Священник Николай Киселев
В домонгольской Руси главными путями сообщения служили реки и переволоки между ними. Первые дороги также шли вдоль рек. Есть сведения, что уже в Москве первых десятилетий существования ее как города радиальное расположение главных улиц диктовалось направлением уходящих на Смоленск, Владимир, Ростов, Коломну, Новгород и Боровск трактов.
В период татаро-монгольского ига дорожная сеть быстро развивалась - этого требовали завоеватели-степняки для оперативного сбора дани и наблюдения за порядком.
Основатель Московского государства святой благоверный князь Даниил Александрович (1261-1303), рачительный и дальновидный хозяин, разделил свой московский удел на станы, волости, погосты и постарался связать их удобными путями сообщения. К югу от Москвы на стоящие по Оке города Коломну, Каширу, Лопасну, Серпухов, Алексин и Калугу также пролегли дороги. Особо важное государственное значение среди них приобрела Большая Ордынская. Она вела из Москвы через Лопасню, Тулу на Великий переволок Волго-Донского междуречья в столицу Золотой Орды Сарай.
На своем тысячеверстном протяжении Ордынка имела ответвления у села Верхние Котлы - на Каширу, у села Молодцы - на Боровск и Калугу, у села Зачатьевское - на Серпухов, Алексин, Белев, Орел, Курск, Приднепровье и Крым. Основная же трасса в XII-XVI веках шла от Молодцев на Ростовцы через Бяконтов Мыс на Пахре, а далее от села Зачатьевского вдоль реки Лопасни через Хатунь и Сенькин брод - к городу Лопасне на южном берегу Оки и затем к Туле.
Название «Ордынка» бытовало в XIII-XIV столетиях; позже, в XIV-XV веках, дорогу именовали преимущественно Серпуховской, а в XVI-XVII-м - Крымской. В припахринской области на 40-верстном участке от села Молодцы до села Ростовцы (ныне Молоди) местные жители в древности говорили: «Ростовецкая» или «Ростовка».
Начиналась Ордынка от Красной площади; пройдя по мосту через Москву-реку, в Замоскворечье следовала по улице Большая Ордынка, где еще в XIV веке сложились Татарская и Толмачевская слободы, население которых обслуживало златоордынских послов, воинов и купцов, прибывавших в Москву. От Серпуховской заставы Ордынка вела к Данилову монастырю, далее - мимо деревни Котлы в низовьи речки Котловки, миновав которую, поднималась по гребню к Верхним Котлам с Каширской развилкой; вскоре у непроходимого Чертановского леса сворачивала на запад (там теперь начинается Нахимовский проспект) и вдоль Котловки приводила в село Зюзино-Борисовское (в древности называемое Скрябиным и Скорятиным). Оттуда путь лежал водоразделом бассейнов реки Чертановки (с востока) и Раменки (с запада) в районе села Коньково-Троицкое к селу Теплый Стан. Обогнув Битцевский лес, путешественник затем сворачивал к деревне Голубино при истоке реки Битцы (Абитцы, Обицы) и попадал, следуя северным берегом Битцы, в древнее, известное по документам с XIV века великокняжеское село Ясенево. Далее была переправа у деревни Абитцы (Старой Битцы) между селами Садки и Качалово и поворот на юг, к становому селу Чермневу (Черневу). От Никольского-Неверовского (ныне - деревня Староникольское в черте Москвы) Ордынка шла по правому берегу Малой Десны до станового села Молодцы и села Сарово (ныне Старосырово) за речной переправой. В Молодцах брала начало Боровская (она же Старокалужская) дорога, через Красную Горку и Подольскую переправу на Пахре уходившая на Перемышль, Малоярославец и Калугу. Ордынка же после Сарова убегала на восток - к селу Васильевскому и потом к Бяконтовому Мысу на Пахре, здешняя переправа через которую являлась ключевым пунктом обороны Московского государства с юга.
С течением времени маршрут Ордынки в пределах современной Москвы и ближайшего Подмосковья претерпел изменения. К концу XVII века Тульско-Серпуховской тракт шел от Котлов прямо на юг через Чертаново, Красное, Бирюлево и Старую Битцу, минуя Ясенево, а далее - через село Подол с почтовой станцией «Пахрино», куда переместилась развилка старой Калужской дороги с ответвлением на Серпухов-Молоди-Зачатьевское. Развилка при Сарове (путь на Бяконтов Мыс) потеряла свое былое значение. По-видимому, тогда же, в Петровскую эпоху проложили прямую Калужскую дорогу (Коньково и Теплый Стан-Красное-Вороново-Кресты).
В 1845 году было построено новое Варшавское шоссе, напрямую соединившее Москву с Подольском: от Красного через Анино и Печатнино на Битце, Бутово, Ново-Никольское, Щербинку и Новосырово. Отрезки Ордынки между Коньково и Староникольским стали дорогами местного значения и использовались для прогона скота из южных губерний на московские рынки.
Древняя Ордынка хорошо сохранилась до наших дней на почти трехкилометровом участке, который можно видеть, следуя на юг от Староникольского через Молодцы, Старосырово и по Сыровскому полю до поселка Знамя Октября. Ее тваердое, ровное и достаточно широкое для встречного разъезда полотно, возвышающееся над прилегающими полями на метр-полтора, за 700 лет существования нисколько не оплыло и отличается завидной прочностью. Представление о столь надежном способе дорожного строительства могут дать результаты археологического исследования валов близлежащего города Перемышля на Моче (XII-XIII столетия): укладка слоя местного известкового бута на дрова, которые поджигали, нанеся сверху слой глины, и так несколько раз - своеобразная «закалка». Не исключено, что и Ордынка строилась подобным образом, ибо в разрезе мы наблюдаем четыре слоя уплотненной крупчатой субстанции серого цвета. В любом случае участок дороги XIII века в окрестностях Молодцев является уникальным историческим памятником и должен охраняться государством.
Интересно отметить, что, по-видимому, с самого начала строительства и использования Ордынки духовным покровителем всех по ней путешествующих, а также несущих ратную и пограничную службу православных христиан стал святитель Николай Чудотворец Мирликийский. Начало дороги осенял его резной образ на Никольской башне Кремля. Храмы святителя Николая стояли в Толмачах и Пыжах, по выезде из Москвы - в Котлах, а далее храмы в селах Молодцы, Васильевское, Пахра-Подол, Ровки на Лопасне и в городе Перемышле на Моче...
Другие работы по теме:
Описание экскурсионного тура Маршрут Симферополь Ялта
Чепелева Анастасия Евгеньевна Министерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское республиканское профессионально-техническое учебное заведение «Симферопольское высшее профессиональное училище ресторанного сервиса и туризма»
История Белорусской железной дороги
Первая железная дорога была построена между Санкт-Петербургом и Царским Селом. Ее протяженность была 27 км. Начало строительства железной дороги в Белоруссии относится во второй половине XIX столетия.
Горьковская железная дорога
ведет свое начало от Московско-Нижегородской дороги, первые проекты строительства которой относятся к 30-м годам 19 века. Полностью Московско-Нижегородская железная дорога была открыта для движения в августе 1862 года. В настоящих границах Горьковская железная дорога образована в 1961 году в результате слияния Горьковской и Казанской железных дорог.
История железных дорог russes
Первый узкий колеи была построена более ста лет между Москвой и Вологодской. Тридцать лет спустя он был продлен до Архангельска и начал играть в промышленных роль. Накануне Первой мировой войны были заменены узкой колеи и широкой колеи получила свое официальное название: Северная железная дорога. В это время линия была за технической точки зрения: маломощных локомотивов, вагонов двухосные, малой мощности.
Моя встреча с храмом
Сочинение Миняевой Марии Васильевны Моя встреча с храмом ерная дорога, белые полосы. За окном мелькают огни домов, машины, фонари. В машине жарко и душно, прокуренный воздух щиплет глаза. Пьяный голос «муми троля» что-то орет в наушниках. Мимо пронесся «новый русский» в черном шестисотом мерседесе с затемненными окнами.
Варшавское шоссе
Возникновение Варшавского шоссе уходит далекими корнями в прошлое. По маршруту великокняжеской колонны Дмитрия Донского пролегли улицы Большая Ордынка, Большая Серпуховская, Большая Тульская и Варшавское шоссе.
Анализ стихотворения Россия Блока
Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле стихов «Родина». После событий 1905 года обращение поэта к теме родины было сознательным и закономерным. Поэта интересуют дальнейшие пути развития общества, историческое прошлое и будущее родной страны, судьба ее народа.
Александр Сергеевич Пушкин, Федор Иванович Тютчев
Волшебные и сказочные русские зимы любят все. Прозрачный морозный воздух, хлопья пушистого снега, хрустальные узоры на окнах, скрип саней. Чародейка-зима околдовывала и вдохновляла многих поэтов и писателей. Сколько чудесных поэтических строк посвящено этому времени года!
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Дорога и путь - это одна из главных тем Мертвых душ
Автор: Гоголь Н.В. Гоголь давно мечтал написать произведение, в "котором бы явилась вся Русь". Это должно было быть грандиозное описание быта и нравов России первой трети XIX века. Таким произведением стала поэма "Мертвые души", написанная в 1842 .
Українське альфреско
Автор: Костенко Ліна. Над шляхом, при долині, біля старого граба, де біла-біла хатка стоїть на самоті, живе там дід та баба, і курочка в них ряба, вона, мабуть, несе їм яєчка золоті.
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души
Образ дороги в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" Автор: Гоголь Н.В. "В дорогу! в дорогу!.. Разом и вдруг окунемся в жизнь со всей ее беззвучной трескотней и бубенчиками..." - так заканчивает Гоголь одно из самых проникновенных и глубоко философских лирических отступлений в поэме "Мертвые души".
Толстой Большая печка
Лев Николаевич Толстой Большая печка Толстой Лев Николаевич Большая печка Лев Николаевич Толстой Большая печка У одного человека был большой дом, а в доме была большая печь; а семья у этого человека была небольшая : только сам да жена.
Всемирная выставка 1937
Введение 1 Павильоны 1.1 СССР 1.2 Германия 1.3 Испания 2 Награды Список литературы Введение Всемирная выставка искусств и техники 1937 года (фр. Arts et Techniques dans la Vie moderne) проводилась в Париже и вошла в историю как смотр достижений человечества накануне Второй мировой войны. К её проведению было приурочено открытие Музея человека.
Подпольная железная дорога
(англ. The Underground Railroad) — обозначение тайной системы, применявшейся в США для организации побегов и переброски негров-рабов из рабовладельческих штатов Юга на Север. Действовала вплоть до начала Гражданской войны в США в 1861 году.
Панамская железная дорога
(исп. Ferrocarril de Panamб) — железнодорожная линия, соединяющая тихоокеанское побережье республики Панама с атлантическим. Построена в 1850—1855 гг вдоль Панамского перешейка. Протяжённость дороги 76 км[1]. Маршрут пролегает через столицу страны — город Панама и город Колон. Параллельно ей проходит введённый в экспулатацию в 1920 г.
Орегонский путь
(также иногда Орегонская тропа , англ. Oregon Trail) — историческая дорога, проложенная в 1830-е годы, длиной около 3200 км. Дорога связывала долину реки Миссури с долинами в современном штате Орегон, и была пригодна для передвижения повозок. Эта старейшая из дорог, связывавших Великие Равнины с западом США.
Deutsche Reichsbahn
Введение 1 История 2 Тяговый подвижной состав Введение Deutsche Reichsbahn (Германская имперская железная дорога) — название государственной железной дороги Веймарской республики и Третьего рейха, которая существовала до 1949 года. В ФРГ была создана Deutsche Bundesbahn, в ГДР заменяющая её компания сохранила название Deutsche Reichsbahn (ГДР).
Дороги инков
(кечуа Qhapaq Сan — Кхапак-Ньан — Великая Дорога) — сеть многочисленных мощёных дорог, проложенных на протяжении нескольких тысячелетий индейскими цивилизациями в Южной Америке в Андском регионе: Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия, Чили, как на прибрежных равнинах в пустынях, так и в горах, через скалы и ущелья, с помощью навесных мостов и ступеней.
Осударева дорога
Введение 1 Строительство 2 Эксплуатация 3 Современное состояние Список литературы Осударева дорога Введение Осуда́рева доро́га — путь, проложенный от пристани Нюхча на Белом море к Повенцу на Онежском озере по приказу Петра I. Общий путь — 174 версты (260 км)[1].
Дорога слёз
Введение 1 Предыстория 2 Переселение афроамериканцев Список литературы Введение Дорога слёз (англ. Trail of Tears) — насильственное переселение американских индейцев, основную массу которых составили Пять цивилизованных племён, из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию (ныне Оклахома) на западе США.
Ямщик
Введение 1 Происхождение названия 2 Влияние на культуру Список литературы Введение Ямщи́к (от монг. ямчи — проводник или «дзям» — дорога), устаревшее — «ямской охотник»[1], — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России, осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок.
Царская дорога
План Введение 1 Описание 2 Протяжённость 3 Царская дорога как метафора Введение Ца́рская доро́га — известная из сочинений Геродота мощёная дорога, сооружённая персидским царём Дарием I в V веке до н.э..
Каменев, Лев Львович
Лев Льво́вич Ка́менев (1834, по другим сведениям 1833, г. Рыльск Курской губернии — 14 (26) января 1886, Саввинская слобода Московской губернии) — русский живописец-пейзажист.
Дорога на Санта-Фе фильм
«Дорога на Санта-Фе» — исторический вестерн 1940 года. Фильм находится в общественном достоянии в США. Сюжет 1854 год. Вест-Пойнт, первый Федеральный кавалерийский кадетский корпус. Джеймс (Джеб) Стюарт — новый кадет, который с успехом начинает проходить обучение. Молодой человек находится на хорошем счету у командиров, но, тем не менее, наживает себе врага в лице кадета Карла Райдера радикального аболициониста, настроенного изменить политическую систему Америки.
С. Ю. Витте 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ИСТОРИИ, ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Багдадская железная дорога
План Введение 1 История 2 Международные осложнения 3 Постройка 4 Современное состояние дороги Список литературы Введение Багдадская железная дорога — планировавшаяся и частично построенная железная дорога Берлин — Вена — Стамбул — Багдад — Басра — Кувейт, ставшая важным фактором международной политики начала XX века.
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога
Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога Моско́вско-Винда́во-Ры́бинская желе́зная доро́га — частная железная дорога на северо-западе России, построенная в 1870—1904 годы.
Саласпилс мемориальный ансамбль
План Введение 1 Авторы 2 Композиция 3 Признание 4 Галерея Список литературы Введение Саласпилский мемориальный ансамбль — мемориальный ансамбль Памяти жертв фашизма; «Дорога страданий» с символическими бетонными статуями и группами. Находится на месте нацистского лагеря смерти. Открыт в 1967 году, работы были начаты в 1961.
Битюков, Борис Валентинович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии Введение Борис Валентинович Битюко́в (1921—2002), советский киноактёр. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951).
Что такое интернет
Text Text большая библиотека из разных книг … большая библиотека из разных книг на Web-узлах, состоящие из интернет-страниц
Федор Чёрный
Федор, князь Смоленский и Ярославский, сын Ростислава Мстиславовича, родился в 1240 году в Смоленске. С юных лет он отличался смирением и благочестием. При разделе отцовского наследства, он удовольствовался малой частью и правил Ярославским уделом.
Грин А.С.
Русский советский писатель. В романтико-фантастических повестях "Алые паруса" (1923), "Бегущая по волнам" (1928), романах "Блистающий мир" (1924), "Дорога никуда" (1930) и рассказах выразил гуманистическую веру в высокие нравственные качества.