Этнографические группы, различия
Первоначально у чувашской народности сложились две этнографические группы: вирьял (верховые, называемые также тури) — в западной половине Чувашского края и анатри (низовые) — в восточной половине, с отличиями в языке, одежде и обрядовой культуре. При этом этническое самосознание народа было единым.
После вхождения в состав Русского государства чуваши северо-восточной и центральной части края (в основном анатри) в XVI—XVII вв. стали переселяться на «дикое поле». В последующем, в XVIII— XIX вв. чуваши мигрируют также в Самарский край, Башкирию и Оренбуржье. В результате сложилась новая этнографическая группа, к которой в настоящее время относятся почти все чуваши, проживающие в юго-восточных районах Чувашской Республики и в других регионах Среднего Поволжья и Приуралья. Их язык и культура испытали заметное влияние татар. Исследователи эту группу называют анатри, а их потомков, оставшихся на прежней территории — в центральной, северной и северо-восточной Чувашии, — анат енчи (средненизовые).
Полагают, что группа анат енчи сложилась в XIII—XV вв.,
вирьял — в XVI в.,
анатри — в XVI—XVIII вв.
По культуре анат енчи ближе к анатри, а по языку — к вирьялам. Как полагают, анатри и анат енчи в большей мере сохранили этнические черты своих болгарских предков, а в культуре вирьялов заметно проявились финно-угорские (главным образом марийские) элементы.
В основе наименований этнографических групп лежит расселение относительно течения Волги: чуваши, расселенные ниже верховых, именуются анатри (низовые), а группа, расположенная между ними — анат енчи, т.е. чуваши нижней (низовой) стороны.
Уже в домонгольский период сложились два основных экстерриториальных массива болгаро-чувашей, но тогда они выделялись, по-видимому, не по течению Волги, а по расселению на ее левом и правом берегах, т.е. на "горных» (тури) и на «степных» (хирти), или «камских». В ходе академической экспедиции XVIII в. П.С.Паллас выделил именно две группы чувашей: верховую по Волге и хирти (степную, или камскую).
Издревле северо-восточные районы Чувашского края были своеобразным перекрестком миграционных движений болгаро-чувашских племен. Это - территория проживания современных анат енчи, которых первоначально и было принято называть анатри. Именно у последних как в языке, так и этнокультуре болгарские компоненты имели и имеют наиболее выраженное проявление.
Формирования анатри современных было связано с процессом освоения «дикого поля». Переселялись сюда и на новые земли вплоть до Приуралья в основном выходцы из Прицивилья и Приани-шья, а также Присвияжья, т. е. с мест, где сейчас проживают анат енчи. Постоянные контакты с казанскими татарами и мишарами, ослабление связей с материнскими селами, жизнь в иной среде и в иных условиях, привели к изменениям в их культуре и быте. В результате южные чуваши обособились, сложилась отдельная этнографическая группа, получившая название анатри.
За пределами современных границ Чувашии проживают в основной массе анатри. Однако в Закамье (Татарстан), Ульяновской, Самарской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской областях и Башкирии расселилось достаточно сложное и смешанное чувашское население. Например, село Саперкино Исаклинско-го района Самарской области возникло в середине XVIII в., основали его чуваши-язычники — выходцы из селения Мокши-ны Свияжского уезда во главе с Сапером (Сапёр) Томкеевым. В последующем в Саперкино переселились чуваши-мигранты не только из Свияжского, но и Чебоксарского, Ядринского, Симбирского, Козь-модемьянского уездов.
Различия в костюмах.
Этнографические группы чувашей различаются главным образом по женской одежде и диалектным особенностям повседневного языка. Наиболее древней и основной у них считается женская рубашка анат енчи, которая кроится из четырех полотнищ белого холста. Снизу вставлялись клинья. Такой вид имеет рубаха и у анатри. У вирьял она длиннее и шире, из пяти полотнищ и без клиньев. По мнению исследователей (Н. И. Гаген-Торн и др.), покрой рубахи у верховых чувашей и горных мариек, как и весь комплекс одежды, почти одинаков.
Во второй половине XIX в. анат енчи и анатри начали шить одежду из пестряди, а вирьялки эту ткань не переняли. Верховые чувашки носили 2-3 пояса (для создания напуска), а анат енчи и анатри — только один пояс, причем служивший больше для подвешивания поясных украшений.
Лапти верховых были идентичны горномарийским и отличались от остальных чувашских. Вирьялы носили длинные портянки и онучи, уборы лаптей были длинней, чем у остальных. Ноги закутывали толсто, как и финноугорские соседи. У вирьял портянки были из черного сукна,
анат ченчи — из черного и белого,
анатри — только из белого.
Замужние чувашки всех групп носили хушпу — головной убор цилиндрической или конической формы, украшавшийся нашитыми монетами и бисером.
Полотенцеобразный убор сурпан у верховых и средненизовых был короче, чем у анатри.
Женщины анат енчи поверх сурпана носили также чалму — треугольную холщовую повязку.
Девичий головной убор тухья — полусферическая шапочка из холста — у верховых, а также у части средненизовых чувашей почти целиком покрыт монетами. У средненизовых — обшит бисером, несколькими рядами монеток и имел вверху обшитый бисером конус с металлической шишечкой.
Языковые особенности.
Языковые особенности этнографических групп выражаются в существовании двух легко взаимопонимаемых диалектов — низового и верхового: для первого характерно уканье (напр.: укса — деньги, урна — ячмень), для второго — оканье (окса, орпа).
Таким образом, в отличие от ряда соседних народов (например, мари и мордвы, для которых характерны более чем значительные различия), у чувашей диалекты и вообще все специфические групповые культурные признаки сложились сравнительно поздно. Диалекты не успели выделиться в отдельные языки до появления общего литературного языка. Все это свидетельствует о том, что волжско-камские болгары ко времени появления на Средней Волге монголо-татарских орд — на рубеже XII—XIII вв. — в основном уже сложились в болгарскую народность, и она переживала этноконсолида-ционные процессы. Тогда же на базе консолидации отдельных племенных диалектов окончательно сложились все основные характерные черты единого болгарского языка, ставшего впоследствии основой чувашского.
Другие работы по теме:
Растительность Чувашии и ее виды
Развитие в Чувашии лесных массивов. Климатические, почвенные и гидрогеологические условия. Растительность на территории Чувашии. Сосновые и еловые леса. Вырубки и лесные пожары. Охрана растительного мира, растений, которые внесены в Красную книгу.
Проблемы развития туризма
Географическое положение региона. Популярные места туризма и отдыха, сформировавшиеся курорты и туристские экскурсионные центры (историко-культурные, религиозные, этнографические). Характеристика основных экономико-социальных рекреационных ресурсов.
Нации и межнациональные отношения
Углубление знаний учащихся об исторически сложившихся общностях людей. Развитие национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России. Положительные и отрицательные явления национализма. Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.
Чуваши Самарской области
Этноним чуваш – самоназвание народа. Оно является исходным для названий, данных чувашам соседними народами или этническими группами: татарское и мокшанское чуваш, эрзянское чуваш и т.п. Марийцы называют чувашей суасла марц, башкиры – суаш. Этноним чуваш появился в русских источниках в начале XVI века и утвердился в официальных документах Русского государства; впоследствии этноним вошел в русскую и европейскую литературу.
Первые чувашские композиторы
Первые чувашские композиторы. В начале XX века успешно стала развиваться чувашская профессиональная музыка. Появилось много замечательных композиторов.
Иван Грозный- Великий князь Всея Руси
Глава1. Иван Грозный как историческая личность Личности Ивана Грозного посвящено много интересных трудов таких выдающихся исследователей как Н. М. Карамзин, Р. Г. Скрынников, В. С. Соловьев, В. О. Ключевский, Валишевский К. и многие другие. Все они очень подробно описали личность Ивана Грозного и каждый дал свою характеристику русскому царю.
Исторические источники 2
Введение 1 Классификация 2 Работа с источниками Список литературы Введение Истори́ческие исто́чники — любые остатки жизнедеятельности человека [1].
Ориентализм
Введение Список литературы Введение Ориентализм — определённая тенденция в проявлениях той или иной культурной традиции (литература, живопись, исторические и этнографические концепции, и т. д.), опирающаяся по ряду признаков на экзотические относительно самой этой традиции особенности, свойственные восточному мировоззрению в тех или иных его формах.
Historia Norwegi
История Норвегии (лат. Historia Norwegiж) — краткая история Норвегии, написанная по-латыни неизвестным монахом в XII веке. Единственная известная дошедшая до нас рукопись принадлежит графам Далузи и хранится в Бречинском замке в Шотландии. Эта рукопись неполна. Когда-то считалось, что она была создана в XV веке; в настоящее время её относят к 1500—1510 годам[1].
Яноушек, Антонин
Антонин Яноушек (чеш. Antonнn Janoušek; 22 августа 1877, Нимбурк, Чехия, — 30 марта 1941) — деятель чехословацкого и мирового рабочего движения.
Отшельник обыкновенный
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Местообитания 4 Численность 5 Замечания по охране Список литературы Отшельник обыкновенный Введение Отшельник обыкновенный, или отшельник пахучий — (лат. Osmoderma eremita) — жук, принадлежащий к семейству пластинчатоусые.
Чувашия в годы войны
Начало Великой Отечественной войны. Боевые подвиги уроженцев Чувашии. Невелика по территории Чувашская Республика. Если взглянуть на карту страны, то по сравнению с другими она вроде бы совсем и незаметная. Однако вклад чувашского народа в общую борьбу за свободу, честь и независимость Родины оказался немалым.
Монгольское завоевание Волжской Булгарии
происходило с 1223 по 1236 годы. В 1223 году после победы над русскими и кыпчаками в битве на реке Калке, монгольское войско Субэдэя и Джэбэ вторглось в южнорусские земли, но затем повернуло на восток, к Волжской Булгарии. Монголы были разбиты, что стало одним из первых случаев, когда армия Чингисхана потерпела поражение.
История Чувашии
Введение 1 Эпоха бронзы 2 Происхождение чувашей 3 Чуваши в составе Русского государства 4 Становление государственности История Чувашии Введение Первые люди в пределах современной Чувашии появились ок. 80 тыс. лет назад, в Микулинский межледниковый период: на территории Чувашии открыта Уразлинская стоянка этого времени.
Историческая география
Историческая география — это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. На данный момент выделяется 8 секторов исторической географии: 1)историческая физическая география (историческое землеведение) - самая консервативная отрасль, изучает изменения ландшафта; 2)историческая политическая география - изучает изменения политической карты, государственного строя, маршруты завоевательных походов; 3)историческая география населения - изучает этнографические и географические особенности распределения населения на территориях; 4)историческая социальная география - изучает взаимоотношения общества, смену социальных слоёв; 5)историческая культурная география - изучает духовную и материальную культуру; 6)историческая география взаимодействия общества и природы - прямое (влияние
Просвещение в Чувашии
Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр I в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... ".
Инфраструктурный комплекс Чувашии
Социокультурное развитие регионов страны. Инфраструктура, социально-экономическое развитие Чувашии. Коммуникационная система - транспорт и связь. Сфера обслуживания, рекреационное хозяйство. Сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Тувинцы
Самоназвание тувинцев - тыва. В прошлом в отношении тувинцев использовались этнонимы сойоты, сойоны, урянхайцы. Территория расселения: республика Тыва - 198,4 тыс. чел. (1989 г.).
Грузины
Грузины (самоназвание картвели) - народ, в Российской Федерации 130,7 тыс. человек. Основное население Грузии.
Финно-угорские народы
После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России.
Эвенки
До 1931 г. наряду с эвенами известны как тунгусы. Происхождение этнонима эвенк возводят к древним оленеводам увань, которые упоминавшихся в VII в. в китайских источниках, как жители горно-таежных районов Забайкалья.
Чебоксары
Город Чебоксары, столица Чувашии, расположен в среднем течении реки Волги между Кубинкой и Уралом. 3 июля 1986 года город награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Русские
Русские - народ, основное население Российской Федерации (119865,9 тыс. человек), самое многочисленное из славянских племен.
Татары
Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс. чел. (1989). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.).
Азербайджанцы
Азербайджанцы (самоназвание азербайджанлылар, азерилер), народ. В Российской Федерации 335,9 тысяч человек. Основное население Азербайджана. Живут также в Иране, главным образом на севере, и других странах.
Байбак европейский
Подвид с сокращающейся численностью. Длина тела 585 мм, хвоста - 145мм. Обитатель степной зоны.
София Ротару
Карьера Софии Ротару как певицы всесоюзного масштаба началась в 1972 году с песни «Червона рута». Такое же название имел и вокально-инструментальный ансамбль, солисткой которого была певица.