Восточные писатели дают более подробное описание разгрома Хазарии Святославом. Именно восточные источники сообщают о падении Хазарии. Наиболее раннее сообщение об этом имеется в труде Ибн Хаукаля: "...не осталось в наше время почти ничего от булгар, буртасов и хазар, так как напали на них русы и захватили все их области, те же, кто спасся, рассеялись по соседним областям, надеясь, что (русы) заключат с ними договор и они смогут вернуться, (поселившись) под их властью" ([4], с. 222).
Споры между учеными ведутся как о количестве походов русов, так и о месте их начала. М. И. Артамонов ([2], с.67), С. А. Плетнева ([7], с. 71) полагают, что поход Святослава на Хазарию начался с Верхней Волги, был он один, и что князь Владимир также совершил поход на хазар. По мнению А. П. Новосельцева, таких походов было два -один в 965 г., когда был взят Саркел (Белая Вежа), а второй - в 968/ 969 гг., когда были взяты и опустошены волжские города Хазарии. При этом второй поход князя Святослава был во время пребывания его на Руси, куда он прибыл из Балканской Болгарии по зову матери - святой равноапостольной княгини Ольги [[б}, с. 226).
Представляется возможным согласовать оба эти мнения, если предположить, что поход Святослава против Хазарии был один, но продолжался он два года. Странного ничего в этом нет, если иметь в виду время пребывания Святослава в Дунайской Болгарии. Это был не кратковременный поход, а длительный - с 967 г. по 971 г. Таков же был поход Святослава против Хазарии.
Начался он со Средней Волги. Перезимовав у вятичей и получив их разрешение на поход с Оки на Волгу, он опустошил Булгар, Хазаран, лежавший, как и Булгар, на Левобережье, вышел оттуда к Северному Кавказу, опустошил Семендер, а оттуда прошел к Дону и взял Белую Вежу, откуда снова пошел на Волгу. При этом был взят Итиль, часть столицы хазар, лежавшая на правом берегу. В летописи называется только Белая Вежа, потому что в русском понимании городом была именно только она, имевшая каменную крепость, построенную греками. Булгар, Итиль, вероятно, и Семендер таких крепостей не имели. Это были ставки правителей.
Поднимаясь вверх по Волге, вероятнее всего ее правым берегом, князь подверг опустошению земли хазар, буртасов и булгар, живших здесь, и, выйдя к Оке, обложил данью вятичей. Неясно, какое преимущественно войско было с князем Святославом во время этого похода - пешее, как в Балканской Болгарии, или конное. Судя по летописному отрывку, который предшествовал походу Святослава на Оку в 964 г., войско в значительной мере было конным. Только такое войско могло совершить столь длительный по протяженности переход. Это войско сначала шло по левому берегу Волги, а на обратном пути - по правому. Пешие воины плыли в лодках. Из их числа оставались в важнейших местах сторжевые отряды. Если же считать, что князь Святослав ходил на вятичей дважды - в 964 г. и в 966 г., а в 965 г. - на Хазарию - получается мотание из конца в конец огромной страны большого войска, что мало вероятно.
Как бы то ни было, но Хазарский каганат был сокрушен Святославом. Конец Хазарии означал объединение в едином государстве, Киевской Руси, большей части восточнославянских племен. Во время похода были сокрушены и зависимые от каганата земли булгар, буртасов, ясов и касогов. Власть хазар была сокрушена не только в центре Хазарии, но и на ее окраинах. Конец Хазарии означал свободу проезда Руси в Каспийское море, Хорезм и Закавказье. Русь открыла себе свободную дорогу на Восток. Торговые связи Руси с Востоком укрепились, благодаря устранению посредников Хазарии. Победа князя Святослава означала и мировоззренческую победу Руси в праве выбора особого пути своего духовного развития
Сокрушение Хазарии, верхи которой исповедовали иудаизм и поддерживали его среди подвластных и окружающих народов через распространение выгодного для их мировоззрения - порабощения, рабства, покорности и превосходства иудеев, означало сокрушение оков наиболее тяжкого угнетения - духовного, которое могло погубить основы яркой, самобытной духовной жизни славян и других народов Восточной Европы. Не случайно, при выборе вер одним из основных недостатков иудеев святой равноапостольный князь Владимир считает отсутствие у них собственного государства.
Поход князя Святослава, сопровождавшийся, как сообщают восточные источники, разорением мусульман и христиан, на долгое время приостановил проникновение мусульманства в Поволжье. Этому не помогло даже временное закрепление Хорезма в Нижнем Поволжье. Победа князя Святослава означала, что верховенство над кочевыми народами Причерноморья и Прикаспия от хазарского кагана перешло к киевскому князю. Поэтому в последовавшем в 967 году походе Святослава на Дунайскую Болгарию участвуют на его стороне угры и печенеги. Именно победа над Хазарией дала возможность Святославу заявить в Переяславце на Дунае: "Хочю жити в Переяславцы на Дунай, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек злато, паволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорьсребро икомони, и из Руси же скора и воск, мед и челядь".
Не случайно князь Владимир, сын Святослава называет себя каганом. Чтобы скрепить части огромного государства Владимир первоначально пытается укрепить на Руси язычество, введя в число киевских богов восточных, близких и понятных союзным кочевникам. Вскоре, однако, князь Владимир делает окончательный выбор, остановившись на Православии.
Уже в XIII в. киевский князь Мстислав Романович говорил: "Пока я в Киеве, то от Яика и до Черного моря и до реки Дунай никому с саблей не воевать". Следовательно, значение победы Святослава понимали не только его ближайшие, но и отдаленные потомки.
Сокрушение Хазарии вовсе не означало крушение заслона от кочевников на востоке Руси. Мы помним, как огромные орды угров в IX в. наводнили южно-русские степи. В 915 г. печенеги приходили на Русь, когда еще была Хазария. Трудно согласиться с утверждением (это наиболее свойственно западным ученым), что Хазария спасла Русь и Европу от арабов. События 837 г. показали, коков на самом деле был этот заслон.
Русские летописи и былины помнят о хазарах, о борьбе с ними, об их последующей судьбе. Хазарские воины были в составе дружин князей Игоря и Мстислава. Русские летописи вспоминают о хазарах в Тмутаракани Х1-ХП вв. Но если после разгрома Хазарии и восточные и западные источники отождествляют хазар с иудеями, то русские летописи и былины этого не делают.
В русских былинах есть два образа - Козарина и Жидовина. Первый наряду с русскими богатырями воюет против врагов Руси. Со вторым сражается Илья Муромец. В былинах и духовных песнях в народе сохранилась память о борьбе с "царем иудейским" и "силой жидовскою". То есть русский народ видел разницу между простыми хазарами и правителями Хазарского каганата. Истинных хазарских памятников до сих пор не обнаружено. Потомками хазар в Крыму считают караимов - особую секту в иудаизме. Литовский князь Витовт часть их вывел из Крыма в Литву и поселил возле Вильно. Небольшая часть продолжает жить в Крыму.
Киевская Русь оказалась самым могучим и последовательным врагом иудейского хазарского каганата. Почти полутора столетняя освободительная война восточных славян против хазарского каганата была завершена походом князя Святослава. Сокрушив основные военные силы каганата во главе с каганом и разрушив основные опорные узлы хазар на Средней и Нижней Волге, на Северном Кавказе и Нижнем Дону, князь Святослав лишил власти и торгово-ростовщическую верхушку Хазарии основы их паразитического существования. "Хазарское царство исчезло как дым сразу же после ликвидации основного условия его существования: военного превосходства над соседями и тех экономических выгод, которые доставляло обладание важнейшими торговыми путями между Азией и Европой. Поскольку других оснований для его существования не было, оно под ударами более сильного Русского государства рассыпалось на составные свои части, в дальнейшем растворившиеся в половецком море", - заключает историю хазар крупнейший ее знаток М. И. Артамонов ([2], с. 456).
Список литературы
1. Повесть временных лет. М.-Л., 1950.
2. Артамонов М.И, История хазар. Л., 1962.
3. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949.
4. Мавродин В.В. Древняя Русь, Л., 1946.
5. Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата. М., 1983.
6. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
7. Плетнева С.А. Хазары. М., 1986.
8. Сахаров А.Н. Дипломатия Святослава. М., 1982.
Другие работы по теме:
Апостолы славянского мира
О славянских первоучителях Кирилле и Мефодии по сей день ведутся споры по вопросам: кому принадлежит честь первого поощрения славянского христианства: Риму или Константинополю? Кем были по происхождению солунские братья: греками или славянами?
Сибирская язва
Этиология заболевания (возбудитель). Источник инфекции. Клиническая картина при сибирской язве.
Роль казацких летописей в воспроизведении исторического прошлого
Неоценимое значение для становления новой украинской литературы имеют произведения XVII-XVIII ст. Это казацкие летописи. Испытываешь удивление авторам этих шедевров, гордишься своими предками. Летописцы Самовидец, Грабянка и Величко, очевидно сами были свидетелями всех тех событий, которые преимущественно в хронологическом порядке подают эпизоды истории нашего народа.
Святослав
Святослав - князь киевский, который много сделал для расцвета Киевской Руси, ее защиты и могущества. В летописях говорится о том, что впервые Святослав принимал участие в битве с врагами еще совсем маленьким мальчиком. С юных лет приучал князь Игорь своего сына к ратному ремеслу, брал его иногда на поле боя.
Песнь о вещем Олеге
В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.
Взгляды на творчество Гоголя
Полтора столетия ведутся ожесточенные споры о Гоголе. Сталкиваются противоположные взгляды на творчество писателя, его вклад в литературу, особенности его реализма.
Бани Древней Руси
Первые бани на Руси. На Руси в баню ходили все. "Почему урусуты здоровые и сильные?"
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Белорусский архив древних грамот
Введение 1 История издания 2 План Введение Введение «Белорусский архив древних грамот» ― сборник документов по истории восточных белорусских земель в XVI—XVIII в.
Damnatio memoriae
(лат. проклятие памяти) — особая форма посмертного наказания, применявшаяся в древнем Риме к государственным преступникам — узурпаторам власти, участникам заговоров, к запятнавшим себя императорам. Любые материальные свидетельства о существовании преступника — статуи, настенные и надгробные надписи, упоминания в законах и летописях — подлежали уничтожению, чтобы стереть память об умершем.
Житомирский областной комитет КП Украины
- орган управления Житомирской областной партийной организацией КП Украины (1937-1991 годы). Житомирская область образована 22 сентября 1937 года из восточных районов Киевской области. Центр - г. Житомир.
Болотный лунь
Введение 1 Внешний вид 2 Распространение 3 Образ жизни Введение Болотный, или камышовый лунь (лат. Circus aeruginosus) — птица семейства ястребиных.
Кавус
Введение 1 Историческая справка Введение Кавус (Гэйс) - старший сын сасанидского шаха Кавада I, наследный царевич, однако лишённый права на трон, как активный участник маздакитского движения.
Берладники
— беглецы и беженцы разных социальных слоев Киевской Руси, преимущественно южных земель, которые оставляли родину через притеснения разного рода и селились между Карпатами и Днестром, в низовье Дуная, преимущественно в молдавском городе Берлад на реке Бырлад (в настоящее время в Румынии). Существовали на протяжении XII—XIII веков.
Кангарский союз
Введение 1 Образование союза 2 Падение союза Введение Кангарский родоплеменной союз, каз. Қаңғар Одағы — тюркское государство на территории Казахстана, кроме Жетысу. Кангары — это средневековые канглы, сейчас которые входят в казахскую нацию. Его западная ветвь кангар после поражение от кыпчаков влилась в венгерскую нацию.
Токак
или Тукак, Дукак — отец Сельджука, первого бека тюркской династии Сельджукидов. Токак ибн Лукман, происходивший из рода Тугшырмыша, сына Керекучи-ходжи из племени и рода Кынык. Отец Токака Лукман был мастером по изготовлению кибиток при дворе тюркских падишахов. Имя "Токак" означает "Железная стрела".
Латинский союз Древний Рим
Латинский союз — в древности федерация городов Лация (современный Лацио, Италия), возникшая в начале 1-го тыс. до н. э. и насчитывавшая, согласно античной традиции, 30 общин. Члены Латинского союза имели общие религиозные праздники, союзное собрание решало общие вопросы и споры между членами союза.
Днепровские балты
Балтийские и славянские археологические культуры в V—VI вв. Днепровские балты — балтийские племена, населявшие в древние времена бассейн Днепра между бассейнами Вислы и Волги в эпоху железного века (I тыс. до н.э. — I тыс. н.э.). Днепровские балты сформировались на финно-угорском субстрате. В летописях сохранилось имя только одного племени днепровских балтов — голядь[1].
Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии
Введение 1 Характеристика хазарского иудаизма по письменным источникам 2 Археология Список литературы Введение Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии — одна из ключевых научных проблем в изучении истории Хазарского каганата. Она сводится к поиску материальных подтверждений бытования в Хазарии иудаизма и к оценке того, в какой степени им было затронуто хазарское общество.
Имперское министерство оккупированных восточных территорий
План Введение 1 Структура 2 Местные органы Список литературы Введение Имперское министерство оккупированных восточных территорий (нем. Reichsministerium fьr die besetzten Ostgebiete (RMfdbO)) — одно из имперских министерств Третьего рейха, созданное для гражданского управления захваченными в ходе войны территориями СССР.
Служилые люди
Служилые люди — в России XIV—XVIII веков общее название лиц, обязанных нести военную или административную службу в пользу государства. История Служилые люди делились на служилых «по отечеству» (служба в основном передавалась от отца к сыну) и «по прибору» (набирались из представителей податных сословий, лично свободных).
Orientalium Ecclesiarum
План Введение 1 Структура 2 План Введение Список литературы Введение Orientalium Ecclesiarum (лат. Восточные церкви) — декрет Второго Ватиканского собора Католической церкви. Полное название — Декрет о Восточных католических церквях «Orientalium Ecclesiarum». Утверждён папой Павлом VI 21 ноября 1964 года, после того как он был одобрен на соборе.
Крупнейшие падения рынка ценных бумаг США
План Введение 1 Крупнейшие биржевые падения в США по данным Times 1.1 1. Wall Street 1929-32 (-90 %) 1.2 2. US Nasdaq 2000—2002 (-82 %) 1.3 3. Wall Street 1937-38 (-49 %)
Константинопольская эра
План Введение 1 Византия 1.1 Как вычислялась дата 1.2 Мнение Ватикана 2 Россия 2.1 Погрешности в летописях 2.2 Хронологические рамки 3 Церковный календарь
Андрониковы дворянский род
План Введение 1 История рода 1.1 Упоминание в летописях 2 Андрониковы в России 3 Представители рода 3.1 Дворяне Андрониковы Список литературы Введение
Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.
Становление государства у восточных славян проходило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славянами (словенами и кривичами) входили неславянские этносы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вятичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в середине VII в. создавшее собственное государство — каганат.
Норманская теория в истории Украины
Киевская Русь — это не просто сильный политический союз родственных племен. Это — одна из самых интеллектуально развитых и экономически процветающих цивилизаций в Европе того времени.
Киевская Русь и хазары
Толочко П. П. Положение Ф. Энгельса о том, что государство является продуктом внутреннего развития общества, подтвержденное всем ходом исторического развития, кажется, трудно оспорить. В большинстве случаев его и не оспаривают. Но если речь идет о восточных славянах, то вывод классиков марксизма нередко подвергается сомнению.
Американское Самоа
7 восточных островов архипелага Самоа, в основном вулканического происхождения, общей площадью 199 кв. км на юге Полинезии.
Коллективные амебы и иммунология
Диктиостелиум (Dictyostelium discoideum) – слизевик, обитающий в лесной подстилке, – занимает пограничное положение между одно- и многоклеточными. Его относят к слизевым грибам, поскольку он рассеивает по ветру споры из плодового тела.
Вышата
Вышата (XI в.), воевода киевского князя Ярослава Владимировича Мудрого († 1054).
Василий Юрьевич Косой
Князь звенигородский, старший из троих сыновей Юрия Дмитриевича, князя Галицкого. Василий Косой начинает упоминаться в летописях с 1433 г.
Сестры Ананьины
Офицерские дочери, две сестры, Марья и Ольга, — первые актрисы на драматической сцене, о которых впервые упоминается в летописях русского театра.