Культура Древней Руси— культура восточнославянских княжеств с момента первичного зарождения государственности в IX веке до XVII века включительно.
Современное понимание культуры Древней Руси опирается, главным образом, на памятники архитектуры, литературы, иконописи, а также предметы археологических исследований.
В данный период истории происходит яркое выражение славянского языка, закрепления в виде глаголицы, а в дальнейшем и кириллицы.
Художественное ремесло и прикладное искусство!
Скань (от старославянского глагола "съкати" - сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Филигрань (итал. filigrana, от лат. filum - нитка и granum - зерно).
Ювелирное изделие из тонкой проволоки,
Зернь- Мелкие золотые или серебряные шарики (диам. от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето - тени.
!!!
Древнерусское лицевое шитьё («живопись иглой») — вид декоративно-прикладного искусства, распространённый в эпоху Древней Руси.
Его сюжетные изображения, близкие к художественному и образному строю иконы и фрески, сочетаются с литургическими и вкладными надписями. Вместе с тем лицевое шитье имеет свои особенности, в их числе — бульшая, чем у многих других видов изобразительного искусства, зависимость от материала, технологии и функционального назначения предмета.
Наиболее крупные собрания произведений лицевого шитья хранятся в Музеях Московского Кремля, в московском Историческом музее, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в Сергиево-Посадском и Новгородском музеях.
Древнерусское лицевое шитье сформировалось под непосредственным воздействием Византии и достигло на Руси необычайного расцвета.
Обычно произведения шитья состоят из основного изображения — святых, сцен их жития, евангельских или библейских сюжетов —— и каймы с подобными же изображениями или орнаментом, с шитыми литургическими и вкладными надписями.
Пелена великомученица Ирина
В основном это предметы церковного назначения: судбри (покровцы — небольшие платы) на дискос и потир, плащаницы («воздэхи», «воздэхи большие» — платы большого размера с рисованными или вышитыми изображениями «Положения во гроб», «Оплакивания» или «Снятия со креста»), шитые иконы, хоругви, одежды и покровы на престолы и жертвенники, покровы на раки с мощами святых, а также облачения духовенства. Эти произведения сделаны из дорогих тканей шелковыми, серебряными и золотными нитями.
Лично́е (лица) обычно вышивали тонким шелком разных оттенков песочного цвета, одежду и все остальное — шелком или серебряными и золотными нитями разными швами. Иногда под золотную нить подкладывали толстую льняную или хлопчатобумажную ткань для придания рельефности. Нередко шитое произведение украшали драгоценными камнями, обнизывали жемчугом. Для прочности под шитье, выполненное по шелковой ткани, клали окрашенный холст, а затем пришивали подкладку.
Шитые произведения отличал сложный процесс их создания. Иногда над одним произведением работали несколько художников: «знаменщики» — иконники и иконописцы, травщики и словописцы, которые «знаменили», то есть рисовали изображения, узоры («травы») и надписи («слова») «под шитье». «Знаменовали» образец на бумаге, а с бумаги переводили на ткань. Иногда рисовали прямо на ткани, а затем знаменовали на бумагу. Для знаменных дел употребляли чернила, сажу, белила, сурик и другие краски. Знаменщики шитых произведений обычно были профессиональными иконописцами, орнаменталистами и каллиграфами. Нанесенный ими на ткань рисунок мастерицы обметывали белыми нитками, а затем вышивали.
Шитье церковных пелен считалось делом богоугодным. В каждом более или менее богатом доме Древней Руси были особые светлые комнаты, отведенные для женского рукоделия, — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Славились своим шитьем и женские монастыри. Среди вышивальщиц были царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые мастерицы. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц. Выполненные в многочисленнных светлицах произведения лицевого шитья дарили в церкви и монастыри. Пелены и целые шитые иконостасы, хоругви и знамена сопровождали различные торжественные шествия и церемонии, а также воинские смотры и походы. Памятники шитья как ценные предметы дарили представителям духовенства других православных стран.
Другие работы по теме:
Христианство на Руси
Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси.
Методические рекомендации для учителя
Авторский медиапродукт: мультимедийная звуковая презентация Power Point – 14 слайдов (презентация работает только с приложением: звуковыми файлами)
Музыкальная культура Татарстана
ТЕМА 21. Исторические сведения о древней татарской музыке. Особенности татарских мелодий. Многовековая история татар. Центр татарской культуры – город Казань. Представление о древней музыке из рукописей путешественников. Давнее развитие татарской профессиональной музыки. Многожанровость древней музыки.
Культура Плакемин
Введение 1 Описание 1.1 Архитектура и курганы 1.2 Керамика 2 Археологические памятники Список литературы Введение Культура Плакемин, или Плакеминская культура, англ. Plaquemine culture — археологическая культура в низовьях реки Миссисипи на западе современного штата Миссисипи и востоке Луизианы.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация
Цивилизация – это: Стадия всемирного исторического процесса, связанная с достижением определенного уровня воспроизводства социальной жизни. Локализованные в пространстве и времени общ-ва, которые являются целостными системами, представляющими конкретный социокультурный феномен, имеющими четковыраженные параметры духовного, технологического, экономического и политического развития.
Художественная культура Древней Греции
Художественная культура Древней Греции Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Архитектура В истории Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе.
Культура Древней Руси 14
Культура Древней Руси Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока.
Иконопись Древней Руси
Text Graphics Иконопись Древней Руси. Graphics Христос-искупитель. Мозаики церкви монастыря Хора. Рубеж 13-14 вв. Византия. Graphics
Священные войны в Древней Греции
Священные войны — в древней Греции были связаны с существованием союза амфиктионов, имевшего религиозный характер и заключавшего некоторые элементы международного греческого права: все члены его давали клятву охранять неприкосновенность Дельфийского храма, соблюдать во время войны некоторые правила пощады, не нападать на соплеменников во время празднеств и т. д.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Королевство Миде
Ми́де ([ˈmʲiрʲe], /ˈmiːр/, Mide/Meath, «срединное королевство») — центральная область древней Ирландии, в которой находилась резиденция Верховных королей Ирландии, Тара[1][2].
Культура Йотоко
Введение 1 Экономика 2 Общественное устройство Введение Йотоко, исп. Yotoco — древняя колумбийская культура местного происхождения, существовавшая в долинах Калима и Дорадо, департамент Валье-дель-Каука. Культура йотоко считается наследником более древней культуры Илама, существовавшей в том же регионе в 14-1 вв. до н. э.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Культура Донг-Шон
Изображение на бронзовом барабане из Нгок-Лу, Вьетнам Культура Донг-Шон , вьетн. Văn hуa Đфng Sơn — доисторическая археологическая культура азиатского бронзового века, существовавшая на территории Индокитая. Названа по поселению на севере Вьетнама, где были обнаружены её следы.
Ортоироидная культура
(ортоироиды; Ortoiroid) — первая известная археологическая культура на островах Вест-Индии. Считается, что она происходит из бассейна Ориноко (север Южной Америки), откуда её носители мигрировали на Малые Антильские острова и дошли до Пуэрто-Рико. Согласно Раузу ортоироидная культура долгое время развивалась в Южной Америки прежде чем началось переселение на Антильские острова.[1] Наиболее ранние радиоуглеродные датировки для Тринидада относятся к 5230 году до н. э., наиболее поздние (190 год н. э.) получены для Пуэрто-Рико.
Коммагена
Каменный орел времен Коммагенского царства (армяно-эллинистическая культура) Коммагена (др.-греч. Kομμαγηνή, арм. Կոմմագենէ) — историческая область между Великой Арменией и древней Сирией, в дальнейшем одна из провинций Римской империи.
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Культура Санта-Мария
Введение 1 Культура Белен (Belйn) 2 Культура Санагаста (Sanagasta) 3 Культура Уальфин (Hualfнn) Введение Культура Санта-Мария существовала на территории современной Аргентины на северо-западе провинции Катамарка в период 1200—1470 н. э., в основном в долинах Кальчакиес и Йокавиль. По-видимому, была основана народом диагита, проживавшем в данном регионе со времён возникновения данной культуры.
Культура Санагаста
Культура Санагаста , известная также как культура Ангуаласто , возникла на территории Аргентины около 1000 г. н. э. Её центр находился на территории современной провинции Риоха, а влияние распространялось до провинции Сан-Хуан.
Вестник древней истории
Вестник древней истории Вестник древней истории (общепринятое сокращение — , англ. Journal of Ancient History) — важнейший академический советский и российский журнал, посвященный истории древнего мира. В настоящее время издается Институтом всеобщей истории Российской Академии наук.
Социальный строй древнерусского государства
Социальный строй древнерусского общества В современной отечественной исторической науке преобладает мнение о том, что в Древнерусском государстве абсолютное большинство населения составляли свободные крестьяне-общинники, объединявшиеся в вервь (от веревки, которой обмеривали земельные участки; вервь называли также сотней, позже — губой).
Азильская культура
Азильская культура — археологическая культура (или технологическая традиция) эпохи эпипалеолита на севере Испании и юге Франции. Вероятно, азильская культура относится к периоду Аллерёдского климатического перепада около 8 тыс. л. до н. э., и следовала за мадленской культурой. По мнению археологов, азильская культура представляла собой финальную стадию мадленской, в то время, как потепление климата привело к изменениям в образе жизни людей в регионе.
Культура Кловис
Культура Кловис — доисторическая культура аборигенов Северной Америки, первым свидетельствам которой 13 000 лет (11 000 радиоуглеродных лет). Её начало связывают с концом последнего ледникового периода.
Вавилонский календарь
Вавилонский календарь Вавилонский календарь — разновидность лунно-солнечного календаря, использовавшегося в древней Вавилонии. Структура календаря, вероятно, была унаследована от шумерского лунно-солнечного календаря.
Кабала город
Предположительный вид древней Кабалы, (панорама в историческом музее г.Габала, Азербайджан) Кабала́ (Кабалака, Кабалак, Габала), (лезг. Кьвепел - "два холма", азерб. Qəbələ), — древний город и столица Албании Кавказской (до VI века), крупный торговый центр до XV века[1].
Бутмирская культура
Культуры неолита Европы Бутмирская культура — балканская неолитическая культура. Существовала в период 2600—2400 г. до н. э. Является одной из потомков культуры кардиальной керамики.
Ададуров Василий Евдокимович
Математик и писатель. В 1727 г. был студентом Академии и обратил на себя внимание математика Бернулли. Занимался также переводом древней истории Байера и статей для академических изданий.