План
Введение
1 Главные персонажи
2 Сюжет
3 Значение
4 Перевод
5 Адаптации
Список литературы
Введение
«Собо́р Пари́жской Богома́тери» — первый роман Виктора Гюго и первый исторический роман на французском языке. Опубликован в январе 1831 года.
1. Главные персонажи
Виктор Гюго создал в своем романе следующие известные яркие образы:
Эсмеральда — испанская цыганка
Квазимодо — звонарь Собора Парижской Богоматери, глухой горбун
Клод Фролло — священник, архидиакон, настоятель Собора
Феб де Шатопер — капитан королевских стрелков
Пьер Гренгуар — поэт, философ, драматург, впоследствии бродяга
Клопен Труйльфу — лидер Двора Чудес, нищий
Флёр-де-Лис — невеста Феба де Шатопера
2. Сюжет
6 января 1482 года в Париже идут «гуляния, объединяющие праздник Крещения Господня с древним языческим праздником шутов». В этот день, по традиции, на Гревской площади зажигают потешные огни, украшают деревья (своего рода прообраз рождественской ёлки).
По приказу кардинала Бурбонского Карла в центральном зале Дворца правосудия («Большая зала») должны были представить пьесу с участием персонажей из Библии, а также древнеримских богов — мистерию. Пьеса была посвящена планировавшемуся в то время бракосочетанию «сына льва Франции», наследника французского престола дофина Карла и Маргариты Австрийской. После мистерии должно было состояться избрание главного комедианта Парижа — шутовского папы.
Кардинал и почетные фландрские гости опоздали на мистерию, так как слишком долго слушали речи лектора университета. Над лекторами, экономами и попечителями издевается ленивый школяр (студент) Жан Фролло, младший брат одного из главных героев («А у нас в лавчонке всякой дряни по 4 штуки: 4 праздника, 4 факультета, 4 лектора, 4 эконома, 4 попечителя и 4 библиотекаря!»). Автор мистерии, Пьер Гренгуар, обещал договориться с кардиналом и представление началось в отсутствие Карла. Когда Карл, послы Фландрии (в частности, Гильом Рим и Жак Копеноль) явились, Пьер «в бессильной ярости сжал кулаки», ведь народу было уже не до гениального творения поэта. Последняя надежда довести до конца мистерию «рассеялась, как дым» когда народ с криками: «Эсмеральда на площади!» выбежал из дворца.
Состоялось избрание шутовского папы — им стал горбатый звонарь собора Парижской Богоматери Квазимодо. Пьер в отчаянии бежал из дворца. Ему негде было скоротать ночь, ведь на вырученные за мистерию деньги он рассчитывал расплатиться за жильё. Он решил разделить с народом радость и отправился к огню на площади. Там Пьер увидел танцующую девушку «такой красоты, что сам Бог предпочел бы её Деве Марии». После танца Эсмеральда стала демонстрировать необычные способности своей козочки Джалли, за что Эсмеральду критиковал стоящий в толпе священник Клод Фролло, наставник горбуна Квазимодо. Воры, нищие и бродяги чествовали своего нового горбатого короля. Увидев это, Клод срывает с Квазимодо одежду, отбирает скипетр и уводит горбуна.
Цыганка собирает деньги за свой танец и отправляется домой. Пьер следует за ней, в надежде на то, что у неё, помимо прекрасной внешности, доброе сердце, и она поможет ему с жильём. На глазах Пьера цыганку похищают Квазимодо и ещё некто, с закрытым лицом. Эсмеральду спасает блестящий офицер Феб де Шатопер. Эсмеральда влюбляется в него.
Следуя за девушкой, Гренгуар оказывается во Дворе чудес, где проживают парижские нищие. Клопен обвиняет Пьера в незаконном вторжении на территорию Двора чудес и собирается его повесить. Поэт просит принять его в их сообщество, но не выдерживает сложного испытания; нужно вытащить кошелёк у чучела с бубенчиками, да так, чтобы они не зазвенели. В последние минуты перед казнью нищие вспомнили, что по закону Пьер должен сказать, нет ли женщины, которая выйдет за него замуж. Если таковая найдётся — приговор отменяется. Стать женой поэта согласилась Эсмеральда. Он узнал её. Их «обвенчали» на 4 года. Однако девушка не даёт Гренгуару притронуться к себе. Как оказалось, Эсмеральда носила амулет, который должен был помочь ей найти родителей, но было одно весомое «но» — талисман действует только до тех пор, пока цыганка остается девственницей.
3. Значение
Роман был написан Гюго с целью вывести в качестве главного героя готический собор Парижа, который в то время собирались снести, либо модернизировать. Вслед за выходом романа во Франции, а затем во всей Европе развернулось движение за сохранение и реставрацию готических памятников (см. неоготика, Виолле-ле-Дюк).
4. Перевод
В русском переводе отрывки из романа появились уже в год его выхода в свет (в «Московском телеграфе») и продолжали публиковаться в 1832 году (в журнале «Телескоп»). Из-за цензурных препятствий русский перевод полностью появился не сразу. Первый полный перевод «Собора Парижской Богоматери» (вероятно, Ю. П. Померанцевой) появился в журнале братьев Достоевских «Время» только в 1862 году, а в 1874 году был переиздан отдельной книгой.[1] .
5. Адаптации
Роман Гюго многократно экранизировался (впервые — в 1905 году):
1905 — Эсмеральда
1911 — The Hunchback of Notre Dame (1911 film)
1917 — The Darling of Paris (1917 film)
1922 — Эсмеральда
1923 — Горбун из Нотр-Дама
1939 — Горбун Собора Парижской Богоматери
1956 — Собор Парижской Богоматери
1996 — Горбун из Нотр-Дама (мультфильм)
1997 — Горбун из Нотр Дама
1998 — Нотр-Дам де Пари (мюзикл)
1999 — Квазимодо
Список литературы:
Фридлендер, Г. M. Комментарии: Ф. М. Достоевский. <Предисловие к публикации романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери». Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в 15 томах. rvb/+(13 декабря 2007 г.).
Источник: ru./wiki/Собор_Парижской_Богоматери_(роман)
Другие работы по теме:
Базельский собор
Базельский собор, церковный собор, созванный в Базеле (Швейцария) папой Мартином V в 1431 для реформирования церкви, урегулирования военного конфликта с гуситами и воссоединения Западной и Восточной церквей.
Гюго в. - Квазимодо как образец духовной красоты
Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в этом вопросе подошли к решению древние греки. Но впоследствии о физическом совершенстве как то забыли наступало средневековье.
Анализ первой главы поэмы Облако в штанах
В первой главе поэмы «Облако в штанах» рассказывается о том, как к лирическому герою не пришла возлюбленная. Он мучается и страдает на фоне неуютного декабрьского пейзажа. Благодаря экстравагантной лексике и каскаду причудливых метафор поэту как нельзя более удачно удавалось передать силу человеческих страданий, их порывистую динамику.
Добро и зло в романе Гюго Собор парижской Богоматери
Виктор Гюго - великий французский писатель - прожил длинную жизнь, на протяжении которой много и плодотворно работал и оставил огромное творческое наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он создал немало поэм, стихов, драматических произведений, но для многих читателей Гюго, в первую очередь, автор известных романов «Человек, который смеется», «Труженики моря», «Девяносто третий» и т.п..
Гюго Виктор
(26.02.1802 - 22.05.1885) Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Бензасоне, департамента Ду. Его отец был офицером, дослужившимся при Наполеоне до генеральского звания. Однако гораздо большее влияние на Виктора оказывала его мать, придерживавшаяся монархистских взглядов.
Добро и зло в романе Виктора Гюго Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго – великий французский писатель - прожил долгую жизнь, в течение которой много и плодотворно работал и оставил потомкам огромное наследство. За 70 лет своей литературной деятельности он написал множество поэм, стихов и драматических произведений. Кроме того, Виктор Гюго - автор известных романов «Человек, который смеется», «Девяносто третий».
Первое прочтение романа М. Булгакова Мастер и Маргарита
Автор: Булгаков М.А. С одной стороны, можно сказать, что этот роман – фантастический миф, феерическое представление, но это всего лишь поверхностное впечатление, воссозданное «булгаковской чертовщинкой» для выражения остро-волнующей автора проблематики: борьбе добра и зла, предательстве, трусости, любви и милосердия.
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
"Богоматерь Донская" . Интерпретация темы "Богоматери Елеусы". К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху
Пигаль, Жан-Батист
«Меркурий, завязывающий сандалию» (1744, Лувр) Жан-Батист Пигаль (Jean-Baptiste Pigalle, 1714—1785) — разносторонний французский скульптор. Его именем названы площадь и квартал в Париже.
Иконография Казанской иконы Богоматери Воскресенского Новодевичьего монастыря
Фролова Ю. В. Иконография иконы восходит к самому распространенному в византийском искусстве типу - "Одигитрии". "Казанская" икона не имеет характерного жеста правой руки Богоматери, указывающей на Богомладенца Христа, как истинный путь спасения падшего человечества. Руки Марии не изображены на иконе и как бы сокрыты от зрителя.
Культура западноевропейского Средневековья
Средневековье - эпоха становления нового типа культур. Роль романской архитектуры в развитии западноевропейского искусства. Романский и готический стили. Внутреннее убранство романского и готического собора. Описание собора Парижской богоматери.
Готика
Во второй половине 12-го в. на северо-востоке Франции, в провинции Иль де Франс возник архитектурный стиль — готический. Название происходит от итальянских слов «маниера готика» — «готская манера» (от названия германского племени готов).
Амьенский собор
Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).
Алипий Печерский
Али́пий (Али́мпий) Пече́рский (? — 1114 г.) — преподобный святой, киевский мозаичист, иконописец и ювелир конца XI века, ученик греческих мастеров. Первый из названных по имени древнерусский живописец. Память совершается (по юлианскому календарю) 17 августа и 28 сентября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер).
Корвин-Круковская, Анна Васильевна
Анна Васильевна Жаклар (Корвин-Круковская) (фр. Anna Jaclard, 6 (18) октября 1843, Москва — 2 (14) сентября 1887, Париж) — русская революционерка и писательница, участница Парижской коммуны 1871.
Имперские соборы
Введение 1 Рейнские соборы 2 Прочие соборы 3 Список соборов Введение Кайзерский или императорский собор (нем. Kaiserdom) — традиционное название для романского собора, построенного под прямым покровительством императора Священной Римской империи. Главной отличительной чертой имперских соборов является наличие двух хоров в начале и конце нефа.
Фоше, Клод
Клод Фоше́ (фр. Claude Fauchet, 22 сентября 1744 — † 31 октября 1793) — французский священник и политический деятель. Биография До революции был викарием архиепископа в Бурже и придворным проповедником.
Стена коммунаров
Введение 1 История 2 После Парижской коммуны 3 Значение Введение Стена коммунаров (фр. Mur des Fйdйrйs — Стена Федералов) — часть каменной стены в северо-восточной части парижского кладбища Пер-Лашез, где 28 мая 1871 года были расстреляны 147 защитников Парижской коммуны, не пожелавших сложить оружие.
Братья Ленен
План Введение 1 Биография 2 Наследие Введение Луи Ленен. Счастливое семейство, 1642. Лувр Братья Ленен (фр. Le Nain), Антуан (Antoine) (ок. 1588 — 25 мая 1648), Луи (Louis) (ок. 1593 — 23 мая 1648) и Матье (Mathieu) (1607 -20 апреля 1677) — французские художники.
Лакруа, Кристиан
План Введение 1 Биография Список литературы Введение Кристиан Мари Марк Лакруа (фр. Christian Marie Marc Lacroix; 16 мая 1951) — французский модельер, консультант по стилю французского Монетного двора. Благодаря большому таланту получил прозвище «мастер с волшебной кистью»[1].
Флуранс, Гюстав
Гюстав Флуранс (фр. Gustave Flourens; 4 августа 1838 — 3 апреля 1871, Версаль) — французский политический деятель, один из руководителей Парижской коммуны, генерал, революционер-бланкист.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Анийский собор
Кафедральный собор Святой Девы в Ани , или Анийский собор — армянский кафедральный собор в городе Ани. Возведён в 989—1001 годах по проекту архитектора Трдата.
Кассини, Жак
Жак Кассини (фр. Jacques Cassini (1677 − 1756)) — французский астроном, сын Ж. Д. Кассини. Биография Родился в Парижской обсерватории, в 1691 окончил Мазариниевский коллеж и с этого времени работал в Парижской обсерватории, которую возглавил после смерти отца.
Геральдическая лилия
Геральди́ческая ли́лия (фр. fleur de lys, дословно «цветок лилии», или лилия ) — гербовая фигура, четвёртая по популярности среди естественных геральдических символов после креста, орла и льва. Флёр-де-лису соответствует символ U+269C Юникода.
Жоаннар, Жюль-Поль
Жюль-Поль Жоаннар (фр. Jules-Paul Johannard; род. 14 декабря 1837 г. Бон — ум. 1892 г. Лондон) — французский революционер — социалист, активный участник и один из руководителей Парижской коммуны.
Двор чудес
(фр. La Cour des Miracles) — в Средние века название нескольких парижских кварталов, заселённых нищими, бродягами, публичными женщинами, монахами-расстригами и поэтами.
Урбен Жан Жозеф Леверье
Работы Леверье посвящены решению проблем небесной механики. В 1839 г. он предоставил в Парижскую Академию наук доклад "О вековых возмущениях планетных орбит", изучив вопросы о устойчивости Солнечной системы.
Лео Делиб
Первые небольшие оперы Делиба не имели особого успеха. Имя его сделалось широко известным лишь после балета "Ручей", поставленного на сцене парижской Большой оперы в 1866 году. Затем был написан балет "Коппелия", поставленный там же в 1870 году.
Виктор Гюго
Виктор Гюго - великий французский писатель-романтик, поэт, драматург, романист.