Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба.
Едва ли не главным "ориентиром" при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых работ здесь связывали и с фавонием - теплым западным ветром, который начинает дуть в феврале (3 - 4 февраля по современному календарю). По свидетельству Плиния, в Риме "с него начинается весна". Вот несколько примеров проведенной древними римлянами "привязки" полевых работ к изменению вида звездного неба: "Между фавонием и весенним равноденствием подрезают деревья, окапывают лозы... Между весенним равноденствием и восходом Вергилий (утренний восход Плеяд наблюдается в середине мая) пропалывают нивы..., рубят иву, огораживают луга..., следует сажать маслины".
"Считают, что не следует начинать сев до (осеннего) равноденствия, потому что если начнется непогода, то семена станут гнить...
От фавония до восхода Арктура (с 3 по 16 февраля) рыть новые канавы, производить обрезку в виноградниках ". (Варрон. Сельское хозяйство. - Изд. АН СССР, 1963 г).
Следует, однако, иметь в виду, что этот календарь был переполнен самыми невероятными предрассудками. Так, луга следовало удобрять ранней весной не иначе, как в новолуние, когда молодой месяц еще не виден ("тогда травы будут расти так же, как и молодой месяц"), а на поле не будет сорняков. Яйца под курицу рекомендовалось подкладывать только в первую четверть фазы Луны. Согласно Плинию, "всякая рубка, обрывание, стрижка принесут меньше вреда, если их делать, когда Луна на ущербе". Поэтому тот, кто решил стричься когда "Луна прибывает", рисковал облысеть. А если в указанное время срезать листья на дереве, то оно вскоре потеряет все листья. Срубленному в это время дереву грозила гниль...
Месяцы и вставные дни
Остановимся на общей структуре древнеримского календаря, сложившейся в середине I в. до н.э.
В указанное время год римского календаря с общей продолжительностью в 355 дней состоял из 12 месяцев с таким распределением дней в них:
Мартиус 31 Априлис 29
Майус 31
Юниус 29
Квинтилис 31
Секстилис 29
Септембер 29
Октобер 31
Новембер 29 Децембер 29 Януариус 29 Фебруариус 28
О добавочном месяце Мерцедонии речь пойдет ниже.
Как видно, за исключением одного, все месяцы древнеримского календаря имели нечетное число дней. Это объясняется суеверными представлениями древних римлян, будто нечетные числа счастливые, тогда как четные приносят несчастья. Год начинался с первого числа марта. Этот месяц был назван Мартиусом в честь Марса, которого первоначально почитали как бога земледелия и скотоводства, а позже как бога войны, призванного защищать мирный труд. Второй месяц получил название Априлис от латинского aperire - раскрывать, так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях или от слова apricus "согреваемый Солн-цем". Он был посвящен богине красоты Венере. Третий месяц Майус посвящался богине земли Майе, четвертый Юниус - богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера. Названия шести дальнейших месяцев были связаны с их положением в календаре:
Квинтилис - пятый, Секстилитис - шестой, Септембер - седьмой, Октобер - восьмой, Новембер - девятый, Децембер - десятый.
Название Януариса - предпоследнего месяца древнеримского календаря - происходит, как полагают, от слова janua - "вход", "дверь". Месяц был посвящен богу Янусу, который, по одной из версий, считался богом небесного свода, открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. В Риме ему было посвящено 12 алтарей - по числу месяцев в году. Он же был богом входа, всяких начинаний. Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог будто бы видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее. И, наконец, 12-й месяц был посвящен богу подземного царства Фебруусу. Само же его название происходит, по-видимому, от februare "очищать", но, возможно и от слова feralia. Так римляне называли приходившуюся на февраль поминальную неделю. По истечении ее, в конце года они совершали очистительный обряд (lustratio populi)"для примирения богов с народом". Возможно, из-за этого они и не могли делать вставку дополнительных дней в самом конце года, а производили ее, как мы это увидим далее, между 23 и 24 февраля.
Продолжительность года в 355 дней была на 10,242 суток короче тропического. Но в хозяйственной жизни римлян важную роль играли земледельческие работы - сев, сбор урожая и т.д. И чтобы держать начало года вблизи одного и того же сезона, они делали вставку дополнительных дней. При этом римляне из каких-то суеверных побуждений не вставляли целого месяца отдельно, а в каждом втором году между 23 и 24 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня. В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней, 377 (355 + 22) дней, 355 дней, 378 (355 + 23) дней.
Вставные дни (dies intercalares) получили название месяца Мерцедония, хотя древние писатели называли его просто вставочным месяцем - интеркалярием (inter-calaris). Само слово "мерцедоний" происходит как будто от "merces edis" "плата за труд": это будто бы был месяц, в котором производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.
Как видно, в результате таких вставок средняя продолжительность года римского календаря была равной 366,25 суток - на одни сутки больше истинной. Поэтому время от времени эти сутки из календаря приходилось выбрасывать.
Другие работы по теме:
Календарь
Главное назначение календаря – соотносить события с чередой дней. Слово «календарь» пришло к нам из древнего Рима. Оно происходит от латинских слов caleo «провозглашать» и calendarium «долговая книга».
Шведский календарь
— календарь, использовавшийся в Швеции в период с 1 марта 1700 года по 30 февраля 1712 года. Он отличался на один день от юлианского календаря и 10 дней от григорианского.
Вьетнамский календарь
60-летний вьетнамский циклический календарь Небесный" цикл Земной" цикл Дерево Огонь Земля
Эфиопский календарь
Эфиопский календарь (амх. የኢትዮጵያ ዘመን አቆጣጠር — ye'Ītyōṗṗyā zemen āḳoṭaṭer) — календарь, использующийся в Эфиопии, а также Эфиопской и Эритрейской православными церквями, Эритрейской Католической церковью и Евангелистской церковью Эритреи.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Календарь Гильбурда
Календарь Гильбурда (всемирный постоянный календарь или стабильный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Яковом Гильбурдом (в СССР) в 1969 году (разработан в 1940-х годах).
Румийский календарь
(тур. Rumi takvim) — календарь, официально использовавшийся в Османской империи (с Танзимата, то есть с 1839 года) и её преемнице — Турецкой республике до перехода в 1926 году на современный календарь.
Туркменский календарь
Введение 1 Названия месяцев 2 Названия дней недели 3 Отмена Список литературы Туркменский календарь Введение Туркменский календарь — календарь, введённый в 2002 году президентом Туркменистана Сапармуратом Ниязовым и отменённый Гурбангулы Бердымухаммедовым в 2008 году. Календарь представлял собой григорианский календарь, все 12 месяцев которого, а также все 7 дней недели переименованы.
Универсальный календарь
Введение 1 Основная теория изменения григорианского календаря 2 Недостатки григорианского календаря 3 Проекты, нарушающие непрерывность счета дней семидневной недели
Брюсов календарь
Введение 1 План Введение Календаря 1.1 Справочная часть 1.2 Предсказательная часть Введение Календарь назван так по имени Якова Брюса — известного российского деятеля науки и военачальника, сподвижника Петра I. Полное название первого издания — «Календарь или месяцеслов христианский. По старому стилю или исчислению на лето от воплощения Бога Слова 1710.
Кельтский календарь
Введение 1 Континентальный кельтский календарь 2 Средневековый ирландский и валлийский календарь 3 Календарные термины на кельтских языках 5 Дальнейшее чтение
Томы
Томы (греч. Τόμοι, лат. Tomoi) — античный город на западном берегу Чёрного моря. Основан древними греками как одна из колоний. Северного Причерноморья около 500 года до н э., затем перешёл под римский контроль и стал одним из важейших городов римской провинции Мёзия.
Бенгальский календарь
Бенгальский календарь (бенг. বঙ্গাব্দ) — солнечный календарь, который используется в Бангладеш и некоторых восточных штатах Индии (Западная Бенгалия, Ассам, Трипура).
Календарь бахаи
Введение 1 Месяцы бахаи 2 Святые Дни бахаи 3 Неделя бахаи 4 Вāх̣ид и Кулл-и Шай’ Список литературы Календарь бахаи Введение Как и многие мировые религии, Вера Бахаи имеет свой особый календарь. Он был введён Бабом, Предтечей Бахауллы, и известен ныне как календарь Бади, или календарь Бахаи[1].
Фазы этногенеза
Введение 1 Фаза подъема 2 Фаза акматическая 3 Фаза надлома 4 Фаза инерционная 5 Фаза обскурации 6 Фаза мемориальная 7 Источники Введение Фаза этногенеза — в Пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва, стадия процесса этногенеза, определяемая направлением, скоростью и пределами изменения уровня пассионарного напряжения в этнической системе.
Православный календарь
Введение 1 Старостильные церкви 2 Новостильные церкви Список литературы Православный календарь Введение Православный календарь — неофициальный, разговорный термин, под которым обычно подразумевают либо счисление времени, принятое в данной поместной православной Церкви, либо годовой богослужебный круг, изложенный в формате месяцеслова.
Календарь Конта
Введение 1 Наименования месяцев Список литературы Календарь Конта Введение Календарь Конта (позитивный календарь) — проект всемирного календаря, предложенный Огюстом Контом в 1849 году.
1752 год
— високосный год, начинающийся в субботу по григорианскому календарю. События В Великобритании и её североамериканских колониях принят Григорианский календарь.
Шумерский календарь
Шумерский календарь — календарь шумеров. Шумерские календари были лунно-солнечными. Они состояли из двух полугодий — Энтен (холодное и влажное время года) и Эмеш (сухое и жаркое время года) и 12 месяцев. В шумерское время сезоны не были выделены. Для уравнивания лунного и солнечного циклов каждые несколько лет после одного из полугодий вставлялся тринадцатый месяц, бывший либо VI-II, либо XII-II.
Лунный календарь
Введение 1 Теория календаря 3 Лунные календари 4 Интересные факты Введение Лунный календарь — разновидность календаря, в основе которого лежит период смены фаз Луны, т. е. синодический месяц.
Единый национальный календарь Индии
Единый национальный календарь Индии Был разработан в Индии в 50-х годах XX века. Принят с 22 марта 1957 года. В основу нового календаря положена эра Сака, широко применявшаяся в течение двух тысячелетий во многих календарных системах Индии. 1892 год эры Сака соответствует времени с 22 марта 1970 года по 21 марта 1971 года григорианского календаря.
I тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 1000 по 1 год до нашей эры. События Железный век в Западной Европе; Древний Египет угасает как главная держава; Написан Танах; Основан Рим (VIII век до н. э.);
Тамильский календарь
Тамильский календарь (там. தமிழ் மாதங்கள்) — солнечный календарь, который используется в индийских штатах Тамилнад, Пудучерри, а также среди тамильского населения Сингапура, Малайзии и Шри-Ланки. Свои основы он берёт из древнеиндийского календаря.
Древнеегипетский календарь
Древнеегипетский календарь в Древнем Египте делился на три сезона по 4 месяца каждый: Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября Время восходов (перет) — с середины ноября до середины марта
Непальский календарь
Введение 1 Месяцы 2 Правила конвертирования 3 Другие системы летоисчисления Введение Непальский календарь (непальск. नेपाली पात्रो) — традиционный официальный солнечный календарь, используемый в Непале. Он базируется на античном календаре Бикрам самбат (Bikram Sambat), который основал легендарный индийский император Викрамадитья в 56 году до н. э.
Древнегреческий календарь
План Введение 1 Афины 2 Делос 3 Милет 4 Дельфы 5 Этолия 6 Фессалия 7 Беотия 8 Родос 9 Эпидавр 10 Кос 11 Македония 12 Подробно см Введение Древнегреческий календарь — лунно-солнечный календарь, в котором годы состояли из 12 лунных месяцев по 29 и 30 дней — всего в году было 354 дня — с вставкой, примерно раз в 3 года, дополнительного месяца.
Зодиакальный календарь
Зодиакальный календарь по Дионисию — календарь, использовавшийся александрийскими астрономами для датировки наблюдений планет в 272—241 гг. до н. э. Единственная сохранившаяся информация об этом календаре дошла до нас благодаря «Альмагесту» Птолемея. Реконструкцию зодиакального календаря выполнили Бёх в 1863 г. и ван дер Варден в 1984 г.
Государственный переворот
План Введение 1 Государственные перевороты Древнего мира до 476 г 2 Государственные перевороты Средних веков с 476 по 1600 3 Государственные перевороты Нового времени 1600—1900
Буддийский календарь
Буддийский календарь Буддийский календарь используется с небольшими различиями в Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме и на Шри-Ланке. Использовался в Тибете до аннексии Китаем. В Таиланде используется наряду с григорианским. Был заимствован у индуистов и основан на фазах луны. Поэтому буддийский календарь также называется лунным, จันทรคติ, тьантхаракхати.
Вавилонский календарь
Вавилонский календарь Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Русский народный календарь
План Введение 1 Описание 2 Предметы для отслеживания Список литературы Введение Русский народный календарь — циклическое собрание русских народных праздников, обрядов и обычаев, поверий и примет на каждый день, с помощью которого организуется повседневная жизнь людей в течение года. Как правило был соотнесён с православным месяцесловом[1].
Тибетский календарь
Тибетский календарь Тибетский календарь (lo-tho, ་ལོ་ཐོ) является лунно-солнечным. В году имеется по 12 или 13 лунных месяцев, т.е. каждый из них начинается с новолуния. 13-й месяц появляется в календаре через каждые 2-3 года так, чтобы в среднем тибетский год соответствовал по длине солнечному году.
Хакасский календарь
Хакасский календарь . Двенадцатилетний животный цикл (хак. Мючел): Кюске чылы — год мыши Инек чылы — год коровы Тюльгю чылы — год лисы Хозан чылы — год зайца
Лунно-солнечный календарь
План Введение 1 Теория календаря 2 Лунно-солнечные календари Введение 1. Теория календаря Продолжительность синодического месяца в среднем составляет 29,53059 суток, а тропический год - из 365,24220 дней. Т. о., один тропический год содержит в себе 12,36827 синодических месяцев. Значит, календарный год может состоять или из 12 (обычный год), или из 13 (эмболисмический год; др.-греч. ἐμβολή — вторжение) календарных месяцев, причем месяцы в году чередуются, чтобы дни месяца как можно лучше попадали на одни и те же фазы Луны.