На рубеж 30—40-х годов происходит заметное оживление
идейной жизни русского общества. К этому времени уже четко обозначились такие
течения и направления русской общественно-политической мысли, как
охранительное, либерально-оппозиционное, и положено начало формированию
революционно демократического движения.
В условиях реакции и репрессий наибольшее
распространение в идеологии получила либеральная мысль. В размышлениях об
исторических судьбах России, её истории, ее настоящем и будущем родились два
важнейших течения 40-х гг.: западничество и славянофильство.
Наиболее выдающимися представителями западников были
П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А. Чаадаев, М.А.
Бакунин. По своему социальному происхождению и положению большинство западников
принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе
западников находились известные профессора Московского университета – историки
Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М.Каков, К. Кавелин и др. По ряду
вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.
Западники были горячими патриотами, твердо верили в
великое будущее своей Родины, резко критиковали Николаевскую Россию.
Особенно резко западники выступали против крепостного
права. Герцен и Грановский подчёркивали и др. подчёркивали, что крепостное
право—лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь
России. Ведь и «образованное меньшинство» страдало от беспредельного
деспотизма, тоже было в «крепости» у власти, самодержавно-бюрократического
строя.
Западники противопостовляли себя славянофилам в
спорах о путях развития России. Они доказывали, что Россия хотя и «запоздала»,
но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские
страны, ратовали за европеизацию. Западники выступали за конституционно-монархическую
форму правления западноевропейского образца, с ограничением самодержавия, с
политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда,
неприкосновенности личности.
Западники выступали за отмену крепостного права
сверху, отрицательно относились к полицейско-охранительной политике.
Западники решающее значение придавали разуму, а не
вере. Они утверждали самоценность человеческой как носителя разума,
противопоставляли свою идею свободной личности идеи кооперативности (или
«соборности» славянофилов).
Западники возвеличивали Петра I[1], который, как они говорили, «спас Россию».
Деятельность Петра они рассматривали как первую фазу обновления страны (начало
вхождения России во всемирную историю), вторая должна начаться проведением
реформ сверху—они явятся альтернативой пути революционных потрясений.
Профессора истории и права (С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин) большое
значение придавали роли государственной власти в истории России и стали
основоположниками так называемой государственной школы в русской
историографии(основывались на схеме Гегеля).
Свои идеи западники пропагандировали с университетских
кафедр, в статьях, печатавшихся а «Московском наблюдателе», «Московских
ведомостях», «Отечественных записках», позже в «Русском вестнике», «Атенее».
Большой общественный резонанс имели читаемые Т.Н. Грановским в 1843—1851гг.
циклы публичных лекций по западноевропейской истории, в которых он доказывал
общность закономерностей исторического процесса в России и западноевропейских
странах, по словам Герцена, «историей делали пропаганду». Западники так же
широко использовали и московские салоны, где они сражались со славянофилами и
куда съезжались просвещенная элита московского общества. Выступления заранее
готовились, писались статьи и трактаты. Это была отдушина в мертвящей
обстановки николаевской России.
Литература:
1.
Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов
«История России» учебник для вузов. М., 2003.
2.
Н.И. Павленко История России с
древнейших времён до 1861года. М., 1998.
3.
Л.А. Кацва История Отечества:
Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. М., 2001
[1]
В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками.
Истоки большинства самых отвратительных черт современного уму деспотизма Герцен
видел в кровавом насилии, которым сопровождались Петровские реформы.
Другие работы по теме:
Исторический спор западников и славянофилов
Становление самобытной русской философии и осмысление вопроса об исторической судьбе России. Понятие и сущность славянофильства и западничества, их политико-правовые воззрения, сходство и различие, достоинства и недостатки, основные представители.
Направление славянофильства, его возникновение и развитие
Возрождение интереса к теоретическим исканиям, к философскому осмыслению действительности. Славянофилы и западники: общее и различное в их взглядах. Отношение славянофилов к власти, к просвещению, религиозный фактор. Философские взгляды славянофилов.
Западники и славянофилы 2
Введение «Да, мы были противниками их, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчётное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы — за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей всё существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума.
Полемика западников и славянофилов
Формирование и истоки философской мысли в России. Рассмотрение философии как средства решения коренных проблем человеческого бытия. Формы русской философии и основные этапы ее развития. Славянофильство - направление философской и политической мысли.
Русская философия
Философские воззрения славянофилов Хомякова, Киреевского. В.С. Соловьев - крупнейший русский философ, заложивший основы русской религиозной философии. Характерные черты русской философии. Русский космизм, понимание человека и природы как единого целого.
Русская философия
Оценка места России в мире, ее настоящего и будущего П. Чаадаевым. Мировоззрения западников и славянофилов в понимании исторического процесса, путей развития конкретного народа. В.С. Соловьёв: философия всеединства. Н.А. Бердяев о "судьбе" России.
Русская идея. Славянофилы и западники. Судьбы либерализма в России
Политология Семинар №3 Качества людей и государей Мы подошли к одному из самых интересных и сложных вопросов, который сильно волновал Макиавелли: каким же должен быть истинный государь? Макиавелли пытается создать универсальный портрет идеального правителя, который смог бы не только завоевать власть, но и распорядиться ею надлежащим образом.
Либерализм и анархизм как общественно-политического движения
Философские, политические и экономические теории, идеологии либералов и анархистов. Характеристика программных реформ движений по вопросам конечной цели, национального, рабочего и аграрного вопросов. Тактика и методы борьбы, политические требования.
Островский а. н. - луч света и темное царство в пьесе гроза
Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 г. В это время русское общество задавалось вопросом о дальнейшем пути развития России. Славянофилы и западники ожесточенно спорили о том, что лучше: патриархальность (самодержавие, народность, православие) или ориентация на ценности Западной Европы.
Содержание
Новая история 19 век 8 класс – 24 час. Учебник А. Юдовской (М. Просвещение, 2006 г.)
Лирический герой Лермонтова
Главная тема Лермонтова - личность в процессе самопознания и само воплощения, то есть развития. Очень показателен характер большинства его стихотворений раннего периода: это лирические зарисовки, отрывки из дневника.
Партия Алаш
Введение 1 История партии 2 Программа и действия 3 Исследования Введение Партия «Алаш» (1917—1920) — казахская партия, примыкавшая по идеологии к партии кадетов. Председатель партии — Алихан Букейханов. Официальный орган партии — газета «Қазақ».
Янов, Александр Львович
Введение 1 Биография 2 Концепция истории России 3 Библиография Введение Александр Львович Янов (р. 18 апреля 1930) — российский и американский историк, политолог и публицист.
Политические движения и подполье России конца 19 - начала 20 вв
Формирование идеологии декабристов. Характеристика деятельности "Союз спасения" и "Союз благоденствия". Тактика революционной борьбы Северного и Южного обществ. Разработка плана вооруженного восстания и его проведение. Идеология славянофилов и западников.
Крестьянский вопрос во взглядах западников
Официальная отмена крепостного права. Крестьянский вопрос во второй половине XIX века во взглядах западников и славянофилов. Политические вопросы и их разрешение законодательным путем. К.Д. Кавелин и его "Записка об освобождении крестьян в России".
Движение декабристов
Сущность и причины зарождения народного движения декабристов, их цели и задачи, этапы развития и расширения в России. Проект Пестеля, его содержание и структура. Русские мыслители о путях развития России. Значение движений первой половины XIX века.
Была ли необходима Петровская модернизация
Какой должна быть Россия. Время петровских реформ. Проблема "Восток – Запад". Славянофилы и западники и их разногласия во взгляде на петровские реформы. Вечная тема русских размышлений: Россия - Запад, Россия - Восток. Оценка выработанным концепциям.
Западничество и славянофильство
В первом половине XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул образованные слои русского общества. Дворянская, а затем и разночинская культуры стали развиваться в русле европейской традиции, повторяя свойственную им смену идеологических и художественных направлений (просвещение, классицизм, романтизм, реализм).
Западники и славянофилы
Либеральные идеи западников и славянофилов. Анализ взглядов западников и славянофилов: противоречия, различия, сходства.
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Ади Эндре
Ади Эндре (1877–1919) — крупнейший после Петёфи представитель венгерской поэзии. Со стороны отца он родом из старой дворянской семьи, со стороны матери — потомок протестантских пасторов.