Лычагина Е.Л., к.и.н., ПГПУ.
Наиболее интересными памятниками, связанными с религиозной деятельностью населения Прикамья на рубеже I тыс. до н.э. и I тыс. н.э., являются костища. Их изучением археологи занимаются уже более ста лет. В тоже время следует отметить, что костищами не исчерпывается ритуальная практика местного населения. В ходе крупномасштабных исследований поселений Гляденовской культуры, проведенных в последнее время, было выявлено несколько интересных сооружений, на наш взгляд, имеющих культовый характер.
Одним из таких поселений является Ширковское селище, расположенное в Пермском районе Пермской области, в 6 км восточнее поселка Гамово. В 2000 году нами было исследовано 1020 кв.м. площади памятника.
В ходе изучения культурного слоя селища, нами были зафиксированы ямы, кострища, зольник. Особый интерес вызывают несколько объектов в центральной части памятника, составляющие, по нашему мнению, единый ритуальный комплекс. В этот комплекс входят: большой и малый ров, крупная, возможно металлургическая яма, два кострища и три столбовых ямки. Перейдем к их описанию.
Большой ров имел форму полумесяца, вытянутого с севера на юг и слегка закругленного на восток. Его максимальная протяженность в длину порядка 11-12 м, ширина же не превышает 50-60 см, но в некоторых местах он расширяется до полутора метров за счет слияния с кострищами, находящимися на границах рва. Средняя глубина сооружения 15-20 см, в местах наибольшего скопления находок до 35 см. Боковые стенки рва, в некоторых местах были укреплены крупными гальками.
В центральной части рва было зафиксировано три столбовых ямки. Ямки имели диаметр 14-20 см, а глубину от дна рва 14-25 см. Относительно друг друга ямки были расположены таким образом, что образовывали треугольник с двумя примерно равными сторонами, длиной 40-50 см. Основной вершиной этой геометрической фигуры была самая большая и глубокая яма II.
Заполнение большого рва состояло из темного углистого, иногда серого золистого супесчаного слоя с большим количеством фрагментов керамики, небольших кусочков глины, шлака.
С юго-восточной стороны к большому рву примыкала яма №9, которую мы охарактеризовали как связанную с металлургией. Поначалу яма имела неровные края и "язычки", выступающие за края ямы в восточном, западном и юго-западном направлениях, в которых встречались кальцинированные косточки и керамика. Углубленность "язычков" в материк не превышала 10 см.
Основная часть ямы имела форму неправильного овала вытянутого с запада на восток. При этом северная часть ямы имела несколько выпуклую форму, а южная чуть вогнутую. Размеры ямы: 130x90 см, глубина - 24-26 см. Заполнение составил углистый слой в вперемежку с ярко красной, обоженной глиной. Внутри ямы в большом количестве встречались фрагменты керамики, шлак, обломки тиглей, обожженная глина. Там же был обнаружен фрагмент литейной формы. Эта находка, а также фрагменты тиглей и заполнение ямы, позволили нам атрибутировать данное сооружение, как связанное с металлургией.
С запада к центральной части рва примыкало вытянутое с севера на юг кострище размером 180x40 см. Глубина кострища колебалась от 10 до 20 см. Оно было заполнено углистым слоем без находок. По-видимому в данном месте находился открытый очаг, связанный с большим рвом.
В 5-6 м восточнее большого рва и параллельно ему, был зафиксирован малый ров, который был почти в 2 раза короче и уже большого рва. Такая закономерность вряд ли носит случайный характер. Размеры малого рва: длина - 4 м 60 см, ширина - 30 см. Как и в случае с большим рвом, малый был вытянут с севера на юг. Глубина рва колебалась от 10 до 35 см. Заполнение состояло из оранжевого обоженного песка с примесью глиняной крошки и фрагментами керамики.
В непосредственной близости от малого рва находилось кострище неровной под округлой формы, диаметром 75 см. Кострище было углублено в материк на 10 см, в его заполнении встречались мелкие угольки и глиняная крошка. Это кострище напоминало сооружение, зафиксированное рядом с большим рвом.
Как уже отмечалось, мы предполагаем, что все описанные нами сооружения входят в единый ритуальный комплекс связанный с металлургией. Центром комплекса, скорее всего следует считать столбовые ямки, обнаруженные в середине большого рва. Возможно, в них стояли небольшие идолы или шесты, на которых крепились какие-то изображения религиозного характера. В кострищах вокруг рва сжигались различные жертвоприношения, о чем свидетельствуют находки кальцинированных костей и фрагментов ритуальных чашечек. После пережигания, зола из кострищ вместе с остатками жертвоприношений сбрасывалась в большой ров. В большом рву, в это время могли находиться небольшие чашечки с кровью жертвенных животных. Об этом говорит обнаружение такой посуды на дне рва.
Не совсем понятно назначение ямы №9. Для того, чтобы быть металлургической, она имеет не очень большую глубину. Возможно эта яма играла роль специального жертвенника, связанного с производством и обработкой бронзы. Это бы объяснило наличие в яме большого количества вещей, связанных с металлургией.
Исследование сооружений Ширковского селища показало его достаточно сложную и интересную структуру. Стоит отметить, что наличие рвов и серповидных канавок не является чем то необычным для Гляденовской культуры. Так все основные жертвенники Юго-Камского костища имели серповидную форму, а длина наиболее крупного из них превышала 3 м. Сооружения в виде рвов были зафиксированы на Половинном I и Заосиновском селищах, Горюхалинском городище. В частности, на Горюхалинском городище находился ров и 6 канавок, расположенных по 3 с каждой из сторон рва, а между канавками было несколько круглых ям с костями животных и обломками посуды.
Но наибольшее сходство изученного нами комплекса Ширковского селища наблюдается с объектами, зафиксированными на Болгарском VIII селище С.Н. Коренюком. Там были обнаружены две канавы длиной 17 и 18 м, шириной 50-60 см, расположенные параллельно друг другу на расстоянии 4 м. Внутри рвов сохранились остатки глинянной обмазки. Заполнение сооружений состояло из темно-серого суглинка с фрагментами керамики и кусочками обожженной глины, а также обломками тиглей. Возле рвов находились две ямы с углистым слоем косточками и керамикой.
Таким образом, мы можем констатировать наличие еще одного типа ритуальных сооружений, характерного для поселений Гляденовской культуры. Возможно все подобные сооружения как-то связаны с металлургией, так как во всех случаях мы встречаемся с фрагментами тиглей и шлаком. Возможно они характерны только для мулянской племенной группы (все вышеназванные памятники, кроме Горюхалинского городища, находятся в непосредственной близости - 5-15 км от Гляденовского костища). Тем не менее, их изучение расширяет наши представления о культовых сооружениях Гляденовской культуры и показывает перспективность изучения селищ данного времени.
Другие работы по теме:
7 чудес Казахстана
Общественный проект показывает архитектурные сооружения и памятники Казахстана самых различных эпох. Голосуй за чудо Казахстана до 21 марта 2009 года!
Туристические районы Крыма
Text Text Столица Крыма - город Симферополь (около 400 тыс. жителей). Столица Крыма - город Симферополь (около 400 тыс. жителей). Крым (25 тыс км2) чуть меньше Бельгии, Албании или Гаити, но зато больше, чем Израиль, Кипр, Ливан, Ямайка. Население Крыма, включая Севастополь, составляет около 2 миллионов 700 тысяч человек.
Классы капитальности
Классы капитальности Жесткость — это неизменность его геометрических форм и размеров. По долговечности здания (сооружения) делят на четыре группы: к первой относятся здания со сроком службы более 100 лет, ко второй — от 50 до 70 лет, к третьей — от 20 до 50 лет. Здания, возводимые на срок менее 20 лет, по долговечности не нормируют.
Структура и функции культуры
Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах.
Кинкейд-Маундз
Введение 1 История Список литературы Введение Исторический памятник Кинкейд-маундз (Кинкейдские курганы) включает индейские курганы, сооружённые в период 1050—1400 гг. н. э.[1] Это был один из важнейших центров миссисипской культуры, расположенный на южной оконечности современного американского штата Иллинойс.
Уинтервильские курганы
Введение 1 Курганы 2 Керамика Список литературы Введение Уинтервильские курганы, англ. Winterville Mounds — археологический памятник, состоящий из платформенных курганов с субструктурами, окружающих центральную площадь. Является типовым памятником для Уинтервильской фазы культуры Плакемин-миссисипской культуры.
Фремонтская культура
Фигурки из необожжённой глины, Доисторический музей Колледжа Восточной Юты. Фремонтская культура , или культура Фремонт — доколумбова археологическая культура, получившая название от реки Фримонт в штате Юта, где были открыты её первые памятники. Сама река Фримонт названа в честь американского землепроходца Джона Фримонта.
Меса-Гранде
Руины Меса-Гранде — археологический памятник близ г. Меса в штате Аризона, представляющий собой группу сооружений культуры Хохокам, относящихся к классическому периоду североамериканской хронологии. Руины датируются примерно 1300 годом. Культура Хохокам, создавшая эти сооружения, также известна постройкой развитой системы водных каналов.
Патайян
Патайян — археологическая культура, существовавшая в период 700—1550 гг. н. э. на территории современных штатов Аризона и Калифорния (США) и Баха-Калифорния (Мексика). Включала территории у долины реки Колорадо, ближайшие горы, а также к северу вблизи Гранд-Каньона. Ближайшим соседом была культура Хохокам, существовавшая в центральной и восточной Аризоне.
Оули-Хиллз
План Введение 1 Галерея изображений 2 Другие американские мегалиты Список литературы Введение Каменные сооружения Оули-Хиллз, англ. Oley Hills stone work site находятся в округе Беркс, штат Пенсильвания, и представляют собой комплекс сооружений непонятного предназначения, выложенных методом сухой кладки — стен и холмов-каирнов, а также валунов необычной формы.[1]
Архитектура Казахстана
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары.
Поверти-Пойнт культура
Декоративные глиняные шарики из Поверти-Пойнт: вероятно, символы душ предков Культура Поверти-Пойнт — археологическая культура индейцев, обитавших в низовьях р. Миссисипи, ныне штат Луизиана. Существовала примерно в 17-7 вв. до н. э. Памятниками данной культуры являются сохранившиеся до наших дней колоссальные земляные сооружения (курганы) у Поверти-Пойнт около города Эппс в штате Луизиана.
Массовая культура ХХ века - основные течения
Массовая культура - это семиотический образ реальности, а фундаментальная культура - это образ глубоко вторичный, "вторичная моделирующая система", нуждающаяся для своего осуществления в языке первого порядка.
Модели железных дорог
PIKO Modelbahn - культовые модели железной дороги, предмет гордости и коллекционирования технически-ориентированных и не особо стесненных в средствах советских школьников и их родственников.
Гризерские петроглифы
, англ. Greaser Petroglyph Site находятся на земле, принадлежащей Бюро по управлению землёй на востоке округа Лейк в штате Орегон, примерно в 40 км от города Лейквью.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Форт-Эйншент
Введение 1 Археологические данные 2 Социальная иерархия 3 Исчезновение Список литературы Введение Форт-Эйншент — археологическая культура американских индейцев, существовавшая в период 1000—1650 г. н. э. вдоль реки Огайо на юге современного штата Огайо, севере Кентукки и западе Западной Виргинии.
Пакаха
Введение 1 Экспедиция Эрнандо де Сото 2 Спорные вопросы Список литературы Введение Пакаха, Pacaha — индейское племя, которое встретил в 1541 г. Эрнандо де Сото. Племя обитало в укреплённых поселениях на северо-востоке современного штата Арканзас.
Памятник Александру Невскому Харьков
Введение 1 История сооружения 2 Композиция Список литературы Введение Памятник Александру Невскому в Харькове — памятник князю новгородскому (1236—1240, 1241—1252 и 1257—1259), великому князю киевскому (1249—1263), великому князю владимирскому (1252—1263), святому благоверному Александру Невскому в Харькове.
V тысячелетие до н. э.
Введение 1 Культуры 2 События 3 Изобретения и открытия 4 Мифические события Введение V тысячелетие до н. э. — временной промежуток от 5000 до 4001 года до нашей эры.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Культура псковских длинных курганов
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры Список литературы Введение Культу́ра пско́вских дли́нных курга́нов — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории V—X веках[1]. Сформировалась в V—VI веках в результате миграционных потоков славянского и балтского населения, в основном, из бассейна Вислы под влиянием местных финно-угорских племён[2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Культура Кочис
План Введение 1 Фаза Чирикауа (Chiricahua phase) 2 Фаза Сан-Педро (San Pedro phase) Введение Культура/традиция Кочис, англ. Cochise Tradition/Cochise Culture — археологическая традиция (в прежних работах — археологическая культура) архаического периода юго-запада США. Хронологически охватывала весьма длительный период, около 5000 — 200 гг. до н. э.
Массовое убийство в Алабаме
План Введение 1 Событие 2 Жертвы 3 Стрелок 4 Последствия Массовое убийство в Алабаме Введение Массовое убийство в Алабаме — события, произошедшие 10 марта 2009 года в поселениях Женева (англ. Geneva) и Сэмсон (англ. Samson), округ Женева, штат Алабама, США, когда в результате стрельбы, устроенной 28-летним Майклом Кентом Мак-Лендоном, погибло 11 человек (включая стрелявшего, совершившего самоубийство), и ещё 6 человек получили ранения.
Баранников, Александр Иванович
(1858, Путивль — 6 августа 1883) — русский революционер, народник; клички: "Семён", "Савка", "Сеня". Муж М.Н.Оловенниковой
Административное право 5
Вопросы к зачету по дисциплине «Муниципальное право России» Понятие и предмет муниципального права. Метод муниципального права. Муниципально-правовые нормы.
Каменные сооружения Блафф-Пойнт
Введение 1 Некоторые описания 2 Попытки сохранения 3 Другие американские мегалиты Список литературы Введение (G) (O) Каменные сооружения Блафф-Пойнт (англ. The Bluff Point Stoneworks) — доисторические каменные сооружения, обнаруженные в XIX веке у озера Кьюка (англ. Keuka Lake) в регионе Фингер-Лейкс на западе штата Нью-Йорк, в 6 км к югу от Кьюка-Парка.
Национальный исторический парк культуры Хоупвелл
План Введение 1 История Список литературы Введение Национальный исторический парк культуры Хоупвелл (англ. Hopewell Culture National Historical Park, ранее известен как Национальный монумент Маунд-Сити-Груп) — национальный исторический парк США, содержащий земляные сооружения и погребальные курганы древней индейской культуры Хоупвелл.
Мексика: Митла
Город Митла принадлежал к сапотекско-мицтекской культуре, пережившей расцвет в VII-VIII веках нашей эры. В переводе с индейского слово Митла или Миктлан, как называли свой город сапотеки, означает "место вечного отдыха" или "место мертвых".