ОБРАЗ
ИНОПЛЕМЕННИКОВ
ПО
ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ
ЛЕТ
(1060-1110)
1. Предмет
исследования.
Анализируется
отрывок «Повести
временных лет»,
записи с 1060 (6568) по
1110 (6618) включительно
(50 лет). Это заключительный
фрагмент летописи.
2. Исторические
условия.
Это время
правления
Ярославичей,
потомков Ярослава
Мудрого (1019-1054). Это
– период складывания
феодальной
раздробленности.
Власть самовластных
правителей
удельных княжеств
- местных князей
- все более
усиливается,
все сильнее
становятся
сепаратистские
тенденции, все
слабее и слабее
становится
власть Великого
киевского
князя, которая
после смерти
Мстислава
Великого (1125-1132)
становится
чисто номинальной.
Междоусобные
войны между
удельными
князьями опустошают
Русскую землю.
Каждый из них
руководствуется
своими личными
меркантильными
интересами,
заботится лишь
о благе и процветании
собственного
княжества,
стремится
подчинить себе
соседей, возвыситься
над ними, сев
на киевский
стол. В силу
этих и множества
других причин
каждое отдельное
княжество
оказывается
неспособным
своими силами
противостоять
иноземным
нашествиям.
Более того,
очень часто
русские князья
в собственные
междоусобицы
втягивают
войска соседних
народов: поляков,
половцев и
других. Все
это, без сомнения,
со всех сторон
ослабляло
Древнерусское
государство.
3. Образ
иноплеменников.
В промежуток
с 1060 по 1110 год в
летописи упоминаются
разнообразные
народы, с которыми
Русь так или
иначе имела
какие-либо
контакты. Это
и греки, и дунайские
болгары, и хазары,
и берендеи, и
многие, многие
другие.
Наиболее
часто, более
50 раз, на страницах
анализируемого
фрагмента
«Повести временных
лет» встречаются
упоминания
о половцах -
обитателях
поднепровских
степей, беспокойных
и воинственных
соседях древнерусских
княжеств. Впервые
упоминание
о половцах
встречается
в записи под
1061 годом: «Впервые
пришли половцы
войною на Русскую
землю», – сообщает
летописец.
Именно
по отношению
к половцам
хронист применяет
наиболее яркие
и выразительные
эпитеты. Чаще
всего он называет
их «погаными».
Однако этот
термин, имеющий
в современности
негативный
оттенок, летописец
использует
в несколько
ином значении.
Дело в том, что
русское прилагательное
«поганый»
происходит
от латинского
«paganus»,
что значит
«язычник».
Поэтому, называя
половцев «погаными»,
автор «Повести
временных лет»
прежде всего
имеет в виду
их конфессиональную
принадлежность,
или, вернее
сказать, отсутствие
таковой. Более
десяти раз в
анализируемом
фрагменте
применяется
этот эпитет.
Вообще,
главным фактором,
определяющим
отношение
хрониста к
иноплеменникам,
является их
конфессиональность.
Отсутствие
у половцев
принадлежности
к какой-либо
конфессии
вызывает к ним
особое недоверие,
а в отдельных
случаях и неприязнь
летописца.
Наиболее
сильные эпитеты
применяет автор
«Повести временных
лет» к врагам,
разоряющим
христианские
святыни. Так,
в связи с разграблением
Киево-Печерского
монастыря
половцы характеризуются
и как «безбожные
враги», «окаянные».
Половецкий
хан Боняк удостоился
даже названия
«шелудивым»
и сравнения
с хищником.
Хронист называет
их «оскорбителями»,
– оскорбителями,
прежде всего,
христианских
святынь, храмов,
монастырей.
Некрещеные
иноплеменники
для него – «безбожные
сыны Измаиловы,
посланные в
наказание
христианам»,
проливающие
христианскую
кровь, губящие
христианские
души и русскую
землю. Повторяясь,
следует сказать,
что отсутсвие
христианской
веры во врагах
было главным
для летописца,
определяющим,
наряду с патриотизмом,
его отношение
к воинственным
иноплеменникам.
4. Осмысление
летописцем
нашествий
иноплеменников.
Древнерусский
хронист не
просто фиксировал
происходящее,
но и по-своему
осмыслял историю,
давая ей во
многом отличное
от современного
толкование.
Нашествия
иноплеменников
воспринимались
им с особых,
свойственных
человеку того
времени позиций.
Рассматривая
то, как средневековый
летописец
осмыслял исторические
события, необходимо
постоянно
делать поправку
на свойственное
ему мировоззрение.
В представлении
автора «Повести
временных лет»
любое событие
происходит
по божьему
промыслу, по
неисповедимой
воле всевышнего.
Именно Господь
Бог вкладывает
в сердца людей
добрые помыслы,
направляет
их благие действия.
Однако в то же
время он же и
направляет
врагов на
разграбление
земель христиан.
Это – наказание
Господне за
грехи. В связи
с поражением
на реке Альте
в 1068 году летописец
сообщает: «Наводит
Бог, в гневе
своем, иноплеменников
на землю, и тогда
в горе люди
вспоминают
о Боге; междоусобная
же война бывает
от дъявольского
соблазна»
[122]1.
И далее: «Когда
же впадает в
грех какой-либо
народ, казнит
Бог его смертью,
или голодом,
или нашествием
поганых...»
[122].
В записи за
1093 год можно
прочитать: «Это
Бог напустил
на нас поганых,
не их милуя, а
нас наказывая,
чтобы мы воздержались
от злых дел.
Наказывает
он нас нашествием
поганых; это
ведь бич его,
чтобы мы, опомнившись,
воздержались
от злого пути
своего»
[159].
В пониманиии
летописца
каждое событие,
каждое происшествие
имело свой,
совершенно
определенный
смысл. Если
битва происходит
в один из церковных
праздников,
то в зависимости
от ее исхода,
хронист воспринимает
ее как господне
благоволение,
или, напротив,
как особо тяжкое
наказание.
После двух
поражений от
половцев в 1093
году, случившихся
в праздники
Вознесения
Господня и в
день святых
мучеников
Бориса и Глеба,
он приводит
слова библейского
пророка «Обращу
праздники ваши
в плач и песни
ваши в рыдание»
[160].
Точно
так же трактуются
автором «Повести
временных лет»
и природные
явления, которые
становятся
для него «знамениями»,
предвещающими
исход сражения.
«Знамения
ведь на небе,
или в звездах,
или в солнце,
или в птицах,
или в чем ином
не к добру бывают;
но знамения
эти ко злу бывают:
или войну предвещают,
или голод, или
смерть»
[121].
Знамение называется
добрым, если
битва завершается
победой над
врагом и дурным,
если происходит
обратное. За
1102 годом хронист
записал: «Знамения
ведь бывают
одни к злу, другие
же к добру»
[202].
Иноплеменники
часто привлекаются
русскими князьями
к участию в их
междоусобных
столкновениях.
Наиболее часто
в качестве
наемной военной
силы привлекаются
половцы и поляки.
Кроме того,
сами князья
в распрях не
могут противостоять
врагу поодиночке,
подвергая Русь
опустошительным
набегам соседей.
На съезде в
1097 году в Любече
князья пытаются
прекратить
усобицы: «Зачем
губим русскую
землю, сами
между собой
устраивая
распри? А половцы
землю нашу
несут розно
и рады, что между
нами идут войны»
[188].
В этом фрагменте,
безусловно,
вразилась и
воля самого
летописца.
Положить конец
бесконечным
распрям удельных
властелинов,
дать достойный
отпор опустошительным
набегам иноплеменников,
восстановить
величие и могущество
Руси – вот истинный
посыл и страстное
желание автора
«Повести временных
лет», к несчастью,
как показала
история, лишенное
всяческой
надежды на
осуществление.
1
Здесь и далее
– в квадратных
скобках указаны
номера страниц
в издании:
Повесть
временных лет
(Перевод Д.С.
Лихачева). Серия
Азбука-Классика.
М, 1997.
Другие работы по теме:
Экосистема Балтийского моря
Общие географические данные: Протяженность района водосбора Балтийского моря с севера на юг составляет 1700 км. самые южные районы расположенны в Центральной Европе, а самые северные – за Полярным кругом. Сотни рек, расположенных в сопредельных регионах, впадают в Балтийское море. Крупнейшие из них: Нева, имеющая устье в восточной части Финского залива; Висла, впадающая непосредственно в Балтийское море.
Сравнительный анализ циклов газотурбинной установки
Нахождение параметров для основных точек цикла газотурбинной установки, который состоит из четырех процессов, определяемых по показателю политропы. Определение работы газа за цикл и среднециклового давления. Построение в масштабе цикла в координатах.
Литературный герой ГЮЛЬНАР
Гюльнар англ. Gulnare героиня восточной поэмы повести Д. Г. Байрона Корсар Образ Г. опровергает известное высказывание А. С. Пушкина о том что. Байрон создал всего навсего один характер у женщин нет характера у них alignjustifyгюльнар англ Gulnare героиня восточной поэмы повести.
Литературный герой БИМ
Бим герой повести Г. Н. Троепольского Белый Бим Черное ухо шотландский сеттер с трагической судьбой. О Биме читатель узнает от автора повести и от одного из ее героев хозяина собаки литератора записывающего иногда свои alignjustifyбим герой повести.
Пейзаж и его роль в повести Николая Гоголя Тарас Бульба
Повесть «Тарас Бульба» – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе не отражался так полно и ярко размах народной жизни.
Краткое содержание Кола Брюньон Ромен Роллан
Кола Брюньон — главный герой повести, образ, для творчества Роллана не очень обычный. Главное в этой книге — прославление жизни во всех ее проявлениях. Имя Breugnon означает «сочный плод», результат скрещивания персика с абрикосом. И сам К. Б. живет сочно, вкусно, не отказывая себе в радостях. Любит пошутить и попьянствовать с друзьями, поухаживать за женщинами, попикироваться со своей любимой дочкой Мартиной, насладиться чтением и особенно работой: он искусный резчик по дереву.
Древнейшие рукописные книги
Письменность на восточнославянских землях существовала задолго до принятия христианства. Материалом для письма в Киевской Руси был дорогой пергамент. Рукописи разукрашивали разными орнаментами. Сшитые рукописи оправляли в книги. Это были деревянные дощечки, которые обтягивали или дорогой тканью, или пергаментом, или инкрустировали серебром или золотом.
Образ тургеневской девушки в повести Ася 2
Образ тургеневской девушки в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно—либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма.
Образ тургеневской девушки в повести Ася
Образ "тургеневской девушки" в повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Под термином «Тургеневская девушка»-скрывается образ пленительных, обладающих особыми качествами души героинь с драматической судьбой.
Мое любимое произведение сочинение - миниатюра
Автор: Тургенев И.С. Моё любимое произведение - повесть И.С.Тургенева "Ася". Написанная вдали от России, повесть рассказывает о событиях, которые произошли в маленьком немецком городке, но она вобрала в себя все глубокие впечатления автора о Родине.
Образ Савельича и Швабрина в повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. Народная масса показана в повести Пушкина не одноликой. Среди крестьян были и активные участники пугачёвского движения (например, караульные крестьяне, захватившие Гринёва возле Бердской слободы), но были и такие, как Савельич. Образ Савельича, преданного своим господам дворового, был необходим Пушкину для правдивого изображения жизни того времени.
Образ матери в повести Н.В. Гоголя Тарас Бульба
Образ матери в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Автор: Гоголь Н.В. В повести «Тарас Бульба» Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери.
Взаимоотношения суходольцев в одноименной повести Бунина
Автор: Бунин И.А. В повести «Суходол» Бунин большое внимание уделяет женским образам, а именно – Наташе и Тоне. Жизни данных героинь представлены как череда ненастий, выпавших на их долю, но, несмотря на это, их жизнь представлена буднично, где нет ничего яркого и значимого. Самое страшное то, что Наташа и Тоня не пытаются изменить свою жизнь.
Образ Петра Гринева в повести Капитанская дочка
Образ Петра Гринева в повести "Капитанская дочка" Автор: Пушкин А.С. Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви.
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки»
Сочинение по повести М. Горького «Детство». «На тему бог бабушки и дедушки». Каков человек таков и бог для него. Я думаю, что бог у каждого человека в душе. Так и в этой повести. Бабушка Алёши очень добрый и хороший человек. Она искренне, по настоящему верит в бога. Ей стыдно перед ним нагрешить, потомучто он добрый.
Повесть временных лет
"Повесть временных лет" - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII в. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках.
Образ Украины в творчестве Гоголя
Николай Гоголь — гениальный русский писатель, но истоки его творчества — в украинской культуре. Украинец по происхождению, он из детства хорошо знал украинские сказки, песни и были. Именно они насыщали его воображение, которое создало прекрасные «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».
Как усиливается страх героя с приближением грозы по повести Л.Н. Толстого Детство
Как усиливается страх героя с приближением грозы? (по повести Л.Н. Толстого "Детство") Автор: Толстой Л.Н. Гроза в душе может быть разная. Она может представляться как маленький грибной дождик. Такая гроза бывает у детей 4-6 лет. (благо до этого "грозы" как таковой быть не может)Им кажется что этот грибной дождик (а для нас это грибной дождик)- настоящая буря.
Идейно-художественное своеобразие повести Капитанская дочка
Автор: Пушкин А.С. По жанру «Капитанская дочка» - историческое повествование в форме «семейственных записок», в ней есть черты и повести и романа, историческое повествование тесно связано с личной судьбой главного героя, который участвует в этих событиях. Гринев пишет свои записки на склоне лет, он рассказывает о своей молодости.
Образ тургеневской девушки
«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести.
Лаури-Пуэбло
Лаури-Пуэбло , англ. Lowry Pueblo — археологический памятник древних пуэбло на территории Национального памятника «Каньоны древних» (en:Canyons of the Ancients National Monument) близ Плезант-Вью в штате Колорадо, США. Поселение-пуэбло было построено около 1060 г. поверх колодцеобразных домов более древнего происхождения.
Разработка функциональной схемы конечного автомата
Алгоритм работы автомата Мили в табличном виде. Графический способ задания автомата. Синтез автомата Мили на Т-триггерах. Кодирование состояний автомата. Таблицы кодирования входных и выходных сигналов. Таблица переходов и выходов абстрактного автомата.
Летописи как исторический источник и методы их изучения
Определение летописания как особого вида исторический источников вызывает довольно серьезные трудности. Летописи состоят не только из погодных статей - они включают и множество вставных текстов. Это могут быть жития святых, поучения, дипломатические договоры, воинские повести. Таким образом, каждая летопись представляет собой сложный свод, опирающийся на широкий круг разнообразных источников.
Норвежский крестовый поход
План Введение 1 Путь в Иерусалим 1.1 От Норвегии до Англии (1107—1108) 1.2 На Пиренейском полуострове (1108—1109) 1.3 На Балеарских островах (1109) 1.4 На Сицилии (1109—1110)
Эмунд Старый
(швед. Emund den gamle) – шведский король, правивший около 1047 г. Биография Эмунд был сыном Улофа Шётконунга и Эдлы, пленной дочери одного из вендских вождей. Унаследовал власть от своего сводного брата Анунда Якоба.
Генрих Донцель
Генрих Донцель (фр. Henri Donzel) или Генрих Щёголь (фр. Henri Damoiseau, ок. 1035(1035) — 1070/1074) — второй сын герцога Бургундии Роберта I Старого и Элии (Гедвиги) де Семюр, наследник герцогства Бургундия с 1059/1060 года.
Василий, книжник
ВАСИЛИЙ, автор повести об ослеплении князя Василька Ростиславича Теребовльского, читающейся в составе "Повести временных лет" под 1097 г.