Неогрек


План
Введение
1 Европейские корни
2 Неогрек в Москве
3 Источники

Введение

Неогре́к — архитектурный стиль возникший в 1820-х годах основанный на «возвращении» к классическим греческим образцам. Отличается от классицизма (и ампира в частности) подчёркнуто археологическим детальным подходом к воспроизведению греческой классики очищенной от влияния древнеримской архитектуры и итальянского ренессанса; идеологически принадлежит к эпохе эклектики а не классицизма. В России (прежде всего в Москве) вошёл в моду в конце 1860-х годов и продержался до прихода стиля модерн в конце XIX века.

1. Европейские корни

У истоков архитектуры которую современники окрестили «неогрек» стояли француз Анри Лабруст (1801—1875) и немец Лео фон Кленце (1784—1864). Оба архитектора принадлежавшие к разным поколениям начали профессиональную деятельность уже после падения наполеоновской империи давшей имя стилю ампир когда в архитектуре доминировала ранняя эклектика. Их последователь шотландец Александр Томпсон (1817—1875) воспроизводил греческие формы столь скрупулёзно что получил прозвище «Грек» (Alexander «Greek» Thompson).[1]

Функционально архитектура европейского неогрека ограничена музеями парламентами и храмами (где обращение к греческим образцам оправдывалось высоким назначением здания). Библиотека Сен-Женевьев работы Лабруста — бесспорный неогрек снаружи однако её интерьеры подчинённые несущему железному каркасу вполне эклектичны — железные арки оказались несовместимыми с классическим ордером. Эклектичен был и сам стиль неогрек в том смысле что он развивался одновременно с другими «историческими» стилями (необарокко неоренессанс в России — «русский стиль» К. А. Тона и т. д.). 1830-е годы в Европе — расцвет историзма.[2]

2. Неогрек в Москве

Стиль неогрек не прижился в Санкт-Петербургe исключение — Новый Эрмитаж работы фон Кленце (1839—1852). С оговорками можно признать неогреком работы А. И. Штакеншнейдера в Петергофе (Новый Бельведер).

В Москву неогрек пришёл в конце 1860-х годов и благодаря таланту А. С. Каминского стал востребован в среде заказчиков и купеческого и (в меньшей степени) знатного происхождения. В Москве стиль неогрек обрёл новую нишу — пореформенные городские особняки. Первым таким особняком можно считать дом 6 на Моховой[3] — перестроенная в 1868 ампирная усадьба Шаховских в руках Каминского приобрела совершенно новые утончённые черты — в прорисовке фронтона и ионических колоннах напоминающих образец — Эрехтейон. Именно малые образцы греческой архитектуры подобные Эрехтейону оказались наиболее уместными в частных постройках.

Неогрек возникал и в дешёвом деревянном строительстве но в целом оставался достаточно дорогим «богатым» стилем. Особенность неогрека частных домов (в отличие от храмов и парламентов а также от ампира) — асимметрия планов. Дома планировались исходя из особенностей участков и удобства хозяев и ампирная симметрия в этом явно мешала. Например парадный вход в частный дом нецелесообразно располагать в центре фасада — и он смещается в сторону а стильный портик — на боковую стену обращённую во двор (дом Елагиной). На совершенно неклассический план накладывается «истинно-греческий» декор уменьшенный относительно классических образцов чтобы соответствовать новой сущности здания.

Первая волна стиля пришлась на 1870-е годы вторая — на 1890-е; в это время успешно работали М. Ф. Бугровский А. О. Гунст Р. И. Клейн А. Эрихсон. В конце 1890-х годов неогрек естественно и очень быстро сошёл на нет — стиль потерял старых заказчиков и не обрёл новых. Традиционные клиенты — верхушка купечества — обратились к новомодному модерну при этом строительство частных особняков вообще сократилось уступая место доходным домам. В этом сегменте рынка стиль неогрек практически не был востребован; в постройках для нужд казённых и благотворительных учреждений он был неуместно дорог. Последняя и вероятно крупнейшая постройка в этом стиле — Музей имени Пушкина арх. Р. И. Клейн (1898—1912 коробка здания закончена в 1904). К тому времени когда открылся музей стиль неогрек был почти забыт а на смену модерну пришёл ретроспективизм начала XX века.

3. Источники

В. Седов. Стиль неогрек в Москве. «Проект классика» 16.12.2001 [1]

«Викторианский стиль» в кн.: Власов В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства СПБ Лита 2000 ISBN 5-93363-004-7

xx


Источник: ru./wiki/Неогрек