Селин Д.В.
Омск, Омский государственный педагогический университет
Керамика эпохи поздней бронзы и переходного к железному веку времени с Красноярского археологического комплекса
В ходе раскопок многослойного Красноярского археологического комплекса (КрАК) в Усть-Ишимском районе Омской области был получен представительный комплекс керамики эпохи поздней бонзы и переходного к железному веку времени.
Он насчитывает более 6 тысяч фрагментов не менее чем от 400 сосудов, выделенных по шейкам. В качестве сырья использовалась хорошо промешанная глина с примесью песка и шамота. Ведущей формой данной посуды являются горшки средних пропорций с широким горлом и плоским дном. Сосуды хорошо профилированы и имеют прямую, чаще всего отогнутую шейку с округлым венчиком. Заметную долю комплекса составляют приземистые широкогорлые сосуды с преимущественно округлым дном. Расположение орнамента носит зональный характер. Тулово, как правило, украшалось геометрическими узорами, рядами наклонных оттисков гребенчатого или гладкого штампов, «ёлочкой». Шейки сосудов украшались ямками, сочетающимися поясками вертикально поставленных и наклонных оттисков штампа, уголковыми вдавлениями, «сеткой», скобой. По снованию шейки нередко шли ряды прочерченных линий, часто здесь располагалась лощеная дорожка.
Прямые аналогии данный керамический комплекс находит в материалах опорных памятников сузгунской археологической культуры конца II – начала I тыс. до н. э. – Сузгун-II и Чудская Гора [Мошинская В.И., 1957; Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И., 1995; Полеводов А.В., 2003], что и определяет его культурно-хронологическую принадлежность.
На КрАК также выделяется своеобразная группа керамики, состоящая из развалов и отдельных фрагментов более чем 80 сосудов. По форме доминируют плоскодонные горшки с отогнутой прямой или дуговидной шейкой. В орнаментации преобладают узоры, выполненные крестовым штампом и образующие различные геометрические и меандровые композиции в сочетании с ямочными наколами, отпечатками гребенчатого или струйчатого штампа.
Аналогии данному комплексу, известные в материалах памятников Среднего Прииртышья переходного к железному веку времени – Хутор-Бор I и Новотроицкое I, - позволяют отнести его к красноозерской культуре IX-VII вв. до н.э. [Труфанов А.Я., 1983; 1984].
В литературе неоднократно отмечались контакты сузгунского населения и северотаежных групп с крестово-струйчатой керамикой. В материалах КрАК это нашло отражение в единичных находках фрагментов посуды атлымской культуры, носители которой, продвигаясь на юг, повлияли на формирование ряда новых культур крестово-ямочной орнаментальной традиции, в том числе и красноозерской [Косарев М.Ф, 1987].
Кроме того, в рассматриваемых материалах присутствуют сосуды, сочетающие характерные сузгунские и «крестовые» признаки [Данченко Е.М., Полеводов А.В., 2007 с. 125-130; рис. 1]. В качестве примера можно привести фрагменты сосудов с лощеными дорожками по основанию шейки, узорами выполненными «крестом» и «скобой», а также дуговидные шейки. Если это стало результатом взаимодействия местных и пришлых групп в переходное время от бронзы к железу, то, следовательно, сузгунская культура полностью еще не прекратила свое существование, как это подразумевалось раннее [Косарев М.Ф., 1981].
Список литературы:
Данченко Е.М., Полеводов А.В. Сузгунское наследие и культурогенез южнотаежного Прииртышья // Проблемы археологии: Урал и Западная Сибирь (к 70-летию Т.М.Потемкиной). Сб. статей. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. – С. 125-130
Косарев М.Ф. Бронзовый век Западной Сибири. М., 1981. 278 с.
Косарев М.Ф. Бронзовый век Сибири и Дальнего Востока // Эпоха бронзы лесной полосы СССР: Археология СССР М., 1987.
Мошинская В.И. Сузгун-II – памятник эпохи бронзы лесной полосы Западной Сибири // Материалы и исследования по археологии СССР. № 58. М. 1957.
Полеводов А.В. Сузгунская культура в лесостепи Западной Сибири: Автореф. дис…. канд. ист. наук. М., 2003. 148 с.
Потемкина Т.М., Корочкова О.Н., Стефанов В.И.Лесное Тоболо Иртышье в конце эпохи бронзы (по материалам Чудской Горы). М.,1995. 207 с.
Труфанов А.Я. Жертвенное место Хутор-Бор-I (о культурно-хронологическом своеобразии памятников эпохи поздней бронзы лесного Прииртышья) // Этнокультурные процессы в Западной Сибири. Томск: ТГУ, 1983. С. 63–76.
Труфанов А.Я. Материалы к происхождению и развитию красноозерской культуры // Проблемы этнической истории тюркских народов Сибири и сопредельных территорий. Омск: ОмГУ, 1984. С. 57–77.
Другие работы по теме:
Взятие Иерихона
Иерихон, город 7-2-го тыс. до н. э. в Палестине (к северо-востоку от Иерусалима). Открыты остатки укрепленных поселений эпохи неолита и бронзы, руины города с мощными стенами XVIII-XVI вв. до н.э., гробницы и др.
Стекло Керамика
Text Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Керамика- изделия и материалы, получаемые спеканием. Искусство керамики насчитывает несколько тысячелетий.
Творчество ВИ Сурикова
Text Text Graphics Суриков Василий Иванович Graphics «Степан Разин» 1907-1910г. «Степан Разин» 1907-1910г. Graphics
Чохская культура
Чохская стоянка - первый исторический пямятник, открытый на Северном Кавказе охская стоянка представляет собой каменное жилище примыкающее к скальному навесу, сразу по ним два углубления, в одном из них древние племена изготавливали орудия, в другое собирали кости убитых животных. Кремень, он же нуклеид, - это подобие камня, твердый и прочный материа.
Культура Плакемин
Введение 1 Описание 1.1 Архитектура и курганы 1.2 Керамика 2 Археологические памятники Список литературы Введение Культура Плакемин, или Плакеминская культура, англ. Plaquemine culture — археологическая культура в низовьях реки Миссисипи на западе современного штата Миссисипи и востоке Луизианы.
Уинтервильские курганы
Введение 1 Курганы 2 Керамика Список литературы Введение Уинтервильские курганы, англ. Winterville Mounds — археологический памятник, состоящий из платформенных курганов с субструктурами, окружающих центральную площадь. Является типовым памятником для Уинтервильской фазы культуры Плакемин-миссисипской культуры.
Керамика Саладо
Стиль Tonto Polychrome Красная (полихромная) керамика Рузвельт (Саладо) , англ. Roosevelt Red Ware, англ. Salado Red Ware, англ. Salado Polychrome — традиция керамики, распространённой в поздний доевропейский период (около 1280—1450 гг, по данным дендрохронологии) на территории штатов Аризона и Нью-Мексико.
Белая керамика Рио-Гранде
Мелкая чаша в стиле Wiyo чёрным по белому Термин « Белая керамика Рио-Гранде » охыватывает несколько традиций доисторической керамики древних пуэбло на территории штата Нью-Мексико. Около 750 г. н. э., после усвоения ряда различных региональных керамических традиций (например, белая керамика Сибола), гончары из региона Рио-Гранде на территории будущего штата Нью-Мексико стали развивать своеобразные местные разновидности керамики с росписью чёрной минеральной (до 1200 г.) или растительной (после 1200 г.) краской по белому или светло-серому фону.
Лаковая керамика Рио-Гранде
Глазированная (лаковая) керамика Рио-Гранде — керамика индейских народов группы пуэбло, проживающих в штате Нью-Мексико. Относится к позднему доисторическому (доколумбову) и раннему историческому периоду Северной Америки, с 1315 по 1700 гг. При росписи использовалась свинцовая чёрная краска, которая при обжиге иногда приводила к потёкам.
Патайян
Патайян — археологическая культура, существовавшая в период 700—1550 гг. н. э. на территории современных штатов Аризона и Калифорния (США) и Баха-Калифорния (Мексика). Включала территории у долины реки Колорадо, ближайшие горы, а также к северу вблизи Гранд-Каньона. Ближайшим соседом была культура Хохокам, существовавшая в центральной и восточной Аризоне.
Археологический музей Ираклиона
Введение 1 История 2 Экспозиция 2.1 Комната I 2.2 Комната II 2.3 Комната III 2.4 Комната IV 2.5 Комната V 2.6 Комната VI 2.7 Комната VII 2.8 Комната VIII — Закрос
Чернолесская культура
Введение 1 Культура 2 Хозяйство 3 История 4 Этническая принадлежность Список литературы Введение Чернолесская культура — археологическая культура переходного периода от бронзового к раннему железному веку (IX—VII вв. до н. э.). Распространена была в лесостепной полосе Правобережной Украины между Днепром и Днестром, а также в бассейне р.
Бронзовый век лесостепного притоболья
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА: Всеобщей истории
Кобер, Алиса
Алиса Кобер , англ. Alice Kober (1906—1950) — американский историк, археолог, классический филолог. Известна тем, что проделала всю «черновую» работу по дешифровке наиболее поздней версии критского письма — Линейного письма Б. Собрала картотеку из примерно 186000 карточек, на которых она выписывала различные варианты написания знаков критского письма, а также сравнивала слова с предположительно общими корнями, но различными окончаниями.
Аласия
(Алашия — название города (соврем. Энгоми) и страны) — важное древнее государство в Восточном Средиземноморье, занимавшее остров Кипр и существовавшее в середине — конце II тыс. до н. э. Аласия была крупнейшим производителем меди и бронзы. Исследования современных историков показали, что глина, на которых написаны письма правителя Аласии египетскому фараону, происходит с острова Кипр, из месторождений вблизи современных городов Калавасос и Аласса, поэтому большинство современных историков отождествляют Аласию с Кипром, где в указанное время существовали государства сначала минойцев, затем тевкров (и те и другие использовали кипро-минойское письмо).
Ванеев, Анатолий Александрович
Ване́ев, Анато́лий Алекса́ндрович (26 февраля (9 марта) 1872(18720309), Нижний Новгород — 8 (20) сентября 1899, с. Ермаковское, ныне районный центр в Красноярском крае) — активный участник революционного движения в России.
Архаическая Греция
Введение 1 Периодизация 2 Общество 2.1 Города 3 Искусство 3.1 Керамика 3.2 Архитектура 3.3 Скульптура 3.4 Примеры архаического греческого искусства
Гнафия
(Gnathia) — стиль греческой вазописи, популярный в IV в. до н. э. Получил свое название по городу Гнафия в восточной Апулии, где в середине XIX в. были обнаружены первые керамические изделия, выполненные в этом стиле. Производство керамики, украшенной гнафией, началось около 370—360 гг. до н. э. в Апулии, когда краснофигурная вазопись стала полихромной.
Сирмий
Иллирийская префектура с центром в Сирмии. Си́рмий (Sirmium) — город в Римской Паннонии, который служил резиденцией императора Галерия в период тетрархии. Его значение в эпоху поздней античности было столь велико, что Аммиан Марцеллин назвал его «преславной матерью городов». Современный город на его месте — Сремска Митровица.
Бережновско-маёвская срубная культура
План Введение 1 История исследования 2 Происхождение культуры 3 Бережновско-маёвская срубная культура 4 Тип хозяйства 5 Историческая судьба Список литературы
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Поздняя Античность
Поздняя Античность — завершающий этап античного периода; период средиземноморской (также, но в меньшей степени) мировой истории обычно ограничиваемый II—V веками н. э. Распад и падение Западной Римской империи в 476 году и великое переселение народов (обычно описываемых как «варварские») с окраин континента положили условный конец эпохи поздней Античности, но не уничтожили её богатого наследия, к которому относится в первую очередь распространение и упрочнение позиций христианства.
Покровская срубная культура
План Введение 1 История исследования 2 Происхождение культуры 3 Покровская срубная культура 4 Тип хозяйства 5 Историческая судьба Список литературы
Срубная культурно-историческая общность
План Введение 1 История исследования 2 Происхождение срубной общности 2.1 Покровская срубная культура 2.2 Бережновско-маёвская срубная культура 3 Тип хозяйства
Культура Кондоруаси
Культура Кондоруаси , исп. Condorhuasi существовала с 4 в. до н. э. по 7 в. н. э., в основном в долине Уальфин (es:valle de Hualfнn), ныне провинция Катамарка (Аргентина). Оказала сильное влияние на соседнюю культуру Аламито.
Арретинская керамика
Арентинская керамика Керамика из Ареццо — род керамической посуды, получивший наибольшее распространение в районе Ареццо на рубеже тысячелетия с 30 года до н. э. по 40 г. н. э. Изготовление такой посуды стало одним из наиболее известных cо времён древности примеров массового изготовления предметов потребления (ширпотреба) [1]; [2].
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Археология. Бронза
Одна из самых ярких ранних энеолитических провинций. Территория Балкано-Карпатской Европы и юга Восточной Европы. Объединяющий фактор. Одинаковая «чистая медь» с опр. примесями на всей этой территории. Типы выпускаемой массивной продукции (3): «крестообразные» втульчатые топоры-тёсла, топоры-молотки; уплощённые тёсла-долота.
Кикладская цивилизация
Введение 1 Хронология Список литературы Кикладская цивилизация Введение Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
Куписнике
Керамика Куписнике , Cupisnique — доколумбова культура, существовавшая на территории тихоокеанского побережья Перу в период примерно 1500—1000 до н. э. (о проблемах датировки и терминологии см. ниже). Характерным для Куписнике является особый стиль глинобитной архитектуры. В то же время, у неё было немало общих художественных и религиозно-символических характеристик с Чавинской культурой, существовавшей на этой же территории в более поздний период.[1]
Черкесск
Расположен в Предкавказье, на правом берегу реки Кубань. Железнодорожная станция. Начальный пункт Военно-Сухумской дороги (строилась в 1828-78 гг.).
Медные сплавы
Медные сплавы не принимают термической обработки, и их механические свойства и износостойкость определяются химическим составом и его влиянием на структуру.
Анастасий I
Анастасий I (ок. 430–518), император поздней Римской или Византийской империи (с 491 по 518). Родился в Диррахии (совр. Дуррес, Албания) в простой семье.