родную землю от вражеских полчищ, побеждает чужеземных богатырей, приезжающих на Русь с враждебными намерениями. Ему также приписываются подвиги в борьбе с насильниками внутри страны, с разбойниками, от которых он очищает прямоезжие дороги, охраняя мирный труд и благосостояние народа».
Поиски исторических «прототипов» былинного Ильи Муромца не дали каких-либо результатов. А причина одна: в летописях и других исторических источниках нет похожего, хотя бы по созвучию, имени, как, допустим, Путята – Путятичка, Тугор-хан – Тугарин, Ставр Гордятинич – Ставр Годинович... Поэтому в данном случае исследователи оказались лишенными возможностей для сближений, сопоставлений, гипотез. Но сам фольклор – тоже документ истории, одна из самых достоверных летописей внутренней жизни самого народа, его идеалов. И в этой летописи Илье Муромцу суждено было стать главным героем.
Список литературы
Виктор КАЛУГИН. Илья Муромец.
Другие работы по теме:
Заимствованные мифологические образы и сюжеты
Наряду с сюжетами и образами, восходящими к общепермскому или общефинно-угорскому культурным пластам, в современных мифологических текстах к.-з. и к.-п. встречается множество заимствований.
Шизофазия
Шизофазия — один из симптомов шизофрении (и не только шизофрении; в частности, может также возникать после черепно-мозговых травм или в результате употребления веществ), выражающийся в расстройстве речи. Больной связывает между собой несовместимые понятия, вводя слушателей в когнитивный диссонанс.
Капельместер Илья Шатров
Службу Шатров продолжил в 214-ом Мокшанском пехотном батальоне, расквартированном в Екатеринбурге. Молодой подпоручик принял музыкальную команду, о которой скоро заговорили не только в батальоне, но и в городе.
Васнецов. Богатыри
(сочинение по картине) Виктор Михайлович Васнецов - знаменитый русский художник-передвижник, автор жанровых картин, лирических и монументально-эпических полотен на тему русской истории, народных былин и сказок. Одним из наиболее известных произведений Васнецова является картина "Богатыри".
Размышления над страницами романа Обломов
Осенний вечер. Дома никого нет, и я читаю роман Гончарова. Странный все-таки герой — Илья Ильич Обломов. Он терпеливо сносит все удары судьбы, смиряется с постоянными недородами в деревне и ленью Захара, с тем, что его постоянно обманывают, обкрадывают, злоупотребляют присущей ему добротой. Он не стремится добиться богатства, славы, положения в обществе.
Сила человека
Сочинение-рассуждение Все мы знакомы с таким понятием, как сила. Сила может быть физической, она определяет уровень физической подготовки каждого из нас. Но кроме силы физической, существуют другие понятия, как сила характера, сила духа, сила воли и прочие.
Алексей Константинович Толстой
Автор: Толстой А.К. … А в Красном Роге у рябины листья Скрутились, словно рукопись стихов. Но так сочны, так полнокровны кисти, Как будто гребни чёрных петухов.
Обломов и Штольц. Сопоставительная характеристика образов
Автор: Гончаров И.А. Несмотря на то, что Обломов и Штольц такие разные люди, их что-то объединяло. Все свое детство они провели вместе: вместе учились в школе, вместе делали уроки – хотя, чаще всего, Андрей давал списывать Илье, делал за него переводы. Они были ровесники, казалось, что один дополняет другого, так как они были очень разными людьми.
«Сын растет быстро, но как-то в сторону»
Алексей Максимович Горький в романе “Дело Артамоновых” показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма формируется интеллигенция.
«Мы тут как в плену» (по роману «Дело Артамоновых» )
В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя “Дело Артамоновых”. В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего.
Богатая жизнь
Автор: Зощенко М.М. Кустарь Илья Иваныч Спиридонов выиграл по золотому займу пять тысяч рублей золотом. Первое время Илья Иваныч ходил совсем ошалевший, разводил руками, тряс головой и приговаривал:
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Автор: Древнерусская литература Из того ли то из города из Мурома, Из того села да Карачарова выезжал удаленький дородный добрый молодец. Он стоял заутреню во Муроме,
Дело Артамоновых
Автор: Горький Максим. Приехал в город Дрёмов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна. Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег — вот приехал строить. У него три сына — Пётр (старший, задумчивый, постоянно дергает себя за ухо), Алексей (весёлый, работящий, рубаха-парень) и Никита (горбун, некрасивый, ухаживает за садом, любит растения).
Мир и человек в былине Садко
Мир и человек в былине "Садко" Автор: Разное Былины - русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Былина имеет территориальные характерные черты (северные, средне-русские, южные).Разница проявляется в деталях (речевые обороты, присказки, обращение к зрителям).
Становление Обломова.
Автор: Гончаров И.А. Слово “обломовщина” стало нарицательным, это, если так можно выразиться, диагноз определенной болезни — болезни “ничегонеделания”, ленивой души.
Художественные особенности героической былины "Добрыня и Змей"
Былины - особый вид древних народных эпических песен. Особенность эта заключается в том, что былина, как правило, повествует об исторических событиях, о том, что имело место в жизни. Однако часто былины включают в себя элементы фантастической сказки.
Былины
Происхождение и роль былин в отечественной культуре.
Общество по распространению грамотности среди грузин
(груз. ქართველთა შორის წერა-კითხვის გამავრცელებელი საზოგადოება, к’арт’велт’a шорис ц’ера-лит’хвис гамаврцелебели сазогадоеба) — благотворительная организация, основанная передовыми умами Грузии в мае 1879 году, целью которой было распространение грамотности на территории Грузии.
Барабанов, Илья Владимирович
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 2.1 Российский академический молодёжный театр 2.2 Другой Театр 2.3 Театральный дом «Ойкумена» 3 Роли в кино Список литературы
Андреев, Борис Фёдорович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Фильмография 3.1 Актёрские работы 3.2 Озвучание мультфильмов Список литературы Введение Бори́с Фёдорович Андре́ев (1915—1982) — советский актёр театра и кино, Народный артист СССР (1962), дважды лауреат Сталинской премии первой степени (1948, 1950)[1][2].
Амтман-Бриедит, Альфред Фрицевич
План Введение 1 Биография 2 Память 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Новый Рижский театр 3.1.2 Театр драмы им. А. Упита (Национальный театр) 3.2 Режиссёрские работы
Чернозубов, Илья Фёдорович
Статья «Чернозубов» перенаправляет сюда. О генерал-майоре, участнике русско-турецкой войны 1877-78 годов смотри Чернозубов, Григорий Фёдорович
Арапов, Илья Фёдорович
Илья Фёдорович Арапов (1738—1774) — крестьянин Оренбургской губернии, участник Пугачёвского восстания, атаман отряда, взявшего ряд крепостей Самарской военной линии и Самару.
Водопад
Описание присхождения. Некоторые крупные водопады.
Илья Мечников
Русский микробиолог и патолог, удостоенный в 1908 Нобелевской премии по физиологии и медицине (совместно с П.Эрлихом) за исследование природы иммунитета.
Илья Муромец: святой богатырь
Угодник Божий преподобный Илия Муромец, по прозванию Чоботок, жил в XII веке и скончался иноком Киево-Печерской лавры около 1188 года.
Толстой А.К.
Граф, русский писатель. Родился в Петербурге в знатной дворянской семье. Родители разошлись сразу после рождения сына, воспитывался матерью и ее братом - писателем А. Перовским (псевдоним А. Погорельский).