Игорь Борев
1
Изучая историю той или иной погибшей мировой цивилизации, ученые часто пытаются найти причины, приведшие их к гибели.
Известны последние годы или дни исчезнувших цивилизаций. Известны причины, приведшие их к гибели. Известны причины падения. Но вопрос, почему начала увядать та или иная цивилизация остается открытым.
Актуальность придает и то, что в наши дни известные существующие мировые цивилизации, хотя и сталкиваются с трудностями, в целом обладают устойчивостью. Не видно, чтобы кризисы и природные катаклизмы, привели их в неустойчивое состояние с последующей стадией или быстрого увядания, или “мгновенной смерти”. Но корни будущих проблем этих цивилизаций лежат в нашем времени.
Причины, приведшие к крушению цивилизаций.
1. Истощение ресурсов (многие ученые начала XX века).
2. Появление источника новых ресурсов (Г. Чайлд, Дж. Нидем).
3. Непреодолимая катастрофа (начиная Платоном, поддержана многими учеными).
4. Неудача в адаптации, неадекватный ответ на вызов обстоятельств (О. Шпенглер).
5. Воздействие других сложных обществ (многие ученные).
6. Вторжение варварских обществ (многие ученные).
7. Классовые конфликты, социальные противоречия (Платон, Дж. Вико, К. Маркс, А. Тойнби).
8. Ценностные факторы. “Декаданс”, ”жизненная сила”, ”одряхление”, ”усталость” и т.д. (многие ученные, особенно моралисты и философы).
9. Случайное совпадение обстоятельств (в ряде работ).
10. Экономические факторы (экономисты XIX и XX веков).
11. Рассмотрение крушения не как трагедии или катастрофы, а как процесс возвращения к нормальным условиям человеческого существования на более низком уровне сложности (Дж. Тейнтер).
2
Историки подчас пытаются связать “гибель цивилизаций” с явлениями последнего периода в ее развитии и проявлением в это время внешних факторов. Видят именно в них главные причины краха. Но этот период является только следствием истинных внутренних причин. Перед внешними проявлениями сначала происходит внутренний кризис. Но он подчас из-за отсутствия сведений оказывается не в фокусе исследований ученных. И поэтому не он, внутренний кризис, а внешнее проявление его являются предметом обсуждения и анализа причин катастрофы. Внешние проявления легко признаются истинной причиной кризиса.
Легко сказать, что нашествие кого - то уничтожило цивилизацию или катастрофический природный катаклизм. Труднее понять, почему одно из сотых нашествий явилось причиной гибели цивилизации. Или после одного землетрясения, все восстановилось и существовало в более развитом виде, а после менее сильного, цивилизация стала легкой добычей для завоевателя. Легко сказать, что цивилизация умирает по причине естественного старения. Труднее ответить, почему одна цивилизация существует перед этим сто лет, а другая тысячу. И, следовательно, жизненный цикл одной 100 лет, а другой 1000 лет. И обе умирают от старения? Можно привести много других примеров, но ни это цель данной статьи.
Одним из главных признаков цивилизации является устойчивость ее перед внешними факторами. Но в один из моментов развития устойчивость нарушается. И основной причиной являются внутренние факторы развития. В принципе, если цивилизация внутренне устойчива, находится в развитии или, по крайней мере, в состояние стагнации, а не в последней стадии упадка, она легко переживает и природные катаклизмы, и нашествие внешних врагов. И даже находясь в состоянии не очень глубокого упадка, цивилизация так же в состоянии это пережить.
Поэтому первопричину необходимо искать именно во внутреннем развитии цивилизации. Но изучение этих процессов затрудненно из-за отсутствия или малочисленности фактов, отражающих эту сторону развития цивилизации. К сожалению, хронологии в основном составляются с упором на внешние факторы, подчас не замечают изменения во внутренней жизни общества. Хронологии экономической, политической, внутренней жизни цивилизации почти нет. Более того, в полном объеме, она не составляется и сейчас. Не подозревая, что один малосущественный факт может привести в дальнейшем цивилизацию к гибели.
Пример.
Трудно ориентироваться в истории Римской империи в последние 400 лет ее существования. Трудно найти такое событие, которое в дальнейшем стало причиной ее гибели. Все сразу смотрят на очевидные факты. Одни считают первопричиной гибели крушение республики, другие связывают гибель с нашествием варваров.
3
Предлагается следующая причина гибели цивилизаций.
Началом конца цивилизации является перенос в один из моментов основы общества, главной движущей силы общества с первоначальных родных зачатков общества на приходящие в общество во время существования цивилизации. Это выражалось в том, что основой политической, экономической и военной силой стали другие народы, отличные от основоположников цивилизации.
Ученые - моралисты и философы четко это улавливали, но видели только проявление этого процесса, не замечая первопричину.
Надо признать, что изменение первооснов общества, изменение его менталитета не всегда приводят к краху или упадку цивилизации. Иногда это принимает незаметную роль или играло нейтральную роль. Цивилизация продолжала свое существование, но это уже была видоизмененная цивилизация. И этот процесс тоже не всегда улавливался учеными, изучающими цивилизации.
Римское общество времен Цезаря, это не то общество времен Антония и тем более не общество времен Феодосия. Это абсолютно разные общества внутри одной римской цивилизации и очень тяжело понять причину отличия.
В случае с Римской империей, это проявилось в том, что основой Римской цивилизации стали не римляне, не жители Апеннин, а другие народы, получившие в то или иное время статус римских граждан. Изменилась и моральное, и этическое состояние общества.
4
Выводы.
1. Предложено рассмотреть еще одну концепцию для объяснения упадка цивилизаций.
2. Отмечено скудность данных или даже их отсутствие, которые приводят к домыслам и легендам. Что в дальнейшем приводит к возникновению довольно странных и необычных теорий.
3. Отмечена важность сбора всей информации, разбросанной по разным источникам, и структурирование её в строго хронологические рамки для выяснения причин и следствий того или иного события.
4. Делается попытка не подходить отдельно как к древним цивилизациям, так и к более поздним и существующим в данный момент цивилизациям. Во всех цивилизациях существуют одни и те же исторические законы. Нельзя прикрываться тем, что современные цивилизации - сложные общества или “цивилизации осевого времени”. Когда подойдет крах одной из современных цивилизаций, то оно произойдет по одному из известных концепций краха или ее комбинаций, и ни какое заклинание не может изменить исторические законы.
Другие работы по теме:
Природа индийской философии
Поскольку целью философии является познание истины, она и называется в индийской литературе даршана, то есть 'видение истины'. Каждая индийская школа своеобразно подходит к проблеме непосредственного осознания истины.
Анкета
для проведения опроса населения по проблеме бездомных животных. 1. Считаете ли вы, что в городе существует проблема бездомных животных? а) да б) нет в) не знаю
Батавская революция
Батавская революция — термин, который используется в нидерландской историографии для обозначения периода заката Республики Соединённых провинций. Нидерландская государственность в следующий за Батавской революцией период (1795—1806) приняла форму Батавской республики.
Сочинения на свободную тему - Человек цивилизация земля
Человек это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и поставил себя выше природы. Вправе ли он так делать. Ведь питается он плодами земными опустошает недра земли вырубывает леса фильтры воздуха дышит кислородом выбра alignjustifyЧеловек это часть природы.
Гренада 2
Гренада Автор: Светлов М.А. Мы ехали шагом, Мы мчались в боях И "Яблочко"-песню Держали в зубах. Ах, песенку эту Доныне хранит Трава молодая -
Взаимосвязь культуры и цивилизации в культурологической концепции О. Шпенглера
к-т НГМА Боран-Кешишьян А.Л. Одной из важнейших проблем современной философии и культурологи является проблема соотношения понятий культуры и цивилизации. Многие мыслители 20 века уделяют этой проблеме пристальное внимание. Одним из первых исследователей этой проблемы был немецкий ученый культуролог Освальд Шпенглер.
Культурно-исторические типы
Осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации. Вклад Н. Я. Данилевского. Основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций.
Мохенджо-Даро
Мохе́нджо-Да́ро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд.
Кохунлич
, Kohunlich, на современном юкатекском языке — Шлабчеэн , X-lаabch’e’en — крупное археологическое городище цивилизации майя, расположенное на полуострове Юкатан примерно в 25 км к востоку от региона Рио-Бек, примерно в 65 км к западу от Четумаля по шоссе 186, и в 9 км к югу от дороги. Современное испанское название не связано с языком майя, а представляет собой искажённое английское Cohune Ridge (перевал Кохун).
Каниага
— государственное образование этнической подргуппы сонинке сосо, существовавшее на территории современного Мали в XII в. В период расцвета Ганы сосо были ее вассалами. Сосо начали захватывать близлежащие области после ослабления Ганы в начале XIII в., когда во главе этнической подгруппы встал, представитель клана диарисо, Диарра Канте [1], В 1203 г сосо захватили столицу Ганы — Кумби, которая была включена в состав государственного образования Каниага.
XL век до н. э.
XL век до нашей эры — промежуток времени между 1 января 4000 года до н.э. и 31 декабря 3901 года до н.э.. События Возникновение цивилизации в области Плодородного полумесяца (в Месопотамии, в районе современного Ирака).
Логарифмическая шкала времени
Логарифми́ческая шкала́ вре́мени показывает наиболее значимые исторические события на одной странице и десяти строках в логарифическом масштабе.
Шпухиль майя
Шпу(х)иль , Xpuhil или Xpujil — археологический памятник цивилизации майя на территории мексиканского штата Капмече вблизи современного города Шпухиль. Область вокруг современного города Шпухиль вдоль Мексиканской федеральной трассы 186 изобилует историческими памятниками культуры майя, в частности, такими, как Бекан и Калакмуль.
Греческие Тёмные века
Введение 1 Периодизация 2 Археологические данные 3 Предположения ученых о причинах кризиса 4 Миграции населения в колонии 5 Возникновение новой письменности
Причины гибели цивилизации майя
Причины гибели цивилизации майя По поводу гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие.
Каспийские ворота
(греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии. [1]
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Юань Шикай
Введение 1 Начало военной карьеры 2 Возвышение 3 Падение «Императора» Введение Юань Шикай (кит. 袁世凯, пиньинь Yuбn Shмkǎi) (16 сентября, 1859, Хэнань — 6 июня, 1916) — китайский военный лидер и политический деятель эпохи заката династии Цин и Китайской Республики.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Горная вискаша
Горная вискаша Научная классификация Латинское название Lagidium viscacia (Molina, 1782) [{{fullurl:wikispecies:{{{wikispecies}}}|uselang=ru}} Систематика
Дело о микрофракции
Дело о микрофракции, оно же "Дело Эскаланте". Высшая точка внутрипартийной дискуссии в Коммунистической партии Кубы, по вопросу о курсе экономического, внешнеполитического и социального развития страны.
Индийская цивилизация (Доклад)
Индийская цивилизация. Около 2500 до н.э. в плодородную долину реки Инд (на территории современного Пакистана) с запада переселились земледельцы. Первые поселения распространились на огромные площади. На территории протяженностью свыше1770 км было обнаружено около100 поселений индийской цивилизации.
Кикладская цивилизация
Введение 1 Хронология Список литературы Кикладская цивилизация Введение Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
Бингем, Хайрам
Хайрам Бингем (англ. Hiram Bingham; 1875—1956) — американский археолог и политик, обессмертивший себя открытием «затерянного города инков», Мачу-Пикчу.
Берберова Н.Н.
Берберова Нина Николаевна (1901 - 1993), прозаик. Родилась 26 июля (8 августа н.с.) в Петербурге в семье служащего Министерства финансов. Получила хорошее домашнее образование, училась в гимназии.