РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРА В НАЧАЛЕ ХХ в.
Развитие образования
. Социальное развитие, вызванное экономическими процессами на рубеже двух веков, сопровождалось быстрым ростом городов, распространением городской культуры и образования. В конце XIX-начале XX в. уровень грамотности вырос с 21 % в 1897 г. до 31% в 1917 г. В абсолютных цифрах число грамотных увеличилось в 2 раза (со 26,5 млн. до 53 млн. чел). Возросли темпы роста начального образования. В начале века ежегодно создавалось 5-6 тыс. новых школ. Увеличилась численность гимназий и реальных училищ, выпускники которых снова могли поступать в технические вузы без экзамена. Возникла сеть высших начальных училищ, дававших возможность поступить в среднюю школу. Развивалась система профессиональных - горных, речных, железнодорожных, фабричных (в 1913 г. - св. 4 тыс.) и коммерческих училищ (в 1913 г. - св. 250). Совершенствовалась высшая школа, в которой после 1905 г. была восстановлена автономия, выборность ректоров и деканов и т.д. Возникали новые социальные группы, связанные с развитием мирового хозяйства. Национальная идея способствовала усилению националистических настроений, и, в то же время, привела к повышению влияния на культуру национальных традиций и народной культуры. Существовало две точки зрения на развитие культуры на рубеже веков. Если быстрое и прогрессивное развитие науки, техники и образования в начале ХХ в. не отрицается никем, то в отношение искусства и гуманитарных наук существуют два мнения. Точка зрения современных ученых связана концепции, сформулированной русским философом Н.А. Бердяевым, писавшим о ренессансе (возрождении) российской культуры в начале ХХ в. Раньше была распространена другая точка зрения, сформулированная российскими социалистами того времени и принятая в советской науке: русское искусство начала ХХ в. переживало не ренессанс, а декаданс (упадок). Это мнение основывалось на выводе о кризисе буржуазного общества и буржуазной культуры в эпоху империализма.
Развитие науки
. В связи с возросшими нуждами промышленности и армии быстро развивались естественные и технические науки. Значительных успехов добились основатель аэродинамики Е.Н. Жуковский; математик С.А. Чаплыгин; сделавший важнейшие открытия в области физики П.Н. Лебедев; геохимик и биохимик В.И. Вернадский; физиолог И.П. Павлов; иммунолог И.И. Мечников; родоначальник космонавтики К.Э. Циолковский и др. Гуманитарные науки традиционно играли большую роль и определяли характер среднего и высшего образования. Так, в философии того периода отчетливо проявились две тенденции. Под воздействием революционных идей в работах социал-демократов Г.В. Плеханова, В.И. Ульянова (Ленина), А.А. Богданова развивался философский материализм. Одновременно наблюдался расцвет религиозно-философского направления в творчестве Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, В.С. Соловьева и др. Историческая наука развивалась в трудах В.И. Ключевского, С.Ф. Платонова, П.Н. Милюкова, Н.П. М.Н. Покровского и др. Получили значительные развитие также экономическая наука и социология (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский, П. Сорокин).
Литература и искусство
. В конце XIX- начале XX в. в российской прозе продолжался расцвет основного литературного направления второй половины прошлого века - критического реализма. Новые значительные произведения создал Л.Н. Толстой. Социальные и социально-психологические проблемы нашли глубокое отражение в творчестве А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна и др. Стремление искусства к преобразованию действительности художественными средствами дало начало русскому символизму. Его теоретиком в середине 1890-х гг. выступил В.Я. Брюсов. Другое модернистское направление - акмеизм явился реакцией на символизм. Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М. Цветаева, создавшие новую лирическую поэзию обратились к миру человеческих чувств. Апологетика субъективизма, отрицание традиционной культуры, активизм выразились в деятельности сторонников “искусства будущего” – футуристов (В. Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский).
Живопись, архитектура, музыка
. В российской живописи и графике, с одной стороны, сохранялись традиции академической школы, продолжало действовать Товарищество передвижных выставок, с другой стороны, возникли новые тенденции на основе обращения художников к историческим сюжетам. Художественное мифотворчество и попытки выразить в живописи национальную идею продолжил М.В. Нестеров. Сочетание условного с реальным развивали КА. Коровин, основатель русского или декоративного импрессионизма, и В.А. Серов, проделавший путь от академизма к модерну. В конце 1890-х гг. модерн в российском изобразительном искусстве открыто о себе заявил. В 1898 г. было создано общество художников “Мир искусства” (А.Н. Бенуа, К. Сомов, Н.К. Рерих и др.), провозгласившее автономию искусства, главенство для творчества проблемы красоты. Появление в 1910 г. общества “Бубновый валет” (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк), а затем - “Ослиный хвост” (МФ. Ларионов, Н.С. Гончарова, Д. Бурлюк) знаменовало собой переход к российскому авангарду. Одновременно развивался экспрессионизм. Теоретик абстрактного искусства В.В. Кандинский; основатель “супрематизма К. Малевич; создатель “аналитической живописи” П.Н. Филонов; “бытовой символист” М.З. Шагал, каждый по своему утверждали господство творчества над формами, создавая в своих работах новые миры. В 90-х гг. XIX в. в архитектуре оформился в качестве ведущего новый стиль “модерн”.
Его особенностью стала подчеркнутая функциональность построек, отрицалась симметрия. Широко применялись новые строительные материалы: железобетон, сталь, стекло. Родоначальником русского модерна стал Ф.О. Шехтель. В том же стиле строили Л.Н. Кекушев, В.Ф. Валькотт. Одновременно с модерном из псевдорусского стиля возник неорусский
, использовавший некоторые достижения модерна и ставший затем одним из его вариантов. Развивался неоклассицизм как в сочетании с модерном (Р.Р. Клейн, Ф.И. Лидваль), так и в чистом виде (И.А. Фомин, И.В. Жолтовский). В развитии скульптуры неоклассический стиль в работах Р.Р. Баха, С.М. Волнухина. В музыке проявились те же тенденции. Развивали традиции Чайковского и “Могучей кучки” Римский-Корсаков и А.К. Глазунов. Совершенствовал классические музыкальные принципы композитор-новатор и блестящий пианист С.В. Рахманинов. Одновременно искали новые формы И. Ф. Стравинский, А. Н. Скрябин, в творчестве которых ощутимы явления музыкального символизма, импрессионизма и экспрессионизма. На рубеже веков старые традиции продолжали Малый, Александринский театры. Но в конце XIX в. искусство драмы также вступило на путь обновления. В 1898 г. К.С. Станиславский, создатель новой системы актерской работы, и В.И. Немирович-Данченко основали с помощью С.Т. Морозова Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов. Свой вклад внесли также режиссеры В. Мейерхольд и В. Вахтангов. Наряду с развитием классического балета в творчестве хореографа М. Петипа, в России возник новый балет. В академических и новаторских спектаклях танцевали А. Павлова, В. Нижинский и целая плеяда танцоров, приобретших мировую известность. В России массовой формой искусства становится кинематограф (Я. Протазанов, играли актеры И. Мозжухин, В. Холодная и др.). Таким образом, в России произошла так же, как и в Европе, произошла трансформация искусства от отражения действительности к ее изменению, а затем к созданию новой художественной реальности. При этом развитие российского национального самосознания проявилось в появлении оригинальных философских и общественных концепций, использовавших идею своеобразия российской цивилизации, и обращенных к национально-историческим традициям, народному творчеству, фольклору.
Список литературы
1. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. М., 1992.
2. Мировосприятие и самосознание русского общества (ХI-ХХ вв.) М., 1994.
3. Щетинина Г. Духовная жизнь русской интеллигенции в н. ХХ в. М., 1997.
4. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве 19-нач. 20 вв. М., 1991.
5. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.
Другие работы по теме:
Американская модель делового поведения
Культура предпринимательства – вопрос важный для любой страны. От того, как и что делают предприниматели, зависит не только настоящее, но и будущее, не только экономика, но и политика, культура, наука, образование.
Возникновение партий в России
14.1. Формирование политических партий и партийных систем в начале XX века в России связано со своеобразием ее исторического развития. Так, в качестве особенностей процесса возникновения партий выделяются следующие факторы: невысокая политическая культура с архаическими оттенками, что влияло на утопичность программ; отсутствие устойчивой социальной базы, в силу чего они скорее формировались как производное не социальных связей, а духовного настроя общества, складываясь на базе того или иного комплекса идей; их особая оппозиционность, направленная не только на систему власти, но и на отношения друг к другу; их слабая способность к компромиссу и склонность к политическому радикализму; персонификация элит, когда имидж партий определялся авторитетом узкого круга популярных политиков, озвучивавших программные положения своих организаций и стремившихся к их идеологическому размежеванию.
Внеурочная деятельность по предмету Список творческих работ, ов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их резу
Список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету, и их результаты (за три года)
Истоки современного понимания термина "культура"
В своем первоначальном значении латинское слово cultura означало культивацию сельскохозяйственных растений или вскармливание домашней птицы или скота. В начале XVI в. этот первоначальный смысл был расширен.
Культорология как тип социальной теории
1. Культурология как тип социальной теории Понятие о культуре возникло еще в античности . Оно обозначало состояние ( качество ) общества и личности противоположное варварскому . Само слово
Фремонтская культура
Фигурки из необожжённой глины, Доисторический музей Колледжа Восточной Юты. Фремонтская культура , или культура Фремонт — доколумбова археологическая культура, получившая название от реки Фримонт в штате Юта, где были открыты её первые памятники. Сама река Фримонт названа в честь американского землепроходца Джона Фримонта.
Архаический Юго-запад
, англ. The Archaic Southwest — термин, включающий археологические культуры юго-запада США в период примерно между 6500 г. до н. э. и 200 г. н. э. Культурам, относящимся к указанному периоду, были свойственны следующие характеристики:
Возникновение и развитие первобытной культуры
Первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Алексеев, Борис Алексеевич
Введение 1 Биография 2 Работы 3 Награды и звания Список литературы Введение Алексеев Борис Алексеевич (27 апреля 1911, Байсубаково, Чебоксарский уезд, Казанская губерния, Российская империя — 3 мая 1973, Чебоксары) — чувашский советский актёр, народный артист СССР (1969).
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Среднестоговская культура
Введение 1 Погребальный обряд 2 Хозяйство 3 Антропологический облик Список литературы Введение Среднестоговская культу́ра — археологическая культура эпохи энеолита (4500-3500 до н.э), распространённая в степях Приазовья между Днепром и Доном. На востоке её локальные разновидности доходили до среднего Поволжья[1].
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
II тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 2000 по 1001 год до нашей эры. Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. — Срубная культура в степных и лесостепных районах Украины и Европейской части России, Абашевская культура в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Ничевоки
План Введение 1 История 2 Члены группы «Ничевоки» 3 Издания «Ничевоков» Список литературы Введение Ничевоки — российская литературная группа, сложившаяся в Москве в начале 1920 года и окончательно оформившаяся в августе 1920 года при Союзе поэтов в Ростове-на-Дону [1].
Тенерийская культура
Тенерийская культура — доисторическая культура, существовавшая в период примерно 5—3 тыс. до н. э. на территории пустыни Сахара. Это был влажный период в истории пустыни, известный как неолитический субплювиальный период.
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Билеты по истории 11 класс
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ИСТОРИИ В 11 К АССЕ Билет № 1 1. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. 2. Начало второй Мировой войны. Военные действия в 1939-1942 г.г. на фронтах второй мировой войны.
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Викус культура
Культура Вику́с (по названию небольшого посёлка на севере Перу в 40 км на восток от города Пьюра) — археологическая доколумбова культура, датируется периодом примерно 5 в. до н. э. — 6 в. н. э., принадлежит к «классическим» доколумбовым культурам. Область распространения данной культуры пока определена недостаточно чётко; центр её находился предположительно в долине Пьюра; распространялась на север до территории современного Эквадора, а на юг — до долины Ламбайеке.
ГИА история России 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ Кодификатор элементов содержания по истории России