Формирование государства у славян
Формирование государства у славян шло двумя основными путями:
1) ВВеликой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии - через подчинение одному союзуплеменных княжеств других союзов;2) в Сербии, Хорватии, Словении - в преде-лах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарскоегосударство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных кня-жеств с иноэтнической общностью - протобалгарами. За исключением территории к югу от Дуная, отнятых славянами у Визан-тийской империи, славянские государства возникли в областях, не входивших взону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от Запад-ной Европы складывались "бессинтезным", а потому замедленным путем. Государство восточных славян, получившее название "Русь", возникло вIX-X вв. Вначале, в IX в. сформировались два протогосударственных объедине-ния. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим - объединениесловен, части кривичей и финоязычных племен на севере, в районе озера Иль-мень. В средине IX века (по летописи в 862г.) в него был приглашен на кня-жение Рюрик. Переемник Рюрика Олег в конце IX века захватил Киев и объеди-нил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописи, в 882 годуОлег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира - варягов, освободив-ших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинилдревлян, северян и радмичей. Он правил в Киеве 33 года. Переемником Олегастал Игорь. В 945 году при сборе дополнительной дани с древлян Игорь былубит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отплатила древлянам, разорив ихземлю и истребив их знать. Сын Ольги и Игоря - князь Святослав уделял маловремени внутренним делам государства и прославился своими походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за2власть два его старших сына Ярополк и Олег погибли. Победителем стал млад-ший сын Святослава - Владимир. Он правил с 980 по 1050 год. Именно в этотпериод завершилось формирование древнерусской государственности. В IX-X веке киевские князья постепенно подчиняли восточнославянскиесоюзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла дружина киев-ских князей. Некоторые из союзов были подчинены в 2 этапа. На первом этапе онилишь выплачивали дань, сохраняя внутреннюю "автономию". Дань собиралась пу-тем полюдья - объезда киевскими дружинами территории подчиненного союза. Навтором этапе союзы племенных княжеств подчинялись непосредственно. Мест-ное княжение ликвидировалось и представитель киевской династии назначался вкачестве князя-наместника. Земли древлян, дреговичей, радмичей и кривичей были подчинены в IXв. Земли древлян были подчинены к середине X века. Вятичи больше всех боро-лись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половинеX века, а непосредственно спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты былисразу же подчинены Киеву в конце X века. Формирование территориальной структуры государства Русь завершилосьв конце X века к этому времени была ликвидирована "автономия" всех восточ-нославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и формавзымания дани. Теперь не было необходимости в полюдьи. Дань собиралась на-местниками киевского князя. Две трети дани отправлялось в Киев, остальноераспределялось между дружиной князя-наместника. Территории, управляемыекнязьями-вассалами получили название волость. Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил накняжение в девяти крупнейших городах Руси своих сыновей: в Новгороде - Вы-шеслава, позже Ярослава; в Полоцке - Изяслава; в Турове - Святополка; наземле древлян - Святослава; в Ростове - Ярослава, позже Бориса; в Муроме -Глеба; в Тмутаркани - Мситислава. Сразу же после того как Владимир, устра-нив своего брата Ярополка, овладел в 980 году киевским престолом ставитвопрос о разрыве со старой религией, о принятии моноистической религии. Существовало несколько вариантов выбора такой религии: православие,католицизм, мусульманство, иудаизм. Выбор был сделан в сторону православиячастично известного на Руси: княгиня Ольга и часть русской знати были ужекрещены. Сам акт принятия христианства Владимиром связан с политическими вза-имоотношениями с Византией. В 988 году Императоры Василий и Константин об-ратились к Владимиру за помощью против мятежного полководца Варды Фоки, за-хватившего часть империи. За это Владимир потребовал выдать за него Анну.Соглашение было достигнуто, и шеститысячный русский отряд принял участие вразгроме войск мятежника. Однако Василий и Константин нарушили своесоглашение. Тогда Владимир захватил центр крымских владений Византии - Кор-сунь и тем самым принудил императоров выдать Анну. Только после этого Вла-димир начал крещение. Вернувшись в Киев, он устроил массовое крещение жите-лей города. Новая религия стала распространяться по всей Руси. Принятие христианства не только оказало глубокое влияние на внутрен-нюю жизнь государства, но и способствовало быстрому укреплению его междуна-родных связей.
Другие работы по теме:
Общеславянский язык сегодня? И нет, и да!
Появление первого проекта общего (искусственного) языка, известного в России [в XVII в.], было связано с волновавшей умы передовых людей тех времен идеей славянского единства.
Глоттогенез славян, или Происхождение славянских языков
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований.
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Зач работа
Ахунов А.В. заочное 440з экз Историография - неудов зач Курсовая работа - отсут. по неув. зач Спецдисциплина № 3 - отсут. по неув. Владимирова Э.Н. заочное
Обряды и верования древних славян
Основное население славянских городов занималось хлебопашеством и скотоводством, бортничеством, рыболовством и собиранием плодов леса. Поэтому культ природы определяло мировоззрение древних славян. Культ наивный, поэтический, рожденный непосредственной близостью человека к земле, к природе.
Особенности языческой культуры древних славян
Особенности языческой культуры древних славян. Ко времени зарождения государства у восточных славян была уже сложная, разнообразная религия, с детально разработанными обычаями и ритуалами. Ее истоки уходят в индоевропейские верования и еще более глубокую древность. Именно тогда зарождались представления человека о сверхъестественных силах, которые управляют его судьбой, о его отношении к природе и ее отношении к человеку, о своем месте в окружающем мире.
Культура славян
Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все".
Норманская и Антинорманская теория 2
С недалёкого, по историческим меркам, XVIII века, на Руси ведётся спор о происхождении государства. Этот вопрос привлёк к себе немало знающих людей, и в основном они разделились на два мнения, каждое из которых горячо отстаивали. Первой точкой зрения на происхождение древнерусского государства является норманнская теория.
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Теории расселения славян
1. Теории происхождения славян Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Восточные славяне в VI IX вв. Образование Древнерусского государства
Территория, на которой к концу I тысячелетия сложилась древнерусская народность и гос-во Киевская Русь, охватывала лесостепную и лесную части Восточно-европейской равнины. В течение VI-VIII веков славяне заселили обширные пространства в Восточной, Центральной, Юго-Восточной Европе. На Западе они достигли Эльбы, на севере – Невы и Ладожского озера, на Востоке – средней Оки и верхнего Дона, на Юге заселили весь Балканский п-ов.
Лазарь Богша
(XII век) — золотых дел мастер, изготовивший в 1161 году по заказу Евфросинии Полоцкой драгоценный напрестольный крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря — крест Евфросинии Полоцкой.
Формирование государственности у восточных славян
Существуют различные точки зрения на процесс превращения союзов племен в государство. В XI—XVI вв. господствовали теологическая и династическая концепции. Согласно первой, восходящей к кририлло-мефодиевской традиции, государство возникло в противоборстве язычества («старого») и христианства («нового»).
История государства российского
Введение 1 Описание 1.1 План Введение 1.2 Источники 2 Издание 3 Интересные факты Введение История государства Российского — многотомное сочинение Н. М. Карамзина, описывающее Российскую историю, начиная со времён скифов, славян до времён Ивана Грозного и Смутного времени. «История государства российского» Н.
Культура восточных славян в древности
Восточные славяне в древности Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре.
Славяне в Греции
План Введение 1 Описание 2 История 3 Современность 4 Политическая организация Список литературы Введение Македо́нские славя́не — славяноязычная, а со второй половины XX века всё более двуязычная (славяно-греческая) общность с размытым этническим самосознанием, проживающая на севере современной Греции, в особенности в области Македония (Греция).
Восточные славяне в древности 5
Восточные славяне в древности План: 1.Введение 6.Заключение 7.Литература 1.Введение Представленная работа посвящена теме "Восточные славяне в древности”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Образование государства древних славян
1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теория. Происхождение славян. Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.
Раффельштеттенский таможенный устав
Раффельштеттенский таможенный устав (лат. Inquisitio de theloneis Raffelstettensis) — таможенный документ, регулирующий пошлины в Баварской восточной марке[1]. Издан королём Восточно-Франкского королевства Людовиком IV между 904 и 906 гг.
Хозяйство славян
Набор сельскохозяйственных культур. Лесные и речные промыслы. Быт славян. Земледелие и скотоводство.
Жизнь древних славян
Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.
Восточные славяне в древности
Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе, в Прикарпатье, на Балканском полуострове. Их движение на восток происходит в V-VII вв. Н.э.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Афанасьев Александр Николаевич
Исследователь народного творчества. Еще учась в Московском университете, Афанасьев написал статьи: “Государственное устройство при Петре Великом” и в “Отечественных Записках” (1848) “О вотчинах и поместьях”.