План:
1. Цивилизация и культура.
2. Понятие формации
3. Понятие цивилизации
4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии общества.
5. Заключение
Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и культура.
Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техническое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникальному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры". Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультурное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных обществ с их своеобразной культурой. Иначе говоря в мире существует не одна, а множество локальных цивилизаций, способных сохранять свои типичные особенности в различных общественных формациях.
Противопоставление цивилизации и культуры коренится в глубинных противоречиях развития цивилизации, порождающее в ходе своего развития насилие, войны, разрушение и гибель культур, отчуждение и эксплуатацию, богатство одних и нищету других. И все-таки противопоставление культуры и цивилизации теоретически неправомерно, ибо без культуры существование цивилизации немыслимо, поскольку она теряет тогда своего субъекта - человека, способного воспроизводить условия цивилизации и развивать ее.
Многообразие культур в рамках цивилизации не исключает наличия у них общих моментов, общих проблем, общих принципов, например, принципов гуманизма, во-первых, и взаимодействия, взаимопроникновения и взаимообогащения культур - во-вторых. То, что эти процессы протекают не без противоречий, не отменяет их значения для прогресса цивилизации. Ведь и различные общественные формации - каждая по своему - вносят свой вклад в развитие цивилизации.
Формация и цивилизация разные среды в развитии общества как целостной системы. Как нельзя познать механизм развития любого общества, исследуя только базисные факторы и опустив надстроечные, так невозможно и понять секреты управления общественным развитием, ориентируясь либо только на формационный, либо только на цивилизационный аспект в его динамике. Формация - социоэкономическая категория, цивилизация - социокультурная.
Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам
собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен
сменой форм собственности на основные средства производства,
происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений.
В понятии цивилизация объединяются социальные и культурные аспекты жизни общества, цивилизация представляет собой этап истории, начинающийся вместе с выходом истории из естественного, т.е. первобытного, состояния и развивающемся далее на основе им самим создаваемых предпосылок, что она характеризует преемственность в развитии общества. Вместе с тем настойчиво утверждалась мысль, что фактически в истории существуют различные цивилизации, так сказать "формационные": капиталистическая цивилизация, коммунистическая цивилизация и т.п. В итоге цивилизационный подход терял свою относительную самостоятельность и подчинялся формационному, а понятие цивилизации становилось подсобным, нужным лишь для выполнения некоторых аспектов общественно-экономической формации. Если теория формаций ориентирована на выявление закономерностей, присущих обществу на различных этапах истории, а так же его структуры на каждом из этих этапов, то цивилизационный подход решает совершенно иные познавательные задачи. Две из них являются главными. Первая - это анализ социальных механизмов деятельности людей, обеспечивающих саму возможность существования общества на данном, т.е. цивилизованном уровне, уберегающих его от распада и одичания. Эти механизмы постоянно развиваются, совершенствуются или устраняются. Если тот или иной механизм устраняется, то начинается деградация связанных с ним социальных
структур. Каждая последующая формация является и шагом вперед
в развитии цивилизации, а не посягательством на ее основы. Гибель тех или иных цивилизаций в прошлом не останавливала исторического движения, потому что это были локальные катастрофы. Прогресс цивилизации при всей его противоречивости все-таки связан с развитием и совершенствованием ее социальных механизмов. Эти механизмы обеспечивают для жизни современного общества развитие производительных сил, техники, науки, поддерживают соответствующую динамику общественных отношений.
Вторая задача, которая решается цивилизованным подходом к истории, - выявление ее человеческого измерения, механизмов формирования личности цивилизованного человека, анализ культуры, как меры развития человека, его способности к деятельности.
Понятие "цивилизации" шире понятия формации, однако эту ее объемность нельзя рассматривать упрощенно: нельзя скажем утверждать, что цивилизация - это формация плюс сфера культуры данного общества. Различия между этими категориями обусловлены еще неадекватностью структурных связей между явлениями и процессами.
Итак, такие понятия как цивилизация, формация и культура нельзя уравнять, но в то же время они тесно связаны между собой.
Используемая литература:
"Цивилизации" под редакцией М.А.Барг
1 и 2 выпуски
Другие работы по теме:
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Примерная тематика ов
Место и специфика истории технических наук как направления в истории науки и техники
Тема Кол-во страниц
«Московский журнал» Н. М. Карамзина как образец европейского литературно-критического журнала
Гитара в XVIII веке
В XVIII столетии по-прежнему процветало гитарное исполнительство. В Испании гитаре уделялось большое внимание. Появилось много школ и методических пособий, из которых особенной популярностью пользовался трактат Федерико Моретти.
Товароведение книжных товаров
080402.51 « ». « - ». « », « », « », « » . . . 1. - « XIX XX . , , , , , ), , , .
С чего начиналась русская поэзия
За восемнадцатое столетие русская литература прошла очень сложный путь развития. В ней отразилось становление русской нации, она сама активно вмешивалась в политические, социальные и нравственные вопросы своего времени и стала мощным стимулом подъема национальной культуры, самосознания.
Баллада в творчестве поэтов XVIII - XIX столетий
Жанр баллады возник в средние века как танцевальная песня с драматургическим действием. Развитие литературной баллады связанный с творчеством поэтов-романтиков и их предшественников Гете и Шиллера. Уже в XVIII столетии балладу определяют как стих, в котором рассказывается о каком-то необыкновенном событии.
Особенности научного стиля
Научный стиль обслуживает научную сферу общественной деятельности. Научный стиль в большей степени использует письменную форму речи, т.к. наука стремится зафиксировать свои достижения и передать их другим поколениям. Появление и развитие научного стиля связано с прогрессом научных знаний в различных областях жизни и деятельности природы и человека.
Журналы Крылова конца XVIII века
Еще один крупный издатель России XVIII века - это Иван Андреевич Крылов, дворянин с хорошим образованием. Молодой человек решился писать. В 20 лет Крылов выпустил в одиночку журнал "Почта духов", который просуществовал всего один год.
Конклав 1740 года
— один из конклавов, проводившихся в XVIII веке. 6 февраля 1740 умер престарелый папа Климент XII. С 18 февраля по 17 августа 1740 проходил конклав. В феврале 1740 для избрания нового папы римского были созваны кардиналы. Месяц проходил за месяцем, но они всё никак не могли договориться. Кардиналы, связанные с различным политическими группировками и королевскими домами Европы, отстаивали лишь свои интересы и отказывались идти на компромисс.
Всякая всячина
«Вся́кая вся́чина» — российский сатирический журнал, выходивший во второй половине XVIII века, в период правления Екатерины II. Издавался с 1769 года.
Шекинское ханство
Введение 1 История Список литературы Введение Исторические области на территории Азербайджана Арран • Карабах№ • Мугань Чухур-Саад • Шабран • Ширван
Наказной гетман
(атаман) (укр. Наказний гетьман) - в Украине в XVII - XVIII вв. лицо, временно выполнявшее функции гетмана (атамана). Избирался казацкой старши́ной или назначался генеральной старши́ной, в основном, из своего же состава в случае смерти (в этом случае Наказной гетман исполнял обязанности до избрания постоянного гетмана) или длительного отсутствия гетмана (атамана).
Плокке, Готфрид
Готфрид Плокке (нем. Gottfried Ploucquet; 25 августа 1716, Штутгарт — 13 сентября 1790, Тюбинген) — немецкий философ и логик, один из наиболее известных преподавателей логики и метафизики XVIII века, профессор (с 1750 года).
Приказ Казанского Дворца
Введение 1 Административная структура 1.1 Список руководителей Введение Приказ Казанского дворца (Казанский приказ) — один из центральных государственных органов России в середине XVI — начале XVIII вв. Образован в 50—60-е годы XVI века. Осуществлял административно-судебное и финансовое управление территориями главным образом на юго-востоке России: Мещёрой и Нижегородским уездом (до 1587 года), Казанью со Средним и Нижним Поволжьем и Башкирией (со времени присоединения и до начала XVIII века), городами бывшего Астраханского ханства (в XVII веке были в ведении Посольского приказа), Урала и Сибири (с 1599 по 1637).
Приписные крестьяне
Приписные крестьяне — в России XVII — первой половине XIX века государственные, дворцовые и экономические крестьяне, вместо уплаты подушной подати работавшие на казённых или частных заводах и фабриках, то есть прикреплённые (приписанные) к ним. В конце XVII в. и особенно в XVIII в. правительство для поддержки крупной промышленности и обеспечения её дешёвой и постоянной рабочей силой широко практиковало приписку государственных крестьян к мануфактурам на Урале и в Сибири. [1] Обычно приписные крестьяне прикреплялись к мануфактурам без определённого срока, то есть навечно.
Жедринские дворянский род
Жедринские — русский дворянский род. Их предок, Лука Лукич Жедринский, владел поместьями в середине XV века. Его правнук Григорий был убит при взятии Казани. Двое Жедринских убиты под Конотопом, а Степан Жедринский убит Стенькой Разиным, в 1671, под Симбирском. Род Жедринских внесен в VI часть родословной книги Орловской, Саратовской, Тульской и Пензенской губерний (Гербовник, V, 54).
Нильский гусь
Нильский гусь Нильские гуси (Alopochen aegyptiacus) Научная классификация Латинское название Alopochen aegyptiacus Linnaeus, 1766 Систематика на Викивидах
Новогрудский замок
Внешний вид Новогрудского замка со стороны рва у парка, 2004 Новогрудский замок — руины каменной башни, расположенные в Белоруссии, в городе Новогрудок на склонах Замковой горы.
Фирсов, Николай Николаевич
Николай Николаевич Фирсов (18 (30) сентября 1864(18640930), Казань — 7 апреля 1934, Москва) — русский историк, специалист по истории российского города, торговли и промышленности XVIII века, народных движений XVII—XVIII веков, революционного движения XIX века и др.
Альтести, Андрей Иванович
Андрей Иванович Альтести — государственный деятель Российской империи. Андрей Иванович Альтести родился в городе Рагуза в середине XVIII века. Во времена правления императрицы Екатерины II Альтести вступил в русскую службу в Коллегию иностранных дел. Андрей Иванович Альтести исполнял (вместе с Грибовским и Рибасом) обязанности секретаря практически всесильного в то время Платона Александровича Зубова и пользовался его полным доверием.
ГИА история России 2009 кодификатор
Государственная (итоговая) аттестация выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 г. (в новой форме) по ИСТОРИИ РОССИИ Кодификатор элементов содержания по истории России
Забелин Иван Егорович
Забелин, Иван Егорович (1820–1908), русский историк, археолог, коллекционер, организатор музейного дела.