1) Первобытно-общинный строй, первая в истории человечест-ва общественно-экономическая формация (40-35 тыс. л. назад). Для первобытнообщинного строя характерно, что все члены обще-ства находились в одинаковом положении к средствам производст-ва, и соответственно единым для всех был способ получения доли общественной продукции, с чем и связано употребление для его обозначения термина “первобытный коммунизм”.
Колллективистский характер первобытного производства был обусловлен крайне низким уровнем развития производительных сил. Ведущим видом деятельности была чаще всего охота, в т.ч. коллективная, на крупных животных. Орудием служили деревянные копья, дубины, камни.
Большую роль играло собирательство, доставлявшее, по види-мому, основную массу пищи (присваивающий характер хозяйства).
В эволюции сложившегося первобытнообщинного строя, начало которого было положено переходом к позднему палеолиту, можно выделить две основные стадии. Первая из них характеризуется таким уровнем развития производственных сил, при котором про-дукта добывалось не больше, чем его было необходимо для обес-печения физического существования людей. В таких условиях единственно возможным способом распределения было уравнитель-но.
Т.о. на самом раннем этапе эволюции первобытнообщинного строя никакой другой собственности, кроме коллективной, не могло существовать.
Все же производство медленно, но неуклонно развивалось. Прогрессировала техника обработки камня, кости, рога. В мезо-лите начали распространяться еще и стрелы. Все это создавало условия для перехода от первой фазы ко второй.
Вторая фаза первобытнообщинного строя характеризуется та-ким уровнем развития производительных сил, при котором стало возможным появление сравнительно большого количества избыточ-ного продукта. Это подготовило и обусловило существенную пере-стройку всей системы социально-экономических отношений (обо-собление труда, трудовой способ распределения, возникновение имущественного первенства, товарный обмен, усложнение внутреп-леменной организации).
2) Неолит - новый каменный век (7-8 - 3-4 вв до н.э.), эпоха позднего каменного века, характеризующаяся использовани-ем исключительно кремнеевых, костяных и каменных орудий (в.т. изготовленных с помощью техники пиления, сверления и шлифова-ния) и, как правило, широким распространением глиняной посуды. Орудия труда эпохи неолита представляют собой завершающую ста-дию развития каменных орудий, сменяемых затем появляющимися во все больших количествах изделиями из металла. По культурно-хозяйственным признакам культуры неолита распадаются на две группы:
1) земледельцев и скотоводов и 2) развитых охотников и ры-боловов. Неолетические культуры первой группы отражают послед-ствия перехода к принципиально новым формам получения продук-тов путем их производства (производящая экономика). Происшед-шие в результате этого кординальные изменения в жизни общест-ва, сказавшиеся прежде всего в развитии оседлости и резком увеличении численности населения (т.н. первый демографический взрыв), позваляют ряду исследователей вслед за английским ар-хеологом Г. Чайлдом говорить о “неолитической революции” как о первом экономическом перевороте в истории человечества.
Именно земледельческий неолит стал надежной основой для всестороннего прогресса и развития, и именно в зоне его рас-пространения возникли древнейшие классовые образования.
3) Возникший в результате разложения первобытнообщинного строя рабовладельческий строй был таким же этапом во всемирной истории человечества, как предшествующуя ему доклассовая фор-мация и как следовавший за ним феодализм.
Древнейшие рабовладельческие государства возникли на рубе-же 4-го и 3-го тыс. до н.э. (Месопотамия, Египет), своего выс-шего развития этот строй достиг в Древней Греции и Риме. Раб-ство возникло на поздней ступени развития доклассового общест-ва, когда имущественное неравенство и частнособственнические отношения стали наиболее действенным стимулом классообразова-ния.
На достигнутом уровне хозяйственного развития рабство ста-ло господствующей формой производства.
Основные черты рабства:
1. раб не имеет собственности на средства производства;
2. раб является собственностью одного хозяина или коллек-тивного владельца (общины, храма, государства); он - одушевленное орудие труда своего хозяина и результат его труда, как и он сам, является собственностью хо-зяина;
3. раб подвергается эксплуатации путем всевозможного при-нуждения.
Греция 5-4 вв до н.э., Рим 2 в. до н.э - 2 в н.э. пред-ставляют собой классические образцы развитого рабовладельче-ского строя. Развитие производительных сил шло в основном не за счет совершенствования орудий производства, а за счет людей (свободных и рабов), занятых в процессе производства. Низкий уровень техники объясняется, во-первых, тем, что источник энергии - мускульная сила животных и главным образом рабов для рабовладельца была бесплатной, во-вторых, отсутствием заинте-ресованности рабов в развитии роста производства. Поэтому ра-бовладельческие производственные отношения из силы, активно содействовашей развитию производственных сил, сравнительно скоро превратились в торомз их развития. Рабовладельческий способ производства становился экономически невыгдным и в силу этого в конце концов должен был уступить другому способу про-изводства.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Экономическое планирование на предприятии
Ожидаемая доходность и стандартное отклонение инвестиции. Определение величины оптимальной партии заказа и ежегодного количества заказов, затрат по их хранению и размещению. Коэффициент устойчивости экономического роста. Величина операционного рычага.
Какой студент без шпаргалки
Студент без шпаргалки — не студент. Даже отличники хотя бы раз “согрешили”, сдавая экзамены. Относятся к шпаргалкам по-разному. Даже преподаватели иногда приветствуют это дело. “Будут шпоры писать, хотя бы что-то запомнят”, — рассуждают они.
Полезные советы при использовании шпаргалок
В 100% случаев, если вам удастся удачно списать свой билет со шпаргалки, значит ваш преподаватель придерживается того принципа, что шпаргалка может помочь лишь человеку, который предварительно хорошо разобрался.
Использование шпаргалок
Перед тем как прейти к вопросу о применении шпаргалок, необходимо решить вопрос: зачем их вообще применять? Шпаргалки применяются людьми для достижения некоторых целей (причем у многих часто эти цели сходятся. Прим. автора), вот некоторые из них.
Шпаргалки по предмету право
В КАЖДОМ ФАЙЛЕ ЛИСТ №2 “ОБРАТНАЯ СТОРОНА ШПОРЫ” Успеха !!! 1-Понятие'права. Соотношение государства и права 2-Источники права. Системы права.
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Шпаргалка 2
Шпаргалка Сочинение-исследование От чего произошло слово «шпаргалка»? Как появилось слово шпаргалка, наука точно не знает. Возможно, за основу был взят корень -, от «шпарить быстро, без запинки». Вторая версия — шпаргалка происходит от санскритского «shoargalle», что означает «секретный, тайный документ».
Постижение истории Тойнби
«Постижение истории» (англ. A Study of History), правильнее — «Исследование истории» — фундаментальный исторический труд А. Дж. Тойнби, состоящий из 12 томов и писавшийся с 1934 по 1961 гг.
Белорусский архив древних грамот
Введение 1 История издания 2 План Введение Введение «Белорусский архив древних грамот» ― сборник документов по истории восточных белорусских земель в XVI—XVIII в.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Cambrian Medieval Celtic Studies
, ранее (в 1981—1992) Cambridge Medieval Celtic Studies (сокращённо CMCS ), рус. «Кембриджские», позднее «Камбрийские средневековые кельтские исследования» — научный журнал, посвящённый кельтологии, истории кельтских языков и истории античной и раннесредневековой Британии. Выходит два раза в год — летом и зимой.
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Вопросы истории
Введение 1 История издания 2 Публикации 3 Информация Список литературы Введение Вопросы истории — главный российский академический журнал в области истории. Выходит ежемесячно. Учредители — редакция журнала и Российская академия наук.[1]. Главный редактор — Ахмед Искендеров.
Историческая психология и социология истории
Историческая психология и социология истории В научном журнале Историческая психология и социология истории освещаются проблемы междисциплинарных исследований на стыке истории, культурной антропологии, психологии, социологии, семиотики, экономики, экологии и политологии.
Преподавание истории в школе
(ПИШ) — независимый российский научно-теоретический и методический журнал, выходит с 1916 г. В 1920-е гг. не издавался, в 1934 г. издание возобновлено.
Заметки по еврейской истории
— сетевой портал, в рамках которого издаются ежемесячные издания: журнал «Заметки по еврейской истории» (с 2001 года) и альманах «Еврейская старина» (с 2002 года).
Советская историческая энциклопедия
Советская историческая энциклопедия — советская энциклопедия Академии Наук СССР (1961-1976гг.) по истории народов всего мира до 70-х годов XX века. Включает статьи-термины по истории СССР и зарубежных стран, особенно по новейшей истории, а также по истории революционного и национально-освободительного движения.
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Сидорова, Нина Александровна
Нина Александровна Сидорова (1910—1961) — советский историк-медиевист, доктор исторических наук, профессор, старший научный сотрудник Института истории АН СССР (с 1942 г.), зав. сектором истории средних веков этого Института (с 1952 г.). Специалист в области ранней городской культуры. В ряде своих исследований раскрыла характерные черты городской культуры Франции, её истоки, коснулась такого вопроса, как католическая церковь и средневековая культура, показала Абеляра как одного из ярких представителей средневекового свободомыслия.
Библиотека РусАрх
Библиотека «РусАрх» — крупнейшая в Рунете некоммерческая специализированная электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Великое Аляскинское землетрясение
Великое Аляскинское землетрясение — сильнейшее землетрясение в истории США и второе, после Вальдивского, в истории наблюдений, его магнитуда составила 9,1-9,2.
Шпаргалки по Истории
Англия в XIX в (экономика). 2-я промышленная революция в мире, конец XIX - начло ХХ вв. 2-я половина XIX в - начало ХХ в: Германия, Франция, США.
Акты Западной России
Акты Западной России («Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею») — сборник документов по истории России, Белоруссии, Литвы и Украины, за XIV—XVII вв. (тт. 1-5, СПБ., 1846—1853).
Шпаргалки по хозяйственному праву
ВОПРОС № 39 Право оперативного управления 1. Субъекты – казенные предприятия, учреждения. 2. Владеют и пользуются имуществом в соот. с установленными целями, назначением имущества, заданиями собственника.
Евсевий Кесарийский
Евсевий Кесарийский (ок. 260 – ок. 340), христианский богослов, «отец церковной истории», епископ Кесарии Палестинской после 315.