Михайло Ломоносов был из простых крестьян-рыбаков. Родился он 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, близ города Холмогоры. С десяти лет он ходил с отцом в море на рыбный промысел. Первыми учителями Ломоносова были русский крестьянин и сельский дьячок. Первыми учебниками – « грамматика » Мелетия Смотрицкого, « арифметика, сиречь наука числительная » Леонтия Магницкого и « рифмотворная псалтырь » Симеона Полоцкого.
В конце 1730 года, будучи уже девятнадцати лет от роду, Михайло Ломоносов ушёл в Москву. Учиться. Но сыну крестьянина дорога в учебные заведения была закрыта. И только скрыв своё происхождение, Ломоносов смог поступить в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Успехи ученика-« переростка » были изрядны. За первый год обучения Михайло выполнил программу трёх классов. И когда в 1735 году в академию пришло предписание отрядить учеников, « в науках достойных », для дальнейшего обучения в Петербурге, то среди двенадцати человек оказался и М. Ломоносов.
Однако в Петербурге он пробыл недолго. В сентябре 1736 года несколько студентов, на сей раз Петербургской Академии наук, отправились в Марбург изучать химию и горное дело. Ломоносов провёл на чужбине пять лет. В Россию он вернулся в 1741 году, будучи уже достаточно известным учёным.
Вклад Ломоносова в русскую науку оценить невозможно.
« Историк, риторик, физик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец », – называл его А.С. Пушкин. Среди совершённых Ломоносовым открытий была масса таких, которые не могли быть востребованы современной ему наукой – просто в силу уровня развития той науки. Он, например, проводил исследования в абсолютно новой тогда области знания – физической химии. Впервые применил микроскоп для проведения химических опытов. Открыл наличие атмосферы на Венере. Заполнил немало « белых пятен » в истории России. Добился открытия в Москве университета (с 1755 года, ведёт свою историю Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) и двух гимназий при нём. Одна из них, традиционно, предназначалась для обучения дворянских детей, а другая – дело по тем временам неслыханное – для обучения детей разночинцев.
Отдельное место в наследие Ломоносова занимают поэтические произведения и филологические труды. Литературные произведения Ломоносова имеют одну очень существенную особенность. Дело в том, что создавал он их не из одной только тяги к стихотворству.
Поэзия служила ему чем-то вроде инструмента объяснение собственного – научного – взгляда на мир (это, конечно же, влияние классицистических и просветительских идей). Но созданное Ломоносовым ни в коем случае нельзя рассматривать как научные трактаты в стихах. Это произведения, призванные пробудить у читателя интерес к науке, к тайнам мироздания.
Ломоносов разделил слова русского языка на три группы. К первой он отнёс слова, являющиеся общими для русского и церковнославянского языков. Ко второй – слова, встречающиеся только в церковнославянском языке. К третьей – слова только русского языка. Каждому литературному произведению, в зависимости от жанра, в котором оно написано, приличествует употребление слов, принадлежащих только к определённой группе. Классицизм разделял жанры произведений на три « штиля »: высокий, средний и низкий. Если автор обращается к жанру « высокого штиля » (ими считались, оды, героические поэмы и т. д.), то он должен употреблять слова из первой и второй группы. Если же это сочинение « среднего штиля » (драматические произведения, сатиры), то надо брать слова из первой и третьей группы. « Низкий штиль » (комедии, эпиграммы, дружеские послания) состоит в основном из слов третьей группы. Конечно, подобное деление нам кажется неудобоваримым, но если мы сравним стихи Ломоносова со стихами его современников, то поймём, что историческая правда была за Ломоносовым. Именно его вариант деления на « штили » стал основой стилистики языка пушкинской эпохи, а современный русский язык, тот, на которым мы сейчас говорим, ведётся, как известно, « от Пушкина до наших дней ».
Определяющий вклад внёс Ломоносов в реформу русского стихотворения. Основным жанром поэзии Ломоносова стали оды.
Ода – это один из жанров лирики, то есть произведение, говорящее о личных переживаниях человека. Но ода – и хвалебная песнь. Ломоносов умело использовал возможности такого жанра. Как патриот, он гордился Российским государством во всех его проявлениях. Но не видеть несовершенств русской жизни он не мог. Он старался, восторженно прославляя царей, в то же время учтиво их поучить.
Оды Ломоносова не только восторженны и поучительны. Они дают нам возможность видеть отношение этого великого человека к тем событиям, которые для нас зачастую являются лишь строками из русской истории.
Другие работы по теме:
Ломоносов м. в. - Михаил васильевич ломоносов
Не он ли дал российской музе крылья. Нашел слова звучащие как медьИ. РыленковРусская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений которые внесли в общественно политическую и культурную жизнь страны реформы.
Ода На день восшествия Елизаветы Петровны
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», – так определил В.Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.
Почему Иван Васильевич нигде не служил по рассказу Л. Н. Толстого После бала
Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни, о том, «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно».
Служение отечеству главная идея творчества Михаила Ломоносова
Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни — служить России, поставить ее на один уровень с европейскими государствами.
Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова
Всем знакомо имя великого ученого, поэта, просветителя Михаила Васильевича Ломоносова. Ломоносов безгранично верил в ум и созидательную силу русского народа, неисчерпаемость его таланта, сам являлся тому ярчайшим примером.
Полковник на балу и после бала 3
Полковник на балу и после бала Автор: Толстой Л.Н. "У каждого человека три характера: тот, который ему приписыывают, тот, который он сам себе приписывает;
Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова Были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук : французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина”.
После бала
Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он честный и благородный человек.
Ситкинская икона Божией Матери
Ситкинская икона Божией Матери находится в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в г.Ситка (Аляска) и является одной из наиболее почитаемых икон Божией Матери в Северной Америке.
Дуловы
Ду́ловы — русский княжеский род, Рюриковичи. История Происходит от ярославских князей, а именно от Андрея Львовича, имевшего прозвище Дуло, внука первого моложского князя Михаила Давидовича. Он находился на службе у последнего тверского князя Михаила Борисовича и вместе с ним бежал в Литву, где и умер.
Белёвский, Иван Иванович
Иван Иванович Белёвский — князь, воевода, служивший московским царям Василию III и Ивану IV. Сын Ивана Васильевича. Принадлежал к немногочисленному роду удельных князей Белёвских, владельцев Белёвского княжества, одного из Верховских княжеств.
Телепнёв-Овчина-Оболенский, Фёдор Фёдорович
Фёдор Фёдорович Телепнёв-Овчина-Оболенский — русский князь, воевода. Сын князя Фёдора Васильевича Оболенского-Телепня. брат Ивана Фёдоровича, который при регентстве Елены Глинской и малолетнем цере Иване Грозном фактически возглавлял правительство.
Горбатый-Шуйский, Борис Иванович
Бори́с Ива́нович Горба́тый-Шу́йский (? 1460 — 1537) Сын князя И. И. Горбатого-Шуйского [1]. Боярин с 1512 года. Сопровождал Ивана III в поездке по Новгороду в 1495—1496 годах. Воевода полка правой руки в первом Смоленском походе 1512 года, сторожевых полков в Смоленских походах 1513 и 1514 годов.
Михаил II Асень
Михаил II Асень (болг. Михаил II Асен) (1270-?) — царь Болгарии с 1277 по 1279 годы. Его правление было чисто номинальным и Михаила II Асеня обычно не включают в список болгарских правителей. В ряде источников именем Михаил II Асень неверно называют Михаила I Асеня, правившего несколькими десятилетиями ранее.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Кречетников, Пётр Никитич
Пётр Никитич Кречетников (1727 — после 1800) — генерал-майор, Астраханский губернатор. Родился в 1727 году, старший брат генерал-аншефа графа Михаила Кречетникова.
Ломоносов Михаил Васильевич и русский флот
Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знаний, а его идеи далеко опередили науку того времени. Он высказал мысль о зависимости войн от развития экономики и науки, исследовал и обобщил основные моменты военно-морской деятельности Петра I.
Кабанов, Александр Викторович
Александр Викторович Кабано́в (род. 1962) — российский и американский учёный-химик. Биография Александр Кабанов родился 27 марта 1962 года в Москве, в семье В. А. Кабанова.
Милославский, Иван Михайлович
(1635 — 27 июля 1685) — окольничий, приближенный царя Федора Алексеевича. Биография Происходил из незнатного дворянского рода. Родился в семье Михаила Васильевича Милославского, приходился племянником боярину Илье Даниловичу Милославскому. Был женат на Евдокие Петровне Прозоровской. Сделал карьеру вскоре после воцарения Федора Алексеевича, отличавшего его.
Баганов, Виталий Викторович
Виталий Викторович Баганов (род. 6 сентября 1952, Ленинград) — американский киноактёр, в 1980-x годах актёр театра и кино в СССР. Биография Родился в Ленинграде 1952 году в семье Виктора Васильевича и Зинаиды Ивановны Багановых.
Устройство родного языка
"" Гуманитарная область занимает в творчестве Ломоносова значительное место. В ней имеет смысл выделить три основных элемента: языкознание, литературу и историю. Что касается языкознания, то его можно с полным правом рассматривать как одно из важнейших направлений научной деятельности Ломоносова.
Михаил Васильевич Ломоносов
Школьные учебники обычно объясняют удивительную судьбу Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765) тем, что талантливый "выходец из низов" изо всех сил тянулся к знаниям.
Анна Васильевна
Дочь великого князя московского Василия Васильевича Темного, жена великого князя рязанского Василия Ивановича.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.
Богданович Ипполит Федорович
Известный поэт. Еще в детстве Богданович, как сообщает он в своей автобиографии, выказал наклонность к “чтению книг, рисованию, музыке и стихотворству, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова”.
Анкудинов Тимошка
Самозванец, выдававший себя за Ивана Васильевича, сына царя Василия Шуйского.
Воротынский Иван Михайлович
Сын Михаила Ивановича Воротынского. В первый раз был послан Иоанном Грозным в звании воеводы сначала в Муром, а потом в Казань в 1582 г. для усмирения бунта в земле луговых черемисов.