Реферат: Интервенция и гражданская война в России (1918—1922) - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Интервенция и гражданская война в России (1918—1922)

Рефераты по истории » Интервенция и гражданская война в России (1918—1922)

Тема урока

Интервенция и гражданская война в России (1918—1922)


Цели:

А) образовательные

-рассмотреть расстановку политических сил в России в годы гражданской войны;

-познакомить учащихся с основными лидерами белого и красного движения;

- рассмотреть основные события гражданской войны.

- охарактеризовать понятия белый и красный террор.

Б) развивающие:

- развивать умение оценивать значение того или иного исторического явления на основе изучения текста учебника.

В) воспитательные:

- на примере событий гражданской войны показать пагубность подобных явлений на развитие любого государства.

Оборудование

- Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания по теме «Октябрьская революция в России».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).


Ход урока:

1. Организационный момент.

- приветственное слово;

- проверка отсутствующих.


2. Проверка домашнего задания по теме «Октябрьская революция в России».

1. Опишите ситуацию в стране весной — осенью 1917 г. Обратите внимание на деятельность основных политических сил, партий, на исторические повороты 27 февраля, 4 июля, 25 — 30 августа.

2. Назовите основные причины успеха большевиков в октябре 1917 г.

3. Охарактеризуйте большевистский политический режим.

4. Какие мероприятия, на ваш взгляд, могли бы вывести страну из кризиса?

5. Докажите, что главным вопросом II Всероссийского съезда стал вопросе власти.

3. Изучение нового материала

Интервенция и гражданская война в России (1918 — 1922). Сползание страны к гражданской войне началось в 1916 г. Непримиримость политических сил, амбиции и диктаторские замашки лидеров партий стали отчетливо проявляться во время кризиса 1917 г.

Захват власти в столице большевиками, запрещение деятельности правых партий и ограничение деятельности левых, введение цензуры, свержение Временного правительства и разгон Учредительного собрания, сепаратный Брестский мир — все это необратимо вело страну к гражданской войне. Экономические и социально-политические мероприятия Советского правительства восстановили против него не только дворян, буржуазию, состоятельную интеллигенцию, духовенство, офицерство, но и часть рабочих и крестьян.

В историографии нет единого мнения о времени начала гражданской войны. Установление Советской власти осенью 1917 - весной 1918 г. сопровождалось множеством антибольшевистских выступлений в разных районах России, но все они были разрозненными и имели локальный характер. Поэтому одни историки относят начало гражданской войны к октябрю — ноябрю 1917 г., другие — к апрелю — маю или лету 1918 г., когда сложились сильные политические и хорошо организованные антисоветские очаги.

Против большевиков боролись разнородные силы: Антанта и Четверной союз, белое движение и национально-государственные образования, монархисты, республиканцы и социалисты. Они не только не стремились к согласованию своих политических и военных акций, но нередко боролись друг против друга или специально приостанавливали наступления, чтобы дать возможность большевикам расправиться с их политическими противниками. Основные противники большевиков — белогвардейцы не имели общего центра, а лидеры белого движения – Л. Г. Корнилов, М. В. Алексеев, А. И. Деникин, П. Н. Врангель, Е. К. Миллер, Н. Н. Юденич не смогли скоординировать свои действия. Руководители белых совершили множество стратегических и тактических ошибок. Они неохотно сотрудничали с либеральными и социалистическими партиями, что сужало социально-политическую базу движения, не признавали Декрета о земле и обещали возвратить земли прежним владельцам, что восстановило против них крестьян — основное население России. Лозунги единения всех политических сил до победы над большевиками и сохранения «великой и неделимой России» могли лишь временно примирить лидеров белого движения и воодушевить небольшую часть общества.

Большевики победили в гражданской войне и отразили иностранную интервенцию потому, что им удалось мобилизовать все ресурсы страны и превратить ее в единый военный лагерь. Они использовали доступные и привлекательные для масс лозунги. ЦК РКП (б) и Совнарком создали крупную маневренную военную силу – Рабоче-Крестьянскую Красную Армию (РККА). В ней служило почти столько же бывших генералов и офицеров, сколько и в белой армии. Среди них такие известные военные деятели, как М. Д. Бонч-Бруевич, А. И. Верховский, А. И. Егоров, С. С. Каменев и др.

В годы гражданской войны белый и красный террор унес тысячи человеческих жизней. ВЧК брала заложников и проводила показательные массовые расстрелы представителей так называемых «чуждых классов» -- дворян, купцов, зажиточных крестьян, мещан, служителей культа и даже офицеров и солдат, которые сдались, поверив обещаниям о помиловании.

После гражданской войны основная часть территории бывшей Российской империи была сохранена и находилась под контролем большевиков. Вместе с тем политическую независимость отстояли Польша, Финляндия, Литва, Латвия, Эстония.

Война была страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. В боях, от голода, болезней и террора погибло около 8 млн. человек, около 2 млн. были вынуждены эмигрировать. В конечном итоге именно народ, воюя по обе линии фронта, определил победу одних и крах других политических сил, выйдя из войны и жертвой и победителем.

4. Закрепление нового материала.

1) Назовите причины гражданской войны в России?

2) Назовите лидеров белого и красного движения?

3) Что такое «белый и красный террор»?

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Д/з - §34 ( п. 4 ).

Учитель истории Кушаева С. Е. ________________

МетодистпоисторииВабищевичА. Н. ________________